Властелин Карпат

Далеко, на самом крайнем западе бывшего Советского Союза, лежит у подножия Карпатских гор древняя славянская земля. На протяжении многих столетий приходили сюда с мечом в руке иноземные захватчики, строившие на диких скалах свои замки. Бывали здесь и венгры, и немцы, и чехи.., но до сих пор жива самобытность гордых карпаторуссов. Об одном из самых загадочных властителей Карпатской Руси, — князе Федоре Корятовиче (? — 1414) мы и хотим рассказать сегодня.

В 1923 году на пражской киностудии «Баррандов» (аналог нашего «Мосфильма») чешским режиссером К. Юстой был снят первый немой фильм, рассказывающий об истории Закарпатья. Главным действующим в нем лицом, как раз и был герой нашего повествования, — подольский князь Федор Корятович, который всей своей жизнью показал, насколько переменчива судьба человеческая и неисповедимы пути Господни…

Федор Корятович (иначе Теодор Кориатович) был сыном великого князя новгородского Михаила Кориата и происходил из династии Гедиминовичей, — великих князей Литовских. Право на правление в Подолии, семья Корятовичей получила от своего дяди, — великого князя Литовского Ольгерда (1345…1377). После Кревской унии 1385 года (династического объединения Польши и Литвы в единое государство) их положение резко ухудшилось, в первую очередь из-за того, что они исповедывали православие. Другой же причиной ослабления их семьи стали амбиции нового литовского князя Витовта (будущего героя Грюнвальдской битвы с Тевтонским орденом), который стремился к абсолютной централизации власти в Литве. Витовт незамедлительно начал военные действия, и спустя несколько лет изгнал семьи Ольгердовичей и Корятовичей из их родовых владений.

Сам князь Федор Корятович был в 1393 году побежден в сражении войсками Витовта, пленен им, а затем содержался некоторое время в темнице города Вильнюса, откуда ему удалось бежать, выказав при этом необыкновенные хитрость и смекалку. Однажды, когда князь уже совсем пал духом и смирился со своей участью, к нему неожиданно пришла помощь. Глубоко преданный Корятовичу верный его слуга, сумел каким-то неведомым нам способом проникнуть в темницу, где томился узник. Князь поменялся с ним одеждой, и многократно рискуя жизнью, ухитрился, не обратив на себя внимания, пройти весь путь от дверей камеры до ворот тюрьмы. На улице его уже ждали оседланные лошади, а в соседнем с городом лесу, — жена, слуги и небольшой отряд дружинников, которые отказались покинуть своего повелителя…

Но куда было деваться князю-беглецу? Долго размышлять времени не было, и, наконец, приняв решение, Корятович отправился в соседнюю Венгрию к своему старому союзнику и родственнику, — королю Сигизмунду Люксембургскому. Тот гостеприимно принял изгнанника, но военной помощи оказать ему не смог, так как сам был занят непрекращающейся борьбой с баронской вольницей. Вместо этого король Сигизмунд предложил Корятовичу остаться в его стране навсегда, в качестве вассала венгерской короны. Князь Федор принял это предложение (других-то вариантов все равно не было) и в 1396 году получил в ленное владение Мукачевскую доминию (область) Закарпатья вместе с городом и мощным замком. С этого момента и начинается настоящий взлет Мукачево как центра политического влияния, религии и торговли в регионе, и всему этому город несомненно обязан нашему герою.

Главной резиденцией князя Корятовича стал, естественно, Мукачевский замок, который буквально овеян народными поверьями и таинственными легендами.

Будучи умным правителем, Федор Корятович коренным образом перестроил крепость, сообразуясь с новыми европейскими веяниями в фортификационном искусстве. С 1401 года в замке появляются новые стены, башни и жилые помещения, соединенные между собой сложной системой переходов, среди которых был и, так называемый, «коридор смерти»! Сохранившийся и поныне, он представляет собой довольно длинный проход между двумя комнатами, причем в потолке проделано множество небольших отверстий. Когда неприятельские солдаты врывались в этот коридор, на них внезапно проливался настоящий душ из расплавленного свинца!

На тот случай, если замок подвергнется длительной осаде, князь приказал выдолбить в скале под Старой башней (донжоном) колодец, который обеспечивал бы защитников крепости водой. Это удивительное по тем временам гидротехническое сооружение сохранилось в первозданном виде и по сей день. Глубина колодца достигает 85 метров, с диаметром верхней части в 2,5 метра! В его стенах до глубины 71 метр была выдолблена винтовая лестница шириной полтора метра с 24 ступенями, а почти у самого дна устроены два запасных резервуара-хранилища для воды. Воду из колодца поднимали с помощью ворота с двумя ведрами, — когда одно из них поднималось наверх, другое опускалось вниз. Словом, это было чудом тогдашней техники…

«…Несколько лет подряд, — повествует летописец, — долбили скалу подданные князя; продырявили, кажется, гору насквозь, а воды в колодце все не было и не было! Сильно волновало это князя Корятовича, так как в случае осады, без воды долго в замке не продержаться. И вот тогда в сердцах князь пообещал мешок золотых монет тому, кто добудет в скале воду! И, о чудо, не прошло и минуты, как пред Корятовичем возник маленький смуглый человечек. Получив подтверждение, что он получит мешок золота, незнакомец тут же прыгнул в колодец. И вдруг все загрохотало, забурлило, вверх полетели камни, а в воздухе запахло серой! Потом все стихло, и над краем колодца появился карлик, который торжественно заявил, что на дне его появилась вода. Пообещав через три дня вернуться, незнакомец велел приготовить к этому времени мешок обещанного золота и исчез куда-то…

Загрустил тогда Корятович, потому что хотя и был он князем, но мешка золотых монет у него не было. Однако хитрый шут властителя замка решил помочь своему хозяину и одурачить черта, ведь все уже поняли, что только сам сатана мог так быстро пробить скалу и найти там воду! Посоветовал шут князю положить в маленький мешочек несколько золотых монет и отдать его черту, так как не было ведь условия, каким именно должен быть мешок! Дьявол страшно рассердился, получив такую «плату», долго ругал Корятовича, а затем прыгнул обратно в колодец. Не один день он там бушевал, но потом все же затих, а колодец заполнился чистейшей и вкусной водой!«

В наши дни колодец высох, однако современные мукачевцы утверждают, что и сейчас иногда из глубины его доносятся неясные гул и шум. «Это ругается черт, — говорят они, — но выйти оттуда не осмеливается; ему стыдно, что позволил людям так хитро себя обмануть…» Кстати, в другой легенде говорится, что однажды во время тяжелых и долгих дней осады защитники замка поддерживали связь с внешним миром именно через этот колодец, у которого был выход прямо к Латорице. «Случилось как-то, — повествует предание, — что пустили в колодец утку, которая потом появилась уже на реке».

Закончив, таким образом, перестройку замка, Федор Корятович пополнил и его боевой запас, — в арсенал было дополнительно завезено 70 бочек черного пороха и 164 пушки различных калибров. Так что, к началу XV века Мукачевский замок превратился в могучую военно-стратегическую крепость на северо-восточной границе Венгерского королевства.

Укрепленному таким образом замку, конечно же, нашлось применение. Как верному вассалу короля Сигизмунда, князю Корятовичу пришлось вести долгую и трудную борьбу с мелкими местными феодалами, — рыцарями-разбойниками, не признававшими ничьей власти и беззастенчиво грабившими купцов и местное население. Отзвуки этого противостояния донесла до нас одна из легенд…

«…За дремучими лесами, за глубокими оврагами, в горах на берегу речки Броньки, на высокой крутой скале стоял «Черный замок». Когда и кто его построил — никто не знает. И жили в том замке злые разбойники, которые из своего осиного гнезда делали набеги на чужие владения, грабили и издевались над простым людом так, что уже терпеть их было невмоготу! Старшим над разбойниками был рыцарь Бринда. И был у Бринды «татош» (жеребец) на трех «лабах» (ногах), и прыгал тот «татош» с горы на гору так, что ни один конь не мог его догнать. А подковы у «татоша» были прибиты к копытам задом наперед, и никто наверняка не мог знать, куда Бринда поскакал. И был в том замке большой двор и подземные ходы, куда Бринда со своими разбойниками прятал награбленное добро.

Долго терпел народ издевательства Бринды, но, в конце концов, терпение у людей кончилось, и решили они просить защиты у князя Корятовича. Долго думал князь, как изгнать Бринду из края и решил его перехитрить. Собрал народ со всех окрестных сел всяческий скот и птицу: быков и коз, овец и свиней, уток, гусей, кур и индюков. А на рога быкам привязали смоляные факелы. Когда же стемнело, факелы зажгли, а крестьяне вооружились кто чем мог и вместе с княжескими дружинниками со страшным криком погнали все стадо на город. И начал скот реветь всеми голосами!

Как услышал Бринда этот ужасный рев и увидел множество огней, он не на шутку испугался и сказал своей жене: «Я разные языки понимаю, но того, что слышу, не могу понять!» И как стало стадо приближаться к замку, вспрыгнул тогда Бринда со страху на своего «татоша» и начал убегать от людского гнева. Сначала прыгнул он на гору Водицу, ибо мог его скакун с горы на гору прыгать, и приземлился на большую каменную плиту. Еще и по сегодняшний день на этой плите видны следы «татоша», — следы трех подков!

А как убежал из замка рыцарь-грабитель со своей женой, то разбрелись по лесам и его люди. Князь же Федор Корятович приказал своим воинам и местным крестьянам разрушить разбойничье гнездо, и с того времени лежит замок в руинах…«

Но не только войнами занимался наш герой, ведь многие его начинания были связаны и с культурно-просветительской работой в подчиненном ему крае! Надо отметить, что на, так называемой, Чернечьей (монашеской) горе близ Мукачева уже с одиннадцатого века начала складываться православная иноческая община, куда приходили люди со всей Руси. В XIV же столетии здесь возник довольно крупный по тем временам Свято-Николаевский монастырь, и князь Корятович вместе со своей женой Ольгой приложили немало усилий для его укрепления. Даровав обители богатые земельные угодья, герой нашего повествования создал тем самым, как бы островок православия, посреди окружающих Мукачево католических областей! В стенах обители не только велась хроника и переписывались книги, но и создана была обширная библиотека, где монахи собирали редкие инкунабулы. Кроме того, здесь действовала школа, которая поддерживала связи с балканскими и восточноевропейскими центрами православия…

Князь Федор Корятович, прожил долгую и интересную жизнь, наполненную к тому же множеством бурных событий. Скончался он в 1414 году уже в пожилом возрасте, оставив Мукачевский замок во владение своей жене, — княгине Ольге. Та не на много пережила любимого супруга, и после ее кончины в 1418 г., могучая крепость вновь вернулась в собственность венгерского короля Сигизмунда.

Шли века, менялись правители, но и по сей день имя князя Федора Корятовича не забыто закарпатцами. В одном из внутренних двориков Мукачевского замка вот уже многие годы стоит на постаменте бронзовая статуя героя нашего рассказа. В правой руке князь Федор Корятович сжимает свиток пергамента, а вытянутым указательным пальцем левой указывает вниз, как бы говоря потомкам, что именно здесь, на этой земле, он крепил православие и развивал славянскую культуру.

От редакции:
Статья написана за два дня до смерти автора. Просим читателей молиться о упокоении души раба Божия Вячеслава.

Ранее опубликовано: № 2 (7) Дата публикации на сайте: 13 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Властелин Карпат

Станислав Горяйнов
Журнал «Отрок.ua»
В одном из двориков Мукачевского замка стоит на постаменте бронзовая статуя героя нашего рассказа. В правой руке князь Федор Корятович сжимает свиток пергамента, а вытянутым указательным пальцем левой указывает вниз, как бы говоря потомкам, что именно здесь, на этой земле, он крепил православие и развивал славянскую культуру.
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: