Гореть и не сгорать

Синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания — пожалуй, самые распространённые хвори души, рождающие сегодня спрос на психологов всех мастей. На этих новых болезнях делают имена, карьеры и состояния. Неудивительно, что тема эта, благодаря внезапно пришедшей популярности, стала актуальна для многих — и в светских, и в церковных кругах. Для меня было важно разобраться в природе этих явлений с точки зрения христианства.

Эти размышления — рассказ о личном опыте, о том, с чем сама столкнулась и что поняла.

Выгорание и волонтёры

Впервые с темой эмоционального выгорания я встретилась, когда стала проводить семинары по подготовке волонтёров для работы с детскими домами. Самой мне этот синдром был чужд. Но вот факт: волонтёры, «отслужив» какой-то срок, вдруг неожиданно уходят. Сначала по делам, но дела затягиваются, и через какое-то время ребята попросту теряются из виду. Чего греха таить, не обошлось и без осуждения с моей стороны — за что я получила хороший урок. Детский дом, который до тех пор я исправно посещала, всё реже и реже стал привечать меня в своих стенах. Уважительные причины, конечно же, находились. Благо, искусством самооправдания мы владеем как никаким другим...

Тогда-то я впервые всерьёз задумалась над тем, что мифическая болезнь века под названием синдром эмоционального выгорания имеет вполне реальные очертания.

Так началась моя работа в этом направлении. Сегодня из интернета, этой бездонной ямы, можно вытянуть что угодно. Первое, что мне попалось, — это самый распространённый взгляд на выгорание как некое неправильное распределение душевных ресурсов. С интернетом сейчас легко стать «специалистом», и я быстро превратилась в «знатока» выгорания. На сайтах предлагались самые разнообразные способы справиться с выгоранием: подсчёт жёлтых машин по дороге с работы, использование кабинетов физической разрядки с резиновыми стенами и полами, визуализация своей усталости и изображение её в образах и символах. Но главное, что советовали интернет-источники, — это сохранение ресурса, забота о себе, а также позитивный взгляд на жизнь и «притягивание плюсов». Средства эти не помогали, хотя изрядно оживили наши встречи волонтёров и сделали их популярными. Это было так приятно — заниматься какими-то психологическими тренингами, упражнениями, жонглировать именами, цитатами, теориями. Благодарна Богу, что этот период был недолгим и я успела «совратить» на этом пути не так много людей.

Отрезвение наступило, когда однажды я задала вопрос своему учителю (который очень много работает и, на мой взгляд — взгляд «профессионала по выгоранию» — находится в группе риска, даже более того, согласно интернет-теориям, уже давно и окончательно должен был сгореть дотла!). Я спросила, что он думает о выгорании. Он ответил неожиданным вопросом: если есть благословение священника, то о каком выгорании идёт речь? «Вы верите в силу благословения?» — так он меня спросил.

Все мои изыскания были поставлены под удар. Как же работать теперь с волонтёрами, что отвечать на их вопросы? Но главное, как самой себе ответить на эти новые «неудобные» вопросы? А как признаться перед всеми, что всё, что мы делали до этих пор, по меньшей мере, нелепо? А нелепость эта становилась всё более и более ясной...

Но волонтёры выгорали! И с этим тоже нужно было что-то делать...

Расстаться с собой

Выгорание касается, прежде всего, людей, работающих в сфере «человек-человек», и в первую очередь затрагивает учителей, медиков, социальных работников и психологов. В поисках ответов на мои вопросы мне помогли примеры людей, всю жизнь работающих в этих сферах.

Моя учительница по литературе, Валентина Фёдоровна, говорившая нам, неуправляемым старшеклассникам, о Толстом и Достоевском, Стендале и Бальзаке так, что мы их читали! Шли в библиотеку, стояли в очереди, спешили прочесть к назначенному сроку — и не ради оценки, а потому, что судьбы Наташи Ростовой или Раскольникова нам были искренне небезразличны. Откуда у неё, женщины пенсионного возраста, из года в год брались силы говорить, чувствовать, жить этим каждый раз заново, как впервые? В коллективе такие учителя нередко слывут за юродивых, так как во что-то верят, что-то делают, к чему-то призывают — живут, одним словом, несмотря ни на что!

О выгорании медиков и их цинизме написано и сказано немало. Нечасто услышишь о противоположных примерах, но они есть. Знакомый акушер-гинеколог в отделении патологии одного из роддомов столицы. Говорит, что устаёт смертельно, порой оставаясь без нормального продолжительного сна по нескольку суток. В своей жизни он не сделал ни одного аборта. Как у верующего человека у него есть благословение Митрополита крестить детей, если нет шансов, что они доживут до приезда священника. А сколько детей, на которых «поставили крест», теперь живут и радуются жизни! Идут годы, а он назло всем теориям не выгорает, хотя устаёт и живёт на износ. Что-то в его деле даёт ему силы.

Не могу не вспомнить и Андрея Владимировича Гнездилова, который в свои весьма преклонные годы, несмотря на «опасный» диагноз, преодолевает немалые питерские расстояния и спешит к своим умирающим больным в хоспис, до позднего вечера утешая, рассказывая сказки, провожая в последний путь. Одновременно подбадривая персонал, помогая волонтёрам, беседуя с врачами...

Знают ли эти люди, что в конце 70-х в Америке был открыт синдром эмоционального выгорания и что сейчас сотрудников с подобным диагнозом там отправляют на больничный? Что-то подсказывает мне, что они не воспользовались бы подобным предлогом для восстановления своего внутреннего ресурса.

«Кто не тратит себя, становится пустым местом», — говорит Экзюпери. Эта пустота и ощущение бессмысленности знакомы сегодня слишком многим. Потеря смысла жизни — бич нашего времени. Но и социальное служение расцвело так обильно именно в наше время. Эти социальные явления словно пытаются что-то друг другу доказать, переспорить друг друга: волонтёров становится тем больше, чем больше мы погружаемся в комфорт, негу, погоню за успехом и эффективностью во всех их проявлениях.

И как радостно, что ответ не нужно искать в заумных книгах. Он давно ждёт нас в самой главной Книге: Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её (Мф. 10, 39). Вот и стали в ряд мысли. И вопрос о благословении теперь не кажется неудобным.

Эффект предохранителя

Выгорание — друг! Именно так считает врач-психотерапевт из Германии Мартин Грабе. Его книжечка, тонкая и малопримечательная, словно ждала меня в то лето на книжном рынке. Доктор сравнивает выгорание с лампочкой-индикатором в автомобиле. Если у автомобиля включено всё, что только может быть включено, открыты все двери, работает кондиционер, гремит музыка, то рано или поздно аккумулятор сядет. Но перед тем, как это случится, загорится лампочка. Синдром выгорания является, по словам учёного, этим индикатором.

Что это дало мне? Прежде всего, понимание того, что с выгоранием не нужно бороться! Необходимо прислушиваться к себе, всматриваться в себя и своё душевное устройство, а не искать внешние причины. Не они приводят к остыванию и разочарованию — а неверная постановка цели, отсутствие чувства меры и решительное непонимание себя.

Процесс или результат?

Говоря о сохранении ресурсов, тут же упоминают об эффективности, позитивном мышлении и успешности. Пытаясь сохранить себя в стремлении к этим «маякам», люди чувствуют свою ненужность, бесполезность и вследствие этого полностью остывают к своему делу. Тогда им предлагают ещё больше сил уделить пересмотру распределения своих ресурсов с целью их сбережения, и после короткого облегчения становится ещё хуже...

Мария пришла на курсы православных психологов и попала ко мне в группу. Более десяти лет она работает на телефоне доверия при Церкви. Ей не хватает терпения и сил: собственные проблемы, люди, которые звонят просто из интереса, ненормированный рабочий день. Помимо служения есть ещё работа, семья и другие обязанности. Походив на различные психологические тренинги, она узнала, что у неё комплекс спасательницы, эмоциональное истощение и выгорание. Раньше только знакомые крутили пальцем у виска, а теперь и психология «разоблачила» её энтузиазм. Марии рекомендовали тщательно «проработать» своё детство и заняться собой вместо спасания других.

Однако напряжённая жизнь «ненормального» волонтёра оказалась ей куда ближе блужданий по психологическим группам. Вспоминается анекдот о шмеле, который, с точки зрения аэродинамики, вообще не должен летать. Но шмель об этом не знает, а потому летает.

Искателей «эффективности» и «успешности» на различных тренингах ориентируют на результат. Процесс малозначим и малоинтересен, когда речь идёт об ориентации на результат. Возможно, врачи скептически ухмыльнутся. В их-то деле точно важен результат, исход. Но я вспоминаю слова доктора Андрея Гнездилова, основателя первого хосписа в СНГ. Он говорит нам, что важен процесс болезни и процесс выздоровления. Доктор должен быть максимально включён в процесс, только тогда возможен положительный результат. Погоня за результатом порой заставляет нас идти по головам, проходить мимо людей, перескакивать через судьбы, боли, страдания. Когда мы находимся в процессе, у нас есть шанс присутствовать, участвовать в бытии-вместе, как сказал бы Хайдеггер. Обезличивание как следствие погони за результатом — один из верных путей к выгоранию.

Чувство меры

Как и во всяком деле, в социальном служении необходимо чувство меры. Ему учит история из жития Пахомия Великого. Братия монастыря, основателем которого был святой Пахомий, занималась плетением рогожек. Каждый должен был выполнять суточную норму — пять штук. И вот Пахомий заметил, что один брат вдвое перевыполняет норму (с точки зрения пресловутой эффективности, по сегодняшним меркам, этот брат был успешным человеком). Тогда святой вызвал брата к себе и сказал ему, что плести нужно установленное количество рогожек, не больше. Это, несомненно, возмутило «эффективного» монаха. «Ты зарываешь Богом данные мне таланты в землю», — негодовал он. Пахомий принял волю брата, сказав ему, что если он в действительности настолько даровит, то пусть плетёт столько, сколько может, но... при этом не выходит из своей келлии. Поскольку история эта очень давняя, то к нам дошли два варианта окончания: в первом, более оптимистичном, монах устыдился своего тщеславия, получив урок. Во втором варианте монах ушёл из монастыря. Неудивительно: успешным людям не место рядом с посредственностями. Но и не место в монастыре.

Есть установленный режим поездок в детские дома, которые мы опекаем: один раз в неделю, в определённое время, плюс праздники и форс-мажоры. Дети знают, что в назначенный час к ним приедут, поиграют, почитают, помогут подтянуть хвосты по учёбе, привести в порядок вещи. С такой «скучной» периодичностью волонтёры приносят пользу детям, и ничего сверх нормы! Сколько упрёков приходится выслушивать от волонтёров-неофитов — в том, что им не дают делать добрые дела, что вся эта психология лишь мешает. И когда я вижу «новобранца», который уж слишком усердствует в своём служении (это нередко случается на первых порах), предлагаю честно ответить на вопрос: делал бы ты это, если бы никто и никогда об этом не узнал? Те, кому хватает честности сказать себе правду, как правило, «приходят в себя» и становятся верными волонтёрами на долгие годы.

Смыслотерапия

«Когда знаешь „зачем“, преодолеешь любые „как“», — справедливость этих слов Виктор Франкл доказал собственной жизнью — тремя годами концлагеря, десятилетиями упорного труда и тем наследием, которое оставил после себя. Если человек знает, для чего и ради чего он делает своё дело, то с Божией помощью всё возможно ему преодолеть. Смыслы могут меняться, переживаться, обретаться вновь. Каждому, независимо от рода деятельности, в качестве профилактики от новомодной болезни необходимо трудиться в поиске собственного смысла. Перенять чей-то смысл невозможно, как и списать из тетради соседа или вычитать в книге. Его можно найти, какой бы безвыходной ни казалась ситуация или напрасной — работа. И если это удалось Франклу в Аушвице, то почему не удастся нам? Вспоминается один из любимых мною фильмов «Влюблён по собственному желанию». Спившийся спортсмен, гуляка и практически отброс общества с помощью упрямой девушки находит свои новые смыслы не только в надоевшей, бессмысленной работе на металлургическом заводе, но и в своей жизни в целом.

Я не отрицаю синдромов выгорания и хронической усталости. Это может случиться с каждым — все люди несовершенны. Дело лишь в той позиции, которую мы занимаем. Пытаемся ли уцелеть, сдав себя в специальный банк на сбережение, — или же находим новые смыслы, чтобы двигаться дальше? Щадим себя, балуем, поощряем — или, наоборот, наступаем на горло собственной песне и тем самым движемся к обретению своей души?

Ранее опубликовано: № 2 (56) Дата публикации на сайте: 15 Март 2012

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Гореть и не сгорать

Гореть и не сгорать

Анна Лелик
Журнал «Отрок.ua»
Выгорание касается, прежде всего, людей, работающих в сфере «человек-человек», и в первую очередь затрагивает учителей, медиков, социальных работников и психологов. В поисках ответов на мои вопросы мне помогли примеры людей, всю жизнь работающих в этих сферах.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 12 из 12
00:56 06.05.2012 | Юлия
Спасибо вам большое, Анна!Вы мне очень помогли, ваша статься просто великолепна. Вы действительно поделились важным аспектом. Тысяча благодарностей! Это деяние принесло пользу как нам, так и вам, полагаю?=)
15:23 14.04.2012 | Ольга
Спасибо за Вашу статью и за Вашу работу!! Из личноого опыта,срывается все из-за эмоционального восприятия происходящего - корупция или еще хуже,не искренность и желание многих пиариться на благотворительности,личная нетерпимость,нескончаемое число больных и увеличение колличества брошенных детей, приходит какая-то обреченность и опускаются руки.Но мне кажется, что волонтеру важно еще иметь конкретные и точные знания про то,чем он занимается, нужно быть специалистом в своем деле! Человек, кот. не знает реальных потребностей детей,не знает особенностей их психологии, может только навредить своим приездом в детских дом или больницу,или на грубость ребенка вообще прийти к неправильным выводам. Моя доця решила заняться вышивкой в 7 лет,ничего не выходило и она сказала, что вышивание - это не ее дело на всю ее жизнь!)Вот так примерно закончились и мои попытки заниматься благотворительностью. Поэтому я очень рада, что есть специалисты своего дела и эмоционально зрелые люди,кот. еще и с Божьей помощью могут гореть и не сгорать!)
10:54 02.04.2012 | Аня З
Отличная статья, но должна заметить, что период сгорания - временен. Человеку свойственны как период сгорания, так и эмоциональные творческие подъемы и все это надо пережить достойно
17:22 20.03.2012 | Андрей
Очень зависит от отношения к тому, чем занимаешься. Есть люди, которым как ни улучшай жизнь и условия труда, все равно будут оставаться недовольными.
Расскажи им, как ты устал сегодня в офисе:
http://demotivation.me/images/20091121/3kl5iwr0eeul.jpg
20:52 18.03.2012 | Elena
Может и не в тему статьи, но всё же напишу! Вадим, странно, что вы "... даже свою семью не могу завести т.к. во-первых, постоянно переезжаю, а во-вторых, все свое свободное время трачу на интеллектуальное развитие потому, что ..." Как надоели вот такие мужики(пардон), которые в наше время как, правильно часто отмечает пр. Андрей Ткачёв, не хотят женится, слабые и ищут постоянных оправданий себе.
Не могу жениться т.к., во-первых, во-вторых, потому что...одни оправдания. И это пишет вроде верующий человек, на православном сайте. Я может и не права, что со своими внутренними комплексами и проблемами всунулась комментировать, при чем не в тему к сатье совсем. Но ВДРУГ, всё-таки, хоть одной девушке повезёт выйти замуж, т.к. Вадим одумается и не будет бред всякий оправдательный своей слабости отпускать.
19:33 16.03.2012 | Дмитрий
А в каком городе Вы сейчас проходите службу? Напишите мне на miloserdie@ukr.net
Это наше волонтерское движение "Молодость неравнодушна".
16:12 16.03.2012 | Светлана
Спасибо, в целом статья понравилась, но хотелось бы обратить внимание на то, что не всегда люди уходят из-за выгорания или отсутствия смирения - к примеру, Св.Сергий Радонежский ушел из монастыря после замечания брата Стефана, и причина его ухода была и не в выгорании, и не в отсутствии смирения, причины бывают разные...
13:10 16.03.2012 | Александр
мнение
http://brusilovsky.livejournal.com/46795.html
12:20 16.03.2012 | Вадим
2. "с помощью упрямой девушки находит свои новые смыслы не только в надоевшей, бессмысленной работе на металлургическом заводе, но и в своей жизни в целом." - а как мне быть, когда я даже свою семью не могу завести т.к. во-первых, постоянно переезжаю, а во-вторых, все свое свободное время трачу на интеллектуальное развитие потому, что хочу показать своим родителям материальную оправданность данной работы, а также то, что не хочу влачить жалкое существование, пить в вонючих пивнушках после службы, как большинство "настоящих военных", жить от получки до получки, плакать и обижаться на правительство за то, что пенсию маленькую начислило и платит не вовремя, сжимать в груди обиду и слезы от того, что я, несмотря на всю свою военную "правильность" и пресмыкание перед начальством, не могу купить ребенку даже киндер-сюрприз (как это было в моем военном детстве)... ну и прочие "прелести"?????
12:19 16.03.2012 | Вадим
2. Мои родители - советские служивые и работники тех же социальных сфер. По-большому, они значительных высот в жизни не добились. Теперь на мои аргументы по поводу нежелания служить, они отвечают: "Ну и что? Все так живут и служат. Посмотри на *****... В вот твой дед только когда стал полковником смог не присмыкаться и иметь собственное мнение... Вот меня наклоняет и измывается начальство постоянно и что? Я же терплю..." Ну и всё в таком духе.

ВОПРОСЫ:
1. Вот Вы пишите: «Когда знаешь „зачем“, преодолеешь любые „как“». В моей ситуации "зачем" социально не подкреплено. Как справиться?
12:18 16.03.2012 | Вадим
Но ведь заискивание перед начальством, прислуживание и.т.д. - это грех! Я не юноша, который на любое утверждение говорит "нет!" просто так. Я просто нехочу потокать человеческим прихотям и похотям... "Служить бы рад! Прислуживаться тошно..." Интернет-работа дает практически полную свободу от этого. Но тут возникают 2 проблемы:

1. Служение в армии - социальное служение. И это вроде как почетно. И в Церкви (да и не только в Церкви) книжки и песни с лозунгами типа "Церковь и армия едины!" привлекательно смотрятся... Когда в широкой массе гражданских говоришь, что ты офицер-психолог - все как-то с уважением смотрят, а когда говоришь, что ты занимаешься *******, то в ответ видишь только ухмылки и слышишь высказывания типа: "Так ты хакер?:)". Я понимаю, что эти ухмылки и высказывания основаны на полном незнании в соответствующей сфере и компьютерной безрамотности, но как-то от этого не легче.
12:10 16.03.2012 | Вадим
Благодарю за статью!
Я - офицер-психолог. Работаю в этой должности, без малого 6 лет. Звучит эта должность для кого-то красиво, но в реальности вся работа сводится просто к проведению занятий и тестированию солдат + делать кучу бумажек для старших начальников. На самом деле я тягочусь к компьютерным специальностям. В то время, когда мои однокурсники "защищали" дипломы по заранее написанным и годами не меняющимся темам, я сделал разработку, которая изменила весь процесс подготовки офицеров на 4-м - 5-м курсах. 4 раза после этого я пробовал пойти в науку. Не получилось по причинам, которые не хотелось бы публично уточнять. Тогда я сам занялся изучением компьютерно-интернетных специальностей и считаю, что добился в этом направлении определенных успехов. За первые 6 лет офицерства я сменил несколько воинских частей (уточнять не буду, но достаточно много). В некоторых случаях сокращалась воинская часть, в иных - моя должность, в некоторых меня просто выживали т.к. несмотря на свой возраст я имел собственное справедливое мнение и не желал поступать так, как писал Галич:

"И что счастье не в том, что один за всех,
А в том, что все - как один!
....
Когда вместе со всеми ты скажешь - да!
И вместе со всеми - нет!"

Да, да - таких не любят, знаю.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: