Время перемен

Человек растёт всю жизнь. Когда прекращается рост тела, душа продолжает расти и развиваться. Порой, замерев посреди всеобщей суеты, замечаешь, что рукава одежды твоей души стали коротковаты, и в плечах жмёт. Становится тесно, неуютно, и что-то нужно предпринять, и хочется перемен... Когда мы не в ладу с собой, хочется срочно изменить мир, населить его другими людьми — мудрыми, добрыми и красивыми, — и реже всего приходит мысль о том, что дело, может быть, не столько в мире, сколько в нас самих...

Моменты переоценки, когда жить по-старому уже невыносимо, а по-новому — ещё трудно и больно, в психологии называются возрастными кризисами. За годы жизни человек не один раз «вырастает» из своей действительности. И наша жизнь в Церкви — не исключение. Если присмотреться, закономерности возрастных кризисов можно увидеть и в духовной жизни человека.

Кризис первого года жизни: мир с ног на голову

К концу первого года жизни ребёнок меняет горизонтальное положение тела на вертикальное, иначе говоря, встаёт на ноги. Теперь он чувствует землю под неокрепшими ногами. Кризисность возраста заключается в том, что мир перевернулся. Тело изменило своё положение в пространстве, и всё стало выглядеть совсем иначе: вещи, люди, солнце. Стало возможным самостоятельно взять желаемое, но многие привычные вещи (материнская грудь, доступность маминых рук в любое время суток) теперь закрыты навсегда. Ребёнок к концу первого года жизни способен испытывать не только физиологические потребности — в пище, питье, сне и т. п., но и ярко выраженные потребности в общении, впечатлениях, эмоциях, безопасности.

Обретая Бога, впервые встречаясь с Ним, человек начинает чувствовать почву под ногами. Помню, как перевернулся мой мир, когда я узнала, что называть соседку дурой — грех, но ещё больший грех так считать. Находясь в «горизонтальной» плоскости и разглядывая мир не вглубь, а вширь, я привыкла верить, что ненавидеть врагов — это естественный закон сохранения лица. Как странно было вдруг открыть, что моё тщеславие и упрямство — вовсе не добродетели. Было новостью, что у Бога можно просить ещё что-то кроме «насущного хлеба», квартиры, машины...

Неокрепшие ноги и мой первый, несмелый шаг — осуждать нельзя! — бух! — и я лежу. Встаю, плачу, обижаюсь. Второй шаг — обманывать грех! — и снова я на пятой точке...

Переломный момент в жизни. Я узнала, что нужно жить иначе, чем я жила, но мне хотелось спрятать, как страус, голову в песок от новых знаний. Это слишком сложно — учиться ходить. Но, в отличие от физического перемещения в пространстве, идти духовными шагами твёрдо, не спотыкаясь и не падая, я так и не научилась...

Кризис трёх лет: «Уйдите все! Я сам всё знаю!»

В три года сознание ребёнка отделяется от сознания матери. Это начало становления личности. До трёх лет ребёнок ещё живёт жизнью мамы и близких родственников. Но вот приходит момент, когда необходимо проверить свои силы, узнать, на что способно тело и ум. У детей появляется новый опыт в разных отраслях — самостоятельный выбор одежды, первые попытки читать и рисовать. Дети в этом возрасте очень трепетно относятся к своим первым обязанностям «взрослого» человека, самоутверждаясь таким образом. Кому приходилось общаться с детьми трёх лет, знают этих маленьких деспотов. Помню свой ужас, когда услышала от малолетней дочери, что она сама знает, как ей жить, а потому в садик будет одеваться сама. Меня же обвинили в том, что я ничего не понимаю, и вообще мне лучше помалкивать. Детям трёх лет обидна помощь со стороны. Они уверены, что приобретённый ими опыт — самый истинный. Все вокруг кажутся врагами, посягающими на их свободу.

В семье Нины Петровны все ходят на цыпочках. Нина Петровна научилась читать. Читать на церковнославянском — псалмы, акафисты и каноны. Теперь ей приходится тяжело: огромное правило, нужно молиться о несмышлёном муже, отступнике сыне и распутнице дочери. С мужем Нина Петровна больше не разговаривает — слышать о политике и финансовых махинациях власть имущих — значит осквернять свой слух. С детьми не лучше. Всю жизнь положить на воспитание сына — и получить «вот это» взамен! Он бесноватый, точно. В пост с друзьями на шашлыки собрался! Дочери пропето трижды «анафема» — в таких коротких юбках ходят только блудницы.

Если бы семья Нины Петровны умела молиться, она бы тоже молилась (а может, и молится, как может). Молилась бы о том, чтобы мама перестала считать их еретиками, чтобы дома снова включался телевизор и пеклись пироги с мясом, чтобы мама снова стала красивой и милой, как была прежде. Возможно, у мамы и любимой жены пройдёт этот кризис, и она перестанет насильно менять мир вокруг себя деспотизмом и морализаторством. И хоть однажды покажет, что же такое любовь к ближнему, на деле.

Кризис семи лет: социализация и новые роли

Ребёнок вырос и идёт в школу — с этим и связан кризис семи лет. Новые друзья, первая учительница, первые победы и выступления, спортивные кружки и ответы у доски. Ребёнок становится социальным существом. Жизнь его — как жизнь взрослого: в ней роли, правила, надежды и амбиции. Прежняя, детсадовская жизнь — скучна и по-детски наивна. Младшие товарищи требуют снисхождения и жалости, а дружить так интересно со старшими. Жизнь младшего школьника зависит от мнения окружающих людей — друзей, учителей. Ребёнок в этом возрасте ориентируется на похвалу. Приоритетом для ребёнка становится построение социальных связей.

Иван в Церкви уже давно. Прошло пылкое и горячее неофитство и период борьбы с демонами в других людях. Святые отцы через бессмертные творения объяснили, что бороться нужно с демонами внутри себя — то есть со своими страстями. В церкви появились новые знакомые и друзья, люди интересные и почти святые. Священник стал доступным для любого едва назревающего вопроса. Смеётся Иван, когда вспоминает, как жался у стены, не зная, как правильно взять благословение и что при этом нужно сказать. Теперь он помогает в храме — у него есть послушания и обязанности, очень серьёзные и ответственные. Иногда Иван чуть ли не священника заменяет, отвечая на вопросы зевак... Жизнь церковного клира он видит изнутри и с любым архиереем чувствует себя «бывалым».

Иван с радостью, словно старший брат, объяснит новичкам, как ставить свечи и что такое сорокоуст. Он проведёт к священнику через другой вход и угостит просфорой из кармана. Он улыбчив и всем доступен, всегда занят, но... Иногда в церкви бывает скучновато, особенно в будни, когда нет зевак и случайно зашедших, когда некому рассказать о вере и о спасении. Скучно, когда в театре его жизненной пьесы нет новых зрителей.

Иногда Иван сидит задумчивый. Церковь стала вторым (а по значимости первым) домом. Он уважаем и любим, он знаком всем прихожанам, он «свой парень», и на него каждый может положиться. Откуда же эта гнетущая пустота в душе? Пустота, которую не заполнить разговором с зеваками и социальной успешностью? Всплывают в памяти клише из учебников по философии о «форме» и «содержании». Идеально построенная форма социальных связей и атмосферы в храме как-то незаметно подменила содержание души.

Подростковый бунт: «Не мешайте мне искать свою правду!»

Подростковый возраст в психологии обозначен как самый трудный. Время поиска, ломки стереотипов, краха идеалов и авторитетов. В норме развития человек в этом возрасте должен условно «уйти из дома»: от родителей, близких и даже от себя. Уйти, чтобы вернуться совершенно другим — повзрослевшим и с багажом первых неудач. С верой и надеждой на новую жизнь, с зародышем Любви.

Первые испытания веры. Жил себе человек в Церкви и радовался. Тусклые будни, работа, учёба, семья, быт, серость. В храм заходишь — и всё как во сне, всё иначе. Улыбки, доброта, всё своё, родное. Всё прозрачно и ясно: исповедь, Причастие, вечерние и утренние молитвы, соборование в Великий пост. Здесь земной поклон, а здесь трижды «аллилуия».

Всё так спокойно, но вот «сон» прошёл. Очнулся и понял — священник не авторитет (он ничем не лучше меня), люди в храме — снобы и притворы, а святые отцы жили слишком давно, чтобы понимать мои страдания, и хочется переиначить мир и всё вокруг.

«Уйду — и пусть думают, куда я вдруг пропал! Умру — и пусть плачут на моём отпевании! Заболею — и пусть сидят у моего больничного одра и прощения просят! Живут не так, молятся не так, всё делают не так...

День, два, месяц... молитвослов под толстым слоем пыли, и засохшие кусочки просфоры... Бог забыт мною. Мне стыдно. Я всё знаю, всё понимаю. Но я бунтую! И имею на это право! Причаститься бы... Но я недостоин, я столько всего натворил за это время!»

Тянет почитать «не ту» книгу, сходить в то самое худое сообщество, которое разрушает добрые нравы. Начинаешь понимать, что, несмотря на церковные Таинства, жизнь идёт не к началу, а к концу — и так многое хочется успеть попробовать — прыгнуть с парашютом, нырнуть на дно океана, а иногда хочется того, в чём и признаться страшно даже себе самому. И хочется спрашивать у всех прохожих: «А Вы как живете? Во что верите? Кому верите?»

Человек противоречит сам себе. На то подростковый возраст и назван переходным. Перейти из детства во взрослость, не потеряв себя на этом мосту-переходе. Найти себя, не надев впопыхах чужую «взрослую» маску. Стать взрослым и зрелым. Стать настоящим человеком. Стать собой.

И снова нужно что-то менять. И снова эти изменения приносят боль. И хочется как прежде — стабильно и ясно. Но это уже невозможно. И снова понимаю: менять нужно что-то внутри себя. Иначе недалеко и до богоборчества...

Перечень кризисов на этом не заканчивается — впереди кризис юности, средних лет, зрелости... Кроме хрестоматийных кризисов существуют и индивидуально переживаемые. Все даты и цифры условны, но закономерности развития очевидны. Бояться кризиса — стоит ли? Кризис — это тот момент в жизни, когда прежнее существование становится уже невозможным и нужно что-то менять.

В книгах по психологии можно прочесть о «застревании» на кризисе, отсутствии взрослости и индивидуальности, проще говоря — инфантилизме. Ребёнок изучает других через себя, — это путь эмоций и впечатлений. Это путь бунтарства и попыток изменить всё вокруг. Человек взрослый, отвечающий за свою жизнь, изучает себя через других, — это путь сердца, путь к себе, путь настоящих перемен.

Преподобный Серафим Саровский дал нам рецепт, как правильно переживать кризисы и не останавливаться в пути: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». А потому каждый раз, когда в голову приходит мысль, что нужно срочно спасать мир, стоит внимательно посмотреть в своё сердце и начать с себя.

Ранее опубликовано: № 2 (38) Дата публикации на сайте: 25 Июнь 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 14 из 14
18:20 12.12.2010 | Валентина
"Человек взрослый, отвечающий за свою жизнь, изучает себя через других, — это путь сердца, путь к себе, путь настоящих перемен".
да.
вот почему, оказывается, иногда так естественно уходят из моей жизни люди, вот почему иногда таки необходимо набраться решимости для того, что бы отдалится или уйти от тех, кто тянет вниз. хотя бы до тех пор, пока преодолеешь ступень роста. и сможешь подать руку, крепко став на обе ноги.
как же важны наставники и светлые люди в жизни. что бы увидеть в них себя и обрести надежду.
спасиБог, Анна!

08:26 06.05.2010 | Артём
Спаси Бог, Анна! Так точно всё написано и главное во время таких переломных моментов не испугаться, не спрятаться, а идти дальше, веря в то что Господь не оставит!
15:15 18.07.2009 | анна леик
спасибо Михаил, помоги Вам, Господи
14:35 18.07.2009 | Михаил
Еще раз убедился, что в жизни ни чего само собой, "как бы случайно" не происходит, а все по промыслу Божию! Зашел в Интернет совсем с другой целью, но оказался именно здесь и прочитал эту статью. Как здорово, что кто-то умеет так хорошо и не мудрено изложить те основные сомнения, метания, терзания и падения души человеческой, вставшей с помощию Божией на путь истинного спасения! Читать и узнавать во многом себя! Враг не дремлет и действительно (хорошо зная наши слабости) влагает в наши сердца и ум именно те мысли, которые могут свернуть нас с пути спасения. Выбор за нами, с кем нам быть. Буди милость Твоя, Господи на нас, якоже уповахом на Тя; на Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь
00:34 17.07.2009 | Вікторія
дякую! спаси Господи!
19:12 12.07.2009 | Людмила
Мені здається, що останнім абзацем висловлена вся суть бажаної поведінки під час конфліктів
17:16 29.06.2009 | ludmila
Spasibo!!! Pomogli!
18:42 27.06.2009 | Наталья
Только змеи сбрасывают кожу
Чтоб душа старела и росла
Мы, увы, со змеями не схожи -
Мы меняем души, не тела.
Николай Гумилев
00:36 27.06.2009 | Андрей
Спаси Вас, Господи, Анна! Враг постоянно подвигает на борьбу с кем и с чем угодно- с еретиками, масонами и.т.д.,и.т.п. , и я постоянно этому поддаюсь. Так ведь "легче"-
не молиться, не каяться, а осуждать, "обличать". Помоги, Господи, не быть таким, даруй смирение и любовь...
20:14 26.06.2009 | Ольга
очень здорово.
На себя примеряла, пока я в начале пути...
спасибо, что показали, чего еще можно ожидать
15:35 26.06.2009 | Дмитрий
Хорошо сказала...
14:30 26.06.2009 | елена
Здорово написано. Менять себя очень тяжело.Особенно осознать что менять и нужно только самого себя.Спасайся сам,борись со своими грехами и не осуждай...Как это трудно понять,а сделать еще трудней.
10:53 26.06.2009 | Александр
Супер:)
Очень понравилось
08:23 26.06.2009 | Marina
Нет, это невозможно! Невозможно прекрасно! Разве может быть Бог ТАК близко?! Среди всей этой мерзости, в которую я себя поместила, вступив в переходный возраст?!
Спасибо, Анечка! Спасибо за то, что не промолчали. Значит, ведет Господь. Значит, все не зря.
Это - то, что выстрадано мною вчера вечером:
"Верность Богу – то, что нужно вынести с поля этого боя. Как бы ни хотелось обвинить всех людей в лукавстве, малодушии, слабости, битва всегда идет внутри человека, внутри меня. Цена вопроса уже не столько в самом спасении, не в том, чтобы дойти до конца – в том, чтобы стоять твердо в доверии Ему каждый день, каждый час, каждую минуту. Без Причастия не обойтись."

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: