Цветок над бездной

Пролистывая сайты с различными психологическими материалами, я в который раз наткнулась на статью о нарциссическом расстройстве личности. В последнее время статьи на эту тему попадаются всё чаще. Обратимся к ней и мы. Сразу отложим литературу по психологии и психиатрии, которая по пунктам описывает нарциссизм и собственно самого нарцисса. Умышленно не стану следовать и описанию нарциссического расстройства личности, которое впервые было предложено Фрейдом. Мне бы хотелось сейчас взглянуть на это явление феноменологично, как говорят экзистенциальные философы, «новыми глазами». Рискну поделиться своим опытом встречи с тем, что принято называть нарциссизмом.

Не простое, а золотое

Традиционно любая статья о нарциссизме начинается с повести о том, откуда собственно взят этот образ. Отчего прекрасный весенний цветок связан с таким незавидным расстройством? Согласно древнегреческой мифологии, Нарцисс — прекрасный юноша, отвергавший любовь окружающих, — был наказан богиней Немесидой за свою гордость и самовлюблённость. Он обречён был на безответную любовь к собственному отражению в реке и, засмотревшись на себя, умер от страданий. Вместо его бесследно пропавшего тела на берегу реки был найден прекрасный цветок нарцисс.

Хотелось бы подчеркнуть, что любовь Нарцисса — это не любовь к самому себе. Это любовь к образу, представлению о самом себе, к своему «отражению», иллюзии. Это важное уточнение, потому что человек, способный к реальной любви (пусть даже к эгоистичной любви к самому себе), может, пройдя «через тернии к звёздам», испытать и любовь истинную, жертвенную. Мы же имеем дело с патологической нереальностью, иллюзорностью, любовью вовсе не к себе, а к некой псевдоверсии себя. Именно поэтому нарцисс — не эгоист, а человек, влюблённый в обман, в выдуманный образ самого себя. Жизненные силы его уходят прежде всего на то, чтобы поддержать этот иллюзорный образ. Его действия и даже чувства будут исходить именно из потребности утвердить самообман, утвердить своё «отражение в воде» как нечто реальное.

Психоаналитики правы, что причины трудностей человека ищут в ошибках родителей. Но ограниченность такого подхода в том, что, докопавшись до причины, люди нередко успокаиваются, забывая, что это только начало пути к самоанализу и взрослению. Поэтому коснуться темы воспитания нарцисса стоит для того, чтобы родители, читающие эту статью, смогли увидеть изъяны своего отношения к ребёнку и, пока ещё не поздно, что-то изменить.

Кто может быть влюблён в свой образ? Тот, чью реальность с детства отрицали: над чувствами смеялись, призывали чувствовать то, что приемлемо для родителей, для общества. Ребёнок получал щедрую похвалу, когда демонстрировал то, что хотели в нём видеть, и жестоко наказывался, если имел слабость вернуться в себя и быть собой. В таких условиях ребёнок привыкает жить неким образом, выдуманной версией себя. В какой-то момент реальное «я» уходит в такие глубины души, что встретиться с ним становится непросто.

Многие считают нарциссизм сугубо мужским расстройством — ведь в мифе Нарцисс предстаёт в облике прекрасного юноши. В действительности, в той или иной степени, мы все немного нарциссы. Каждый из нас имеет некое воображаемое «я», и разрушение этого образа всегда болезненно. Чаще всего человек, переболев расставанием с «собой великим и одновременно ничтожным» (именно таково самоощущение нарцисса), примиряется со своей неизбранностью и открывает для себя путь к собственной уникальности. Различие этих двух путей кардинально: «избранный» чувствует себя «самым», уникальный — осознаёт свою неповторимость, но не «самость». Нарцисс «избран», и избранность эту он вынужден каждый раз себе доказывать. Именно поэтому нарциссы, как правило, ревнивы, завистливы, нетерпимы. Пожалуй, самая впечатляющая иллюстрация для меня — герой фильма «Избранные». Вот уж где размах самолюбования и непрестанного поклонения самому себе. Главный герой принимает жертву от любящей его женщины, не думая о ней, о её сыне, об их будущем, обрекая на беду. Страшит в этом не столько эгоизм, сколько патологическая неспособность реально видеть других людей, их жизнь, чувства, поступки. Фильм этот стоит смотреть если не как лекарство, то как профилактику от страшного недуга.

Вспомним сказку, которую каждый знает с пелёнок, — сказку про курочку рябу. Курочка снесла яичко не простое, а золотое. И, как мы видим, дед и баба не хотят такого эксклюзива, им нужно простое, живое яичко. После того как они безуспешно пытаются его разбить, на помощь приходит мышка, которая движением хвостика разбивает яйцо... До поры до времени все мы — такое вот «золотое яйцо», которое бьют и бьют мудрые родители, жизненные обстоятельства, скорби. Однажды «разбившись», мы перерождаемся в яичко «простое», сообразное природе и задумке Творца. В норме каждый из нас рано или поздно избавляется от «золотой» нарциссической оболочки и становится живым и настоящим. Для нарцисса этот процесс невозможен. Он рискует остаться «золотым яйцом», не став собою подлинным.

«Безграничная» любовь

На фоне простых бесхитростных мужчин и женщин нарцисс неотразим. Он угадывает с полуслова, полувзгляда ваши желания, умеет слушать и смотреть с восторгом, он помнит все даты и изначально подкупает своим участием в жизни другого, пониманием, принятием. Встретив его, женщина с надрывом скажет: «Как долго я тебя ждала!». А мужчина, встретив её, подумает: «Я словно вернулся домой». По большому счёту, все примеры «Ах, любви» из кинофильмов и литературы — это, как правило, мучительные истории нарциссов. Всегда здесь будет драма — всё будет прекрасно начинаться и трагично заканчиваться.

Первый литературный образ нарцисса, знакомый с детства — это Снежная Королева. Она единственна и неповторима, и ей, такой великой, для чего-то понадобился заурядный мальчишка Кай. Сказка хороша тем, что в ней нет двойных посланий: добро побеждает зло. Снежная Королева прекрасна, но вместо сердца у неё лёд, и мы интуитивно боимся её. Мальчику, пленённому её чарами, необходима помощь, его нужно спасти от вечной гибели в ледяном царстве Королевы. В самом начале сказки создаётся иллюзия, что Кай ей чем-то особенно интересен, что это некий особый мальчик, отличающийся от сотен других. Но мы видим, что никакой привязанности к нему она не испытывает, и, тем не менее, для чего-то делает всё, чтобы заполучить его, не отпустить, удержать. Увы, именно таковы нередко отношения нарцисса с партнёром — вы будете при нём желанным трофеем, многое он (она) будет делать «для вас», и даже пообещает полцарства в придачу, но в его глазах вы никогда не увидите своего отражения — лишь холодный блеск и отстраненность. Лишь тогда во взгляде его появится подобие теплоты, когда будет звучать похвала, восхищение в его адрес.

Недавно мне попала в руки публикация известной журналистки, которая развенчивает мифы об известных людях или персонажах кино. Пока читала статью, мысленно искала контраргументы. Но, задумавшись, перенесла её доводы в реальную, не киношную жизнь — и ужаснулась. Мне стали вспоминаться герои, восхищавшие с детства — Женя из «Иронии судьбы», Гога (он же Гоша, он же Жора, он же Георгий Иванович) из «Москва слезам не верит», «Тот самый Мюнхгаузен» из одноимённого фильма Марка Захарова. Нам приятно наблюдать, как с экрана эти герои дерзко распоряжаются жизнью своих женщин. Мы обманываемся, считая, что именно так должен поступать ответственный мужчина — брать жизнь женщины в свои руки и устраивать её на своё усмотрение...

Как бы не так! Ответственный человек, прежде всего, с глубоким уважением и трепетом относится к свободе и границам партнёра — к той незримой черте, где заканчивается «моя свобода» и начинается «свобода другого». Конечно же, поначалу дерзкая экспансия волнует кровь, но время пройдёт, чары влюблённости угаснут, и вдруг станет ясно, что построить партнёрские отношения с тем, кто привык жить «на твоей территории», нереально.

Предлагаю присмотреться к упомянутым Гоше, Жене и барону Мюнхгаузену. Нарцисс, как уже было сказано, немедленно нарушает границы. Гоша начинает разговор в электричке, оценив женщину и буквально сразу же перейдя на «ты», бестактно указывает на её больное место. «У Вас взгляд незамужней женщины», — говорит он. Такая вот дерзость в совокупности с «самокритикой» («Я тоже очень не люблю грязную обувь») закреплены пронзительным, заинтересованным взглядом. Мимо такой встречи не пройдёшь, её не забудешь на следующий день. Нет-нет да и подумаешь, что и в твоей жизни всё может быть «как в кино». Проницательность, видимая искренность, простота — козыри, которыми привык пользоваться человек-цветок, чтобы обезоружить. Гоша держит в напряжении, то внезапно появляясь, то будто недоговаривая что-то, то обдавая холодом. Типичные приёмы нарцисса — фрустрировать, заставить партнёра мысленно всегда быть с ним, гадая: что со мной не так, если он не звонит, не приходит, не улыбается? Именно так живут спутники нарцисса — в постоянном поиске своего несовершенства и способов ему угодить.

О Жене Лукашине говорить боязно — на первый взгляд, он сама непосредственность и искренность. Но искренность и честность — не всегда одно и то же. Можно искренне высказывать то, что думаешь, но быть честным хотя бы перед собой — это уже мужество, мужество встречи с собой, — а именно это нарциссу и не по силам. Нас может восхищать его способность поделиться своими эмоциями, но путь к честности для нарцисса закрыт — там его ждёт опасная встреча с собой.

Женя начал с нарушения не только психологических, но и территориальных границ. Забавная история забавна, только пока мелькает на экране телевизора. Достаточно вспомнить резкие перемены «пьяного пришельца»: то он высказывает «правду в глаза», то просит спеть песню, то устраивает сцену ревности, то долго и пронзительно смотрит, то выдаёт хозяйке какие-то «философские» мысли и ведёт себя так, будто знакомы они много лет... Любой психолог распознал бы здесь типичные эмоциональные качели: огонь и лёд, обесценивание и превозношение, «душевная теплота», пресловутая искренность... По-настоящему ответственный, заботящийся человек, сквозь хмельной угар осознав, что вторгся на чужую территорию и уж тем более посеял конфликт между двумя людьми, удалился бы молча, превратился бы в тень, случайный эпизод. И вот тогда, в той самой ситуации, когда «не ищешь своего», порой вмешивается Провидение, и встречи становятся судьбоносными, а не травмирующими, как мы увидим «двадцать лет спустя» в продолжении бессмертной «Иронии судьбы».

Дальше на этом пути осмысления меня ждала встреча с некогда любимым бароном Мюнхгаузеном. Иначе теперь выглядели его невинные затеи — командовать временем, отдавать распоряжения своей возлюбленной, когда ей спать, а когда хотеть есть. «Полшестого дня, — говорит он, — тебе пора отдохнуть». И как же банально, что говорит он это именно тогда, когда в очередной раз удалось «не жениться». Поразителен факт — люди-цветы не спешат связывать себя серьёзными отношениями, а потому всегда найдут множество убедительных причин, мешающих вожделенному счастью «на двоих». Отношения с самовлюблённым человеком — это всегда лишь видимость близости, ведь невозможно построить близкие отношения с человеком-иллюзией. Мы с осуждением смотрим на прежнюю жену барона, восторгаемся тем, как он отводит время утром на разгон облаков и в полдень — на подвиг. Мы умиляемся его беседам с Софоклом и Шекспиром, забывая обо всём на свете... Но на минуту представьте себя женой этого чудака, и в этих же мечтах рискните с ним о чём-то договориться, позаботиться о детях, поговорить о вечном... Вы будете засыпаны афоризмами, остротами и новыми календарными днями, названными в вашу честь, но в блеске его глаз будет по-прежнему светиться лишь он сам — прекрасный и непревзойдённый.

Женщина-цветок

Припоминая мужчин-нарциссов, киношных, книжных и реальных, я пыталась вспомнить и женщин. Из всех пришедших на память булгаковская Маргарита, как никто, всегда волновала меня. Роман «Мастер и Маргарита» гениален. Гениально и жутко описаны его герои. Читая роман, я всё гадала: отчего Воланд выбрал королевой бала именно Маргариту? Отчего именно она стала дочерью князя тьмы?

«— Установилась традиция, — говорил далее Коровьев, — хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой. А мы, как изволите видеть, путешествуем и в данное время находимся в Москве. Сто двадцать одну Маргариту обнаружили мы в Москве, и верите ли, — тут Коровьев с отчаянием хлопнул себя по ляжке, — ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба...» Стоит ли говорить, что подчёркивание этой избранности, отмеченности — это лишь подтверждение тех мыслей, что всегда крутятся в голове нарциссической личности.

Роман в своё время стал для меня поводом к размышлению над отношениями мужчины и женщины — отношениями, которые скорее можно назвать больными, калечащими душу; которые вместо созидания открывают перед двумя людьми ад, добровольно избранный и вечный. Отчего «жертвенная» любовь Маргариты, готовой на всё, чтобы вернуть Мастера, не привела ко спасению, а ввергла в преисподнюю?

Когда я думаю о Мастере, не покидает чувство, что мы видим не реального человека, а некий образ. Возможно, неслучайно имя мастера остаётся неизвестным:

«— Я мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную чёрную шапочку с вышитой на ней жёлтым шёлком буквой „М“. Он надел эту шапочку и показался Ивану в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер. Она своими руками сшила её мне, — таинственно добавил он».

Казалось бы, отчего влюблённая Маргарита вышивает на шапочке не инициалы любимого, а эту букву «М»? Уж не затем ли, чтобы, глядя на Мастера, видеть в нём отражение самой себя, своих трудов, вложенных в него, первую букву своего прекрасного имени? «Я всю жизнь вложила в эту твою работу», — так говорит Маргарита о романе Мастера.

Передо мной безутешная молодая женщина, назовём её Леной. Обратилась за помощью, поскольку мужчина, которого она любит, начал разрушать их отношения. Финал для неё очевиден, мужчина не пытается её разубедить. Тем не менее, он каждый раз удерживает её, как только она проявляет решимость уйти.

— У нас всё было не так, как у других. Он необыкновенный, один на миллион. Наш роман мог бы лечь в основу лучших фильмов и книг. Всё, от первой встречи, у нас было особенно. Он будто знал меня всегда, будто всю жизнь готовился ко встрече со мной.

— Не так, как у других? — зачем-то переспрашиваю я.

— Да, не как у всех. Наша встреча — неслучайная случайность, спланированная на небесах. Именно это чувство давало мне силы пережить многие трудные периоды этих лет. Теперь что мне остаётся? Признать, что мы обыкновенные люди? Что он такой же, как все? Что я простая женщина, столкнувшаяся с ушедшей любовью мужчины и его изменой? — уже рыдает Лена.

— Не быть как все — это так важно для вас?

— Конечно! Быть как все — значит, что твоя жизнь не отличается от миллиардов других жизней, которые есть, были или будут. Зачем жить, если эта жизнь ничем не отличается от жизни толпы, серой массы?

Вот тут-то и приходит на помощь знание мифологии. За «серую толпу» признавал прекрасный юноша всех, кто его окружал. Нарцисс, по большому счёту, ищет лишь того, кто сможет достойно отражать его гениальность и сносить приступы собственной ничтожности.

Смертельная самовлюблённость

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что на свете нет настоящей верной и вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Так начинается вторая часть булгаковского романа. Ловушка захлопнулась: настроенный на собственную избранность человек станет искать в книге именно такой «настоящей верной и вечной любви», существование которой якобы ставится под сомнение ввиду её редкости и необыкновенности. Слышна в этом призыве издёвка автора, и кажется, что это слова не Булгакова, а самого Воланда. Ведь не забыл же автор, что ни о какой верности у героев романа нет и понятия.

«— Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что любили мы друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я тогда... с этой, как её... С этой... Ну... — ответил гость и защёлкал пальцами.

— Вы были женаты?

— Ну да, вот я же щёлкаю. На этой Вареньке, Манечке... нет, Вареньке... ещё платье полосатое... Музей... впрочем, я не помню».

Нужно отметить, что влюблённость нарцисса всегда сопровождается обманчивым — уже после первой встречи приходящим — чувством: «мы родственные души». Настоящее родство душ достигается не иначе как долгим и упорным трудом, совместными испытаниями. Булгаков последователен. Вот как он описывает встречу М и М: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!».

Стоит вспомнить, как жилось Маргарите до встречи с Мастером. «С уверенностью можно сказать, что многие женщины всё, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж её был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!.. Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить всё, что ей понравится. Среди знакомых её мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... она была счастлива? Ни одной минуты!»

Встаёт ряд вопросов. Кто она такая? Чем вообще занимается? Чем живёт? О ком заботится её женское сердце? И отчего, если так нелюб муж, она живёт с ним?

Тут и вспоминается в очередной раз миф. Юноша умер от страданий, засмотревшись на собственное отражение. Так мудрые древние греки показывают естественный исход патологической зацикленности человека на самом себе.

Утешение

Откровенно говоря, я не знаю, как можно утешить тех, для кого эта тема не просто близка, но и болезненна. Тому, кто отважился любить нарцисса, не понаслышке известны и вся бездна страданий, и фейерверк эмоций, неустанно сменяющих друг друга.

Один мой мудрый знакомый говорит: «Если человек хочет увидеть своё отражение, он подходит к зеркалу. Если хочет увидеть свою душу — он подходит к другому человеку». Страдание нарцисса в том, что он не способен видеть свою душу в другом — по той причине, что душа его сокрыта от него самого. Эгоцентрик может столкнуться с ограниченностью своего «Я» и, страдая от этого, сместить, в конце концов, центр тяжести с самого себя. Для Нарцисса это невозможно в силу того, что его «Я» — это лишь безупречное отражение в воде, тронь его — и не останется ничего.

Верю лишь в то, что если сам нарцисс читает эти строки и узнаёт самого себя, возможно, он задумается над необходимостью помощи, над тем, что в одиночку ему едва ли справиться. Если же ваша жизнь крепко связана с описанным в этой статье типажом, единственное, что можно сказать определённо: оставьте попытки его изменить. Вот всё, что мы можем сделать для человека: принять его таким, каков он есть, поверив в то, что Творец знает и любит его по-настоящему. Принять — это не значит соглашаться со всем, что творит, точнее, вытворяет нарцисс. Это значит поверить в лучшую версию его самого, понимая, что пока эта версия недоступна.

В замечательном фильме «Тайна Снежной Королевы» один из героев говорит о том, что со снежной королевой в своей душе нужно бороться каждый день. Нам всем предстоит трудный путь к возможности сердцем увидеть Другого. Возможно, понимание этого сделает нас терпимее и сильнее. Какие бы комплексы ни расцветали в нас.

Ранее опубликовано: № 3 (75) Дата публикации на сайте: 11 June 2015

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Цветок над бездной

Цветок над бездной

Анна Лелик
Журнал «Отрок.ua»
Любовь Нарцисса — это не любовь к самому себе. Это любовь к образу, представлению о самом себе, к своему «отражению», иллюзии. Человек, способный к реальной любви (пусть даже к эгоистичной любви к самому себе), может, пройдя «через тернии к звёздам», испытать и любовь истинную, жертвенную. Мы же имеем дело с патологической нереальностью, иллюзорностью, любовью вовсе не к себе, а к некой псевдоверсии себя.
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: