Підписатись на розсилку нових статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуємо відвідати

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наші друзі

Про що мовчать апокрифи?

Апокрифи залишені за бортом рятівного церковного ковчега. Проте слово «апокриф» звучить принадно і чарівно. За ним ввижається якесь «таємне знання», приховане від багатьох і доступне обраним. Але, як правило, лише до знайомства з текстом. Читача, котрий любить Письмо, творіння святих отців, таке читання лиш розчарує. Як давні книги, так і сучасний апокрифічний «фольклор» виглядають убого і жалюгідно у променях євангельської правди, і контраст аж надто очевидний. Проте апокрифи живуть століттями, і фантазія авторів не вичерпується. Хто ж їсть нікчемну юшку забобонів за дверима розкішного бенкету віри? Куди ведуть апокрифи? Чи розкривають вони таємниці церковної історії — а чи заводять у нетрі релігійних фантазій?

 

Таємничі книги

Життя Церкви багатогранне, і ця багатогранність лише підкреслює її єдність у Христі. «Церква, — як казав К. Льюїс, — це єдність відмінностей». Кожен по-різному проявляє себе в Церкві, і в кожному по-різному проявляє себе благодать. Однак для всіх християн є дещо спільне. З одного боку, це нова радість, котра умиротворяє душу, а з іншого — несподіваний для самої ж людини спротив благодаті. У кожному з нас живе ізраїльтянин, що з єврейської перекладається як «богоборець». Переступивши поріг храму, він не може миттєво зі всім погодитись, кардинально змінитися й покаятись. Як казав мій друг, колишній баптистський активіст: «Духовність у християнстві стоїть на покаянні, але покаяння не ставить крапки, як навіяв нам Захід. Покаяння — це лише початок». Швидко може змінюватися лиш форма одягу і культурний простір навколо людини, але думки, почуття, бажання диктують свої «догмати».

Саме з цього бажання збагнути всі смисли і таємниці вчення Церкви народжуються апокрифи. Слово «апокриф» із грецької перекладається як «таємний, сокровенний». За ширмою цієї таємничості ховається певне винятково правильне, вичерпне розуміння істини. Така винятковість у древні часи, як правило, підтверджувалася авторитетом апостолів. Зазвичай саме їхніми іменами підписувалися апокрифічні твори, наприклад, «Євангеліє від Фоми» чи «Апокаліпсис Петра».

Нині безіменність — характерна риса для апокрифів. Іноді, щоб привабити увагу довірливого слухача, апокрифічні сказання іменуються переданнями Церкви, і ми чуємо: «Церква вчить...», «за переданням...» чи «моя бабуся, котра все життя ходила до церкви, казала...», — але якщо після цих слів ви не почули посилання на загальновизнаних авторитетів, то, швидше за все, ви чуєте фантазії на євангельську тему. «Не можна залишатися в Переданні, — пише знаменитий богослов В. Лосський, — зберігаючи як „отецьке передання“ усе те, що через звичку лестить „побожній чутливості“. Навпаки, саме підміняючи такого роду „переданнями“ Передання Духа Святого, Який живе у Церкві, понад усе ми ризикуємо опинитися врешті поза Тілом Христовим».

Передання чи апокриф?

Як же визначити тут, де справжнє Передання, а де бабські байки (1 Тим. 4, 7)? Критерій цей — верховенство Духа Святого, Котрий провадить нас до цілої правди (Ів. 16, 13 ). Але ж ті християни, котрі створюють і зберігають апокрифи, переконані, що саме ними й керує Дух Святий. Яскравий тому приклад у популярному нині апокрифі про загадкового старця Антонія: «Скільки разів хранителями істини виявлялися одиниці, у той час як вище священноначаліє — єретики?!» У Церкві існує певна культура поводження з Переданням, у ній завжди були авторитети, котрим вона довіряла висловлювати смисл Передання. Є різниця між дарами милости, Дух же той Самий. Одному бо Духом дається слово мудрости, а другому слово знання тим же Духом (1 Кор. 12, 4, 8). У цьому сенсі Передання — це авторська думка про життя у Христі, і вона висловлюється конкретними авторитетними людьми з конкретного приводу, на конкретних Соборах чи в конкретних текстах. «Передання — це наступництво спілкування святих в історії», — писав отець Іоанн Мейєндорф. Це не мертве відлуння фантастичної древності, а вічна жива істина, котра висловлюється у нових змінюваних формах.

Аби зрозуміти, чи дослухаєтеся ви до справжньої істини, одного серця мало, потрібно ще й міркування — кому саме можна довіряти. Іншими словами, ви повинні почути ім’я авторитетного автора.

Світ мрій

Окрім зовнішніх відмінних ознак, апокрифи мають ще й внутрішні ознаки фальші. «Християнське вчення, — пише священномученик Тихон (Беллавін), — завжди було далеким від духу мрійливості. Тим воно й відрізняється від різних утопічних теорій, що чітко розрізняє ідеал і дійсність і, вказуючи людським пориванням кінцеву мету в ідеалі, ніколи не втрачає з поля зору й дійсність». Апокрифи завжди говорять про щось абстрактне, не придатне для повсякденності, зайве. Передання ж зосереджене перш за все на тому, що важливо для спасіння людини як тисячі років тому, так і вже тут і зараз, у дійсності, що нас оточує. Тобто, головною темою Передання є пристрасті й боротьба з ними. І якщо Передання розкриває глибини людського серця, то апокрифи, навпаки, ховають його зміст у тумані мрійливості.

Довіряючи апокрифам, людина знаходить альтернативу своєму внутрішньому спротиву благодаті. Тут знаходять своє втілення, швидше за все, звичайні людські пристрасті. Хоч і набувають вони часто-густо образу святині. Закриваючи очі на головний внутрішній зміст віри, апокрифи говорять про зовнішній, про те, що не є практичним і не зобов’язує нічого змінювати у своєму житті. «Живить тільки те, що перероблює тебе», — писав де Сент-Екзюпері. А апокрифи — це вигаданий безхмарний світ. У цю містерію мрій людина втікає від реальної справи, котра до снаги кожній людини, — від покаяння. Тому вони нічого не можуть розповісти про внутрішнє життя людини, про сокровенну молитву серця, що прагне Утішителя, Духа Святого.

Від Едему до Голгофи

Класичною ілюстрацією такого спотворення суті таїнства покаяння може послугувати древній апокриф, що розповідає про трискладове древо Хреста Господнього. Це захоплююча пригодницька повість про те, як дерево, котре виросло із трьох зерен, що омивалися слізьми Адама біля райських воріт, через тисячі років поневірянь грішною землею опинилося на Голгофі. Слухаючи подібні історії, я завжди ставлю собі одне й те ж запитання: «А який тут сенс? Невже Господь прийшов для того, аби стати одним із улюблених персонажів у фольклорі багатьох народів світу? Чи, можливо, тут взагалі не про Христа мова?» Втім, найдивніше — не зміст, а живучість цієї історії. Досі народ церковний досить часто і в багатьох парафіях переживає свято Воздвиження, перебуваючи радше під враженням від цієї повісті, аніж від змісту літургічних текстів, присвячених святу.

Здавалося б, на перший погляд, цілком безневинна цікавість, спричинена питанням походження древа Хреста Господнього, але вона розставляє зовсім інші акценти. Вона змушує шукати відповідей десь на стороні, оскільки ні Святе Письмо, ні святі отці не акцентують уваги на тих питаннях, котрі знаходять своє вирішення в апокрифах. У самому Письмі вона відводить погляд убік від природи Христа до породи древа Хреста, тобто від головного до дрібниць. Спробуйте змістити акценти в «Місячній сонаті» Бетховена, і це вже буде не Бетховен. «Християнство починається не з форми, а з внутрішнього змісту», — писав владика Іларіон (Троїцький). А тут нічого не говориться про головний зміст християнства, про інший хрест, на який Господь зійшов, за словом митрополита Антонія (Блюма), вже у день Свого Різдва. «Хрест — це смирення», — писав преподобний Єфрем Сирін. У Христовій смиренності зцілилась наша зіпсована природа, а не в дереві, просякнутому слізьми Адама.

Віра за зростом душі

Євангеліє нічого не каже нам про дитячі роки Христа. А ось апокрифічне «Євангеліє від Фоми» містить просто сенсаційні випадки з дитинства Спасителя. Не тільки у древні часи, а й сьогодні ви можете почути зворушливі історії про те, як Він ліпить пташечок, котрих змушує літати, а потім жорстоко мстить своїм однолітками, котрі підняли руку на Його «творіння». Ці тексти не мають жодного історичного підґрунтя і, як влучно відзначив знаменитий біблеїст Б. Мецгер, «нагадують греко-римські романи, в яких звичайні непристойності замінені повчаннями». У контексті апокрифа ці непристойності перетворюються на «святиню», тому що набувають образу Христа.

Таких же високих непристойностей сповнені практично всі апокрифічні сказання про потойбічний світ, хоч Церква так і не сформулювала чіткого вчення про цей предмет. Мало того, преподобний Єфрем Сирін стверджує, що Господь промислительно приховав це через гордість людини. Церква ніколи не виходила за рамки того, про що мовчав Христос. Вона, як художник, відводить у тінь другорядне для того, щоб виділити головне. Втім, яскраві апокрифічні трилери про потойбічне життя дуже популярні у церковному середовищі. У Древній Русі на цю тему існував популярний апокриф «Ходіння Богородиці по муках». Чи «Вознесіння Єноха» — про те, як Єнох був узятий на небо живцем і про його мандри небесними сферами. Однак ці сюжети не вичерпали себе й сьогодні. Існують сучасні аналоги таких переказів. Один із найгучніших — це фільм «Зустріч із вічністю». Такий собі раб Божий Андрій проведе вам цілий інструктаж про орієнтування на місцевості в потойбічному світі. А головною умовою проходження поневірянь у сучасних версіях цих апокрифів є відсутність ІПН і процедура покаяння перед царською сім’єю. Ключове блюзнірство цих речей, мені здається, у тому, що людина сама визначає, кого Богу любити, а кого посилати в пекло. Людина сама непомітно займає місце такого не зрозумілого їй Бога, Котрого сповідує Церква Христова.

Апокрифи — це не плід думки чи глибокого переживання, а, швидше за все, плід уяви. Людина сама вигадує собі віру, сама створює собі той образ Христа, котрий підходить їй якраз за зростом душі. В апокрифах зазвичай увесь внутрішній зміст християнства спрощується до примітивізму і спотворюється до невпізнанності.

Наприклад, дуже цікаву версію спасіння людства ви можете почути в багатьох храмах на Західній Україні у день Богоявлення. Адам домовляється з дияволом про розподіл влади між живими і мертвими. Праотець підписує кров’ю договір, а диявол ховає його в Йордані. А коли Господь хрестився в Йордані, то став саме на цей камінь і «стер рукописання гріхів». Та й усього тільки проблем було з первородним гріхом! У цьому сюжеті спасіння відбувається начебто поза людиною, поза її вибором, механічно. Людина гарячково шукає причини всіх своїх проблем і, відповідно, спосіб їх вирішення поза собою: просто потрібно опинитися у потрібному місці в потрібний час. Достоєвський називав цю лукаву звичку розуму «сладострастие безответственности».

У такій абсолютизації зовнішнього обряду полягає вся суть хибного релігійного досвіду. Тобто — коли спасіння відбувається автоматично через те, що я, наприклад, ходжу до церкви, даю милостиню, чи навіть сповідаюся і причащаюся. А значить, це повинно принести результат, незалежно від того, чи став я добрішим чи злішим від цього. «Без самозречення людина не здатна на віру, — стверджує святитель Ігнатій (Брянчанинов), — її упалий розум протиборствує вірі, зухвало вимагаючи звідомлення у Бога про його дії і доказів у істинах, котрі Він відкриває людині».

Церква без Христа?

Апокрифи, як віруси, дуже довго живуть у тілі Церкви. Незважаючи на те, що їх ніхто, окрім спеціалістів, не читає і не перекладає з грецької, старослов’янської чи латини. Просто ці фантазії притаманні природі людській. Втім, у самостійному погляді людини на небо все ж є багато світлого, доброго, правильного. Тому Церква не відкинула повністю апокрифічну творчість. Такі апокрифи не спотворювали євангельського світла, але й самі не були джерелом цього світла. Вони просто відображали у собі це світло.

Іноді ці замальовки Церква з вдячністю приймала і вплітала їх у канву свого Передання як художні поетичні витвори. При цьому Церква часто нехтувала достовірністю заради того, аби передати внутрішній духовний зміст. Ці сюжети самі по собі не висловлювали вчення Церкви, а лише доповнювали Його. «Церква уміє видобути з апокрифів те, що може зробити повними та проілюструвати події, про які мовчить Письмо, — пише В. Лосський, — але які Передання вважає достовірними». Таким чином, доповнення апокрифічного походження надають забарвлення літургічним текстам та іконографії деяких свят. Древні іконописці, наприклад, ніколи не зображали момент Воскресіння Христового. Адже це невимовна таємниця. Але сюжет ікони Сходження Христа в пекло взятий з апокрифічного «Євангелія від Никодима». І це, певна річ, не фотографічна констатація факту Воскресіння, а символічна картина самої суті подвигу Христа. Цей сюжет наче доповнив віру Церкви у те, що Він і духам, що в в’язниці були, зійшовши, звіщав (1 Пет. 3, 19).

Церква — це одкровення Христа в людині. І апокрифи тому відкидаються Церквою, що вони говорять про людину без Христа. Апокрифічний Христос є наче витратним матеріалом для зображення людських пристрастей. «Це схоже на те, — пише святитель Іриней Ліонський, — наче хтось би, розібравши мозаїчне зображення царя і переставивши камені, зробив зображення пса чи лисиці і сказав: ось те саме прекрасне царське зображення!» І якщо священна історія — це історія про те, як Бог відкривається людині, то в апокрифах людина відкриває для себе Бога сама. І іноді людина йде у правильному напрямку, але вона ще не знає, кому помолитися, щоб вийшли назустріч. Тому апокрифи — це зовсім інша історія, і явно не священна, тому що вона мовчить про Христа.

Опублiковано: № 3 (39) Дата публiкацiї на сайтi: 30 July 2009

Дорогі читачі Отрока! Сайт журналу вкрай потребує вашої підтримки.
Бажаючим надати допомогу прохання перераховувати кошти на картку Приватбанку 5457082237090555.

Код для блогiв / сайтiв
Про що мовчать апокрифи?

Про що мовчать апокрифи?

Денис Таргонський
Журнал «Отрок.ua»
Апокрифи залишені за бортом рятівного церковного ковчега. Проте слово «апокриф» звучить принадно і чарівно. За ним ввижається якесь «таємне знання», приховане від багатьох і доступне обраним. Але, як правило, лише до знайомства з текстом. Читача, котрий любить Письмо, творіння святих отців, таке читання лиш розчарує. Як давні книги, так і сучасний апокрифічний «фольклор» виглядають убого і жалюгідно у променях євангельської правди, і контраст аж надто очевидний. Проте апокрифи живуть століттями, і фантазія авторів не вичерпується. Хто ж їсть нікчемну юшку забобонів за дверима розкішного бенкету віри? Куди ведуть апокрифи? Чи розкривають вони таємниці церковної історії — а чи заводять у нетрі релігійних фантазій?
Розмiстити анонс

Результати 1 - 25 з 25
13:28 25.01.2010 | Юра
А вообще, согласен с Ксенией. Вера без дел мертва. Спорами душу не спасешь. Главное беречься осуждения, ибо всякое осуждение от лукавого. Оставим отмщение Богу. На пути к вере и ее делам у каждого свои вопросы. Вот и нас заинтересовала тема Апокрифов, ничего страшного, со Христом прорвем и эту преграду на пути в делам веры.
13:18 25.01.2010 | Юра
Хорошая статья, очень понравилась.
Действительно, когда я попробовал почитать апокрифы, я был разочарован. Наполненные порой бессмысленными фразами, они не дают пищи для размышления, не опровергают, не подтверждаю вероучение. Есть на мой взгляд более менее безобидные апокрифы, не содержащие "ничего такого", а есть сумасбродные. ТАк гностическое "евангелие от Марии". Возможно, все дело в его крайне неточном переводе, но по имеещемуся тексту, похожему скорее на ребус вообще трудно что-то понять, кроме того, что между Марией и Апостолами произошла небольшая размолвка, которая вскоре, наверно, была забыта, если вообще была. Одним словом, апокрифы и правда разочаровывают, не имея ничего общего с красотой Библии, с ее духовной поэзией, такой как Псалтырь, с удивительно живым слогом канонических Новозаветных текстов.
22:07 03.09.2009 | Андрей
Благодарю братьев Паломника, Леонида, Yarika, что ответили за меня р.Б. Денису. Не хотелось вдаваться в бесплодную полемику с очень умным, начитанным человеком.
Одни мудрые, другие безумные. Что ж... И дело, конечно, не в апокрифах. Их никто не защищает. Проблема всё в тех же экуменизме, неообновленчестве и т. д, и т. п. А уважаемая Ксения права, с одним "но": дела нужно делать с точным Православным исповеданием веры в сердце. Спаси вас, Господи, и простите меня, Денис.
09:42 30.08.2009 | Паломник
Мне в связи со статьей вспомнились мудрые слова Патриарха Кирилла в Киеве. Когда автор политкорректно преклоняется перед всякими левыми философами больше, чем перед святыми отцами.
Патриарх Кирилл: "Либерализм - путь к апокалипсису".
http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=184241
00:18 25.08.2009 | Вікторія
Автор намагався висвітлити складну тему.Cтаття є цікавою і пізнавальною.Дякую!
21:37 24.08.2009 | Ксения
прочитала статью потом Ваши споры - ничего не поняла. Я понимаю все проще:делай добро и бросай его в воду, оно не пропадет добром к тебе вернется. А спорить - лучше полы вымыть пользы больше. Моя мама и слова такого не знает как "апокрифы" но все время кормит бездомных людей. И кто ближе к Богу. Дела нужно делать, а небеседы вести. мужики
00:37 20.08.2009 | Муравей
«Говорят, что словами истину не выразишь. Это, несомненно, истина. И это, несомненно, слова».
Л.Тираспольский
23:23 19.08.2009 | кондорю-юстас алексу
як сказав великий укаїно советський поет Мая-ковський;;;Светіть і никаких гваздей;;уважаемый денис доводим до вашего сведения что вы находитесь под покровительством чорносотенного братства города Ровно ,ЦАРЯ мы неуберегли но вас защитить сил надеемся хватит .пишите спокойно ,необращяйте внимание на компромитирующие коменты..душевный мир теряется ,а там и...
10:04 18.08.2009 | Леонид
Мир Вам, уважаемый Денис!
Простите, если своими словами досадил Вам!

Не будучи богословом, по малому своему разумению и узкой эрудиции, полагаю, все же, что правильно узрел суть Ваших размышлений:

1. Истинной Церковью является не только Православная Церковь, но и такие институции, купно именуемые ересями, как Римская кафедра и различные протестантские толки и течения.
2. Мнения еретиков и язычников, в том числе различного рода мирских философов, писателей и смехотворцев, способны «дополнить» Предание и подлинно одухотворить человека, замшелого в догматах Церкви.

Не пытаясь даже приступать к изложению духовной составляющей многовековой истории борьбы Церкви с ересями, перейду, пожалуй, сразу ко второму тезису, ответ на который был дан еще в Послании к Коринфянам: «Премудрость бо мiра сего буйство у Бога есть, писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их. И паки: Господь весть помышления человеческа, яко суть суетна» (1 Кор. 3.19).

Спаситель сказал: «Аз есмь свет мiру: ходяй по мне не имать ходити во тме, но
имать свет животный» (Ин., 8. 12).

Так чего стоит вся премудрость человеческая, и стоит ли рушить ограду, отделяющую внутренний, сокровенный мир человека от мира внешнего, культурного (от слова «культ», то есть почитание, поклонение!), таящегося во тьме?
20:33 17.08.2009 | денис
Если вы не знакомы с этими составными частями Предания Церкви, то потрудитесь ознакомиться, или обьясните как их и множество других источников Предания, в которых используется здравая но невоцерковленная мысль правильно понимать, или ознакомьте со своими предпосылками, а тогда уж делайте выводы о таких замечательных людях и христианских философах как Сент-Екзюпери, Льюис…. Или это грех любить их. А если вы кого-то любите, то обязательно поопытаетесь подражать ему в лучшем, как вот Григорий богослов в «Похвале философу Ирону»: "Вести образ жизни философа (philosophein) - как выше всего, так и труднее всего, и немногие способны к ней, а только те, кто призваны к этому великим Промыслом Божиим, который подает предызбранным руку помощи".Я мог бы вам привести ещё множество других источников, но это тема на целую книгу. Если хотите соберите иные драгоценные жемчужины Предания Церкви, в которых автора призывают ограждаться от внешнего культурного мира и на их основании раскройте свою позицию хотя бы в статье. Я благодарю за ваше критическое отношение к моей статье.
20:30 17.08.2009 | денис
Хороший но не церковный жизненный опыт не стоит отвергать его можно воцерковить. Вот например следующие слова отражают само жизненное кредо святителя Василия: «И мы, конечно, должны держаться той мысли, что нам предлежит подвиг, важнейший из всех подвигов, — подвиг, для которого все должны сделать, для приготовления к которому надобно трудиться по мере сил, беседовать и с стихотворцами, и с историками, ... и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе» («К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений).
20:28 17.08.2009 | денис
Вам придется подчистить Иустина Философа «Разговор с Трифоном», Иринея Лионского… У вас будет много работы с письмами блаженного Иеронима вот просто один пример из письма к Непоциану: «А теперь голова моя уже бела, лицо исчерчено морщинами, подбородок отвис, как у быков, и «кругом предсердий льется уже холодная кровь» (Вергилий. «Георгики», 22); ив другом месте тот же поэт говорил: «Все уносит время, уносит даже бодрость духа». И немного спустя: «Теперь забыто мною столько песней, и даже самый голос Maerin оставляет меня» (Вергилий. «Буколики», 8).Но чтобы не показалось, что я привожу свидетельства только из языческой литературы, узнай тайны Божественных книг».
20:26 17.08.2009 | денис
Мне остается думать, что исходной позицией вашей богословской аргументации является ваша личная точка зрения. Есть замечательная и иная точка зрения об этих не православных христианах в статье епископа Каллиста Уера «Можно ли считать Льюиса анонимным православным» или Кураева«Закон Божий и Хроники Нарнии».
Если отсеивать по избранной вами «методологии»из Предания Церкви всё лишнее. То вам придется начать с апостола Павла, который, будучи человеком не только богопросвещенным, но и образованным, использовал в своих посланиях цитаты даже не тех поэтов, которые выросли в ареале христианской культуры, а просто хороших язычников: «критяне всегда лжецы…» (Тит1,12) (Епименид 6 век до Р.Х.); «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"(Деян17,28) (Арат Киликиец 3 век до Р.Х.)
20:25 17.08.2009 | денис
Здравствуйте Леонид! Мне понятна ваша обеспокоенность моими статтями или наличием прелести в них, Да я действительно слишком груб,чтобы заметить всю тонкость паутины прелести,опутавшей меня.
Но мне совершенно не понятно на что вы опираетесь в своих утверждениях о наличии в моих статтях некоей сознательной цели внедрения в умы читателей «тлетворного семени сомнения». Насколько я понял вы претендуете на богословський стиль своей критики. Тогда потрудитесь обьяснить что за терминология такая «адепты ереси», которую вы позволили себе применить по отношению к людям, которых я и тысячи православних очень люблят и уважает
08:20 17.08.2009 | Леонид
Мир вам!

Создается впечатление, что тонкость прелестного подхода уважаемого автора к вопросу о допустимости ознакомления с апокрифами состоит не в попытке осмыслить их с точки зрения Церковного Предания или пытливого разума неофита.

Дело в том, что аргументация уважаемого Дениса представляет собою гремучую смесь, состоящую из цитат, как православных святителей, так и адептов различных ересей: англиканина Льюиса, некоего бывшего баптистского активиста, а также католика Сент-Экзюпери.

Иными словами, не есть ли заданная тема только предлог для того, чтобы заронить в умы читателей тлетворное семя сомнения в способности Православной Церкви самостоятельно (без помощи еретиков) хранить Предание, отсекая от него пустопорожнее и вредное.

Простите за мудрствование.
09:10 11.08.2009 | Yarick
Андрею:

подмена заключается хотя бы в том, что автор справедливо изобличая некоторые апокрифические скаазния, сам придерживается других "апокрифических сказаний", например: "Но сюжет иконы Сошествия Христа во ад взят из апокрифического «Евангелия от Никодима»." - очень похоже на апокрифический пассаж протестантсвующих богословов-модернистов.
09:07 10.08.2009 | Yarick
>>"Епископат - это лишь наделенный особой харизмой
орган Духа Святого, который и сохраняет истинну неповрежденной"

Да, при одном условии если решения принимаются не вопреки Писанию и Преданию. А то если, извините, это воспринимать буквально то неясно получается как так епископат Латинской Церкви увлек ее в раскол и ересь, как в раскол ушли западеные области Украины, как в унию вошли литовские епископы, "по послушанию" затянув своию паству в унию.

Да, послушание должно быть и Собор Епископов - Слово Духа Святаго, но все надо принимать с рассуждением, ведь как говорил тот же Св. Иларион Троицкий "На «законном» основании можно и антихриста принять...»".

17:40 07.08.2009 | денис
Возможно вы как-то иначе видите проблему на мой взгляд существующую, или я не правильно понимаю суть поднятой темы.Но вот как видел её Дмитрий Ростовский: "Церковь же непорочная сущи невеста Христова, должна никаковых же баснословных умствований и самовымышленных толкований приимати, но на самом Писании Божественном утверждатисяи толкования истиннаго великих вселенныя учитилей, а не простых бающих мужиков слушати" ("О кресте"). Не знаю, что вы понимаете под преданием, но вот его источник вполне точно сформулирован святыми отцами:"Епископат - это лишь наделенный особой харизмой
орган Духа Святого, который и сохраняет истинну неповрежденной",- писал Священномученик Илларион Троицкий. Вообще на эту тему есть замечательная стаття В.Лосского "Предание и предания".
"Решения Соборов,Священного Синода, выступления Прелстоятеля Церкви по церковным вопросам- это оффициальная позиция Церкви, которая должна быть ориентиром для клириков, состоящих в её юрисдикции. Лица, имеющие иные мнения; по меньшей мере обязаны воздерживаться от публичного оглашения их".(Патриарх Алексий ІІ "Обращение к клируи приходским советам гю Москвы 16 декабря 1997г."). Спасибо.
17:18 07.08.2009 | денис
Здравствуйте Андрей.так как я человек не утонченный, то прошу поточнее сформулировать в чём заключается подмена.Позволю себе заметить, что наверное вы не многих святых отцов читали или невниамтельно. Из той крупицы, что я успел за жизнь прочитать мало кто об этом не писал, начиная от апостола Павла "бабьи басни" (1 Тим 4,7)Иринея Лионского "Против ересей",Иоанна Дамаскина "О ересях вкратце".... заканчивая св. Илларионом Троицким. Думаю, вполне понятно, что канон Евангелия был составлен путем отбрасывания лишнего-апокрифов. Почитайте об этом процессе у Б. Мецгера.
23:33 06.08.2009 | Андрей
Какая-то есть тонкая подмена в этой статье. Вроде-бы мало с чем можно поспорить, но я что-то не встречал у Святых Отцов, что-бы они боролись с апокрифами. По-моему, те предания, о которых говорит автор, совершенно безобидны. Народ Божий, хранитель Веры Православной, всегда ими расцвечивает свою жизнь. А апокрифические "Евангелия" и пр. мало кто читает. А вот если это попытки умалить Священное Предание вообще и роль Народа Божия в Церкви-то это плохо. Не высокоумие угодно Христу, а простота.
19:15 31.07.2009 | Yarick
Не знаю, миф или нет, но в Почаевской Лавре я ТАКИХ листовочек набрался что ай-ай-ай, хотя, конечно же доля истині у них есть, но такими запугиваниями, а не трезвіми обїяснениями чем страшен "Электронный концлагерь" только наносится вред самому движению против ИНН и, что самое главное, вносится разделение в Церковь через противопоставление.

По поводу пещеры, я говорил лишь о себе и даю честное слово вас не подразумевал, хотя надо признать что таки есть стремление вспомнить пещеры извне, например напоминая кому-нить что блуд-зло, можно услышать "Так мы же не в пещерах живем"

>>>Лубочные "фундаменталисты" и либеральные "суперэкуменисты" - пальцы одной руки.
Полностью согласен с вами, в "Письмах отца Серафима(Роуза)" читал что что сверхревность, что полный либерализм - две стороны одной медали.

Если хотите продолжит разговор - можете написать на адрес beeengine@narod.ru, т.к. здесь наша дискусия входит в орпределение ОФФТОП. Только признаюсь сразу и честно - у меня есть ИНН, печатью Антихриста я ее не считаю, считаю что нумерация всех подряд как овечек - это плохо.
17:46 31.07.2009 | Паломник
Уважаемый Yarick, царебожники-инн-щики таки миф. Точнее, есть ничтожное количество незнающих людей, ИЗ КОТОРЫХ ЛИБЕРАЛЬНЫЕ околоцерковные сми раздули грозную силу. Вот и у Вас сразу рефлекс: раз я отругал номера, значит хочу зарыться в пресдлвутую пензенскую пещеру.Хотя я всего лишь согласился с мнением Синода и Рады о необъодимости иметь альтернативную систему учета. Кстати, есть данные, что организаторы пещеры получали гранты. Есть совершенно достоверные данные о том, что редактор продиомидовского "Голоса христианина" имеет мужа - либерального "правозащитника", известного грантоеда. Лубочные "фундаменталисты" и либеральные "суперэкуменисты" - пальцы одной руки.
12:54 31.07.2009 | Yarick
Уважаемый ПАЛОМНИК, позвольте с вами не согласиться, существуют две крайности:
1. Цареборцы, ИНН-щики, котрые таки есть и среди них есть и такие которы не прочь закопаться, подобно "пензенцам"
2. Либералы, предлагающие поискать Бога в Гарри Поттере

Но это две крайности, которые к сожалению есть. Я не поддерживаю ни одних ни других, стараюсь идти посрдине, правда не всегда получается.

Да, я не испытываю особенного счатья что мое имя дл Большого Дяди заменено номеро, но я и не собираюсь закапываться куда то. Так же Гарри Поттера воцерковлять - слишком, но это не повод вообще отказаться от литературы, не настолько я еще "духовный" и "возвышенный".

Наверное вы меня неправильно поняли, я ни в коей мере не собирался обвинить автора в либерализме, мне понравилась его статья, но я выразил свои возражения о том что саттья слишком однобока - вспоминает одну крайность - "вправо" и забывает другую - "влево". Почти под каждым предложением я готов расписаться, кроме указанных мною ниже
10:25 31.07.2009 | Паломник
Сам патерналистсткий тон статьи смущает.Опять борьба с мифическими "инн-щиками" и "царебожниками". Как это все скучно. кАжется Синод УПЦ давно поставил точку в этих нападках, обратившись к Верховной Раде с просьбой дав возможность каждому жить без номера, обратив внимание на подготовку технической базы ко всеобщему элуктронному концлагерю. Депутаты согласились. Автор изобрел миф о заговоре церковных мракобесов и успешно с ним борется. На сегодня в УПЦ есть проблема небольшого количества маловменяемых молодых людей, которые считают себя лучшими христианами, при этом забив себе головушки мифами о том, что удачным обрядом голосования они якобы могут подвинуть Украину в современный рай - в ЕС. Периодически их сгоняют на площади кричать за политиков-погромщиков Церкви,потом они снова потчуют себя суевериями о том, что их не надули - нет, они "стояли не за Х", они стояли за демократию... Их поведение было гениальным, не могут же надуть столь "разумных" молодых людей.Надо больше думать о своем спасении и исправлении от суеверий, а не о спасении "злых церковных бабок". "Церковь так и не сформулировала чёткого учения об этом предмете (загробном мире)". Давно сформулировала. вот, например, иеромонах Серафим (Роуз), "Душа после смерти".http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad.htm
09:37 31.07.2009 | Yarick
Полностью согласен с автором и благодарен за чудесную статью, но не надо выплескивать ребенка вместе с водой.

>>>апокрифе о таинственном старце Антонии: «Сколько раз хранителями истины оказывались одиночки, в то >>>время как высшее священноначалие — еретики?!»
Хотя я тоже сомневаюсь в подлинности сей книги но...
Чем вам эта фраза не понравилась? Не политкорректно? Так, извините, иконопочитание монахи отстояли, а большинство иерархии в ересь иконоборчества упали. Исидор, митрополит русский, поддавшийся на унию, тоже митрополитом был. Да и о Марке Эфесском почитайте - единственный не поддавшийся унии иерарх. Да, кстати, Иоанна Златоуста тоже священноначалие осудило.

"Да не сотвори себе кумира" - в т.ч. из Священноначалия.

>>>>Такими же возвышенными непристойностями пропитаны практически все апокрифические сказания о
>>>>загробном мире, хотя Церковь так и не сформулировала чёткого учения об этом предмете.
Читайте жития святых, там найдете про загробную жизнь и про мытарства

>>>>Но сюжет иконы Сошествия Христа во ад взят из апокрифического «Евангелия от Никодима».
А может наоборт, сначал икона, а потом это "евангелие"?

Кстати, интерестно отметить что статья не совсем полная - нет упоминания о Соловьевско-Булгаковских апокрифах о Софии, нет упоминания о апокрифах Александра Меня, например "СКАЗКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА «УРОД»". Нет современных апокрифистов, утверждающих о спасении всех, о спасении язычников (Осипов, Антоний Блюм и т.д.). Не все апокрифы и сейчас без автора....

Додати Ваш коментар:

Ваш коментар буде видалено, якщо він містить:

  1. Неповагу до авторів статей та коментарів.
  2. Висловлення думок щодо особистості автора або не за темою статті, з’ясування стосунків між коментаторами, а також інші форми переходу на особистості.
  3. З’ясування стосунків з модератором.
  4. Власні чи будь-чиї поетичні або прозаїчні твори, спам, флуд, рекламу і т.п.
*
*
*
Введіть символи, зображені на картинці * Завантажити іншу картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: