Что христианство подарило женщине?

Миф о том, что женщина в Церкви — существо «униженное и оскорбленное», увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым — о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях. Слова отца Андрея, несомненно, внесут новые краски в наше понимание женского служения.

— Начнем с начала, т.е. с сотворения человека. Не кажется ли Вам унизительной история о создании женщины из мужского ребра?

— Эта история очень красива. Если Адама Господь сотворил из неоформленного материала — земли, то творение женщины — это творение лучшего из хорошего. Для Евы Адам был и мужем, и отцом. Отчасти в этом заключается непреодолимое влечение женщины к браку, стремление достичь полноты бытия. Мне вспоминается одна еврейская агада, т.е. притча, о сотворении женщины. В ней говорится, что Господь не создал жену из уст мужа, чтоб не была болтлива, из глаз — чтоб не была завистлива, из ушей — чтоб не была любопытна. Создал же из ребра как из части тела, близкой к сердцу мужа и закрытой плотью, т.е. никому не видной. Это толкование мне нравится больше, чем расхожая шутка о ребре как о единственной кости без мозга. Хотя, продолжает агада, женщина не избежала ни болтливости, ни зависти, ни любопытства. Но замысел Божий был в том, чтобы жена была не видна для окружающих и максимально близка к своему супругу. Здесь нет ничего унизительного. Наоборот, здесь много похвального для женщины, и сам факт такого сотворения определяет жизненную роль Евы.

— Видимо, после того, как Ева стала первопричиной грехопадения, многое в ее предназначении поменялось…

— Предназначение женщины и было, и осталось одним — давать и сохранять жизнь. Интересно то, что грехопадение произошло с безымянной женщиной. Только мужчина имел имя — Адам. Женщина же приобрела имя после первых родов. Родив Адаму первенца, жена была названа мужем Евой — с евр. «жизнь», ибо она стала матерью всех живущих. Святитель Филарет (Дроздов) задается вопросом: «Не странно ли, что имя „жизнь“ дается той, которая стала причиной смерти?» И отвечает, что «Адам, называя жену Евой, пророчествует о Богородице, которая станет матерью истинной Жизни и исправит Евину ошибку…»

— Подождите, батюшка, многим читателям, может быть, непонятен смысл понятия «грехопадение». Что же произошло в Эдеме и каковы последствия той трагедии?

— Произошло нарушение заповеди Божией. Заповеди были (и есть) повелительные и запретительные. К примеру: чти отца и мать — повеление, не убий — запрет. В Раю было нечто подобное. Было повеление возделывать и хранить Эдемский сад — и запрет вкушать от одного из деревьев. Запретом Бога первозданные люди пренебрегли.

Первой преступила запрет женщина. Она легкомысленно вступила со змеем в беседу, и это уже было началом греха. Наверное, с тех пор женщина «любит ушами» и более всего поддается лести и словесному обольщению. В Библии Бог, наказывая Адама, говорит ему, что наказание пришло за то, что «ты послушался голоса жены твоей». Если помните, в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской есть диалог между Христом и Его Матерью. Богородица говорит Сыну: «Вина у них нет». А Христос отвечает: «Что мне и Тебе, жено? Еще не пришел час мой». Так вот, святитель Игнатий Брянчанинов видит в этом диалоге исправление Христом Адамовой ошибки. На предложение Евы Адам должен был ответить отказом: «Что мне и тебе, жена? Нам еще нельзя есть от этого дерева». Адам же послушался жены, и угроза Божия «смертью умрете» не замедлила проявиться в согрешивших прародителях. Телесно они умерли спустя огромный промежуток времени, но духовная смерть поразила их мгновенно. Они лишились славы Божией и увидали себя нагими. Совесть родила страх перед Богом, которого раньше они не знали, и бедная супружеская чета «скрылась», безумствуя, от Всевидящего Ока в зелени Рая. Потом вместо покаяния началось самооправдание, сваливание вины Адамом на Еву, Евой — на змея, и вслед за этим — справедливый суд Божий. Люди, лишившиеся внутреннего блаженства, были лишены блаженства внешнего. Грех вошел в сердце, и грех выгнал их из Рая. Эта история жизненно касается каждого человека, и каждый из нас может ощутить сердцем внутреннюю правоту этой истории и грандиозность совершившейся трагедии. Вопреки расхожему мнению, ничего общего с половыми отношениями мужа и жены и грехопадением нет. Половая жизнь людей началась после изгнания из Рая.

— Человек был создан по образу и подобию Божию. А женщина, согласитесь, тоже человек. Как же это понимать?

— Много недоразумений возникает при плотском понимании сотворения человека по образу Божию. Творение по образу вовсе не означает, что Бог человекоподобен. Это значит, что человек богоподобен, и богоподобие это проявляется в разумности, словесности человека (человек, как и Бог, имеет слово). Человек был поставлен царем над всей тварью, и царское достоинство тоже является проявлением богоподобия. Так что не стоит представлять Господа старичком, сидящим на облаках, хотя эта иллюзия и подпитывается неканоническими иконописными изображениями. Следует думать, что как мужчина, так и женщина в своей духовной природе одинаково наделены образом Божиим: им одинаково доступны таинства Церкви, молитва, духовные дарования.

— Почему же тогда женщине нельзя быть священником?

— Сам Господь, воплотившись, был мужем, и священник является образом воплотившегося Господа. У женщины другое послушание. В силу физических и психических отличий от мужчины крест священства для женщины невыносим, так же как невыносим и невозможен для мужчины крест материнства. Повторяя одного из философов ушедшего века, можно сказать, что женщина религиозно гениальна и в религии она — сильный пол, но эта сила и гениальность доходят до некого предела и дальше перейти не могут. Мужчине же Бог открыл большую перспективу духовных стремлений и возможностей. Как и апостолы, священники всегда были и будут в Церкви только мужского пола. Это как бы невысказанная заповедь.

— Что значит невысказанная заповедь?

— Смотрите. Господь сотворил одного мужчину и одну женщину. Не двух мужчин или одну женщину и не трех женщин и одного мужчину. Тем самым давая понять, что моногамия есть единственно нормальное состояние человека в браке. Слова сказаны не были, но сам факт творения красноречиво говорит о замысле Божием. Так же и со священством: избрав в ближайшие ученики и сотаинники только людей мужского пола, даровав им власть «вязать и решить», учить и крестить, Господь установил закон церковной жизни: священствует мужчина.

— Тем не менее, в древней Церкви существовал институт диаконис…

— Слово «диакониса» в данном случае нужно понимать буквально, т.е. «служительница». Это не женский вариант диаконского современного служения. Диаконисы древности помогали священникам при крещении женщин, могли выполнять послушания, связанные с уходом за больными и старыми, распоряжением церковным имуществом — не более того. Ничего связанного с литургией и проповедью диаконисы не выполняли. Если уж выискивать прецеденты в истории с целью возвеличить женщину, то гораздо полезнее обратить взор на тех христианок, которых Церковь назвала равноапостольными, например, святую Ольгу или святую Нину. Их труды на благо Церкви были столь грандиозны, что плодами этих трудов являлось приобщение ко Христу многих тысяч душ. Но даже в этом случае они действовали силою слова, содействием государственных и общественных институтов, силою власти, но никак не священнодействиями. Им нужны были священники, закрепляющие и продолжающие их дело. Ольга имела их из Византии, Нина — из Антиохии. Без пастырей и помощников труды этих жен так и остались бы незавершенными.

— Вы цитировали древнюю еврейскую агаду. Но если древние иудеи так тонко понимали замысел Божий о человеке, почему же отношение к женщине у них было таким пренебрежительным?

— Все исковеркал грех. Причем жизнь показывает нам, что грехи религиозных людей иногда бывают страшней и изощренней грехов людей, не знающих Бога. Знавшие Бога евреи своими беззакониями во многом превзошли язычников. На одном из еврейских сайтов в интернете я прочел мнения разных раввинистических школ о разводе. Так вот, до сегодняшнего дня некоторые раввины разрешают разводиться мужу с женой, если жена ела на улице или зевнула при посторонних! До такой степени извратилось религиозное сознание евреев очень давно. И противоположные примеры являются скорее исключением. Но подчеркну, что это касается религиозных, а не светских евреев, то есть таких, которые руководствуются в жизни Талмудом и учениями своих мудрецов.

В моей жизни был период преподавания в школе христианской этики. Я работал как учитель, получал зарплату, регулярно ходил на уроки. Темы занятий в 9…11 классах часто соприкасались с темой пола и брака. Эта тема всегда находила живой отклик у ребят, и занятия проходили интересно и увлекательно. Однажды мы читали библейское повествование о спасении Лота из Содома. Если помните, то Библия рассказывает о том, что жители Содома, увидавши ангелов, пришедших к Лоту, захотели познать их (ангелы имели вид обычных людей и развратникам были интересны как незнакомцы). Так вот, Лот, желая сохранить гостей неприкосновенными, предложил содомлянам двух своих дочерей, не познавших мужа, сказав при этом: «Делайте с ними, что хотите». Это место Писания буквально шокировало слушающих. Я объяснил им, что для ветхозаветного сознания гость дороже дочери. Не сына, нет; сына Лот бы не отдал. А вот дочь ветхозаветный праведник не колеблясь решается отдать вместо гостя…

— Слава Богу, что сегодня все по-другому!

— То, что в нашем сознании женщина равна мужчине, так же драгоценна и неприкосновенна, — это заслуга христианства. Даже не верующие во Христа люди должны быть благодарны Христу за тот переворот в сознании и то изменение жизненных ценностей, которыми мы сегодня пользуемся. Подобных вышеприведенному мест в Писании немало. Действительно, женщина была унижена в глазах ветхозаветного человечества, и, говорят, на Востоке плакали, когда рождалась девочка. Можно вспомнить историю из Книги Судей, где некий левит отдал на поругание свою наложницу развратным жителям города, после чего женщина умерла. Это было сделано так хладнокровно, как будто речь шла о животном, а не о человеке. И такова вся история женщины до Христа. Такова она и сегодня там, где Христа не знают и не почитают родившую Его Пречистую Богородицу. Так что говорить об унижении христианством женщины мы не имеем никакого права. Только благодаря Христу женщина во всем уравнялась в правах с мужчиной. И это постепенно вошло в законодательство и этику христианских народов. Благочестивый иудей до сегодняшнего дня ежедневно благодарит в молитвах Бога, что Тот не создал его животным, язычником и… женщиной. Таких молитв в Православии нет и быть не может.

— Ваш рассказ поражает. Но, судя по всему, среднестатистическая женщина не привыкла благодарить христианство за подаренную ей свободу. Скорее, наоборот: считается, что Православная Церковь женщину крайне угнетает и унижает.

— Безусловно, с точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде «жена в Церкви да молчит» и пр. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной. Различие полов, проявляющееся в особых жизненных ролях, в психологии, физиологии, сохраняется. Этим различием и обусловливается различие в ролях мужчины и женщины в церковной жизни. Со всей ответственностью можно сказать, что место женщины — семья. Это ее алтарь, ее святыня, точка приложения всех ее творческих усилий. С одной стороны, это рутинная, незаметная работа, которой все пользуются и никто не ценит, с другой стороны — это некая ось мира, вокруг которой вращается все. Женщина-мать, женщина-хозяйка, женщина-любящая супруга — это существо, держащее весь мир в своих ладонях. Мне очень нравится английская пословица: «Миром правит рука, качающая колыбель». Ведь подумайте: все ньютоны, шекспиры, наполеоны рождены женщиной, вскормлены женщиной, женщиной воспитаны. Если в Церкви она и молчит, то вовсе не молчит дома, в семье, которая есть малая Церковь. Кто учит детей молиться? Кто читает и объясняет им детскую Библию? Конечно, мама и, конечно, это служение священно. Кстати сказать, уже и в Церкви женщина не молчит, поскольку поет на клиросе, нередко исполняет обязанности чтеца, псаломщика. Женщина может вести воскресную школу, курсы катехизации, а, значит, полного безмолвия в отношении женщины в Церкви нет.

— В святоотеческой литературе женщина часто именуется источником соблазна, вместилищем греха и пр. Кажется, такое отношение к слабому полу несправедливо укоренилось в приходском сознании…

— Источником соблазна, вместилищем греха может быть и мужчина. Нам нужно помнить, что православие — монахолюбивая вера. Мы обязаны монастырям образованием, защитой своего отечества. Монахи издревле воплощали все лучшее, что было в народе. Они же были и учителями этого народа. Поэтому и литература назидательная пропитана аскетическим отношением к жизни. Может так получиться, что то, что живо и полезно для живущего в одиночестве, может быть неполезным или невозможным для живущего в миру. Поэтому к духовной литературе нужно подходить избирательно. Как говорили отцы: «Избери себе чтение». Оно должно соответствовать образу жизни. Из-за несоблюдения этого важного правила в церковной жизни может возникнуть перекос в сторону женоненавистничества или ханжества.

— Всякий, кому случалось быть в церкви на венчании, не мог не обратить внимание на слова апостола «Жена да боится своего мужа». Ими заканчивается апостольское чтение. Они легче всего запоминаются и меньше всего понимаются. Что имеет в виду апостол?

— Евангелие пришло к нам из греческой культуры. Язык философии и высокой поэзии стал языком Божественного Откровения. Там, где у нас одно слово, у греков может быть два, три и более. У нас, к примеру, одно слово «народ», а у них может быть в зависимости от контекста и «лаос», и «охлос», и «демос». Та же история со словами любовь, смерть, жизнь. Эти слова у греков многозначны. То же касается и слова «страх». В библейское понятие «страх» вложено очень много смыслов. Здесь и благоговение, и послушание, и просто животный ужас, и память о том, кого боишься, и много-много прочего. Когда мы повторяем слова апостола о страхе жены перед мужем, то мы имеем в виду не страх слабого существа перед пьяным верзилой, а послушание любящей жены своему мужу как господину.

— Звучит как-то слишком по-азиатски… Для европейского сознания, пожалуй, даже оскорбительно.

— Когда мы не понимаем тех или иных слов Писания, это говорит о том, что в нашем опыте нет того, из чего родились эти слова.

Если мы говорим о христианском смысле отношений в браке, то мы не должны заигрывать с современным либерализмом. К грешнику притронься — он кричит, что кожу дерут. Европейское сознание оскорбляется почти всем здоровым и естественным. А муж есть образ Христа, и жена — образ Церкви, послушной своему Господу. Отношения мужа и жены так же, как отношения Христа и Церкви, предполагают послушание, иерархичность, но они также предполагают нежность, заботу, жертвенность, какие есть в этом образе. Помните, мы говорили о ребре, которое близко к сердцу? Женщине необходимо почувствовать себя в браке как бы водворившейся на законное место, приблизившейся к сердцу мужа и спрятавшейся от всех. Если этот опыт она переживет, для нее не будет оскорблением считать своего супруга господином и хозяином. Она с радостью назовет его хоть падишахом, потому что почувствует себя неотъемлемой частью его. Поскольку отношения в современных браках зачастую строятся на эгоизме, то в такой холодной семейной среде не рождаются подобные теплые чувства. Люди проживают целую жизнь, ни разу не ощутив себя настоящей женой или настоящим мужем.

— Но бывает ведь нередко, что «господин и хозяин», мягко говоря, «не тянет» на образ Христа… Что тогда?

— Боюсь, к этой язве пластырь не приложишь. Мы живем в эпоху все большего обмельчания человека. Такие характерно мужские черты, как честность, храбрость, выносливость, вымываются из жизни с каждым поколением. Для того, чтобы быть любимым как господин, муж сам должен любить жену, как Христос любит Церковь, т.е. жертвенно, верно, до конца. Причем, думаю, что он должен первым так любить свою жену, и тогда женщина, созданная Богом для любви, непременно ответит ему и верностью, и благодарностью, и послушанием. Начинать надо с мужчины.

— Идеально! Но не кажется ли Вам, батюшка, что слова эти оторваны от повседневной жизни?

— А мы как раз и вторгаемся в область идей. Мы формируем идеальные представления человека о том или ином жизненном явлении, поскольку повседневная жизнь управляется именно идеальными представлениями. Человек никогда полностью не дотягивает до идеала, на пути к нему часто падает и ошибается, но именно наличием идеала и его содержанием мотивируются поступки. О человеке и судить можно не только по делам, но и по стремлениям. Наверно, грязь окружающей жизни напрямую связана с мысленной грязью людских представлений о жизни. Поэтому наши слова могут казаться слишком сладкими и несбыточно высокими, но в силу того, что это правда Божия, о ней нужно говорить, ее нужно знать. Посеянное в человеке семя даст со временем свои плоды, как бы ни казалось это поначалу нереальным и далеким.

Ранее опубликовано: № 6 (11) Дата публикации на сайте: 12 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Что христианство подарило женщине?

Что христианство подарило женщине?

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Миф о том, что женщина в Церкви — существо «униженное и оскорбленное», увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым — о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях. Слова отца Андрея, несомненно, внесут новые краски в наше понимание женского служения.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 21 из 21
01:37 16.12.2015 | NATALIA
Mucylmani veryat v Alaxa.mu xricteianu verim v Icyca...kazhdui is nac xochet chto to dokasat..kto Bog a kto ego poclanik... ia ckazhy checno .. ia sapytalac i dazhe ne snaiy komy verit. . . Kto naw vcevuwnii? Alax? Ili Icyc? Y mucylman deictvitelno ploxoe otnoweniia k zhenwine...xotia ecli chetaew koran to nichego ploxogo nety. Krome mnogozhonctva i eio poclyweniia.. ecli poiavilac vtoraia zhena . I pervaia revnyet .ne pyckaet myzha k cebe v komnaty..snachit on imeet polnoe pravo eio nakasat .. . Naprimer propyctit eio ocherid kogda myzh dolzhen priidti k nei. . . Ili materealno ... propyctit odin meciaz i ne obespechiat eio... a y zhenu prava 0.. is doma vuxodit im ne mozhna tak kak waitan eio navediot na ne pravelnui pyt.. mywinu mycylmani dymaiyt chto eto tak dolzhno but. No pro zheny oni ne podymali... rosvoditcia mozhet tolko myzh.. i sa ne poclyweniia zhenu mozhet eio nakasat ..saperet v komnate naprimer. Na neckolkoo dnei.. . A emy mozhna vcioo. Dazhe zhenitcia 4 rasa... i nawu xricteiani prinemaiyt iclam (mywinu) ia inogda dymaiy. . Ne is sa togo chto tam 4 rasa mozhna zhenitcia...?!!! Ved malo kto koran isychial ... i kazhdui cporit. Bog Alax.. bog Icyc:(
10:34 24.09.2013 | Елена
Иисус защищает права женщин.Он сказал: что муж глава над женщиной, но муж должен любить свою жену как свое тело, он должен пожертвовать собой ради жены как Иисус пожертвовал собой ради церкви. Почему батюшка не разясняет мужчинам что означает любить свою жену как часть своего тела? Ведь никто не бьет свою руку а всячески жалеет что бы она рука не перетрудилась,ухаживает за своей рукой и если руку у него захотят отрезать то он будет много страдать, и сделает все что бы не расставаться с ней.Почему вы не обясняете что Иисус когда говорил о блуде обращался только к мужчинам и говорил: Если твоя рука побуждает тебя к блуду то лучше отрежь ее.Почему вы помните и все время напоминаете о том что муж глава жене но не помните и не напоминаете мужчинам об их обязанностях. Это лицемерие мужчин и священников уводят женщин из церкви. Иисус наш Господь он любит свои дочерей равно как и сыновей.
21:12 21.03.2012 | Света
Очень хорошая статья. Не согласна с теми, кто обвиняет христианство в унижении женщины. Не забывайте о почитании Пресвятой Богородицы, и сколько святых жен, в том числе и на Руси. И женщина - действительно сосуд немощный, не слабый, а именно требующий заботы, тепла, любви от мужчины. Сегодня женщина может реализовать себя и в семье, в работе и общественной деятельности. Женщине очень многое доступно. Вопрос в том, что именно ей нужно для совершенствования своей души.
02:52 01.03.2012 | ольга
зачем писалась статья? у большинства женщин сегодня высшее образование имеется. историю стало быть учили.когда закончился матриархат и наступил патриархат-- 90% знают. и про мужской шовинизм всех монотеистических религий. кого пытаетесь обмануть?? похоже всерьез верите,что женщины ниже,раз такая откровенная промывка мозгов..
02:40 01.03.2012 | ольга
Все мировые религии приписывают богу мужской пол. Не "Она", не "Оно", а "Он
есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно ( 15 Даниил, 6:26). Это принимается на веру, беспрекословно. Зажатая в тиски канонов "новая" концепция прорастает сквозь многие поколения.
Мужчина как венец творения и, соответственно, всемогущий бог мужского пола - это отражение мужского доминирования в обществе репрессированных женщин. На Небо проецируется происходящее на Земле.
17:35 11.02.2012 | Ольга
Элементарные права у женщин появились не благодаря,а вопреки христианству,порабощающему женщину. эти права дали нашему прекрасному полу коммунисты после революции. вы можете сколько угодно тереть мои комментарии, историю вы не сотрете.
03:32 11.02.2012 | Ольга
«16 Жене сказал [Бог]: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и ОН БУДЕТ ГОСПОДСТВОВАТЬ НАД ТОБОЮ». Вот так вот христианство узаконило и оправдало РАБСТВО ЖЕНЩИНЫ
02:34 11.02.2012 | Ольга
христианство глубоко патриархально. это факт. женщина должна во всем подчиняться мужчине,потому что якобы так велел Бог! какая удобная религия мужчин! безусловно,христианство унижает женщину!
16:46 28.01.2012 | елена
Что значит духовные силы и ее духовные возможности ограничены? Это значит что святость Ксении Блаженной меньше чем святость Преподобного Серафима? И после этого заявлять женщина в церкви не унижена?!Да...нелогично
12:59 08.10.2011 | Людмила
Здравствуйте!Большое спасибо,за интересную статью,но очень хотелось бы поподробнее узнать о вопросе " Но бывает ведь нередко, что «господин и хозяин», мягко говоря, «не тянет» на образ Христа… Что тогда?" Что делать когда муж живет не для семьи, а для себя. Как кот,пришел,поел,ушел.Нет заботы,ответственности за семью. Решение не только женских,но и мужских вопросов в семье часто ложиться на мои плечи.Дети несчастны,потому что между родителями нет любви и взаимопонимания. А у меня уже нет сил терпеть такую ситуацию.Даже когда я стараюсь изо всех сил и в семье начинает царить радость,он все равно что нибудь устраивает,чтобы всё снова стало плохо. Годы его не меняют. Что же делать? Молча нести этот крест?
20:06 01.09.2011 | александра
женщины вправославии не только унижены,но и к ним самое не милосердное отношение.Многим знакома картина,когда старые немощные женщины стояят то опираясь на палочку, то задыхаясь от астмы амолодые мужчины идут иподростки.Где же милосердие хотя к старому немощному человеку ,о котором столько говорят Блажены милостивые.какое воспитывается жестокое отношение сына к старой немощной матери.Платки в крайнем случае должны носить только замужние женщины.вы заставляете всеч идетей по традиции, сами ддавно нарушили традицию, все священники стрижены.просто хотите поработить женщин











01:40 14.08.2011 | Рута
Очень неприятно читать неправду уже в самом начале статьи, когда факты объявляются "мифом". Не поднимайте это вопрос вообще, это будет более честно чем уходить от ответа либо опираться на красивые, но совершенно нереалистичные утверждения, как например "...То, что в нашем сознании женщина равна мужчине, так же драгоценна и неприкосновенна...".

Многих ли вы убедите таким способом в своей правоте?

Есть ресурсы, которые вроде бы призваны прививать читателю христианские ценности,а на деле они заняты дискредитацией православия. Что же мне думать про цель написания этой статьи?
15:59 10.02.2011 | Артём
Каждый может трактовать Библию по-своему и "подстраивать" под рамки того, или иного времени, социума, духовных потребностей человека. Всё же много для меня осталось туманно и многие вопросы, как мне показалось, тут были аккуратно и умело обойдены.
P.S. Да, и почему тогда, раз "Только благодаря Христу женщина во всем уравнялась в правах с мужчиной.", ещё много веков спустя и в Древнем Риме, и на ранних этапах Средневековья и после его окончания женщина так же была призераема и отношение к ней было совсем, скажем, не демократичное? Даже сейчас, в некоторых странах, права женщин несколько ущемлены.
19:15 07.01.2011 | д
И такова вся история женщины до Христа. Такова она и сегодня там, где Христа не знают и не почитают родившую Его Пречистую Богородицу. Так что говорить об унижении христианством женщины мы не имеем никакого права. Только благодаря Христу женщина во всем уравнялась в правах с мужчиной. И это постепенно вошло в законодательство и этику христианских народов.

А кто виноват, в том, что до Христа, женщина, созданная Богом, просто "вещь", мягко говоря?
13:15 01.09.2010 | Люся
Более бездуховных людей, чем церковнослужащие я не знаю. Христианство-это большая секта, старающаяся поработить как можно больше народу, а женщина- источник всех грехов:
"Всё зло - от женщин"
cв. Иероним

Св. Тертуллиан говорил, что «...женщины являются вратами к дьяволу...», и что именно женщина изначально повинна в смерти Сына Божьего.

К сожалению, личный опыт общения говорит о том же.
06:17 27.04.2010 | Мария
Здравствуйте! Мне бы хотелось узнать, что делать тем женщинам у которых личная жизнь,увы, не сложилась. В чём тогда её предназночение, если она бесплодна?

Комментарий редакции:
Человек многое может. Одно дело, если бездетность добровольная. Другое дело -
невольное, как у вас. Это - крест. Примите его. И найдите себя. Вы многим нужны и многое можете.
Протоиерей Андрей Ткачев
Христос да вразумит и утешит вас.

23:57 04.04.2010 | Биржан
О как знаит, те ученые которые говорят что библия была искажена, типа больные да ?
Нету оригенальных евангилей ! Они должны быть на арамейском языке ! Самая древняя библия это синайский кодекс, но он не на арамейском языке, а на гречессом. Вот иншаАЛЛАХ придет Иисус(мир ему) вот тогда он подтвердит что истинной религией ЕДИНОГО БОГА(араб АЛЛАХ,древнееврейский ЭЛОХИМ,древнеармейский АЛАХ или АЛАХА)был и есть ислам !

18:55 24.03.2010 | Алена
Отличная статья :)
Спасибо большое за комментарии редакции - очень давно искала, что же за Лилит такая :) А тут так хорошо все объяснили :)
14:35 11.03.2010 | Анастасия Касмынина
Если бы мне посчастливилось присутствовать на этой бесседе, я бы по ее окончанию горячо пожала руки и автору статьи (за грамотно подобранные вопросы) и протоиерею Андрею Ткачеву!!!!Это простая истина для мужчин и женщин!Искренне благодарю вас!!!!Спаси Господи.
20:31 26.01.2010 | Аня
Мне кажется, что всё это неправильно. Библия, насколько известно, писалась во все времена мужчинами и в патриархальном мире было не допустимо равноправие, иначе это было бы крахом для "идеального" мира мужчин.Следовательно называли женщин "сосудом греха" и говорили, что их суть лишь в продолжении рода...А как же Лилит? Первая жена Адама? Научный факт о том, что в библии это было но потом при переписи её в VII веке "утеряно". А всё потому что уже был патриархат.Но ведь Лилит была создана так же как и Адам в тоже время и тоже по образу бога. Как вы это сможете объяснить? «...муж не должен покрывать (при молитве. — А. О.) голову, потому что он есть образ и слава божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею...» (1-е Коринф., гл. 11, ст. 7—10).
А это откровенно говоря показывает место, мол ты второсортное существо, твой удел покарятся.Так что всё это ваши сказки, выгодные для поддержания мира патриархата и не более.Кстати исторический факт, христианство было выбрано Владимиром красно солнышко лишь по тому, что Византия была ближайшим соседом, а ислам запрещал употребление вина.

Комментарий редакции:
Утверждение о том, что Библия в VII веке была намеренно испорчена мужчинами не выдерживает никакой научной критики. Наоборот, все трезвые исследователи текста Священного Писания согласно утверждают, что Библия дошла до нас с незначительными изменениями (вызванными ошибками переписчиков), но эти ошибки не затемняют и не изменяют целостного смысла Писания. Для примера можно почитать классический труд Брюса Метцгера "Текстология Нового Завета".
Что касается "лилит", то это слово один раз употреблено в еврейском тексте Ветхого Завета в книге пророка Исайи 34:14 в значении ночного духа-демона. Пророк описывает запустение Едома и среди прочих бедствий Едома говорит о том, что в руинах Едома будет жить ночной демон (это показатель запустения и оставлености этого места Богом).
Лилит как персонаж истории с Адамом появилась благодаря Талмуду. Талмуд создан ощутимо позже написания не только Ветхого Завета, но и Нового. В европейскую культуру Лилит попала через каббалу. Никакая наука не признает Лилит библейским персонажем. Лилит по праву называется персонажем средневековой иудейской мифологии.
Про св. князя Владимира Ваше утверждение тоже не выдерживает критики. Достаточно почитать как летописные сказания (т.е. источники), так и работы историков. Ну а для Вас скажу, что согласно летописям, до крещения Владимир отличался прилежанием не только к вину, но и к женскому полу. В этом аспекте ислам дал бы ему больше простора для прежних страстей, чем Православие с его строгой моногамией. Да и вообще, если бы Владимир искал где бы ему обрести побольше свободы для разнузданных страстей, то зачем было бы менять язычество на ограничения другой религии?
Наука абстрактной не бывает. Если Вы говорите, что наука доказала некий факт, то будьте добры подтвердить это ссылкой на конкретный научный труд.
Иеродиакон Савва

21:47 26.12.2009 | Ксения
Замечательная статья.Спаси Вас Господи,отец Андрей!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: