«Женские штучки»

В этом выпуске «Открытый взгляд» — это размышления молодых христианок, их частный опыт. Наряды, маникюр, косметика, духи — как быть со всеми этими «женскими штучками», когда мы становимся православными? Есть ли для них место в нашей новой жизни? Уместны ли они в храме? Небезынтересным, конечно, будет и мнение молодых людей.

Марина, секретарь, 25 лет:

Мне кажется, тут все просто: в храм мы идем молиться. Нужно ли краситься и одеваться как-то по-особенному для того, чтобы молиться не отвлекаясь? Не думаю. Уместнее, скорее, подумать о том, чтобы своим внешним видом не отвлекать от молитвы других людей (мужчинам не давать повода разглядывать прелести твоей фигуры, а женщин не провоцировать осуждать за нескромность). Одеваясь в храм, я думаю об удобстве: чтобы одежда не сковывала движений, а обувь была на мягкой подошве.

Непонятен мне эдакий «церковный маскарад» — юбки-подметалки, рубахи на два размера больше навыпуск и платки, завязанные по-старушечьи низко. Мрачные тона одежды прихожан как-то особенно нелепо выглядят на воскресной литургии. А ведь каждое воскресенье — это маленькая Пасха. Почему бы не одеть светлое платье и нарядный платок?

Мне по душе длинные юбки, и поэтому одежду, которую я надеваю в храм, я с удовольствием выберу и для прогулки по городу, и для похода в театр. А вот на работу ее, к сожалению, не наденешь: в банке приветствуется строгий деловой стиль.

В идеале человек должен стремиться к цельности внешней и внутренней. Внешняя цельность заключается в том, что в любой момент ты выглядишь так, что случайная встреча со знакомым батюшкой на улице не будет неприятной неожиданностью для вас обоих, а внезапное желание зайти в храм не победит стыд показаться там «в таком виде».

Андрей, художник, 27 лет:

Считаю, что девушка должна одеваться со вкусом, элегантно, но при этом естественно, в пределах христианских норм. Мне, например, нравится, когда православная девица одета современно, чтобы не было большого контраста между верующими и обычными людьми.

Саша, школьница, 14 лет:

Для меня главный фактор — удобство. Потому каблуки и макияж автоматически отпадают. Зимой, бывает, прихожу в храм в брюках, если очень холодно и батюшка благословляет. Пользоваться духами, делать маникюр, вообще следить за собой, если мы делаем это в меру — здорово. Ведь люди смотрят на нас не только в храме, но и в транспорте, и на улице. Думаю, что глядя на христианку, люди не должны задаваться вопросом, сколько стоит ее модное платье, но и не должны пугаться ее «старорежимного» вида, а радоваться. Ведь христиане, по словам апостола Павла, должны всегда радоваться!

Дмитрий, преподаватель, 25 лет:

Каждый человек свободен в своих поступках до тех пор, пока это не ограничивает свободу окружающих. Так что пусть девушки одеваются так, как им больше нравится, только бы не соблазнительно. Но как приятно взглянуть на православную девушку с приветливым выражением лица, одетую в достаточно длинную юбку или платье и накинувшую платок. Насколько привлекательнее и красивее лицо такой девушки, не оштукатуренное косметикой.

Лена, офис-менеджер, 19 лет:

По нашему мнению, как бы не должна одеваться девушка, это всегда останется ее личным делом. Если у девушки есть потребность ходить в храм, то уже не так важно, как она туда одевается. Важен чистый порыв, стремление к Богу, а выбор одежды — дело индивидуальное. Лично я считаю, что женщина должна ходить в юбке. Ведь, согласитесь, выглядит это намного красивее. Духи, макияж — дело каждого. Относительно маникюра: намного приятнее наблюдать ухоженные, аккуратные руки. Главное, чтобы девушка не придавала этому какое-то исключительное значение.

Галя, врач, 24 года:

В храм мы приходим показать Богу свою душу, а не внешность. Если человек пытается жить духовной жизнью, у него появляется желание быть самим собой без прикрас. Для этого макияж и духи совершенно не нужны.

Я хожу в храм и причащаюсь чуть больше двух лет. Сначала отказалась от всего — носила страшные темные одежды, не интересовалась окружающим миром, чем крайне напугала родителей. Сейчас сместила акценты с внешнего на внутреннее.

Олег, журналист, 25 лет:

Про одежду хорошо написал архимандрит Лазарь (Абашидзе): «Ангелы Божии, являясь людям, всегда бывали облечены в длинные светлые ризы, но без особых украшений. Бесы же являются чаще всего бесстыдно обнаженными (так их и изображает иконопись) либо же пестро разряженными, как иные из нас одеваются в гости». И нам пристало бы ходить в одеждах, по мере возможности приближающимся к ангельским.

Не буду говорить о теоретических нормах, но назову то, что лично меня в одежде прихожанок соблазняет на неподобные мысли и осуждение. Это любая декольтированность, облегающие одежды и непокрытые одеждой плечи. А вот приличная одежда «повышенной элегантности» меня почему-то не задевает.

Александра, художник, 20 лет:

Тело — храм духа. Храм должен быть достойным того духа, который носит, тем более что вдохнул его в нас Сам Бог.

Джинсы сегодня — удобная повседневная одежда. Ранние христиане не отличались от прочих людей ни языком, ни одеждой, ни пищей, но любовью, которую имели между собой. Если любовь и вера наша нелицемерны, почему у меня должен быть «православный костюм», который я в прочие дни не надеваю?

Неприятно поражают вывески в некоторых храмах: «Женщинам без платка и в брюках, с косметикой на лице на территории храма находиться запрещено!» Захочет ли девушка, однажды изгнанная с этой «территории», больше узнать о Православии? Не обращаем ли мы слишком много внимания на вещи второстепенные вместо главных? «В главном — единство, в спорном — свобода, во всем — любовь», — сказал блаженный Августин. А апостол Павел в том месте своего послания, где говорится про платок, добавляет: «Впрочем, решайте сами».

И еще. Худшее, что мы можем сделать в отношении этого вопроса, это отпугивать людей от Православия своим «гиперправославным» видом!

Артемий, журналист, 23 года:

Церковь — это не только «праздник каждый день», на котором мы должны быть при «полном параде». Церковь — это лечебница душ. Когда вы лежите с температурой «под сорок», думаю, вам не до «Версаче» и не до «Труссарди». Вы лежите в одних «трусарди» на своей постели и молитесь об облегчении. Тем паче «душевная» температура. В Церкви не сразу выздоравливают. И думать, какое вечернее платье одеть на Всенощное бдение, а какой наряд — на Литургию, могут позволить себе немногие. Им не до этого. Ой, как не до этого!

Есть человек внешний, а есть человек внутренний. Внешность — это портрет души. Чем чище и здоровее душа, тем проще одежда. «Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?» — говорил Спаситель. То есть не одежда красит человека, а человек одежду. А цвет, фасон, ткань — все это второстепенные символы. Ключи к нашей душе. Они лишь отражают и подчеркивают внутренний уклад и характер человека. Человек глубокий и внимательный к своей душе одевается, как говорится, просто и со вкусом. Что же касается косметики, в Европе, например, на сегодняшний день наблюдается интересная тенденция — как можно меньше макияжа. Как правило, все молодые девушки пользуются лишь натуральной оздоравливающей косметикой. На мой взгляд, это правильно.

Полина, журналист, 24 года:

Лучший способ выглядеть нелепо — это все время думать о том, как ты выглядишь. Другая крайность — совершенно не думать о внешнем.

Сегодня существует немаловажная проблема — проблема эстетического вкуса. Та «культура», с которой сейчас соприкасается большинство людей, не имеет никакого отношения к красоте, к искусству, да и к настоящей культуре тоже. Общение с красотой облагораживает душу, но и прикосновение к красоте ложной, безусловно, делает человека грубее и уродует его. Но, наверное, мало просто не слушать поп-музыку и не смотреть сериалы — необходимо, чтобы было что-то, что можно противопоставить этой «эстетической жвачке». И именно православные люди должны в первую очередь заботиться о сохранности культурных норм, правильных представлений о прекрасном — хотя бы потому, что «если не мы, то кто же»?

Юлия, художница, 18 лет:

Думаю, в храме неуместны даже скромные маникюр, духи, макияж. Захочется поплакать на исповеди — весь макияж погибнет. Духи излишни: в храме свои благовония. Маникюр отвлекает внимание других.

Незачем выбирать в храм, на молодежку изысканное платье. Совсем не нужно привлекать взгляды. Только по джинсам я скучаю… Но даже к Президенту в джинсах не ходят. В храм — тем более.

Никита, врач, 25 лет:

По моему мнению, во всем должен присутствовать вкус, к сожалению, явление редкое в наше время. Современные девушки мало интересуются культурой вообще (это слово стало ругательным) и культурой одежды в частности. Я думаю, как копирование монашеских одежд, так и перенесение моды попсовых журналов в храм выглядят довольно нелепо. Одежда должна быть продолжением и украшением неповторимой индивидуальности.

Елена, филолог, 31 год:

Я считаю, что одеваться красиво, со вкусом — долг женщины. Почему православная девушка должна быть исключением? Напротив, человек, устремляющий взор свой к Небу, хочет и на земле окружить себя красотой. И это ничуть не противоречит христианской аскезе. Иоанн Кронштадтский в его роскошных, шелковых рясах не менее свят, чем прп. Макарий Великий, одетый в рубище. Еще вопрос, кому из них приходилось более смиряться. Бог зрит на сердце. Православная женщина, которая живет среди мира, своим образом — в первую очередь, конечно, нравственностью, общей культурой поведения и, далеко не в последнюю, внешним видом — может служить особой проповедью христианства. «В человеке все должно быть прекрасно».

Стереотип православной барышни — юбка-метла, кроссовки, рюкзак, темный платок — словно печальное продолжение женщин соцреализма: мухинской колхозницы и женщины с веслом. Я не могу назвать это прекрасным. Это не что иное как поверхностное понимание христианства, принятие его внешних форм (хотя кто сказал, что они такие?!). Да, действительно, есть грех — любление красивых одежд (по определению свт. Игнатия). Но речь идет о приложении сердца. Мне довелось слышать, как одна рассудительная дама наставляла своих дочерей, прививая им хороший вкус: «Отношение к одежде должно быть таким: надел — и забыл». Мудро. Просто надо разумно распределить ценности в своей душе.

Относительно маникюра могу сказать, что лично мне он не нужен. Это, наверно, дело вкуса, сформированного с юности. В детстве я видела самые красивые руки на свете — моей учительницы музыки, — разумеется, без маникюра. То же и макияж. С недавнего времени я пользуюсь косметикой, и это мне не мешает молиться. В церковном обществе принято считать, что использование макияжа — это искажение образа Божия. Я не согласна: человек искажает образ Божий, когда поддается гневу, пускается в пьянство или блуд, жаждет власти или богатства.

Вообще, косметика, украшения и прочие дамские штучки… — не они нас спасают или не спасают. Борьба с ними свойственна неофитам — все через это проходили: чтобы перешагнуть через пропасть, надо сделать очень большой шаг или резкий прыжок. Но этот период проходит, и начинаешь понимать, что не за длину юбки или подкрашенные глазки судит Господь, как, впрочем, и не за рабоче-крестьянский прикид раздает венцы.

Я как-то увидела фотографию одной матушки, жившей в начале ХХ века: красивая прическа, белый воротничок, рюшечки… Позже ее тело, вместе с телом супруга-новомученика, было обретено нетленным. Жемчуга и наряды не мешали благочестию императрицы Александры Феодоровны и ее дочерей и не стали препятствием к стяжанию мученического венца.

Можно быть красивой, женственной, стильной, модной (если вам это нравится), но главное — растить в своей душе сад добродетелей смирения и любви, искать прежде царство Божие, и все остальное приложится…

Варвара, редактор, 21 год:

Откровенно говоря, в моем гардеробе нет разделения на «церковное» и «светское». Передо мной никогда не стоит вопрос, что бы поприличнее одеть в храм. Всегда ношу длинное.

В молодости нужно наслаждаться естественной красотой. Я пользуюсь косметикой, нужной только для поддержания здоровья моей кожи.

Вовсе не осуждаю церковных женщин, в меру пользующихся косметикой, когда это со вкусом и сдержанно. Только в храме это абсолютно ни к чему. Слишком изысканным или экстравагантным видом можно соблазнить людей; у кого-то это вызовет осуждение, кого-то отвлечет от молитвы. Наряд должен быть продуман до мелочей. Извините, можно надеть юбку до пят с разрезом, начинающимся чуть ниже пояса. По-моему, это лукавство.

Если говорить о том, что форма должна соответствовать содержанию, мне кажется, что для церковной девушки нет ничего лучше как найти свой стиль, который не вызовет у светских людей ассоциации с хиппи, а в храме не привлечет внимания. Церковная девушка должна быть воплощением чистоты и целомудрия, и что может быть выше этого?

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Вы не поверите, прочитав все приведенные мнения, мне хотелось хлопать в ладоши — так все понравилось. Большинство суждений и тонкие, и правильные, и точные. Не в бровь, а в глаз. Общую тенденцию к отрицанию «православной зачуханности» поддерживаю полностью. Женщина нигде не должна быть сознательной замарашкой. Не должна, конечно, соблазнять и намеренно привлекать к себе внимание, но аккуратной, милой и естественной быть обязана.

Очень понравилась господствующая мысль о внутреннем состоянии человека, о том «сокровенного сердца человеке», который видим Богу и который единственно важен в нас. Как правило, начинающие христиане перегибают палку во всех отношениях, в т.ч. и во внешнем виде. Приобретшие же некий духовный опыт меняют акценты в жизни и, сохраняя веру, менее склонны зацикливаться на «тряпочно-пищевых» проблемах. Не могу без боли смотреть на людей, которые из страха нарушить пост выискивают на этикетке печенья наличие молочного порошка. Такое «отцеживание комаров» неизбежно сопряжено с «проглатыванием верблюдов», то есть с бытовым хамством, с гордостью, с неумением прощать и пр.

Касающееся пищи касается и одежды. Общие принципы должны быть соблюдены. Одежда должна соответствовать полу, возрасту, социальному положению. Она должна быть аккуратна и чиста, по возможности, красива (мода панков и антиэстетика православным не к лицу). В остальном же оставим людям свободу выбора, вкуса, меры и направим внимание на внутреннее чаши или блюда (Лк. 11, 39). Когда внутреннее очистим, тогда и внешнее будет чисто.

Ранее опубликовано: № 6 (11) Дата публикации на сайте: 09 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 14 из 14
14:18 14.10.2012 | Наташа
По поводу маникюра.
Не могу себе представить Божию Матерь ни с маникюром в смысле лакового покрытия, ни с неухоженными руками, ни осуждающей за это другую женщину...


18:43 26.09.2011 | Антонина
1. В церковь только в юбке не выше колена; 2. Платок женщинам обязательно; 3. Никакой косметики и духов. 4. Никакого маникюра. 5. Громко не разговаривать и не смеяться. Это те небольшие правила, которые надо соблюдать дабы не мешать окружающим.
18:58 05.05.2010 | Анастасия
Спасибо большое за статью!

Раньше сильно перегибала палку по поводу внешнего вида молодого христианина и т.д..
Лишь только прочитав несколько подобных статей из Вашего журнала, смогла осознать свои ошибки, легче стало смотреть на окружающий мир..
18:28 06.11.2009 | Христина
Хотела высказать мнение по поводу брюк (сама их любила носить), думаю, что все таки православным женщинам следует избегать ношения мужской одежды(как и мужчинам женской), потому что вся эта эмансипация в том числе и в одежде, на мой взгляд, является корнем многих современных проблем: в семьях, в воспитании детей и т.п. Конечно самое важное, что у человека на сердце, но как наша внешность является отражением внутреннего мира, также и одежда, макияж, маникюр, духи формируют наше внутреннее...
15:20 22.09.2009 | Олеся
Почему вы считаете что женщина приходя в храм должна одеваться более скромно,чем в повседневной жизни.Ведь Бог живет не в рукотворенном храме,а в сердце Своих детей.Он видит нас 24 часа в сутки,и наша красота для Него это чистый и смиренный дух,косметика Ему наша не нужна,когда мы красимся мы угождаем человеку а не Богу.
20:43 14.09.2009 | Наталия
я накладываю еле заметный макияж,ношу брюки и джинсы и не считаю в этом нечего плохого,потому что делаю это вмеру и не выгляжу вульгарно или пошло.
21:54 07.09.2009 | Ната
А можно красить волос в такой же цвет как от природы, что бы скрыть седину?Я с 18 лет начала седеть от стресса,разве нормально быть седой в 33 года?Ведь муж молодой рядом.
14:08 09.06.2009 | Alexandra
А что плохого в длинной юбке (термин юбка-веник я слышу в первый раз), кофточке с длинным рукавчиком? зачем макияж, зачем маникюр? Кто Вас будет разглядывать в храме? А по пути в храм надо быть мыслями в храме, а не комплексовать по поводу исчезающей духовности.
20:30 16.03.2009 | Ирина
Бывает, седина появляется и в 20 лет. Если молодому человеку она и может придать благообразия, то девушке уж точно нет! Так что комментарий "Если женщина достойно носит свою седину, то она ее красит" - здесь неуместен. Считаю, пусть рано седеющие девушки красят волосы - это будет выглядеть естественнее и красивее, чем ранняя седина. И спасет их от лишних комплексов.
15:28 20.12.2008 | Любава
Умеренно и со вкусом использование косметики не вредит я считаю...ведь мы же к любимому мужчине всегда прихорашиваемся...А Бога мы должны любить во много раз более...но это не значит красная помада+синие тени...если я запудрю свои кожные маленькие проблемки и аккуратно накрашу глаза тушью-окружающим же приятнее смотреть...у многих есть шрамы,которых они стесняются...седина...тело вопреки гигиене склонно к нехорошему запаху...стремится к красоте во всех ее проявлениях,от внутреннего к внешнему...
00:08 04.07.2008 | АК
Я вот,к сожалению,тоже седею..С 21,по чуть-чуть...Краситься,наверное,буду,но попозже.Говорят,это такая головная боль-постоянно следить за цветом?
10:49 28.03.2008 | Светлана
Женщина должна выглядеть благородно. По моему мнению, идеал, как должна выглядеть православная женщина, - это святые жена и дочери святого Царя Николая II.
10:44 28.03.2008 | Светлана
Если женщина достойно носит свою седину, то она ее красит.
22:51 07.03.2008 | ольга, 35лет
Приятно видеть пожилых, и не только, женщин, прикрывающих свою седину красками естественных оттенков.Ведь в миру мы вне храма ходим с непокрытой головой. Понимаю, что журнал молодёжный, но ведь некоторые седеют в 25...Как быть?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: