Підписатись на розсилку нових статей

С 2009 года журнал издается при поддержке Международного благотворительного фонда в честь Покрова Пресвятой Богородицы


Журнал «Отрок» приглашает авторов для сотрудничества! Пишите нам на адрес: otrok@iona.kiev.ua

Рекомендуємо відвідати

Свято-Троицкий Ионинский монастырь Молодость не равнодушна Покров Страничка православной матери Журнал Фамилия Ольшанский женский монастырь

Наші друзі

Велика Американська Мрія

Поки готувався «американський» випуск «Отрока», на світ з’явилася нова книга Євгенія Гришковця. Під загадковою назвою «А.....а» приховане гучне ім’я величезної держави. Виявляється, що в автора, як і в редакції, назбиралося немало запитань до цієї країни-міфу. Втішившись із такого збігу, ми вирішили скорочено опублікувати один із найбільш вдалих фрагментів книги.

...Який же я був... ні, не розчарований, а саме якийсь збентежений і розгублений, коли в усій своїй простоті, наготі й виразності стало мені зрозумілим значення словосполучення «велика американська мрія». Пам’ятаю, я повірити не міг у те, що ця «мрія», яка збуджувала мою уяву, коли згадувалася в американських романах, журналах, фільмах і передачах про Америку, виявилася таким простим, елементарним, якщо не сказати примітивним, бажанням.

«Велика американська мрія» була рушійною силою для багатьох героїв вишукано написаних й об’ємних книг американських письменників. Хтось із них покладав життя на її досягнення, хтось від неї відмовлявся з самого початку, а хтось її досягав і не знав, що робити з цим досягненням далі.

Якісь солідні й добре обізнані з предметом спеціалісти з вивчення Сполучених Штатів, справжні професори чи великі дипломати, які багато років пропрацювали в Америці, часто стверджували, що феномен США як великої країни й нації пояснюється наявністю Великої Американської Мрії.

У цьому словосполученні ввижалися мені сильні й досить складні рушійні сили. Чому? А тому, що, якщо це мрія — значить, це щось сокровенне, прекрасне й навіть ніжне. Хіба може мрія бути іншою?! А оскільки вона «велика» — значить, це дуже сильна, більш ніж сильна мрія! А сильно мріяти можуть тільки по-справжньому чутливі, неспокійні, небайдужі й, зазвичай, романтичні люди. Ну а якщо велика мрія ще й американська, то, значить, вона може й повинна бути властивою всій американській нації, це така національна, особлива й недосяжна для інших народів мрія.

А потім я раптом збагнув, що я не міг зрозуміти й осягнути значення терміну «Велика Американська Мрія», тому що відмовлявся прийняти простоту й елементарність цього значення.

Я не міг погодитися з тим, що всі ці потаємні смисли, які ввижалися мені за словами «Велика Американська Мрія», насправді просто зводяться до сильного бажання заробити багато грошей. Це бажання! Правда, дуже сильне бажання і дуже великих грошей... І навіть необов’язково заробити, а, можливо, якось виграти, знайти, витягнути якийсь щасливий білет, отримати у спадок чи якось по-іншому.

На відміну від нашого геолога, який щосили хотів знайти нафту, отримуючи стандартну зарплату, який день і ніч, наражаючи себе на небезпеку, шукав нові місцезнаходження з професійних, державних і романтичних міркувань, чи навіть через азарт, американець зі своєю «великою мрією» хотів, щоб нафту знайшли в нього на фермі, на городі чи на галявині перед його будинком.

Я повірити не міг, що Велика Американська Мрія — це просто сильне бажання збагатитися, і все. Бажання це, звичайно, було оповите й оформлене складними мереживами індивідуальних мотивів і вчинків, але, врешті-решт, воно було простим і зрозумілим бажанням багатства чи, якщо сказати ще простіше, бажанням мати багато грошей.

Я вважаю, що це нормальне бажання. У світі є багато всього, що я хотів би мати, випробувати чи хоча би спробувати, але на це в мене немає грошей, при цьому я знаю, що таких грошей нема й не буде ніколи. Вони просто нізвідки не можуть взятися. Але відсутність достатньої кількості грошей не змінює моїх бажань, а також не змінює бажання мати ті самі гроші, які в моєму житті нізвідки не можуть взятися. Це бажання буває ледь відчутним, буває надзвичайно сильним, а буває, що воно доходить до відчаю. Але я ніколи не зміг би назвати це бажання своєю «великою мрією».

Багатство й усе те, що з ним пов’язане, ніколи не було моєю мрією. Бажанням було, а мрією — ні. Якось мене так виховували, і я так звик, що про це соромно мріяти. Соромно мати таку по суті просту, виразну й надто зрозумілу мрію. Мене виховували й учили, що мріяти можна про щось витончене, найкраще мати якусь вельми спеціальну мрію, наприклад, відкриття в галузі якої-небудь науки. Або мрію високу, пов’язану не з особистими благами, а з благом загалом, з благом для людства. У бажанні, не в мрії, а саме в бажанні збагачення було б якось навіть незручно зізнатися.

Думаю, що в усьому світі всі люди хочуть багатства. Це нормально! В одних країнах хочуть більш відкрито, в інших менш. Але чомусь саме в Америці цьому бажанню присвоїли таку гарну назву. І тим зробили його фундаментальним, правильним, добрим, вартим усяких почестей, поваги й підвели під нього культурно-естетичну базу.

Ми ж усі так багато читали книжок, написаних нашими письменниками рідною мовою. Книжок, де герої, мається на увазі головні герої, і гадки не мали про гроші й не могли мати, бо вони перестали би бути головними. Це другорядні герої про гроші думали. Другорядні й несимпатичні. Хоча й вони теж переживали і страждали через те, що гроші їх безперервно штовхали на підлість і ницість.

А головні герої по-страдницьки шукали своє місце в житті, ставили перед собою хворобливо-складні й такі, які найчастіше залишалися без відповіді, питання, не по-людськи палко були закохані, мучили себе й інших. Але мучили не через гроші. Ні!

Ці герої постійно піддавали своє життя переосмисленню, розмовляли з шафами й деревами, як з людьми, пам’ятали з юності зарослі ставки й альтанки. Їм кожна стежина чи кущ про щось нагадували. Вони гостро і вкрай чутливо переживали кожну зміну пір року. У криках птахів, у завиванні вітру за вікном чи в потріскуванні дров у печі вони чули щось особливе.

Ці герої залишали галасливу столицю, щоб оселитися в родинному гнізді, оточеному недоглянутим і занедбаним парком, щоб ходити восени полями й перелісками з рушницею і собакою. Ходити навіть не для того, щоб підстрелити качку, а щоб побалакати з собакою, посумувати, щоб переконатися, що саме в цих родинних полях та лісах, де знайомий кожен струмочок, галявина й деревце, власне, і є справжнє життя, а зовсім не в столиці.

Або ці герої, навпаки, рвалися з сонного царства, тихого сільського устрою в сповнене діяльності столичне життя.

Герої цих книжок обов’язково мали бути самотніми, гостро відчувати час, в якому живуть, і не вміщатися в нього, не знаходити себе в існуючому устрої та в існуючому світі в цілому. Герой нашої літератури не міг бути щасливим якимось простим і зрозумілим щастям.

Отож, коли я дивився американський фільм, в якому герой їде і їде безкрайньою дорогою, безкрайньою рівниною з поодинокими горами на горизонті, тобто тими самими місцями, якими колись їхали самотні ковбої, я не міг повірити, що він просто їде до Лас-Вегаса з бажанням і метою розбагатіти.

Я дивився таке кіно і сам вигадував особливі причини й додаткові смисли, які рухали героя фільму тією дорогою. Я намагався в його подорожі до Лас-Вегаса знайти символи і метафори.

Я не те щоб не міг повірити, що людина може просто їхати кудись з метою наживи і збагачення і при цьому особливо чи зовсім не думати про те, яке життя вона залишила позаду і яке її чекає попереду, не помічаючи краси навколишнього пейзажу, не милуючись заходом чи сходом сонця, не мучитися сумнівами, не страждати від кохання чи від самотності... Я міг повірити в те, що людина так може. Але я зовсім не міг повірити, що така людина може бути героєм фільму!

Я не міг у це повірити й відразу ж наділяв американського героя своїми думками, сумнівами, переживаннями. Я вигадував і бачив у фільмі ті смисли, яких там не було. Я не погоджувався з тим, що в героя цілого фільму може бути таке просте завдання.

Я звик читати поміж рядками! Але в американському кіно про людину, яка їде безкрайнім шосе до Лас-Вегасу, між рядками нічого написано не було. Мені самому доводилося щось вигадувати, вписувати це між рядками й самому ж читати. Інакше я не зміг би поспівчувати героєві, яким рухає Велика Американська Мрія.

Опублiковано: № 4 (46) Дата публiкацiї на сайтi: 25 October 2010

Дорогі читачі Отрока! Сайт журналу вкрай потребує вашої підтримки.
Бажаючим надати допомогу прохання перераховувати кошти на картку Приватбанку 5457082237090555.

Код для блогiв / сайтiв
Велика Американська Мрія

Велика Американська Мрія

Журнал «Отрок.ua»
Поки готувався «американський» випуск «Отрока», на світ з’явилася нова книга Євгенія Гришковця. Під загадковою назвою «А.....а» приховане гучне ім’я величезної держави. Виявляється, що в автора, як і в редакції, назбиралося немало запитань до цієї країни-міфу. Втішившись із такого збігу, ми вирішили скорочено опублікувати один із найбільш вдалих фрагментів книги.
Розмiстити анонс

Результати 1 - 25 з 36
21:44 20.11.2010 | Александр
http://vkontakte.ru/video3145651_155440536?noiphone
Для всех заинтересованных, в т.ч. для Никиты
15:50 11.11.2010 | Александр
для меня, Родина- часть меня
тут, как с верой, определяйтесь сами. А пафосно, это будет, или слишком просто, неважно- главное честно
13:52 03.11.2010 | Никита
Люди даже не могут дать определение слову "Родина", которое они так часто повторяют. Так о чём тут спорить?

Люди привыкли бросаться пафосными фразочками, но не могут сказать, что же эти слова означают. Если вы не можете точно сказать, что такое Родина, как же вы за неё умирать собираетесь?
15:10 02.11.2010 | Светлана
Господи! Сколько прошло лет, сколько катастроф, сколько воин пережили, а продолжаем рассуждать, как лакей Смердяков.
Прости нас, Господи, смердяковых, не способных даже к земле своей привязаться... вот уж точно "горее скота"
08:15 02.11.2010 | Александр
спасибо прочту. можете назвать меня узколобым фанатиком, но Родину буду любить и патриотизм считать одной из форм проявления любви. Когда апостол Павел говорит "Все у вас да будет с любовью", -это и отношение к Родине, в моем понимании. и как это согласуется с американ дрим, на Ваш взгляд?
22:41 01.11.2010 | Николай
Александр, вы полистайте там про Сергия Радонежского написано в журнале (http://pr-daniil.livejournal.com/54529.html). А мнение Филарета как раз представляется маргинальным на фоне множества отличных мнений других Отцов (приведенных в журнале о. Даниила). Все-таки в имперской России был перегиб с почитанием царя, это не могло отразиться на мнениях людей того времени, даже святых.
22:01 01.11.2010 | Александр
похоже священник не учил, а высказывал свое мнение... это трудно назвать преданием церкви.
А вот чему учил святой Филарет Московский -“Возлюби врага своего, уничтожь врага Отечества и гнушайся врага Божия”. Из каких соображений благословил на брань Сергей Радонежский, ведь и так можно было в вечную обитель попасть, мученически, под сабелькой татарина. ТОЛЬКО из любви к Родине!!!
20:19 01.11.2010 | Александр
спасибо, прочту обязательно.Предполагаю, что нам надо было определиться с терминами, тогда было бы полное понимание и возможно согласие. мне, до небесной родины очень далеко, виза не заработана, есть только слабая надежда на ее получение. Раз мне дано родиться здесь , постараюсь с любовью и радостью принять, все, что послано Богом. Тяжело, но Бог поможет и полюблю, и гаишника, и чиновника взяточника, и истеричку учительницу, и незатейливый пейзаж и и и и и все что можно вложить в представление о нашей Родине. Самое главное- здесь Господь привел к вере. и место первого причастия тоже здесь. Царствие Божие везде может быть, т.к" внутрь вас есть" вот ведь как, и зачем мне флорида? а вам? не верю, что православный может сказать,- мне есть карашо в канаде и любоваться и спасаться и денежка есть, либо правда в канаде лучше духовно растешь, либо он не православный
14:22 01.11.2010 | Николай
Александр, дерзну Вам посоветовать почитать журнал убиенного священника Даниила Сысоева, где этот замечательный человек, приведший к Богу тысячи людей (за что жизнь, собтсвенно, и отдал) подробно и аргументированно объясняет что любовь к абстракции под названием "Родина" ни разу не христианская добродетель. http://pr-daniil.livejournal.com/
10:18 01.11.2010 | Александр
ответ извлеките из пред. моего послания
не смогу высоким пиитетом выразить, обратитесь к классикам, я с ними согласен.
к тому же всему могу добавить, что не любить свою Родину- это значит отречься от своего креста. Нам это нужно,дорогие, богобоязненные братья?
23:50 31.10.2010 | Никита
Александр, так что для Вас Родина?
20:42 31.10.2010 | Александр
Доказанное, дорогой Николай много миллионов раз, каждой смертью
начиная с Куликовского поля и кончая кровью моих дедов в Великой Отечественной. Патриарх Кирилл сказал- без любви к Родине не возможно принести себя в жертву и погибнуть во имя нее. (простите не дословно)
А что происходит без любви к Родине показали наши олигархи и чиновники... перекантуются по законам великой американской мечты и в путь, к улыбчивым. предполагаю, что мы с вами, друзья, сделали бы, увы, тоже самое (т.к. нам неизвестно что это такое -Родина).
А насчет где подвизаются святые и как,не нам судить. тема беседы у нас- америкн дрим и ее культивирование на нашей земле а не жития святых. Нам, не умеющим жить ни по высоким духовным стандартам Православия, ни по западному, беспрекословному исполнению юридических законов, теперь тяжелее, чем всему миру. Моя точка зрения (не навязываю)-у нас надо жить по Божески самому, так и спасемся. Кто желает спасаться в Америке, в добрый путь, у меня здесь старики, друзья и все хорошее и плохое тоже здесь, но это- мое хорошее и плохое, отступать некуда, Господа. Николай, извините за допущенные неточности в цитатах, опять же, если состязаться в этом вопросе- я пас. подозрения в лукавстве, в нашем случае, неуместны. Всем желаю любви к женам, матерям, Родине и американцам......большой христианской любви. Кто умеет, помолитесь о мне грешном
19:17 31.10.2010 | Николай
> у Святых есть приблизительно след

Вот уже интересно. У каких святых? Назовите, пожалуйста, поименно, и цитаты приведите.

И почему вы считаете, что если человек переезжает из одной страны в другую то он непременно ищет для себя комфорта? Не поленитесь заглянуть в жития святых, сколько из них подвизались далеко от места своего рождения.

> иметь чувство любви к Родине, есть одно из проявлений христианской любви

недоказанное голословное утверждение.
17:09 31.10.2010 | Никита
А что вообще такое "Родина" ? Кто и что подразумевают под этим термином?
Что это: земля, обведённая границей? Вот вы смотрите на карту, и где ваша Родина? Определённая сумма квадратных километров, отделённая границей от других квадратных километров?
10:36 31.10.2010 | Александр
извините,что дал вам повод подумать о какой-то любви по национальному признаку.
у Святых есть приблизительно след.: Нам дается та родина, где созданы наилучшие условия для нашего спасения.... мы же хотим спасаться с комфортом, и в том месте где нам лучезарно улыбаются. если по отношению к Родине можно говорить перекантоваться, то по отношению полов тоже можно говорить- переспать.
иметь чувство любви к Родине, есть одно из проявлений христианской любви
00:45 31.10.2010 | Николай
Александр, не надо сравнивать жену с родиной. Жена все-таки в таинстве венчания с тобой соединена, а родина в каком таинстве? Не забывайте, что родина наша - на небесах, а здесь - так, гостиница, немножко перекантоваться - и в путь. И людей надо любить всех независимо от их земного местонахождения. И русских, и американцев.

И заметьте, я особой любви к америке не испытываю. Я высказываюсь против стереотипной неприязни к какой-либо стране, хоть Америке хоть к Гондурасу.
07:56 30.10.2010 | Александр
Какими законами нам запрещается улыбаться друг-другу на Родине? Милая Анна, шпилька в ваш адрес.
Жену надо любить, когда она здорова, молода, красива кормит тебя и лелеет и все тебе дает, а если она заболела, состарилась или не дай Бог, не может тебя накормить и дать тебе реализовать свои возможности, нужно сразу же бежать к молодой, здоровой телесно, улыбчивой, гламурно-силиконовой богатенькой и с ней реализовываться. дурно пахнет Ваша американ дрим, пахнет нелюбовью к Родине и людям. Извините
18:46 29.10.2010 | Никита
Богатство не спасает. И бедность не спасает. Спасает отношение человека к своей бедности или своему богатству.
23:35 28.10.2010 | Anna
Amerika-eto strana vozmozhnostei-eto yvazhenie drygogo cheloveka-eto dobraia ylibka idyzhego navstechy cheloveka-eto vera v Boga.Dlai menia eto i est' "Amerikan dream'.
22:30 28.10.2010 | Александр
Для Никиты
по всему видать денег у Вас нет.
раздавать чужие легко. А думать, что от этого чище становишься-так это фигушки, я например даю, чтобы в ад не попасть. как ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОМОЖЕТ в духовном росте то?индульгенция, брат не про нас. важен мотив поступка, движение духа.
20:03 28.10.2010 | Никита
Опережая поток критики, сообщу: под достижением духовных высот за деньги я имел в виду использование своих больших финансовых возможностей на помощь ближнему, на пример
20:02 28.10.2010 | Никита
"В отличие от нашего геолога, который изо всех сил хотел найти нефть, получая стандартную зарплату, который день и ночь, подвергая свою жизнь опасности, искал новые месторождения из профессиональных, государственных и романтических соображений, или даже по причине азарта, американец со своей «великой мечтой» хотел, чтобы нефть нашли у него на ферме, в огороде или на лужайке перед его домом."


"хотите только денег, надо только о них и думать и о них помышлять и пахать за это не покладая рук- это вот Америка, и их национальная вера."


не состыковывается, однако

а вообще апостол Павел сказал: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии".

деньги сами по себе не есть зло, можно и с помощью денег достичь духовных высот. Разве нет?

Американцы смогли много заработать, а мы - не можем. Вот и все дела.

Не всегда, правда, пути заработка были честными.
17:47 28.10.2010 | Александр
p.s. Извините, я почему-ту уверен, что ни один Американец не пострадал (скорее испытал гордость) от слов:

> "хотите денег, надо только о них и думать и о них помышлять и пахать за это не покладая рук- это вот Америка, и их национальная вера.
обидеться мог тот, для кого дядюшка скрудж не идеал, а обычный воспитанник нашего детского сада. предполагаю- это Вы, Николай,
17:34 28.10.2010 | Александр
Вы правы, Николай. Я допустил непозволительную вольность в оценке всей Америки, Великая Американская мечта, читай-вера это- интернациональное явление, и везде имеет последователей. Так же, как у людей всего мира с Православием ассоциируется Россия (но разве мы Православный народ?, может 2%), так и с людьми, жаждущими всеми правдами и неправдами обрести миллион, ассоциируется Америка(их может тоже 2%). Я излагал, исходя из этого, а так же, исходя из действий американских компаний, фильмов, системы образования (вводимой в наших школах), мультике об дядюшке скрудже,книге о ловком Томе Соейре (если бы кто-то из нас так ловчил?) и мн.др. Прилета марсиан в 17г не было, сами и обделались, но обделались тогда, когда бросили нести свою веру, купились на дешевые лозунги и желание попасть в общемировое благоденствие здесь, на земле, чего не было и не будет (читаем св. Отцов). Если нет денег, но живешь по любви, (поверим вместе, или убедимся на примерах) будут и друзья и счастье, и радость, и достаток. А если главное-деньги, придется платить одиночеством и другими скорбями, и самым главным- потерей Бога. Возможно, вы сможете отстегнуть сколько-то млн., но Любовь не купишь. А саму формулировку Великая Американская Мечта, не мы придумали, а сами американцы себе присвоили, так шо, звиняйте. Рад буду знакомству с одним из большинства добрых жителей Америки ( желательно коренным жителем. 3-е поколение) Мира Вам душевного
16:33 28.10.2010 | Николай
> Друзья, а где вы усмотрели охаивание Америки?

Вот здесь, например:

> хотите только денег, надо только о них и думать и о них помышлять и пахать за это не покладая рук- это вот Америка, и их национальная вера.

Вот здесь вы, не зная, вероятно, лично ни одного американца, поставили на 300 млн. людях жирный штамп. Не стыдно?

> Нравственность у них значительно выше нашей, не поэтому, естественно.одна из причин- с Богом в размерах всея страны они не боролись

Так, тут давайте разберемся. То есть, у в экс-ссср плохая нравственность потому что 100 лет назад с Богом боролись. Тяжело не согласиться. Только кто боролся? Марсиане прилетели и боролись? Или скупые тупые американцы пришли к нам и храмы поразрушали? Ответьте, пожалуйста.

Додати Ваш коментар:

Ваш коментар буде видалено, якщо він містить:

  1. Неповагу до авторів статей та коментарів.
  2. Висловлення думок щодо особистості автора або не за темою статті, з’ясування стосунків між коментаторами, а також інші форми переходу на особистості.
  3. З’ясування стосунків з модератором.
  4. Власні чи будь-чиї поетичні або прозаїчні твори, спам, флуд, рекламу і т.п.
*
*
*
Введіть символи, зображені на картинці * Завантажити іншу картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: