Золото Церкви

Есть люди, о которых говорят: «У него золотые руки». Гораздо меньше людей (но всё-таки они, слава Богу, есть), о которых говорят: «У него (неё) золотое сердце». И есть только один человек, к которому случайно сказанное в порыве восторга слово привязалось навеки, и слово это было: «У него золотые уста». Это архиепископ Константинополя, Иоанн Хризостом, или по-нашему — Златоуст.


Не знаю, были ли золотыми руки у Иоанна. Наверное, нет. Он, воспитанный в житейском довольстве, избирая образом жизни монашество, боялся, как бы не пришлось ему носить тяжести, или рубить дрова, или изнуряться подобной физической работой. Видимо, руки его не были золотыми в том смысле, в каком мы говорим о руках искусного столяра или каменщика. Но сердце он должен был иметь тоже золотое.

Должен был — говорю потому, что «златоустами» не были названы ни Демосфен, ни Цицерон. Никто не откажет этим витиям древности в гражданской доблести и в остроте ума. Но никто и не скажет, что сердце их было столь же ярко горящим, как и их речи. А вот Златоуст должен был превратить уста в золотые не раньше, чем озолотится сердце. Ведь сказано Спасителем, что «от избытка сердца говорят уста», а псалом говорит: «Уста моя возглаголют Премудрость, и поучение сердца моего — разум». Уста и сердце, таким образом, связаны нерушимо. И глуп тот проповедник, который учит приёмы риторики, не молясь; ищет внешних средств красноречия, не плача в тайне о себе самом и о пастве; надеется на слог, а не на Дух, освящающий букву. Златоуст был златосердечен и остался бы таким, если бы был немым. Но, к счастью, он разговаривал, и богатство сердца облеклось в плоть произнесённых слов, а вынесенные из золотой сокровищницы сердца слова освятили произнёсшие их уста. Так владелец уст получил имя Хризостома.

Откуда мне начать хвалить святого? От материнской ли утробы, родившей одного сына, но какого!? От ночей ли, просиженных над книгами, и монашеских подвигов, навсегда подорвавших и без того хрупкое здоровье? Но зачем вообще хвалить святых? Разве хуже нас похвалил их уже и ещё похвалит Господь? Лучше постараться приблизить к себе образ великого человека, чтобы стать со своей тьмой на суд лучей его сияния. Ведь «святые будут судить мир». Так пусть судят они его уже сейчас. Судят до Суда, чтобы стыдом предварительного суда мы спаслись от испепеляющего Суда последнего.

Простите меня все те, кто любит Константинопольского архипастыря; все те, кто часто служит литургию, носящую его имя. Простите меня, потому что я хочу сказать: если бы Златоуст жил в наши дни, то его низложили бы и изгнали точно так же, как это сделали много столетий назад. Мы сами низложили бы и изгнали его, — хочу я добавить.

Он был не примирим ко всякой неправде, горяч, принципиален, бесстрашен. А таких лучше любить на расстоянии столетий. Вблизи их легче ненавидеть. Так и снежным горным пейзажем приятно наслаждаться из окна в тёплой комнате отеля. Наслаждаться снежными горами вблизи значит подвергать себя риску сорваться в пропасть, обморозиться, потерять дорогу.

Златоуст изложил своё понимание священства, свой взгляд на это служение в шести словах. Когда сами священники с этим учением познакомились, они вдруг почувствовали, что одно из двух: либо в столице нет священников, либо Златоуст не прав. То были времена монархии. Но в вопросах нравственности, как всегда, царила демократия. Демократия в вопросах нравственности — это ситуация, когда прав не тот, кто прав по сути, а те, кого больше. Златоуст, хоть и был патриархом, был в меньшинстве. Обиженное же большинство затаило злобу.

Он не болел излишней чувствительностью к вопросам корпоративной этики. Сам вкушавший гороховый суп и почти ничего более, он и сановным гостям предлагал эту еду — и ничего более. Любящий молчание и чтение более суетных удовольствий, он оскорбил образом своей жизни весь двор и почти всё столичное духовенство. Вопрос его изгнания был с самого начала вопросом всего лишь времени.

Знал ли он сам об этом? Вероятно, знал. Поэтому спешил исполнить дело своего служения и на каждый новый день трудов взирал с благодарностью. Бог дал ему слово, огненное, глубокое, очищающее. Это не была плата за усердное изучение риторических приёмов. Бог дал Иоанну слово потому, что Иоанн отдал Богу сердце. На словесное служение он смотрел как на единственную силу Церкви. «Чем привлечём мы невежд и еретиков? — спрашивал Иоанн. — Чудесами? Но их давно нет. Знаменьями? Но их сила давно отнята. Так чем же? Словом!»

Ну, разве не судит он нас сегодняшних уже одним этим речением? И разве мы, ищущие чудес и ленящиеся проповедовать, простили бы ему подобные речи?

Деньги — бедным. Сердце — Богу. Физические силы, таланты, саму жизнь — служению. Стоит появиться такому человеку, и вот уже на фоне его поблёкли многие; поблёкли, говорю, и стали подобны восковым куклам. Если бы они просто были куклами! Они живы, и они шепчутся, сплетают сети; как змей из книги Бытия, «блюдут пяту» праведника. Благо, он сам беспечен. Он не хитрит, не молчит, не скрывается. Он словно лезет на рожон, совершает ошибки, рвёт последние связи с теми, кто мог бы его защитить. Дадим место исторической правде. Иоанн нарушал правила. Он позволял себе рукополагать диаконов на вечерне, а не на литургии. Он вторгался с властными полномочиями в чужие области и там низлагал епископов, поставленных за деньги. Низлагал тех, над кем не имел канонической власти. Он делал ещё много такого, что казалось вызывающим, неслыханным, дерзким, достойным кары.

Кара пришла. Пришло изгнание. Одно, затем — другое. Затем пришла смерть вдали от кафедры и дома. Должно было прийти и забвение. Но вдруг, паче всякого чаяния, Иоанн стал понятен и оценен. Ещё одни шептали, что «если Иоанн епископ, то и Иуда — апостол», но другие уже видели, сколько труда внёс Златоуст в церковную сокровищницу. Время сняло повязки с глаз тех, кто осуждал Иоанна «за компанию». Время смягчило сердца тех, кто был обольщён злостным нашёптыванием. Время унесло из жизни души непримиримых врагов. И тогда на историческом расстоянии взору стала открываться величественная вершина под названием Златоуст. Она явилась там, где близорукий взгляд ещё недавно замечал лишь холод, лёд и камни. С тех пор и до сегодняшнего дня эта вершина продолжает расти в размерах, продолжает удивлять своей неприступной красотой.

Как хорошо, что мы живём вдали от времени Златоуста. Живя там, где мы живём, мы можем счастливо пользоваться его сокровищами, пить из родников его поучений, отдыхать в тени его мудрости. Но самое главное то, что мы избавлены от страха ошибиться и не заметить святость этого человека. Мы избавлены от соблазна отцеживать комаров его мелких ошибок и проглатывать верблюда его несправедливого осуждения. Но всё же мы не избавлены от соблазна наслаждаться, к его трудам не приобщаясь.

Его книги стоят на наших полках. Возьми любую из них, и божественный обладатель золотого сердца заговорит с тобой. Ты словно увидишь перед собою его златые уста; увидишь огонь, подобный огню Неопалимой Купины, тому, что горит, но не опаляет. Иоанн будет звать тебя за собой, будет будить, тормошить, устрашать, убеждать, обнадёживать. Если ты пойдёшь за ним, тебе будет очень трудно, так трудно, как должно быть трудно всем «желающим благочестиво жить во Христе Иисусе».

Но если ты и я не пойдём за ним, если согласимся «чтить его издали», не открывая книг, скорее всего, мы таким почитанием распишемся в том, что, живи Златоуст сегодня, мы были бы в числе тех, кто его осудил и выгнал.

Ранее опубликовано: № 2 (50) Дата публикации на сайте: 09 Май 2011
Код для блогов / сайтов
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 17 из 17
11:26 14.10.2014 | Ирина
Я его действия действительно прощю и успокоюсь за его грешную душу, после искреннего покаяния, и обьяснения перед старшей дочерью Анной , что это было действительно только его действие, что это не допустимо в супружеских отношениях в своём доме, что он слезно просит прощения и целует руки своей супруге, потмучто ребёнка он тоже спаивал пивом, после чего она кидалась на меня и даже ножами, конечно же я начала после нескольких такий их них действий заниматься спортом я им тоже конечно головы понабивала, но онже все таки мужчина, т.е к него и силы ббольше и вообще везде ж мужчина это вообще защитник женщин. Ну общем прошу молитв о вразумлении как ведут себя мужчины, почему все так запущено, у него есть родная сестра Юля, она жена бывшего бабтиста сектанта Виталика, ну общем ваших туда молитв, чтоб его родная сестра его вразумила на покаяние.Она же все знает и про дух душу и тело.Это большой грех перед телом и кровью Господа нашего Иисуса Христа.
11:00 14.10.2014 | Ирина
Ой а самое главное помолитесь сугубо о моём муже Максиме он такой грешник стал за последние 3 года и не хочет каяться ни перед мной ни перед Богом у нас трое детей и все девочки, а он так сильно нагрешил, избивал меня несколько раз в нетрезвом состоянии, я вызывала и милицию и скорые, но у него никаго страха и совести ни передо мной ни перед милицией не было, после так же продолжал свои действия. Я ему говорю кайся или передо мною или иди в церьков перед Богом кайся. Прот. Андрей помолитесь о вразумлении, что это большой грех перед Богом.
10:40 14.10.2014 | Ирина
Прошу ваших молитв о здравии моей двоюродной сестры Татьяны, каюсь что долго на неё держала зло, зятя Александра каюсь и на него злилась то что он появился в нашей жизни 2 года назад, а то и не слышно было и не видно, помолитесь о куме Людмиле, Марине, и кума Максима, я их тоже периодически ненавидела каюсь, а главное о иерее Максиме помолитесь о нем тоже думала разное то он нравился, то потом думала лучше я его и не встречала каюсь а и так же о бывшей подруге Тамиле помолитесь, до сих пор думаю лучше бы она мне не встретилась каюсь простите и благословите. На самом деле я за них не могу молиться, но желаю им и их ним детям крепкого здоровья.
10:20 14.10.2014 | Ирина
Всех благ вам прот.Андрей, Ангела Хранителя, и пусть православие будет истиной, верой и надеждой для многих людей в нашей стране и во всей Европе и на всей планете, пусть люди верят в Бога, ищут для себя полезное для духа души и тела , пусть все будут здоровы и невредимы.
12:33 08.02.2012 | Андрей
Спасибо.
10:08 13.06.2011 | Тетяна
А чому так, отець Андрій? Чому лінуємось проповідувати, бажаємо краще промовчати,ніж сказати правду, навіть архієпископу? Чому ми більше любимо спокій, ніж соромимось засмутити Христа? Іоанн Золотустий - мій покровитель давно і дуже сильний. У ВДУ на історичному (ще комуністичному) факультеті писала дослідження по про отців візантійської церкви. І лишався якийсь дивний неспокій - праць Золотоустого не читала, не вдалось дістати в той час. Нікому не потрібні були подальші дослідження - але уже не для моєї душі. І Господь почув мене. За деякий час - я відкриваю його книгу. Переконували до того,що буде важко - бо старослов'янська і хто знає як ще буде розумітися. Але з перших рядків - о чудо! - я була здивована - у мене полились, неначе солодким медом, його "золоті уста", розкриваючи мені зміст Євангелій та Старого Заповіту. Я, перечитавша до того купу філософської літератури, була вражена духовною літературою взагалі. І тепер, не перестаю її досліджувати.
А ще мене (яка мала таємне бажання докластися до будівництва храму) Господь привів до самого початку будівництва церкви Іоанну Золотоустому у нашому місті. Пройшло 5 років - храм, а разом з ним комплексна будівля з недільною школою, зведена.
А ще отця мого духовного, що подарував мены першу зустріч із Золотоустим, умовила перекласти Акафіст Золотоустому на українську мову. Готовимо до друку.
Але головне, ви, отець Андрій, чітко написали про Золотустого правду. Золотустий вчить нас любити Христа без прикрас, без лукавства - а тому говорити правду, хоча б як би вона комусь була і не зручна і не вигідна... Слава Богу за все! Дякую Золотоустий! Дякую Андрій Ткачев!
01:51 09.06.2011 | Надежда
Cпасибо, благодаря статье жизнь св. Иоанна Златоустого становится близкой и понятной.
01:39 16.05.2011 | михаил
замечтельно написана,спасибо отец Андрей.К сожлению,мы в большинстве своем меняемся
очень слабо в лучшую сторону.Все любим на Законы
ссылаться и забываем что Спаситель об этом говорил.Старайтесь и сами поступать подобно Иоанну Златоусту.Только
не бойтесь! Спаси Вас Господи!
16:58 13.05.2011 | Ирина
Надо почитать его книги, помолиться Иоанну Златоусту. Прочитав вашу статью, наблюдаю чувства высокого; я хотела бы конечно чтобы нас( особенно не очень богатых, не очень счастливых, не очень добивающихся успеха) поучали наставляли святые!
08:29 12.05.2011 | blood clot
дуже порадувала ця стаття
22:55 11.05.2011 | архим. доц. Павел Стефанов, Болгария
Статья или скорее эссе - великолепная, написанная страстно и с преклонением. Подобным был и характер Златоуста - он не мог молчать и терпеть, а укорял, осуждал и призывал даже императрицу и ее двор. Его социальное чувство, его жаркая вера, его пылчивость стоили ему голову.
18:13 11.05.2011 | Наталия
Христос Воскресе! Интересня статья.. статья-открытие! И не столько о Златоусте (хотя и о нём, о прозе жизни в его время), столько о каждом из нас: "если не принимаем, значит, гоним..." Спаси, Господи, о.Андрей, за проповедь!
20:45 10.05.2011 | Ирина
Я благодарна вам за статьи. Мне нужны они, важно для меня узнавать нашу веру всё больше. СПАСИБО каждому автору!
16:27 10.05.2011 | Юлия
Спаси Господи!
14:19 10.05.2011 | Анна
Спасибо!
12:22 10.05.2011 | Ирина
Каждый раз, прочитав Вашу статью, о.Андрей, мое сердце поет от радости, а ум просветляется! Благослови Вас Господь!!!
08:49 10.05.2011 | Галина
Отлично написано!!! Так было, есть и будет: Христа гнали, Златоуста гнали, многие будущие святые вынуждены были уходить из своих монастырей в другие, да и простые благочестивые священники и прихожане не всегда поняты. В моем окружении говорят, что можно прочесть всего лишь все творения (12 томов) св. Иоанна Златоуста и этого будет достаточно для совершения своего пути ко спасению. Бесценные труды, воистину, человек, написавший их, обладал золотым сердцем!!!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Отрок.ua в: