Вера и верность

фото Д. ТанасиевичаВ марте 1974 года, через 29 лет после выхода Японии из войны, на одном из Филиппинских островов закончил свою войну один из японских воинов — подпоручик Онода. В конце 44-го он получил задание от майора Танигути и приказ воевать до тех пор, пока лично Танигути не даст команду «отбой». Дальнейшие события превосходят всякую фантазию.

В 1946 году по чащобам острова Лубанг (место происходящих событий) в сопровождении американских солдат ходит японец с мегафоном и оглашает джунгли вестью о капитуляции Японии. На его призыв сложить оружие из леса выходят разрозненные группы японских солдат. Оноды с подчинёнными среди них нет.

Его группа редеет. Один солдат сдаётся в плен в 1951-м. Через три года в перестрелке погибает второй. Ещё через восемнадцать (!) лет погибает последний соратник Оноды. Но подпоручик продолжает выполнять приказ. Одна за другой остров посещают делегации из Японии. В их составе родственники Оноды — отец и брат. Отец выкрикивает строки хайку:

Сколько воспоминаний
Вы разбудили в душе моей,
О вишни старого сада!

Сын слышит голос отца, но приказ выполнять не перестаёт. Наконец к воюющему подпоручику приезжает его непосредственный командир. Среди филиппинских джунглей стоящему навытяжку с винтовкой у ноги Оноде майор в отставке Танигути отдал приказ об отмене боевого задания. Война для Оноды закончилась.

Вот уникальный пример верности долгу, присяге, императору. Думаю, что если бы Онода был христианин и ему случилось бы попасть в руки мучителей, требующих отречения от Господа, то Церковь имела бы в святцах ещё одно имя — мученик Онода. Верность и твёрдость в одном неизбежно проявились бы и в других областях жизни.

Как правило, говоря о верности, мы касаемся одной из нескольких основных тем. Это верность Богу, верность в браке и верность Родине. Все три типа верности очень связаны между собой. Причём верность религиозная является как бы связующим звеном между двумя другими. Это потому, что верность Родине чаще всего имеет религиозное измерение. Это любовь к святыням алтарей, к «отеческим гробам», к священной истории своей страны и готовность за всё это умереть.

С другой стороны, верность семейная насквозь мистична и является прямым подобием верности Богу. У пророка Осии кланяющиеся идолам евреи уподоблены блудливой женщине, которую любит муж и которая, однако, постоянно изменяет ему. И апостол Павел уподобляет глубину отношений супругов отношениям Христа и Церкви.

Так что получается, в центре понятия верности расположены Бог и человек в своём взаимном отношении друг к другу. Затем, вблизи этой сердцевины находятся верность супружеская и гражданская. Далее идут верность сказанному слову, взятым обязательствам и прочие виды верности, плавно перетекающие в то, что мы называем честностью, надёжностью, порядочностью.

Чем выше дерево, тем глубже и мощнее его корень. Говорят, что дерево внизу столь же глубоко в корнях, сколь высоко оно на поверхности поднимается стволом и ветвями. Должен быть корень и у верности. Это религиозное и нравственное воспитание. У поручика Оноды и многих подобных ему таким корнем был и остаётся дух бусидо — моральный кодекс самураев, ставший одной из основ японской культурной традиции. Очевидно, что у нас должны быть свои корни, дающие подобные плоды. Это — вера в Бога.

Самый грубый слух не может не улавливать корневую связь между двумя этими понятиями — вера и верность. Я слышал однажды от одного глубоко образованного человека, что в древней иудейской традиции верующим называли не того, кто верит, что Бог есть. Подобное «разрешение» Богу «быть» ещё ничего не означает. На подобную «веру», как говорит апостол Иаков, способны даже бесы. Верующий человек означает человека верного, человека, через исполнение заповедей доказывающего свою преданность Господу. Отсюда несокрушимая твёрдость трёх отроков в Вавилоне. Отсюда же мужество Соломонии и её семи сыновей, чья мученическая смерть описывается в книгах Маккавейских.

Только Бог абсолютно верен Самому Себе и всему, что Он сказал. Человек всегда стремится к высшим степеням верности и других добродетелей. Таким образом, воспитание верности — это путь уподобления Богу. И подобно самой длинной дороге, начинающейся с первого шага, воспитание верности начинается с малого. Если ты сказал «я сделаю», значит, нужно сделать. Если ты сказал «приду в восемь», приди без пяти восемь, но никак не в полдевятого. Верность, как выносливость, воспитывается, тренируется. Говорят, купеческое слово ценилось больше любых гербовых бумаг с печатями.

В наше время людей больше всего волнует верность семейная, супружеская. Ещё бы! Вера в Бога считается делом частным и весьма отвлечённым. Тема Родины размывается с каждым годом, и что-то, а может, кто-то, стремится превратить человека в аморфного жителя Земли без гимна и флага, и, конечно, без чести и совести. Лишь бы с хорошим уровнем дохода. Остаётся семья, остаются сложности взаимоотношений. Это ещё печёт, и боль этой темы хороша. Она доказывает то, что человек жив. Если и эта тема его трогать перестанет, если безразличие распространится и на эту сферу жизни, то значит, человека пора закапывать. Он уже умер.

Страдая любовью к повторениям, скажу ещё раз: без верности Богу верность в личных отношениях — это всего лишь сентиментальная мечта или редчайшее исключение.

Но как её в себе развить, воспитать, вырастить?

Думаю, нужно носить в душе правильные мысли. «В мире нет женщин, кроме моей жены». «В мире нет мужчин, кроме моего мужа». «Я не должен (не должна) этого делать. Господи, помоги мне!» Чем это не броня? Мыслящий подобным образом человек похож на рыцаря, одетого в доспехи.

Слово «блудить» означает не просто телесные действия известного рода. «Блудящий» человек — это человек «блуждающий». Он, как неприкаянный, бродит туда и сюда, он не нашёл ни себя, ни своего места в жизни. Во время этого броуновского, то есть бесцельного, движения он входит в соприкосновение и временный контакт с такими же приблудами, как он сам. Человеку же нужен якорь. Нужна ясная голова и твёрдая почва под ногами.

И верность Богу, и верность человеческая испытываются. То есть искушаются. Взрослая вера — это «Осанна», прошедшая сквозь горнило страшных сомнений. И глубокие, верные отношения — это две жизни, огнём испытаний сплавленные воедино. К этому нужно готовиться.

Если воин идёт на битву, то ему нельзя слушать жалостливые или похотливые песни. Его дух нельзя расслаблять. Пусть только удары меча о щит и мужественные звуки военных песен доходят до его слуха. Жизнь — это тоже битва, и горе тому, кто войдёт в её гущу в соломенной шляпе и тапках на босу ногу.

Отнимите у человека семью, веру, Родину. Что от него останется? Нечто странное, имеющее вид человека. Нечто похожее на стоящий в витрине манекен. Можно натягивать на него любые рубашки и пиджаки — он не согреет их своим телом, не передаст им свой запах. У него нет ни тепла, ни запаха. В редкие минуты, когда он захочет пооткровенничать, вы можете услышать горький рассказ о том, как у него украли веру, отобрали Родину и как разрушили его семью. Сострадайте ему и жалейте его, но знайте, что это лишь малая часть правды. На самом деле он сам потерял веру, сам покинул Родину и сам развалил семью. И всё потому, что был он самовлюблён и суетен, поверхностен и невнимателен. И ещё — он не был верен. Ни Символу веры, ни воинской присяге, ни брачной клятве у алтаря.

Простите меня те, кто искал в моих словах о верности конкретных советов и рекомендаций и не нашёл их. Я и сам хотел бы знать больше об этом священном предмете. Но вытащить из шляпы зайца, которого ты туда не положил, не сможет даже самый великий фокусник. Мне, как и вам, ещё предстоит долго учиться и самовоспитываться, чтобы достичь цели и насладиться плодами великой добродетели — верности.

Богу, семье, Родине.

Ранее опубликовано: № 4 (34) Дата публикации на сайте: 02 Октябрь 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 21 из 21
18:37 10.03.2014 | Анна
Спасибо.
01:42 08.05.2013 | Любовь
Полное разоблачение блудников. Так и есть. Спасибо. Слава Богу, что есть эта статья. Многое стало на свои места и точки над и расставлены.
20:18 04.04.2012 | Екатерина
Батюшка, большое спасибо за статью! Пусть Вам помогает Господь!
10:04 14.08.2011 | andrew_deba
спасибо за статью!

Не будем вытаскивать из шляпы зайца, которого там и нет. Попытаемся его поймать своими руками :)
18:59 21.10.2010 | Коржик
Степан, возможно Христос запретил Петру Себя защищать по причине того что знал что с ним будет и даже в это время берег Петра + по поводу "правой и левой щеки" - Кураев говорит что это не следует воспринимать дословно - а типа если обидели тебя словом или рукой - то лучше подставить правую щеку нежели ответить в гневе, т. е суть в том чтобы не принимать решения с горяча - лучше отойти , даже получить по еще одной щеке - но не рубить с горяча
13:28 04.08.2009 | Лидия
Корень верности - религиозное и нравственное воспитание. Спасибо Вам за эту мысль. Спасибо Вам за Вашу просветительскую деятельность. Учусь быть верующей.
22:38 23.07.2009 | света
Я нашла все ответы на свои вопросы.
Нет любви - нет веры, нет веры - нет любви, Верность - это любовь и наоборот. Любовь - мудрость, мудрость без любви- демагогия. Без любви к родине и себя-то не примешь, не полюбишь.
23:46 02.02.2009 | Никита
Спасибо за еще одну прекрастную статью. Прочитал с удовольствием. Буду и далее читать ваш замечательный журнал!
23:46 01.02.2009 | Наталья
Какие чудесные статьи вы пишете,батюшка! Ваш журнал открыла для себя недавно - читаю-зачитываюсь! А вы, батюшка, пишите по больше...Ваш талант - истинный дар Божий!!
04:31 31.10.2008 | Basil
очень нравиться слушать вас на радио Ера FM по пятницам, жаль только что так мало
18:31 20.10.2008 | Николай
>И всё потому, что был он >самовлюблён и суетен, >поверхностен и >невнимателен. И ещё — он не >был верен.
Жизнь неизмримо сложна,
и судить таким образом людей,
стоит ли?
11:45 16.10.2008 | Наталия
Спасибо!!!
17:22 15.10.2008 | Степан
Спасибо.
Будем искать.
:0)
13:43 15.10.2008 | Степан
Николай, по поводу "Не сказал ведь, бросьте оружие и идите подставляйте щеки".
Не нужно глубоко изучать жизнь ранних христианских общин чтобы быть с вами несогласным, достаточно еще раз перечитать Нагорную проповедь.
Согласен о важности личности Крестителя в истории спасения, Иисус говорит о нем "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя",
но потом добавляет - "но меньший в Царстве Небесном больше его".
Именно поэтому христианин очень серьезно воспринимает слова "А Я говорю вам...".

Комментарий редакции:
Степан, попробую посоветовать Вам прочесть книгу Ивана Ильина О сопротивлении злу силою. А также Три разговора Владимира Соловьева. Читайте первый разговор.
Надеюсь, Вы найдете в этих книгах ответ на Ваше недоумение. Помощи Вам Божией.
Иеродиакон Савва.

17:22 14.10.2008 | Виктор
Огромное спасибо за статью! Очень, очень точно.
И Онода.. По ассоциации вспомнилось:
http://sergmos.livejournal.com/67950.html
10:30 13.10.2008 | Glab4a
Очень актуальная тема-особенно о родине(в связи с последьними происшествиями в нашей стране на политическом фоне).Власть везде от Бога,-только мы же ею и пренебрегаем.Так же немаловажно верность Богу и семье.С потерей одной теряется и другая.Очень нуждаются такие люди в поддержке и обьяснении-ведь эта потеря может восстановиться.Мы не безгрешны-и если человек оступился-надо обязательно протянуть руку помощи.Большое спасибо моей мамочке, которая помогает всем кто нуждается и даже не просит
13:08 10.10.2008 | Николай
Степан, когда Иоанн Креститель крестил народ и проповедовал грядущего Мессию, к нему, в частности приходили воины, и говорили "что нам делать?". "И рече им: никогоже обидите, ни оклеветайте, и доволни будите оброки вашими". Не сказал ведь, бросьте оружие и идите подставляйте щеки.
14:18 09.10.2008 | Степан
Очень интересная тема...
извините, но для меня действительно важен вопрос о верности в том контексте, какой задал автор.
Очень не хочется уподоблятся садуккеям с их искушениями, но все же как парню можно совместить верность Родине, которая говорит, что он должен служить в армии и соответственно исполнять все приказы, и верность Иисусу Христу, Который говорит "Когда тебя ударят в правую щеку, подставь левую" и запретил даже Петру защищать Его в Гефсимании?..
С Богом!
14:11 08.10.2008 | Валерий
Спаси вас,Господи о.Андрей! Как раз о верности Богу я придавал малое значение!
11:30 05.10.2008 | Дмитрий
Хорошая статья. Спаси вас, Господи, отец Андрей!
11:30 03.10.2008 | ReAlex
>Тема Родины размывается с каждым годом, и что-то, а может, кто-то, стремится превратить человека в аморфного жителя Земли без гимна и флага>

Разве в Христианстве тема Родины занимает значимое место?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: