Взгляд из-за прилавка

фото А. АверьяноваУ каждого человека свой взгляд на окружающий мир. Во многом он определяется местом работы. Например, если вы таксист, то в вашем понимании мир постоянно куда-то движется, спешит, опаздывает. Если вы врач, ваш мир — это люди бесконечно болеющие, страдающие, на что-то жалующиеся. Если вы работаете в продуктовом магазине, вокруг вас всегда голодный, ненасытный, жующий мир… А если человек работает в церковной лавке, каким представляется окружающий мир ему?

Во времена моей работы в храме мир представал передо мною ищущим… сознательно или бессознательно ищущим Бога, своего Творца. И те, кто в поиске, и те, кто уже нашёл, — все приходят в храм, в дом Божий помолиться, зажечь свечу, купить святой образ… И на человека, работающего в церкви, возлагается особая ответственность. От его отношения к людям, возможно, впервые переступающим порог храма, часто зависит, придёт ли этот человек ещё раз в храм, захочет ли жить церковной жизнью — или нет. И как радостно бывает видеть людей, вновь и вновь приходящих в дом Божий, и не только наблюдать, но и участвовать в процессе их воцерковления!

Конечно, работать в лавке непросто. Стоя за прилавком, не перестаёшь удивляться количеству суеверий и богатству воображения их сочинителей. Чего только не узнаёшь от «захожан»! Например, если ты случайно забыл в храме какую-то из своих вещей — ни в коем случае нельзя за нею возвращаться! Это — «плохая примета». Забыл вещь в храме — всё, не видать тебе больше ни сумки с документами, ни кошелька с зарплатой. Смиряйся. А что отвечать желающим купить икону, соответствующую их знаку зодиака, икону «на счастье», икону «от сглаза»?

Однажды в праздник Благовещения в лавку зашли две женщины и с ходу задали мне вопрос: «Скажите, вам грехи можно сдать?» Наверное, у меня на лице было написано: «Сегодня и только сегодня принимаю все ваши грехи!» Оказывается, бытует мнение, что именно на Благовещение отпускаются все грехи, но где и кем — фольклор умалчивает.

Едва ли не каждый впервые пришедший спрашивает, которой иконе ставить свечу о здравии, а которой — «за упокой». Кажется, что не святым угодникам, не Матери Божией и не всеведущему Богу спешат они вознести молитву — а пришли опустить монетку в запрограммированный автомат… Как-то раз милая девушка спросила меня: «Можно ли зажигать второй раз свечу, если она погасла?» Что мне делать в этой ситуации: смеяться, удивляться, возмущаться? Тут, бывает, вспомнишь себя — тоже ведь когда-то такой была. А может, даже хуже. Сразу пропадает желание возмущаться — спокойно и терпеливо объясняешь, что к чему…

К сожалению, не каждый приходящий в церковную лавку готов довериться продавцу. Помню человека, который увидел на витрине пластмассовый погребальный крест довольно внушительных размеров и захотел именно его носить на шее в качестве нательного крестика. Никакие аргументы его не убеждали. «Что там эти церковные лавочники понимают!»

Но не всё так плохо. В моей практике масса случаев хороших и полезных. Помню случай, благодаря которому я начала читать Евангелие. Так вышло, что моё воцерковление началось именно с работы в церковной лавке. Так как в нашем храме почивают мощи святого, то к нам приезжают люди издалека. Как-то заехал один пожилой священник и после недолгого разговора со мной вдруг спросил, читаю ли я Святое Евангелие. Я ответила, что решила «начать сначала» и сперва прочесть Ветхий Завет, а затем уже и Новый. А батюшка ненавязчиво посоветовал поступить наоборот, ведь Евангелие важнее. После его ухода я недолго думая стала читать Новый Завет и почти сразу поняла, чтó батюшка имел в виду. Это было важно для меня.

Десятки и сотни людей проходят ежедневно через церковную лавку. От кого-то я научаюсь чему-то хорошему, кто-то узнает что-то новое и полезное от меня. И это здорово! Был случай, когда женщина, уже приложившись к мощам, помолилась и, уходя, задержалась. Мы разговорились, и она, удивлённая эпизодами жития святого и современными чудесами, искренне изумилась: «Какой угодник Божий почивает здесь! Пойду ещё раз приложусь».

Бывали случаи, когда люди задавали мне вопросы, на которые я не могла ответить с уверенностью. Порой становилось совестно: ведь если мне доверили такое место работы и люди задают вопросы в надежде получить ответ, нельзя обмануть их ожидания. Потом я искала ответы на эти вопросы, спрашивала батюшек, чтобы в следующий раз вопрошающий получил верный ответ. Да и для себя таким образом я открывала много нового.

Иногда люди делятся своим горем и просят совета, как поступить. И я должна быть готова выслушать, посочувствовать, утешить. Но, конечно же, от сердца, как человек человеку, а не напоказ, как всезнайка. Бывает, кто-то рассказывает свои переживания, потрясающие случаи из жизни, и на их фоне видишь себя каким-то ничтожеством и думаешь: «Бывают же такие люди!»

Существует такое явление, как привыкание к святыне, особенно небезопасное для работающих в храме. Часто я получала «встряску», замечая, с каким благоговением люди поклоняются святым мощам, узнавая, из каких далёких краёв они приезжают, слушая рассказы о чудесах, произошедших по молитвам нашего святого. И как часто приходилось слышать: «Какая вы счастливая! Такая молоденькая, а работаете в святом месте!» Тогда действительно начинаешь ценить своё место работы…

Прекрасно, когда есть понимание между лавочниками и прихожанами. Они с той стороны прилавка ждут от нас внимания, участия, доброты и знаний, достаточных для ответов на их вопросы. А мы, со своей стороны, всегда должны быть готовы помочь человеку разобраться в волнующем его вопросе, «не взирая на лица». Да, это трудно, и бывает, устаёшь от бесконечных суеверий и от однообразных вопросов. Но нужно стараться видеть в каждом приходящем образ Божий и всё делать от души, как для Самого Господа, ведь проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10).

И таксисты, и врачи, и продавцы — все равны перед Богом. В храме человек пытается «отложить всякое житейское попечение» и устремиться к Горнему. И мир, постоянно куда-то спешащий, чем-то болеющий, вечно голодный, остаётся за стенами храма. А перед алтарём диакон читает: Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф, 6, 33).

Ранее опубликовано: № 1 (20) Дата публикации на сайте: 11 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 4 из 4
19:56 06.10.2011 | Антонина
В г.Порхове Псковской области есть храм в Крепости на Шелони, будучи в отпуске туда хожу по воскресеньям. Очень милая женщина работает. И там мощи Никандра. Приезжайте к нам и не стесняйтесь жертвовать на храм. )
13:02 04.09.2009 | Светлана
Хорошая статья. Дай Боже нам побольше таких людей. А то не в обиду сказано в храме такие рычащие есть бабушки дедушки, что чувствуешь себя позорным оккупантом на чужой территории. Хотя храм - это дом Божий, а не частные апартаменты. Впрочем, порой для собственного отрезвления и смирения полезно. Жаль тех, кто так и уходит из храма, испугавшись. Ведь нигде человек ТАК не боится допустить оплошность как в храме.
Но есть еще один аспект. В чем суть Православия? В умении ждать вопрос и дать на него ответ. То есть не на улице за руки хватать как сектанты. А ненавязчиво дождаться вопроса и суметь ответить в зависимости от ситуации, вопрошаемого, своих знаний и многих других факторов. Как по мне то лучше "не до" чем "пере". А для этого необходимо все время повышать свой уровень, читать, смотреть,слушать.
16:11 02.05.2008 | Lidia
Очень важно кто стоит за прилавком и как обслуживает!
Интересная статья!
16:54 06.12.2007 | sveta
интерессная статья.такие люди делают значимый вклад в жизнь обычного прихожанина, ведь с ними мы советуемся какую книжку купить и им задаем вопросы,когда нет возможности подойти к батюшке.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: