Підписатись на розсилку нових статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуємо відвідати

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наші друзі

Марні слова

Звідки ростуть вірші? У класиків, можливо, «зі сміття», до того ж, «не знаючи сорому». У звичайних людей, які пишуть чотиристопним ямбом у період статевого дозрівання, вірші ростуть звідусіль. Ще в юнака не росте волосся в носі й на грудях. Тільки верхня губа й пахви темніють від першого пуху, а вірші вже ростуть звідусіль і, на відміну від класиків, усе в них сором’язливо й цнотливо. Дурнувато, звісно, й наївно, але сором’язливо й цнотливо.

Ніяка воєнна історія не зможе перерахувати поіменно всіх загиблих у тій чи іншій війні. Більшість загиблих залишаться безіменними жертвами й невідомими героями. Історія літератури теж ніколи не назве імена тих, хто пробував сили на літературній ниві, але зник у круговороті історії, не добившись слави, чи опустив руки на половині шляху, чи вчасно замовкнув, тверезо оцінивши свої сили.

Слава останнім і горе тим, хто тикається з рукописами по редакціях, пише листи, нарікає на Промисел за несправедливість і живе з думкою про свою невизнану геніальність, як клоун з налиплою до лиця маскою. Для таких людей світ є несправедливим абсолютно. Як для Сальєрі з «Маленьких трагедій», для них «правди немає й вище». Наскільки чистіший і здоровіший добрий сміх над собою. Коли втомлений від життя дядько, який страждає на п’ятому десятку від двох пудів зайвої ваги, прочитає свої вірші, що були написані чверть століття тому, то дивна посмішка скривить його обличчя. Свіжістю й дурістю повіє на нього від цих пожовтілих аркушів, стане шкода років, що проминули, стане соромно, що цей лепет йому самому колись здавався геніальним. Якщо дядько на п’ятому десятку може похвалитися наявністю каміна в домі, то самий час влаштувати віршовому дітищу аутодафе.

Самый обычный закон природы

Хлещет поэтов больней, чем кнут:

«Всё, чем вы мучались год за годом,

Пеплом становится в пять минут».

Ну й чудово! Ну й слава Богу! Саме так, Богові слава, й нікому більше. Авраам сина не пожалів і за словом Божим повів його на жертовник. Сам поклав єдинородного на дрова, сам однією рукою відвів підборіддя, відкриваючи беззахисне горло. Сам заніс другу руку з ножем високо над головою і... І тільки Той, Хто Свого Сина послав у світ на страждання, тільки Той, Хто тоді втримав Авраамову десницю, знає, що в ці секунди коїлося в душі праведника. Після всього цього — що значить спалити два-три зошити з рукописами? Спалити хибну претензію на геніальність, віддати вогневі не сина юності й не плід черева, а «пісні цнотливості», що так і не стали «піснями досвіду»?

«Я тебе народив. Я тебе і вб’ю». Цю репліку Бульби має право вимовити будь-який митець. Як отець в архаїчному суспільстві мав повноту військової, судової та жрецької влади, так і митець повинен володіти своїми творами. Володіти, а не підлещуватися до них, як до когось великого. Нехай «частіше повертається стиль», загладжуючи написане на м’якому воску; нехай глина знову й знову зліплюється в безформну масу після невдалих рухів скульптора. Нехай папір, що зберігає сліди сирого почуття, хибного пафосу чи іншої недосконалості, служить для розтоплювання камінів.

Проте чи все так погано в наївних віршах, які справедливо приречені на безвісність? Ні, не все. У них саме те й добре, що вони ростуть не «зі сміття». У них дихає почуття, наївне, але щире. Метри можуть нанизувати слова, змінювати розміри й форми, очікуючи, що смисл прийде «сам по собі», проб’ється крізь словесну тканину несподівано, немов паросток з асфальту. У них це часом виходить, і тоді вони вважають — через них мова живе.

Наївний поет, що його надихнуло перше кохання, перша втрата, перше знайомство з чужою майстерністю на спроби гармонічно висловитися, завжди йде від почуття до слів. Слів не вистачає, вони вилізають за межі рядку, кострубато римуються, банально звучать, але все одно це — вірші.

Или выжги меня недугом,

Или брось кораблём на рифы,

Но прости, что умею думать

Хоть какой ни какой, а рифмой.

Подальше залежить уже від уміння думати. Навіть не від уміння (звідки йому взятися?), а від готовності віднині думати постійно. Настирливість розумового процесу, його невгасима постійність, помножена на цікавість і раблезіанський інтелектуальний апетит можуть з часом дати дещо на виході. Так мені здається.

Той, хто не любить думати і не хоче вчитися, кине римувати «страждаю» й «вмираю», як тільки подорослішає ще на одну юнацьку закоханість.

Людина має зрозуміти своє життя, має жити свідомо. Проте за свої п’ятдесят-шістдесят, навіть за свої «сімдесят, якщо ж у силах — вісімдесят» зрозуміти себе людина не здатна. Потрібний досвід чужого життя, щоб, збагатившись ним, стати старше на декілька (чим більше — тим краще) життів.. Цей чужий досвід зафіксований у книгах, у притчах, у прислів’ях, піснях, билинах. Тобто — в слові. Часто й подовгу буваючи в цій лавці старожитностей, шанувальник слова ризикує стати шанувальником знань. А там уже поруч любов до мудрості чи любов до помилок, але в будь-якому разі це буде вихід за межі обмеженого особистого буття. Ти пірнав у книжки, щоб підібрати слова для почуття, що тебе охопило, а знайшов більше, ніж шукав. Тепер у тобі хочуть зімкнутися й стати одним потоком минуле й майбутнє, а ти ризикуєш стати провідником того, що вони через тебе скажуть.

Окрім часових полюсів — минулого й майбутнього, — людина, що захворіла на поезію, потребує й полюсів просторових — пустелі й міста, тобто самотності й багатолюдності. Вона повинна, як божевільна, інколи тікати від людей, щоб думати, промовляти, проціджувати крізь себе словесний шум. Наодинці вона чекає осяяння й одкровення. Птахи в лісі й трава в полях дивляться на неї з подивом. Там, у самотності, зрозуміле вбирається у слово, і слово зазнає огранювання.

Проте потім треба бігти назад, до людей. І не кудись, а туди, де можуть вислухати й оцінити, де можуть вилаяти чи стиснути в удячних обіймах. Треба бігти до міста. Там газети й журнали. Там професорські кафедри й сценічні майданчики. Там прокурені кухні й суперечки до ранку з членами таємного ордену під назвою «друзі».

Так, між минулим і майбутнім, між людською товкотнечею й самотністю, чаклуючи над словом і знаходячи стимул для творчості в зализуванні власних ран, живе той, хто в сімнадцять років вперше зримував «пішла» й «знайшла». І кому це треба, скажіть будь-ласка?

Ні, юнацькі вірші треба спалювати, щоб зі спокійним сумлінням перекваліфікуватися в керівника будинку. Їх не можна не писати, вірші. Вони неминучі, як дитячі хвороби. Проте робити їх ремеслом і пропонувати себе історії як кандидата в генії не варто. Якщо історія та її Господар зупинять свій вибір на вас, то нікому до кінця не буде зрозуміло, чи про вас плакати чи квапитись з привітаннями.

Однозначно те, що, незважаючи на унікальність прижиттєвого досвіду, після смерті Ахматова й Пастернак вже не вимагають, щоб про них говорили піднесено й пошепки. Вони потребують православної молитви «про упокоєння душ усопших рабів Божих Анни й Бориса».

Про інших можна думати аналогічно.

Опублiковано: № 5 (41) Дата публiкацiї на сайтi: 24 December 2009

Дорогі читачі Отрока! Сайт журналу вкрай потребує вашої підтримки.
Бажаючим надати допомогу прохання перераховувати кошти на картку Приватбанку 5457082237090555.

Код для блогiв / сайтiв
Марні слова

Марні слова

Андрій Ткачов
Журнал «Отрок.ua»
Горе тим, хто тикається з рукописами по редакціях, пише листи, нарікає на Промисел за несправедливість і живе з думкою про свою невизнану геніальність, як клоун з налиплою до лиця маскою. Для таких людей світ є несправедливим абсолютно. Як для Сальєрі з «Маленьких трагедій», для них «правди немає й вище». Наскільки чистіший і здоровіший добрий сміх над собою.
Розмiстити анонс

Результати 1 - 25 з 26
01:09 24.03.2011 | Алексей
Да, не понять бескрайность океана, когда ногам определён причал.
09:48 29.12.2010 | africa
"18:00 14.01.2010 | Елена
У меня в руках журнал, и под этой статьёй подпись: Андрей Макаров. Так кто же автор - он или о. Андрей Ткачёв? Или Андрей Макаров - это псевдоним о. Андрея?:)

Комментарий редакции:
Уважаемая Елена, Вы правильно заметили - статьи отца Андрея в печатной версии подписываются в том числе псевдонимами. В печатных изданиях не принято публиковать несколько статей одного автора, но о.Андрей для нас является исключением, потому его материалы печатаются чаще других, для чего и используется псевдоним."


а Макаров это от Макаревич в РУССКОМ варианте? ))
07:32 11.06.2010 | Вера
Спасибо Вам,я пишу с 18 лет,хотела бросить,и не смогла.Этот труд мне душу облегчает,шлифует, я не Гений,понимаю,но мне не стыдно,то что мне дал Гоподь,за то и спасибо, а свои труды оставлю своим родным,они поймут,это для них.К этому решению пришла не сразу.
03:16 16.05.2010 | Елена
Ну, и слава Богу, что пишут стихи! Значит, сердце на ладони. Значит, душа живая, чувствует еще по Чьему образу и подобию сотворена... Радуется и страдает - ощущает присутствие добра и зла. Как умеет, так и дышит. Бога ищет... "И душа для Любви воскресает - вот зачем существует искусство". А Господь управит. Пусть стихи рождаются, как дети. Даже если это стихи в кавычках, а процесс творчества в одной отдельно взятой душе не имеет мирового значения. Скоро такие души днем с огнем искать придется, несмотря на возрастающую всеобщую грамотность и религиозность. Скоро рассвет - пора сокровенная. Мир вам, добрые люди!
17:43 10.05.2010 | Наталья
После прочтения статьи о. Андрея, случайно (а может и нет?) наткнулась в сети на стихи Саши Бес (самый рейтинговый автор на Стихи.ру, победительница международного поэтического конкурса "Серебряный стрелец" 2010)
Талант от Бога?... но пропадает душа...
Помолимся, братья и сестры, за спасении в вечности.

- До рая? По лестнице вниз босиком по иконам.
А после девятого круга - до гроба Иуды
Не можете следовать нашим Священным законам?
Что ж, можно и в обуви, коли, боитесь простуды.

Да, люди такие, что хочется в них... затеряться.
Исчезнуть, уснуть или просто надолго забыться.
Ведь мне через жизнь тоже будет _почти что семнадцать_
Как завтра тебе так же стукнет _без двух минут тридцать_

И много ли надо, что б мир в тот же миг на осколки,
Проехав до паперти сорок четвертую милю.
И, если ты волк, я, конечно, охотник на волка
А значит, лишь пуля под сердце убьет аритмию

И небо отдастся во власть чудотворного танца...
- А... можно не в рай? Мне куда-нибудь... чтобы попроще.
- До ада? По лестнице вниз до крылатого старца
А после девятого круга - до Ангельской рощи.
22:49 13.02.2010 | лариса
если поэзия лишь способ облегчить собственное страдание, или канал изливания душевных страстей - это одно. если поэзия нужна кому-то, сделает кого-то лучше, добрее и счастливее - другое... тем более, если для славы, популярности. все шевеления, движения, усилия тщетны, если не к славе Божьей, а человека. И один Господь знает, кто прав в нашей дискуссии, ибо он сердщевидец
20:03 17.01.2010 | Галина
Знаете, когда читала эту статью, я плакала. Плакала от того, что автор не понимает красоты стиха, или же пытается заглушить эту любовь.с каждым абзацем надеялась хоть как-то осознать, что же именно не так. не смогла. искренне расстроилась.

"Наивный поэт, подвигнутый первой любовью, первой потерей, первым знакомством с чужим мастерством на попытки гармонично высказаться, всегда идёт от чувства к словам. Слов не хватает, они вылезают за пределы строки, коряво рифмуются, пошло звучат, но всё равно это — стихи."
а вы осознаете, что именно эти чувства рождали поэтов, именно нелепые строчки давали толчок к усовершенствованию написанного?
А если есть ритм, слова ровно ложатся? что? жечь все? убивать в себе возможность рифмовать?
чесно говоря поражена этой статьей. после нее не могла и журнал прочесть...
00:40 16.01.2010 | Татьяна
Марк Максимов (1918-1980)

Любая тихая звезда
там, у себя, - ревёт огнём!

Молчанье призрачно, когда
За молнией помедлит гром.

Несут немые провода
крик телеграмм.

Молчанье - золото, когда
заходят в храм.

Молчанье - подвиг под петлей,
пред палачем.

Молчанье - честь под кумачем,
к плечу плечом.

Когда, окованная в лёд,
молчит река,-

настанет март, и лёд пойдет
наверняка.

Когда притих весенний сад -
летит пыльца.

Когда влюблённые молчат -
гудят сердца.

Когда немой молчит - слышна
его мольба.

Когда труба молчит - она
еще труба...

И лишь когда молчит поэт -
поэта нет.


Как же понять,- поэт ты или нет? И какие тетради нужно сжечь, а какие стоит оставить потомкам, чтобы не кипеть в котле, как тот писатель из песни С. Копыловой? Господи, вразуми и помоги!!!
23:21 15.01.2010 | Татьяна
***
Искусство поэзии
Возьмите слово за основу
И на огонь поставьте слово,
Возьмите мудрости щепоть,
Наивности большой ломоть,
Немного звёзд,немножко перца,
Кусок трепещущего сердца
И на конфорке мастерства
Прокипятите раз, и два,
И много-много раз всё это.
Теперь пишите! Но сперва
Родитесь всё-таки поэтом.

Раймон Кено

Батюшка! Спаси Вас Господи!


21:30 14.01.2010 | Елена
"Опять эта говорель. С детства ее не люблю" - слова героя Олега Янковского из фильма "Влюбился по собственному желанию" Это я к тому, что даже большинство комментариев, опубликованых выше - это уже и есть своего рода "стихи". Просто, дело в том, что люди делятся на "писателей" и "не писателей". Те, кто любили в школе русский язык и литературу и имеют писательский склад ума и мысли свои выражают красноречиво, богато, насыщенно всякими там речевыми оборотами - они и без стихов - писатели. Сразу видно, большинство комментариев оставлено "поэтами". По-этому, так много возмущения среди поклонников пера. А по поводу самих стихов, лично я считаю, зависит от смысла слов в сочинении. Если просто рифма бессмысленная - не стоит распыляться. А если мудрость в стихах - то почему бы и нет? Легче воспримется и запомнится! о.Андрею - низкий поклон. С нетерпением ждем Ваших проповедей.
18:00 14.01.2010 | Елена
У меня в руках журнал, и под этой статьёй подпись: Андрей Макаров. Так кто же автор - он или о. Андрей Ткачёв? Или Андрей Макаров - это псевдоним о. Андрея?:)

Коментар:
Уважаемая Елена, Вы правильно заметили - статьи отца Андрея в печатной версии подписываются в том числе псевдонимами. В печатных изданиях не принято публиковать несколько статей одного автора, но о.Андрей для нас является исключением, потому его материалы печатаются чаще других, для чего и используется псевдоним.

20:21 07.01.2010 | Юлия
Разве не заметна главная мысль статьи? Разве никому не приходилось смеяться над самим собой, пусть даже спустя годы? Стоять нужно за свои убеждения, конечно же! Но если они изменились, если мы повзрослели? Почему бы не отказаться от них с улыбкой ("было, было, было, но прошло"), а не гневно бросить в пламя, да еще якобы из-за чужого подстрекательства или неодобрения?
18:28 28.12.2009 | Ирина
Александр cпасибо, с тем что вы написали я согласна и с тем что отец Андрей тоже, но прочитав коментарии пришла такая мысль.
16:36 28.12.2009 | Сергей
Неужели все восприняли призыв сжигать юношеские стихи в буквальном смысле, мол давайте идите сжигайте все то что отобразилось на бумаге в моменты вдохновленной грусти или радости. Призыв мыслить трезво и здраво и свои чувства не выпячивать. Навряд ли кто писал и никогда не задумывался, что его слова прочтут. Навряд ли кто писал и никогда не думал: "Какие эмоции вызовет у читателя мое произвидение?" Нам свойственно подменять понятия, а тем более чувства, которые так просто и не определишь. Когда нас просят почитать, неужели не стыдно и не страшно, но в то же время и лесно сам факт прошения. Далеко не всегда удается определить, что нами движет писать в моменты вдохновения, то ли в один момент быть прочитаным, то ли написать и похоронить тетрадку как самое тайное и самое стыдливое отображение моей души на бумажке. Главное, что творить может каждый, второй вопрос в какой сравнительной степени получаются результаты, и этот дар творчества дан каждому от Бога. Факт любой писанины есть прежде всего проэкция того великого Образа который есть в нас.
Другое дело, что порождает наша творческая свобода. Ведь рифмы и причудливопрекрасные словосплетения не главное.
11:43 28.12.2009 | Александр
По поводу вывода Ирины, мне вспомнился эпизод из древнего патерика, когда старец послал своего ученика за водой с корзиной. Тот в результате пришёл без воды и с сожалением сказал об этом авве. На что авва ему ответил, ничего, мол, чадо, зато корзину помыл. Самое главное, Ирина, что вы подумали, а как заархивирует это ваша память и как в будущем это будет влиять на информационные потоки, циркулирующие внутри вас - вот в чём вопрос. Хочется ещё привести пример из фильма Тарковского «Жертвоприношение», где главный герой говорит, что если человек будет каждый день вставать в 7 утра, заходить в ванную, набирать стакан воды и выливать его в унитаз – мир изменится. Если подумать, то так и есть, потому что появляется система, изменяющая самого человека. А если заменить такое, казалось бы, бессмысленное действие со стаканом воды на, например, каждодневное 10-ти минутное размышление о своём внутреннем состоянии, содержании, эмоциях – мир изменится и наполнится удивительными смыслами. И очень важно чтобы были те, кто будет направлять и возбуждать подобные размышления, за что о.Андрею персональная благодарность.
18:31 27.12.2009 | Ирина
Статья как и проповедь послушал, подумал и забыл.
15:32 27.12.2009 | Александр
Но ведь и на Лермонтове и на других гениях (скульптуры, архитектуры и т.д.)Хозяин истории остановил выбор, этим и оправдывается их присутствие в человеческой культуре.
Не будем вспоминать, что родоначальником человеческой культуры был Каин и что она материальное выражение человеческого духа (своеобразный продукт жизнедеятельности) – это высокие материи. Может быть о них поразмышляет о.Андрей. Просто честно признаемся, сжигать стихи юности не даёт мнение о себе, и мнятся они не как детские болезни, а претензия на нечто. Быть честным с собой – это уже аскетика! Где взять её в век комфорта и гламурных журналов?!
Настырность мыслительного процесса и его неугасающее постоянство хотя бы у некоторых, не даёт засыпать остальным, чему свидетельство полемика после статьи.

Очень здорово, о.Андрей! Ещё размышлений!!! Никому не спать!!!
22:12 26.12.2009 | Максим
А почему только поэзия? И прозу туда же. И живопись. И скульптуру. И все прочие искусства. Давайте откажемся от всего человеческого. Давайте переквалифицируемся в управдомы (им, наверное, все человеческое чуждо). Будем практичны, функциональны и бесчувственны... Но можно ли не испытывать эмоций, ожидая и надеясь, что когда-то и об упокоении твоей души вознесут молитву? И могут ли такие ожидания и надежды не излиться - в слове, в форме, в движении? Не могу себе представить такого самообладания. Для себя не могу. Возможно, тот, кто достиг такого самообладания, счастлив "здесь и сейчас".
22:11 26.12.2009 | Ольга
Тот, кто сам себя при жизни причислит к лику святых, наверняка находится в прелести. То же самое и с гениями.Мне кажется, если собственные стихи нравятся, можно попробовать дать их кому-то почитать, прочитать на публике самому или даже попробовать напечатать. Негоже лишь обижаться, если твоё творение не примут,а тебя самого в гении не зачислят. Тогда иди и занимайсясвоим основным делом. А полностью отказываться от своено юношеского творчества не надо:Лермонтов все свои стихи молодым написал. Лично мне было бы жаль, если бы ТАКИЕ стихи сожгли.
21:54 26.12.2009 | Олег
Сколько желчи.... Впрочем , как и во всех остальных статьях Ткачева..

Гм... но ведь он же священник...
00:10 26.12.2009 | Оксана
удивительно, но после прочтения статьи становится грустно, так как стихи пишут совсем не для славы, признания и т. п. Истинный поэт это всегда знает. Как там у Пастернака "быть знаменитым некрасиво, не это подымает ввысь..." Мы взрослеем с нами взрослее и наше творчество, поверьте творчеству нужен выход, который выражается в стихах, картинах и другом, в основном не претендующих на похвалу и признаниние. Кафка всю жизнь писал "в стол" достаточно серьезные произведения, которые были напечатаны уже после его смерти! Да гордиться собой не стоит и "кумирить" свои так называемые шедевры, но пытаться всегда стоит!
20:24 25.12.2009 | Дмитрий
2Николай Б.
а Вы правда думаете, что есть совершенные души?:)
не, об Одном обладателе такой души я слышал. но вот все остальные люди - неужели, и вправду совершенны - здесь и сейчас?
18:56 25.12.2009 | Николай Б.
Ну Вы даёте, о. Андрей... Аж слёзы навернулись от восхищения тем, насколько автор может переступить через самого себя.
"В них именно то и хорошо, что они растут не «из сора». В них дышит чувство, наивное, но искреннее." Зачем же самому себе противоречить?
"Нет, стихи юности надо сжигать, чтобы со спокойной совестью переквалифицироваться в управдомы." о. Андрей, Вам Людей не жалко?
Насчёт чтения Краус сказал, что читающий поэт -- это едящий повар.
Очередная бесполезная статья от о. Андрея. Вы бы вместо глупостей опубликовали свои стихи и людям бы предложили свои выложить в комментариях.
Неужели Вы думаете, о. Андрей, что есть несовершенные души? А ведь стихи -- выражение душ.
16:42 25.12.2009 | Евгения
Ваша статья, Андрей, несколько жесткая и хлесткая. Я согласна с Вами, что нельзя из себя делать великого поэта, если ты написал пару сотен стихов и они нравятся кому-то из друзей. Конечно, это не показатель. Но сжигать юношеские стихи, думаю не стоит. Это же увлечение молодое. Мне 50 и я пишу стихи иногда. Сначала тоже думала, что я-супер. А потом узнала, что очень многие люди пишут и довольно неплохо. У меня желание писать возникает спонтанно - в основном, когда тяжело на душе и, думаю, если текст родился и я его записала, а потом и прочла друзьям, то это еще не значит, что я буду рваться в "Ахматовы". Просто я выразила свои переживания в этом стихе. Когда ушла мамочка, я очень долго не могла успокоиться. И я опять написала стих "Прощание" - поверьте, мне немного стало легче. Я люблю Иисуса Христа, я Его страстная поклонница. Думаю, Он меня правильно понимает в этом отношении. Будьте благословенны Вы и Ваша семья. Евгения.
10:23 25.12.2009 | Дмитрий
текст - просто супер!
человеческая искренность и пастырское хитроумие дали блестящий результат!
впрочем, иного от о.Андрея и не ждёшь.

Додати Ваш коментар:

Ваш коментар буде видалено, якщо він містить:

  1. Неповагу до авторів статей та коментарів.
  2. Висловлення думок щодо особистості автора або не за темою статті, з’ясування стосунків між коментаторами, а також інші форми переходу на особистості.
  3. З’ясування стосунків з модератором.
  4. Власні чи будь-чиї поетичні або прозаїчні твори, спам, флуд, рекламу і т.п.
*
*
*
Введіть символи, зображені на картинці * Завантажити іншу картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: