Эффект Данте
10.06.2013
Первый урок, который получаешь, читая Данте, в том, что с тебя слетает самонадеянно-снисходительное отношение к человеку средневековья. Открываешь Данте и думаешь, что ты отличаешься от него, как джип от телеги, а обнаруживаешь, что действительно отличаешься... но, скорее, как пластмассовая бутылка от драгоценной чаши с каменьями.
Победить. Зачем?
01.04.2013
Я сталкивалась многократно с недоумением старшеклассников по поводу финала романа. Вот уже читатель нашёл идеал, вот уже примерил на себя подвиги и взлёт Мартина Идена, а эти подвиги и взлёт оказались не дорогой к счастью, а дорогой к самоубийству. Почему? Столько осуществлённой решимости — и вдруг что за странный конец?
Карнавал в крови
11.03.2013
Шуты, возвращающие нам это вот самое «карнавальное начало», прививают нас от респектабельности житейской и от респектабельности человека воцерковлённого, ибо респектабельность именно для христианина — вещь опасная: того и гляди соскользнёшь в фарисейство или внешнее псевдоблагочестие.
Время жизни
02.08.2012
Искусству под силу заглянуть за пределы человеческого знания, опыта; выведать у жизни её загадки. Неудивительно, что человек творящий делал немало шагов навстречу волнующей тайне времени. В отличие от музыки, литературы, кино и театра, изобразительному искусству подвластно лишь остановленное мгновение. Однако в любом из искусств встречаем мы попытки осмыслить категорию времени, и некоторые из них кажутся нам особо интересными и примечательными…
Неотразимое обаяние Обломова
29.03.2012
Кого из вас, дорогие читатели, ругали словом «обломов»? А может быть, не вас, а кого-либо в вашем присутствии? А может быть, вы сами пользовались этим нарицательным именем, чтобы выразить своё неудовольствие? А не глядел ли этот «обломов» на вас из зеркала? На меня, к примеру, глядит.
Высокое значение Винни-Пуха
17.01.2012
Вернуться в мир детства, вновь пережить встречу со сказкой возможно и взрослому человеку. Это путешествие совершается благодаря литературе. Книги, те самые лучшие в мире книги с картинками, что читали нам вслух родители, теперь заставят вспомнить о самом сокровенном. По вечерам, когда на город опускается тёмно-синяя ночь, приходит время заново читать сказки.
Трагический тенор эпохи
01.12.2011
Блоку хотелось надеяться, он хотел, чтобы смысл был в жизни, он не смаковал мрак, потому-то его мрак просвечивает ожиданием и так притягателен. Этот мир муки и жертвы во имя небывалого света и небывалой радости, столь желанный Блоку, был рядом. Но Блок его не увидел.
Чудо Лескова
27.10.2011
Лескова дополняют его читатели, которые его, хочется сказать, правильно читают. И миряне, и священники воспринимают его как голос совести. «Во Христа‑то мы крестимся, да во Христа не облекаемся», — говорит отец Кириак. Те же слова говорит протоиерей Савелий в «Соборянах», то же самое составляет его боль. Только в рассказе «На краю света» эта мысль выражена в крайней шокирующей форме, она встряхивает, бьёт в сердце.
Мифы о мифологии
25.08.2011
Греческая скульптура воспевает красоту и совершенство человеческого тела. Это именно красота без вульгарности. Мраморные боги греков одеты в величавое спокойствие. Даже античные сюжеты прерафаэлитов, в которых почти нет обнажённой натуры, менее целомудренны: в них есть некое сибаритство, томность, манерность. А вот у Боттичелли в пятнадцатом веке получилось воспроизвести гармоничную спокойную красоту античности. Не случайно столь любимы его «Весна» и «Рождение Венеры».
Цивилизация сосновой иглы
21.07.2011
По-разному любят природу горожанин и тот, кто вырос в деревне. Совершенно противоположные чувства красота природы способна будить у людей Востока и Запада. Для японца кружение лепестков пронизано эстетикой смерти. Для христианина в звоне ручья и цветении деревьев — утешение и напоминание о потерянном рае.
Лекарство от утопии
30.05.2011
Нет ничего плохого в том, чтобы желать справедливости и порядка. Плохо только, если мечта об идеально сложенном социальном паззле занимает слишком много места в нашем сердце и отвлекает от главной задачи — борьбы со злом в самом себе, отвлекает от того, что человек стоит перед Богом и волосы на голове все сочтены.
Без руля и без ветрил
04.03.2011
Современный мир пытается отменить пропасти и вершины и превратить свою нравственную жизнь в некую бесконечную равнину, выстланную ватой, чтобы падать было «комфортно». Что бы ты ни выбрал — тебе тепло и мягко. И всю нереализованную способность к выбору можно направить на поиски лучшей кофеварки, лучшего пылесоса, лучшего сыра, мебели, телефона, учебного заведения, чтобы всё это обеспечило «достойную» жизнь.
Маленькие герои большой литературы
09.12.2010
«Лузер» — неудачник, который виноват в своих неудачах, тот, кого можно презирать, тот, кем стать стыдно. Примерно так можно понять это слово из контекста его употребления. Есть ли в русской литературе «лузеры»? Нет. Даже в «Смерти чиновника», рассказе безусловно сатирическом, Чехов укоряет своего героя не за то, что тот не рванул в гонке за первенство, а за то, что он не чувствует своего несомненного достоинства на своём скромном месте.
Вера для Буратино
04.11.2010
Когда человек хочет быть верующим или не чуждым жизни духа, не теряя, а обретая при этом некий «духовный» комфорт, он натыкается на такого вот Шмитта, очень ловко упаковывающего свой ходовой товар. Шмитту попадаются те, кого не поймал с тою же целью Коэльо. Тут не какой-нибудь оккультизм или размытая мистика. Тут гораздо респектабельней, тут можно снизойти до мировых религий.
Долгая дорога к хэппи-энду
21.10.2010
Из всех картин Босха меня более всего пугают не те, на которых снуют чудовища, а «Воз сена» и «Корабль дураков», очевидно, потому, что именно их я примеряю на себя. Едет воз сена, символизирующий житейское благополучие, и каждый норовит отщипнуть себе клок побольше. А наверху счастливцы, которые, по-видимому, считают весь воз своим.
Старик и мальчик
06.09.2010
В «Старике и море» Хемингуэй поднялся гораздо выше своего стоицизма. Это далеко не единичный случай, когда произведение больше и значительнее автора. Вспоминается «нобелевская» лекция Бродского. То, что он говорит о поэзии, можно расширить на хорошую литературу вообще: «Это колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения». Думается, что повесть эта о любви и о том таинственном свойстве, которое зовётся смирением.
Времена не выбирают
29.07.2010
Чтобы любить пространные описания, нужна в жизни продолжительная тишина, голод по слову, по впечатлениям. Подобного голода в нашей жизни нет и не будет. И не будут «Четьи Минеи» единственным домашним чтением, и красны девицы не будут вышивать шелками в теремах и потуплять очи. И всё же мы живём в хорошее время, чудесное время, потому что люди Господом любимы не менее, чем во все времена прежние.
Жизнь на пределе
21.06.2010
Кроме восемнадцати томов собрания сочинений, таких сочинений, ради которых порой иностранцы учат русский язык, Чехов оставил созданную им в родном городе Таганроге публичную библиотеку, три школы, построенные им на собственные деньги, десять тысяч собственноручно заполненных им карточек переписи населения на острове Сахалин — острове каторжников, и вечно цветущий сад возле своего последнего места жительства в Ялте.
Новый взгляд на роман «Евгений Онегин»
03.06.2010
Онегин пишет ей письмо. Письмо это — полная противоположность письму Татьяны. Письмо Татьяны всё о нём — письмо Онегина всё о себе. Татьяна видит всё лучшее в Онегине — Онегин подозревает в ней всё худшее: «Какому злобному веселью, быть может, повод подаю». Татьяна ждала, что их отношения закончатся, как в её романах, свадьбой. Онегин самими своими признаниями толкает её на измену мужу.
«Вернее труд и постоянство»
04.03.2010
Человек молодой, талантливый и искренний зачастую дерзок и нетерпелив. Он скорее выберет сорвать готовый плод с лесного дерева, чем годами растить и удобрять свой сад. О том, как важны в нашей жизни неспешность и терпение, мы узнаём на примере истории, о которой теперь вспоминают всё реже.
«О Шиллере, о славе, о любви…»
10.12.2009
Празднословящие же люди как будто кладут вам камни и в сумку, и в карман, и за пазуху. Хочется бросить всё и убежать, а вы из вежливости прижимаете локтями и притискиваете к животу сведения о незнакомых вам людях и ненужные факты. Когда же доходит до пересказывания сериалов, вежливость сохранить уже невозможно. Это одна из самых изощрённых пыток, мне известных.
Космос речи
23.11.2009
Урбанизация объедает нашу речь. На первых страницах «Тихого Дона» Шолохова я нашла множество слов и словосочетаний, которые я не употребляю, потому что, к сожалению, не имею случая употреблять. И это не диалектизмы или слова, связанные с особым казачьим бытом, это слова, которых жалко: краснотал, полынная проседь, камышистая непролазь, росное серебро, частые гребнистые волны, солнце в полдуба (это о высоте солнца над горизонтом поутру).
Игра в любое: вызов постмодернизма
17.09.2009
Я понимаю, что люди, постмодерном живущие, — люди, страдающие в пустоте без идеалов, что это живые души, и их ирония порой увлекательна и остроумна. Но я настаиваю на том, что постмодерн граничит с безумием. Это такой отказ от истины, за которым в затылок дышит именно оно.
Лепестки из волшебного сада
06.07.2009
В поисках счастья мои современники очень часто идут туда, где «холодно-холодно»: к любовницам, в косметический салон, в карьеру со всеми «отложенными» и нерождёнными детьми. Мир, где деньги и вещи стали фетишем, где фетишем человек делает собственное молодое тело, всё больше похож на ледяную пустыню.
Отчаяние по-американски
19.01.2009
У Фроста и у Брэдбери в «Каникулах» никто не кричит, не бьёт себя в грудь, не произносит пафосных монологов. Так прилично ведут себя люди в морге, не требуя от покойников, чтобы они ожили.Фрост и Брэдбери описали глубокий и безысходный ужас замкнутости, непроницаемости каждого среди абсолютной сытости и внешнего благополучия.
Вся жизнь, вся любовь…
17.11.2008
От прикосновения к обездоленным вам открываются две истины. Во-первых, сердце у вас окаменелое, как кость динозавра, и под сентиментальностью в глубине его шевелится желание забаррикадировать дверь комодом, чтоб никто не мешал умилённо читать притчи о добром самарянине и Страшном Суде. А во-вторых, вы обнаруживаете, что крошки нужны только голубям, а человек ждёт любви от полноты сердца.
Искатели приключений
30.09.2008
Как хорошо, что человек не вырастает без Жюля Верна, и Стивенсона, и Грина, и Дюма, и Скотта. Хотелось бы поговорить не только о приключенческом жанре, а о книгах, в которых наличествуют приключения. Приключение — это необычная опасная ситуация или опасное путешествие, которое даёт возможность проявить и воспитать отвагу, находчивость, благородство, ответственность.
Подарок христианства
11.09.2008
Вероятно, что статью эту читает влюблённый человек, ибо люди чаще всего влюблены от детского сада до преклонных лет. Скажите, пожалуйста, вы согласитесь, чтобы предмет вашей сердечной склонности сидел рядом с вами, крепко привязанный к стулу? Никогда. Вы хотите свободного ответного чувства. И уходит сам собой вопрос, почему Бог не создал нас неспособными ко злу хорошими и послушными зомби или биороботами.
Цена вдохновения
07.08.2008
Нельзя не согласиться с отцом Андреем Кураевым, утверждающим, что главное действующее лицо романа — Воланд, а Мастер и Маргарита появляются на страницах по мере необходимости их для Воланда. Но зачем сатане Мастер? Бесы лишены творческого дара, присутствующего в людях по образу Божию. Воланд может внушить, но не может без человека написать.
Иметь или быть?
28.04.2008
Девятый вал рекламы и навязывания зажиточной респектабельности как лучшего, что есть на свете, уже ведёт тьмы народу «в Европу», а точнее, в миф о ней, законопачивая сердца многообразием сортов сыра. Бессмысленно говорить человеку: «Не надо любить деньги, не надо любить удобства, которые они приносят». Это возможно только если есть в жизни то, что можно любить больше денег.
Сказки для взрослых
07.04.2008
Когда-то два друга, Толкин и Льюис, любя научную фантастику, увлекаясь Уэллсом, решили попробовать себя в этом жанре. Вместо этого они стали родоначальниками очень популярного нынче жанра, которой носит название фэнтези. Это, несомненно, сказки для взрослых, и только нежелание взрослых признаваться в том, что они любят и читают сказки, обусловило существование этого термина.
«Качание маятника»
20.03.2008
Те, кто интересовался историей культуры и потрудился разобраться в последовательности стилей, направлений и всяческих «измов», либо довольствовался умозаключениями искусствоведов, либо судил о достоинствах той или иной культурной эпохи, следуя собственному вкусу. «Отрок.ua» предлагает совершить очередной экскурс в мир искусства. Основной критерий оценки искусства для нас — делает ли оно нас ближе к Небу? Попробуем разобраться вместе.
«Счастливое детство человечества»?
04.02.2008
Тем, кто уже крепко держится за Христа верой и молитвой, светская философия скучна как худшее в сравнении с лучшим. Тем, кто еще спорит о вере с самим собой либо миссионерствует, философия необходима. Пожалуй, стоит начать предельно облегченный, не претендующий ни в малейшей мере на полноту картины разговор об истории человеческой мысли.
С головы на ноги
21.01.2008
Только в мире, стоящем на голове, можно так крепко позабыть, что главный труд женщины — материнство. Самые разные формы ограничения материнства — от всяческих способов не родить до нянек и детских садиков — очень распространены. Женщине кажется, что она выбирает то, что труднее, отказываясь от легкого сидения дома. На самом деле все наоборот.
Бегство романтиков
13.12.2007
Всякий раз, снимая с полки книгу, мы на время уходим от накопившейся работы, обедов, магазинов, деревьев и неба за окном. Путешествуя в пространстве и во времени, разматывая клубки сюжета, блуждая в лабиринтах чьих-то литературных фантазий, не ускользаем ли мы из своей собственной жизни? Или же дело в «пункте назначения», куда увлекают нас авторы?
Жизненный путь или бег за призом?
15.11.2007
Идеальный вариант определиться в жизни — выбрать желанное по призванию дело, и чтоб это дело было востребовано и кормило, и чтоб во славу Божию, и чтоб успевать все, и не сотворить кумира из работы своей, и чтоб не тщеславиться. Совпадает это далеко не всегда.
Зачем нам стихи?
01.11.2007
Одно из назначений литературы, особенно поэзии, — на доступном искусству уровне преодолеть нашу разломанность, разделенность ума и чувства, вернуть нам свежесть и непосредственность восприятия. Главное дело созвучий поэтической речи в том, что они создают новые и неожиданные точки соприкосновения слов, дают возможность со-противопоставить предметы и понятия, у которых других точек соприкосновения нет.
Пена для ванн, или что особенного в книгах Коэльо?
24.10.2007
От прочитанного когда-то «Алхимика» осталось у меня, мягко выражаясь, тяжелое чувство. Это было повествование, в котором замысловатый и псевдозначительный путь к большим деньгам и любовному хэппи-энду в духе женских журналов был почему-то классифицирован как жизнь духа.
Радоваться Диккенсу
08.10.2007
В жизнеописании отца Серафима (Роуза) есть короткий вставной эпизод — история молодого послушника, который мечтал о подвигах в одном из афонских монастырей. Мудрый настоятель в ответ на его горячую готовность «подвижничать» достал с полки «Жизнь Дэвида Копперфилда» Диккенса и предложил прочесть. Услыхав протесты, что это, мол, роман, викторианская чушь, настоятель предложил сначала научиться смотреть на мир просто тепло и доверчиво, как ребенок, герой Диккенса.
«Белая гвардия» Михаила Булгакова
11.09.2007
Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла — слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет.
Образ мужества
11.09.2007
Иное искажение идеала мужчины навязывает современная реклама, газетенки, лакированные журналы, телевидение не в лучших своих проявлениях. Современный мир предлагает в идеалы уже не всадника и даже не всадника без головы, а жеребца без всадника вовсе, но с деньгами, чтобы обеспечил всех жен и любовниц.
Испытание красотой
11.09.2007
В каждом произведении Чехова непременно есть что-то прекрасное: мир природы, красота человеческой внешности, красота чувства, быта, истории, евангельской истины. Почти всегда рядом с этим манящим уголком красоты Чехов изображает пугающе затягивающий мир пошлости, и на стыке этих миров искрит и тревожит нас желание лучшей жизни и себя лучшего.
Необаятельный дьявол
11.09.2007
Вся моя статья — спор с романтизацией и поэтизацией дьявола, с романтизацией и поэтизацией греха. И то, что Воланд покровительствует любви Мастера и Маргариты (двух прелюбодеев, между прочим) — великая ложь: в арсенале бесов есть похоть, в арсенале бесов есть страсть, есть наваждение, но любви у них просто нет.
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке. Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555. |
Отрок.ua в: |