Всеправославный епископ

Идеал православного монашества — с уединённой молитвой и безмолвием — мало понятен западному миру. Практичная Европа и расчётливая Америка даже святость хотят измерять в категориях «общественной пользы»...

Но ХХ век многое изменил — и на карте мира, и в людских головах. Когда через границы бывшей Российской империи хлынул поток эмигрантов, которые хранили русские иконы и строили православные храмы, — мир встретился с Православием лицом к лицу. Настоящим откровением о Православии стал для мира наш земляк — святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Своей удивительной жизнью он многое сказал и Европе, и Америке, и Китаю — о любви, о милосердии, о монашеском подвиге. И об истинной Церкви, которой принадлежал всей душой.


О грешниках писать и говорить легко, поскольку «от нихже первый есмь аз». Частично — опыт, частично — воображение помогут продумать любую ситуацию из той области жизни, где царствуют похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Гораздо тяжелее говорить и писать о святых. Адекватного опыта нет. Рискуешь либо сорваться на щенячий восторг и неуёмные похвалы, либо впасть в сомнение. Обе эти крайности соприкасаются и даже сливаются в духовном мире, где земной глаз ничего разглядеть не может. Именно сомнение любит прятаться за пышными похвальными фразами, и именно любителям дифирамбов больше других угрожает отпадение в неверие.

Похвала святому — это не свидетельство лояльности, подобное стихам о вожде, которые пишут, чтобы не расстреляли. Наши слова самому святому зачем? Если о святом человеке и говорить, то лишь затем, чтобы через его опыт открыть глазам церковного народа некую важную грань духовной жизни. Может — несколько граней, но обязательно — актуальных, не для красного словца и не в копилку эрудита, а для жизни.

Вот я собрался говорить об Иоанне (Максимовиче) и, как всегда в подобных случаях, некоторое время молча сижу и к себе прислушиваюсь. В голове — тишина, не от отсутствия мыслей, а от удивления пред масштабом личности. В руках — лёгкая дрожь от величины задачи. Всего не скажешь, значит, надо говорить главное. Что?

Начну с литургии. «Весь от Бога освящен священнодействием Пречистых Тайн», — так об Иоанне говорится в тропаре. Служил он часто, почти ежедневно, независимо от того, много или мало людей было в храме. Любил служить как простой священник и потреблять Святые Дары после службы. Потреблял долго и в это время молился над Кровью Иисусовой. Один Бог знает жар тех молитв. Помню, в книге о Паисии Святогорце говорится, что некий священник, потребляя Святые Дары, всегда плакал, и его смущало, что «гадкие» слёзы капают в Чашу. Отец Паисий сказал ему: «Помолись обо мне, чтобы Господь дал мне твои „гадкие“ слёзы». Видимо, у владыки Иоанна было что-то подобное, и больше этого было. В любом случае, из алтаря он не выходил долго. Мог ещё читать Евангелие, мог молиться по чёткам. Покидая святилище, со вздохом мог сказать: «Как не хочется уходить из храма».

Любая литургия служится «о всех и за вся». Любая литургия есть событие вселенской важности. В службе сжимается вся история мира до размеров геометрической точки. И прошлое, и будущее мира сворачиваются внутрь, как свиток, как небо в Апокалипсисе, к центру, и служащий священник видит и то, и другое вместе. Вот одна из цитат благодарения: «Поминающе вся о нас бывшая: Крест, гроб, тридневное Воскресение, на небеса восшествие, одесную седение, второе и славное паки пришествие». Второе Пришествие тоже вспоминается! Служащий священник или епископ выходит за рамки временных условностей и становится активным участником всей человеческой истории.

Призваны к этому все служители алтаря, хотя не все это понимают и чувствуют. Так и в море купаются многие, но ныряют на глубину и достают со дна сокровища единицы. Иоанн нырял в глубину и доставал оттуда настоящие сокровища.

Его можно смело называть всеправославным епископом. Его сердце жило не только тревогами и проблемами русской эмигрантской общины и не только мыслями о судьбе покинутой Родины, но и тревогой о Православии как таковом. В своём стремлении к глубокому единству христиан в молитве и вере архиепископ Иоанн откопал и очистил колодцы, засыпанные песком исторического забвения. Это — память о тех святых, которые просияли на Западе до Великой схизмы XI века. Святой Дунстан, святой Колумба, Ансгарий Бременский, Патрик Ирландский и многие другие древние святые Запада — это представители подлинного вселенского Православия, забвение о которых сильно обедняет наше чувство церковности. Владыка Иоанн отыскивал и переиздавал их жития, находил обращённые к ним молитвы, посещал места их трудов и страданий, обретал частицы мощей и прочие реликвии. Труд этот нуждается в продолжении, и плоды его будут удивительны. Но начинать всегда сложнее. Начинать — значит дерзать. Начинать — значит преодолевать инерцию столетий и разгонять сладкое марево поместной замкнутости. Для этого нужен апостольский дух и молитвенная неотторжимость от Главы Церкви — Христа.

Как владыка молился, молиться способны единицы. В своих монашеских трудах он подражал земляку — Мелетию Харьковскому, который проводил ночи, стоя на молитве, а спал только сидя на стульчике. В наш расслабленный век, в нашу эпоху влюблённости в телесный покой и удобства такие труды кажутся просто невозможными. Но они были. Тому свидетели — многие. Митрополит Антоний (Храповицкий) поражался подвижническому духу тогда ещё иеромонаха Иоанна и называл его Ангелом во плоти. Тёплое солнышко Сербской земли, великий умница и сам — подвижник, епископ Николай (Велемирович) указывал на Иоанна (Максимовича), если его спрашивали, есть ли сегодня святые, подобные древним.

Первой любовью будущего подвижника были жития святых. Он читал их всю жизнь и знал так хорошо, словно жил в их обществе. Кроме этого, с момента монашеского пострижения он не расставался с Библией. За внимательным чтением Священного Писания святителя можно было застать всегда, когда он находился в келье. Он старался вычитывать или прослушивать весь круг ежедневных служб. Где бы ни находился — в самолёте или в автомобиле — в три часа пополудни всегда открывал дорожный Часослов и читал 9-й час. О нём можно сказать то, что в посмертных воспоминаниях и похвалах говорили многие об отце Иоанне Кронштадтском: он жил в Церкви. То есть не захаживал в церковь, не работал в Церкви, не жил за счёт Церкви, не уважал Церковь издалека. Он именно стремился жить Церковью ежесекундно и стал от неё не отделим.

По этносу — украинец, по жизни — изгнанник и гражданин мира, по духу он был русским православным святителем, а также монахом-подвижником и даже — юродивым, совмещая в своей малой жизни почти всё лучшее, что связано с понятием Православия. Это самое богатство Православия вообще и русского Православия в частности владыка Иоанн по воле Божией обнаруживал перед лицом западного мира.

Западное секулярное сознание требует от христианства практической пользы, которую понимает как социальное служение. В необходимость подвига и силу молитвы это секулярное сознание не верит и считает их излишними. Владыка Иоанн показал в себе самом именно Православие как подвиг. Саму церковную историю он оживил и сделал очевидной. При этом благотворительность, столь любимая неверующими человеколюбцами, явилась через него тоже. Архиепископ Иоанн создавал приюты, каждое воскресенье посещал больницы, устраивал столовые для бедноты, в шанхайских трущобах выкупал младенцев у опустившихся родителей, чтобы затем устроить их воспитание. Всё, что связано с милосердием, проистекало из его трудов, как мощный и свежий поток из источника. Но это было именно чудотворное милосердие, рождённое подвигом и ночной молитвой, а не сентиментальностью и желанием похвалы.

Случаи исцелений по молитвам владыки Иоанна трудно исчислить. При этом, как истинный Христов ученик, владыка не лишал молитвы и иноверных. Посещая больницы, он мог, по просьбе родных или самого больного, остановиться надолго для молитвы у постели католика, протестанта или иудея. Часто, очень часто безнадёжные дотоле больные выписывались на следующий день из клиники при неописуемом всеобщем удивлении. Но, как это всегда бывает у святых, его любовь не простиралась до безразличия в вопросах вероисповедания. Иоанн Шанхайский был против смешанных браков и обучения православной молодёжи в инославных училищах, так как это угрожало потерей веры. Он терпеть не мог новейших обычаев, вроде празднования Хэллоуина, видя в этом непозволительную степень обмирщения. В богословии он не был ни консерватором, ни либералом. Его богословие было живым, поскольку оно было литургичным. На каждой службе — проповедь. В посланиях пастве — ни одного лишнего слова, всё по делу, во всём — ясность и строгость, уравновешенная любовью. Знаменателен один пример. Будучи приглашённым в иезуитский колледж, владыка остановился возле иконы Архистратига Михаила. «Это — наш покровитель», — сказал местный патер. — «Это вам так кажется, что он — ваш покровитель», — ответил владыка. Зная близость Иоанна к небесной жизни, нетрудно понять, что это не были просто слова. Вера святых отцов, вера поруганной и оставшейся вдали Родины, Православие было для него единственной Истиной. Особенно трогательно то, что жизнь святителя вся была тому подтверждением.

Подражать Иоанну трудно. Чаще всего — вряд ли возможно. Можно дёрнуться, начать, но затем устанешь, замедлишь ход и скатишься ниже той точки, с которой начал движение. Что делать? Всем нельзя не только быть Моцартом. Всем нельзя даже Моцарта играть. Дай Бог хотя бы Моцарта слушать, что для многих уже — высота недосягаемая. Так же и в подвижничестве.

Сам владыка Иоанн осознавал невозможность подражания своему образу жизни для каждого клирика или монаха. Одного молодого священника, стремившегося к строжайшему посту, он даже лично заставлял есть колбасу, научая через это тому, что пост — не цель, а средство. Но не только ради подражания стоит знакомиться с жизнью подвижников. Есть и другие радостные плоды.

Например, такая мысль: Церковь жива! Разменявшая третье тысячелетие своей земной истории, Церковь, рождающая таких светильников, — жива! Если мы знаем святых, подобных Иоанну Шанхайскому, то сомнение в благодати Святого Духа, которой напитано Тело церковное, — смертный грех. Нам есть откуда черпать мудрость, у нас есть источники, в которых можно омыться и очиститься. Мы можем быть светлы и сильны, терпеливы и радостны, каждый — в свою меру. Пить мудрость и черпать силу мы можем из тех же источников, что и приснопамятный владыка: из Божественной литургии, из Писания и Предания, из преданности Церкви странствующей и общения с Церковью торжествующей.

Ранее опубликовано: № 4 (46) Дата публикации на сайте: 28 Октябрь 2010

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 16 из 16
20:18 15.03.2011 | Василина
...читаючи такі рядки я ще більше переконуюся,що ВІРА творить чудеса!!!...ВІРТЕ!!..і все буде по вірі вашій!
Дякую за цю чудову статтю!!!
11:53 01.12.2010 | Александр Б.
Благословите, отец Андрей.
Вы сказали "По этносу - украинец". А почему бы не сказать просто - еврей? Дабы люди, впервые узнавшие из этой Вашей статьи о святителе Иоанне, не искушались впоследствии на этот счет, как это было, например, у меня грешного поначалу.
Простите.
Божией помощи Вам.

С уважением,
Александр Б.
г. Москва
16:39 07.11.2010 | ден
Сергею.
сего дня ( в ночь с субботы на воскресенье ) мы выехали в Святогорский монастырь .
Господь управил , не опоздали на литургию. По окончании Общего Дела беседовали с братией о " публичных порках" почитателей Иоанна Шанхайского.
Видимо Вы говорили нам о каком-то другом Иоанне -
- Сан-Францисского в Святогорске чтят уже давно,
есть в Лавре его икона , о конфликте игумена с архиереем никто не слышал .
Смеются - говорят : мы в его родном селе храм и скит строим.
Приезжаем в с.Адамовка - действительно всё так и есть. Попросили разрешения у охраны сделать снимки.
Они к этому уже привыкли ; едут немцы , сербы , наши.
Европейцы набирают землю на месте , где стоял дом свт. Иоанна ,
нам дали камни из остатка стены ( само здание разрушено во время войны - в нём был госпиталь )
Навели справки об инициаторах строительства - это как раз те , кого Вы назвали "гонителями" свт. Иоанна
Есть сегодняшние фото этих мест , кому интересно : studioromax@gmail.com


23:54 06.11.2010 | ден
Прошу разрешить уточнение:
семья Бориса Ивановича Максимовича - его жена Глафира Михайловна и трое сыновей - Михаил и двое братьев
23:32 06.11.2010 | ден
"про святого Иоанна Шанхайского они слухом не слышали и не ведали"
"Архиепископ Иларион КРИЧАЛ
и устроил показательную порку"
Тем не менее четверо из епископата не только "слухом слышали" , но и ПОЧИТАЛИ свт. Иоанна как ВЕЛИКОГО святого 20 века
А разве четверо так уж мало ?
Тем более место публичного побиения нашего игумена ( Святогорская община ) регулярно получала помощь от семьи Михаила Борисовича , жившего с женой и двумя сыновьями недалеко от монастыря ( г. Изюм )
Дорогой Сергей , он и родился не там где Вы утверждаете , а в селе Адамовка Харьковской обл
20:05 06.11.2010 | Сергей
Один игумен из Донецкой Епархии в 1999 году разослал архиереям Украинской Православной Церкви письмо с просьбой обозначить свое личное отношение к РПЦЗ, к возможности объединения РПЦ и РПЦЗ, и к святости архиепископа Иоанна (Максимовича), уроженца Донецкой области. Только четверо из всего епископата УПЦ МП (митр. Онуфрий Черновицкий, арх.Августин Львовский, еп. Иннокентий Конотопский, еп. Иов Сумской), признали РПЦЗ Церковью-сестрой, чаяли объединения, и почитали свт. Иоанна как великого святого 20 века. Все остальные или промолчали, или объявили РПЦЗ исчадием ада, соединение сочли возможным лишь через покаяние карловчан и отказ от своих заблуждений, про святого Иоанна Шанхайского они слухом не слышали и не ведали. Любознательный игумен получил от правящего архиерея арх. Илариона показательную порку при духовенстве всей епархии в Святогорском монастыре на дне памяти прп. Иоанна Затворника. Архиепископ Иларион кричал, что никакой де, свт. Иоанн не святой, а карловчане раскольники безблагодатные.
Но проходит всего-навсего пять лет (в историческом контексте - миг!), и под цитатой из Писания «память праведного с похвалами» (Притчи 10:7) в 12 номере за 2004 года журнал Донецкой Епархии «Живой родник» публикует несколько цветных фото и икон свт. Иоанна и его краткое житие.
13:15 05.11.2010 | Инна
О.Андрей, спасибо. Я пока многого не понимаю, но именно статьи о жизнеописании святых -тот уровень, который мне понятен, и который невероятно потрясает. И понимаешь одно - без Божьей помощи ТАК жить не сможет никто. Это для неверующих и маловерующих наглядное доказательство существования Бога. Именно в Православии.
11:09 04.11.2010 | Рома
Очень тронуло, как далеко иногда уходишь от церкви... Если бы не вы отец..
18:18 01.11.2010 | Вадим
Спасибо Вам,за статьи и за передачи по телевидинию.
11:06 01.11.2010 | ден
"Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся"
Николай , рессурса , на который вы ссылаетесь , найти не удаётся. Если Вам не сложно , уточните пожалуйста.
09:15 01.11.2010 | .
Не найдено ни одного документа, соответствующего запросу http://anchoret-lander.livejournal.com/135394.html?thread=4924642#t4924642.
12:35 31.10.2010 | ден
"каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле" - Ф.М.Достоевский - "Карамазовы"
01:09 31.10.2010 | Николай
'''Любая литургия служится «о всех и за вся»'''

Интересный момент. Слышал иное истолкование этого возгласа - http://anchoret-lander.livejournal.com/135394.html?thread=4924642#t4924642

Может знающие люди разложат все "по полочкам"?
13:10 30.10.2010 | Никита
Хорошая статья
21:03 29.10.2010 | ден
Низкий поклон о.Андрею
17:27 29.10.2010 | Анна
Дякую.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: