И будут два одна плоть...

— Батюшка, в православной среде бытует мнение, что близость супругов возможна лишь с целью зачатия ребенка. Так ли это?

— Думаю, нет. Отношения мужчины и женщины в браке сохраняют подобие отношений Христа и Церкви, хотя муж и жена уже не жених и невеста. Церковь живет полнотой благодатной жизни, и внутри брака есть своя полнота, своя «плирома» (с греч. — полнота). Бездетный брак отнюдь не пуст. Бездетные супруги вовсе не обязаны становиться монахами. Они могут быть на это и не способны. Их статус уже определен: они — миряне, находящиеся в браке. Они не хуже тех мирян, которые имеют детей. Здесь — воля Божия. Мы не можем сказать, что Иоаким и Анна до рождения Богородицы, а Авраам и Сара до рождения Исаака не были полноценными супругами. Сведение сути брака до чадородия свойственно католицизму, а не православию. Взаимная нежность, готовность на жертву друг ради друга, мистическое единство, когда, по слову Христа, два суть плоть едина, ценны сами по себе. И близость супружеская — многогранна.

Сравним с едой. Конечно, мы едим, чтобы двигаться, работать… то есть едим, чтобы получать энергию. Но ведь не только для этого, правда? Накрытый стол сопровождает всякое важное событие в жизни человека от рождения до смерти. Принятие пищи — это тайна по сути. Совместная трапеза сближает. Так же можно думать и о браке. Муж и жена делят ложе не только функционально, как будущие отец и мать. Они уже сейчас нужны друг другу. Они нуждаются друг в друге. Они друг без друга не могут жить. Это ценно само по себе, без всякого сомнения. Поэтому я «без страха и упрека» могу посоветовать молодым супругам любить друг друга, дарить друг другу себя, не обязательно думая о будущих детях. Если мы не будем убивать их во чреве, они придут сами собой. Как яблочко от яблоньки.

— Батюшка, нет ли здесь потайной лазейки для эгоизма, для желания пожить для себя?

— Конечно, есть. Лазейки есть везде. Любое святое дело можно испортить, извратить. Ведь недаром дьявола называют «обезьяной Бога». Он не творит новое, но портит существующее.

Но я думаю, что естественным образом появляющиеся заботы, скорби, связанные с чадородием и вся повседневная тяжесть жизни не дадут супругам возможности непрестанно наслаждаться. Жизнь вовсе не сплошной праздник. Чистую радость единения двух людей в одну плоть нужно отделять от всего остального. В Ветхом Завете эта радость позволяла жениху не идти на войну. Только что женившийся мужчина даже перед лицом военной опасности для своего народа должен был «утешать свою жену». Не зря существует «медовый месяц». Это не год и не пятилетка, это именно месяц. Но он должен существовать. Жизнь добавит свою ложку дегтя в мед новобрачным.

Я хочу сказать: не бойтесь увязнуть в эгоизме. Если вы верующие люди и, в целом, живете правильно, Господь через обстоятельства жизни и отрезвит вас, и уцеломудрит. Только сами не пытайтесь сделать это раньше времени. «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя увял».

— Выходит, молодые люди могут жить, наслаждаясь своей «плиромой», сознательно откладывая рождение детей на потом, как сейчас принято выражаться, «планируя семью»?

— Ни в коем случае! Когда мы венчаем молодых, то мы молитвенно выпрашиваем у Бога для них «плод чрева», возможность дожить до «сынов своих сынов», «о чадех благодать» и т.д. Чтобы не лицемерить, рожать детей нужно сразу по вступлении в брак, не отдаляя и не «планируя» эти святые вещи слабым своим умом. Как раз об этом я и говорю: нужно утешаться друг другом и радоваться взаимной близости, пока есть возможность. Вскоре появившиеся детки и вместе с ними пришедшие заботы навсегда лишат вас возможности беззаботного наслаждения браком. Это будет вторая полоса вашей жизни. Вы перестанете быть просто любимым и любимой, дорогим и дорогой. Вы станете отцом и матерью. Этого нельзя планировать, это должно придти от Бога. А вот до этого вся радость жизни — ваша.

— Скажите, батюшка, то, что Вы говорите, это лично Ваше мнение, или Вы озвучиваете учение Церкви?

— Конечно, я не являюсь выразителем учения Церкви. То, что я говорю — это мои мысли, мой опыт, мое внутреннее убеждение. Но желающим услышать авторитетное слово Матери-Церкви я могу посоветовать внимательно прочесть один из довольно свежих церковных документов — Социальную концепцию Православной Церкви. В этом документе слышен голос не отдельного архиерея, духовника или священника, но соборный голос всей Церкви. Там, где мое мнение расходится с мнением Концепции — читай Концепцию.

— А не похоже ли это на анекдот про начальника? Помните, пункт первый: начальник всегда прав. Пункт второй: если не прав, см. пункт первый?

— Нет, нет, нет! Всякий верующий человек прекрасно понимает разницу между силой своего слабого ума и ума Матери-Церкви, между своим маленьким жизненным опытом и опытом многих поколений верующих людей. Поэтому нам всегда нетяжело смириться перед церковно сформулированной истиной.

— Количество накопленных в этой области вопросов колоссально. Трудно выбрать из них более важные. Но все же из того, что лежит на поверхности. Является ли блудом невенчанный брак?

— По этому вопросу нет однозначного мнения. Брак — таинство ветхозаветное. Более того, брак — райское таинство. Брак — это то, что не разрушено ни грехом, ни Всемирным потопом. Когда Христос пришел на брак в канну Галилейскую, то он пришел именно на брак, а не на блуд, хотя еще не существовало таинства венчания как такового — только благословение. Мусульманскую супружескую пару, такую же пару у иудеев, язычников, у кого угодно я не назову сообществом блудников. Они рожают детей, вместе терпят невзгоды жизни, готовы защищать друг друга, и называть такие браки блудом — величайшая глупость.

Невенчанный брак — это брак, но на этот брак еще не пришел Христос. Когда мы венчаем людей, проживших в браке много лет, родивших, воспитавших детей, мы говорим им так: «Вы были мужем и женой и до сегодняшнего дня, а теперь вы стали мужем и женой во Христе. Христос на браке в Кане претворил воду в вино. Ваша жизнь до венчания была водой. Она освежала и питала. Теперь, с приходом Христа на ваш брак, она должна стать вином, то есть должна стать красивей, вкусней и полезней». Такой взгляд мне кажется православным.

Более того, и к стыду нашему, мне кажется, мы многому можем научиться у нехристианских браков. Уважать старших, беречь честь жены как свою собственную, любить и желать детей, а не истреблять их, уже зачатых, умеют лучше нас многие нехристиане. Это наша боль и поле нашей созидательной деятельности.

— А как относиться к т.н. гражданским бракам?

— Не нужно до времени судить ни о чем категорически. Современный человек почти сплошь и рядом — дикарь с образованием. Он не воспитан в правильном смысле слова. Его не учили молиться. О нем самом зачастую никто не молится. Вспомним самарянку. Христос сказал, что у нее было пять мужей, и ни один из них не был ей настоящим мужем. Таких самарянок сегодня миллионы. Нужно воспитание в семье и нужны положительные примеры повседневной жизни. Пока этого ничтожно мало, людей, утопающих в безбожии и разврате, можно только жалеть. На них нельзя набрасывать нравственные нормы церковного человека.

— Батюшка, многих интересует, являются ли поцелуи парня и девушки с христианской точки зрения дозволенной до брака формой общения?

— Влечение юноши и девушки друг к другу естественно и неизбежно. Трудно представить, чтобы влюбленный человек вел себя с предметом своей любви, как дерево с деревом. Поцелуй, конечно, возможен. В этом нет ни греха, ни грязи. Опасность лишь в том, что сказав «А», трудно не сказать «Б». И если не переступать известных границ, то в этой взаимной нежности не будет ничего плохого.

— Чем же объяснить эти границы? Почему до брака близости между влюбленными быть не должно?

— Вступление в близость — это событие, которое очень меняет человека. Люди становятся одной плотью. В особенности существо женщины претерпевает такие изменения, что их безболезненность и естественность предполагает священную атмосферу брака. Современная медицина напрямую связывает рост психических заболеваний с половой распущенностью. С этим связаны и слабость рождающегося потомства, детская смертность и многое другое. Мусульмане, к нашему стыду, могут нас научить тому, что вышедшая замуж не девушкой никогда не родит настоящего воина. Если сеять семя нужно в приготовленную землю и вовремя, то почему священная по сути близость между мужчиной и женщиной должна совершаться как и когда попало?

— Что бы Вы посоветовали, если у молодой девушки или парня перед глазами слишком много примеров неудачных браков (в том числе и собственных родителей), и это вызывает панический страх перед семейной жизнью? Если возник непреодолимый комплекс, что всякий брак потенциально несчастен?

— До брака нужно дозреть. Не секрет, что половое созревание опережает созревание нравственное. Человек физически способен к деторождению и супружеской жизни намного раньше, чем готов к этому морально. И вот уже в состоянии моральной зрелости многие страхи юности исчезают. К тому же, не стоит строить глобальных планов. Пока не придет любовь, о браке говорить вообще трудно. Потому стоит молиться Богу об устроении своей личной жизни, а о прочем до времени не думать.

— Если это убеждение засело так глубоко, что хоть умом и уповаешь на помощь свыше, но в сердце, как ни борись, надежды явно недостаточно?

— Это раздвоение между умом и сердцем касается не только данной темы. Человек разбит грехом на части и всегда, к сожалению, способен думать одно, делать другое, говорить третье. Целью жизни православного человека является восстановление целостности и единства между умом и сердцем. Иногда приходится бороться с грехом, засевшим в сердце, а иногда — отгонять мысли, приходящие на ум. И то, и другое касается всех жизненных вопросов.

— Является ли грехом купание на нудистских пляжах? Подразумевается пребывание на них именно скромных и чистых молодых людей, которые принципиально стараются не засматриваться на остальных, а просто любят природу так, что это выражается в желании купаться обнаженными?

— Вспомним историю грехопадения. Совершив грех, Адам и Ева увидали себя нагими, устыдились наготы, сделали себе опоясание из листьев. Стыд пришел вслед за грехом, стыд должен всегда сопровождать грешника. Нам же пришлось жить в эпоху сбрасывания всех покровов с души, в том числе и стыда. Вслед за сбрасыванием стыда сбрасывается и одежда. У Иоанна Лествичника есть горькие слова о том, что если женщина отбросит естественный стыд, вложенный в нее Богом, то сама взыщет мужа (а не он ее), и тогда не спасется никакая плоть. Возможно, мы вступили во времена исполнения этих слов. Культ обнаженного тела тесно связан, кроме купания на нудистских пляжах, с высокой модой, музыкальной молодежной культурой и еще целым рядом явлений повседневной жизни. Так что смотреть на это явление нужно широко.

Скромным и чистым молодым людям, безусловно, не подобает купаться в таких местах. Невозможно не увидеть чужое тело, находясь в местах сплошного соблазна. Вспомним Давида, который от одного взгляда на красивую купающуюся женщину совершил два страшных греха — прелюбодеяние и убийство. А ведь это был пророк и горячий молитвенник. Примеров падений людей от неосторожного взгляда очень много. Что же говорить о намеренном пребывании там, где невозможно не видеть чужую наготу? Нагота и священна, и красива под покровом брака. За его пределами она двусмысленна и опасна.

— А как же купание на обычных пляжах? Они недалеко ушли от нудистских…

— Совершенно верно. Разница между первыми и вторыми невелика. Но человеку приходится выбирать не только между «хорошо» и «плохо», а и между «плохо» и «хуже», «хорошо» и «лучше». В этом смысле обычный пляж лучше нудистского. Запрещать же людям купаться было бы «бременем неудобоносимым».

— Является ли грехом позирование художникам обнаженных девушек, без которого немыслимо обучение в художественных вузах?

— Немыслимость обучения в художественных вузах без позирования — преувеличение. В XIX веке в Академии художеств России не было натурщиц. Они могли быть в частных мастерских, не более. Испокон веков художники рисовали античные статуи, копировали древних мастеров, находили другие способы обучения, прямо не связанные с созерцанием обнаженной натуры.

— Но ведь сегодня дело обстоит по-другому…

— Одно дело — моральная ответственность, которая лежит на художнике, другое — ответственность девушки, которая позирует. Кто из них виноват больше, сказать трудно, но ответственность у них разная. А в целом, это еще одна из граней нашей содомской жизни, исправлять которую по частям невозможно, критиковать которую можно ежечасно, которую Бог еще терпит только по одному милосердию.

— В экстремальных случаях (войны, эпидемии) может резко сократиться численность мужчин, что грозит вымиранием народа. После 30-летней войны в Германии количество мужчин сократилось в четыре раза. Их церковь разрешила многоженство как временную меру восстановления численности населения. Может ли Православная Церковь в принципе пойти на такой шаг?

— Думаю, что никогда Церковь на это не пойдет. Одно дело, когда грехи совершаются по личному влечению людей, а потом врачуются покаянием и молитвами Церкви. Другое дело, когда Церковь благословляет на беззаконие. Это невозможно.

— Известно, что на время постов супругам следует уклоняться от близости. А правда ли, что этот запрет не распространяется на молодоженов?

— Мудрый духовник, думаю, не будет ругать молодоженов за несоблюдение поста. В древности Ветхий Завет освобождал молодожена даже от воинской обязанности во время войны. Можно сравнить начавшуюся брачную жизнь с бурным горным потоком. Со временем он стекает в долину и течет тихо и ровно — это брак по прошествии некоторого времени. Ждать тихого течения от бурного потока бесполезно. Единственное, на что надо себя понуждать непременно — это воздержание в святую Четыредесятницу. Это общий христианский долг.

Беседовала Екатерина Ткачёва

Ранее опубликовано: № 4 (9) Дата публикации на сайте: 12 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
И будут два одна плоть...

И будут два одна плоть...

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Вопросы межполовых отношений, волнующие молодежь, бесконечны. Мы будем поднимать их на страницах «Отрока» в беседах с протоиереем Андреем Ткачёвым. К беседе приглашаются все читатели.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 16 из 16
17:40 31.07.2013 | Василий
Меня очень волнует такой вопрос. Скажите, пожалуйста, неужели любое изображение обнаженного тела (особенно женского) в искусстве однозначно недопустимо и греховно? Ведь оно далеко не всегда бывает пошлым и непристойным. А Микеланджело?
И еще, раз уж затронул Микеланджело. Неужели все ренессансное искусство тоже однозначно греховно и несовместимо с христианством? Рафаэль, Леонардо да Винчи, тот же Микеланджело? Они ведь в основном писали для храмов, но - не в иконописном стиле. И вот это зачастую является основанием для поливания грязью их великого творчества.
Да, "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи действительно довольно похотлив. Но ведь это - лишь одно из произведений того периода. Остальные - шедевры. Не иконы, но написаны с Богом в душе.
Пожалуйста, ответьте мне на оба этих вопроса. Заранее спасибо.
22:24 02.06.2012 | Л.
Прекрасная статья! И никакого ханжества) Слава Богу, что я ее прочла!
14:54 24.03.2011 | Sveta
ув. отец Андрей, я испытываю влечение к своему духовному отцу, у нас не большая разница в возрасте, но у меня нет сил, что бы разорвать с ним отношения, т.к. все его советы очень полезны для меня. Каков Ваш совет?
00:03 09.12.2010 | Дмитрий
Подскажите, пожалуйста, можно ли по православным законам спать с женой если в связи с недавним проведением операции "кесарево сечение" ей нельзя беременеть три года в связи с тем, что может быть разрыв шва. Нужно предохраняться, а это грех. Как правильно поступить?
09:30 04.09.2010 | Оксана
Уважаемая редакция, хотелось бы затронуть такую тему, как возрастные ограничения вступающим в брак. Я имею в виду есть ли канонические правила, в которых говорится о том, что жена не должна быть старше мужа. Какова бывает разница в возрасте между мужем и женой? И какие примеры встречаются в современных православных семьях, с какими проблемами они сталкиваются или же живут счастливо?
15:13 27.06.2010 | р.Б. Анастасия
Иеромонах Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, профессор
"AX, У ДЕВОЧКИ - ЛЮБОВЬ..."
http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/dushepopechenie/Article/Berest_Agitbr.php
14:25 17.05.2010 | Катя
Вскоре появившиеся детки и вместе с ними пришедшие заботы навсегда лишат вас возможности беззаботного наслаждения браком.

Гениально - и главное как прадиво. Дети - это ж счастье - на фига супругам что-то иное типа секса и других радостей?!!!
01:11 12.03.2010 | Света
Скажите, пожалуйста, батюшка, как быть, если мы недавно вступили в брак, и теперь муж всегда ждет от меня инициативы в близости, а сам ее никогда не проявляет? я вела себя изначально инициативно, но так больше жить не могу, а мы венчаны. что делать? ответьте, пожалуйста, умоляю.
13:17 07.10.2008 | Наталья
Скажите, а как быть, если молодые люди только познакомились...Может ли молодая девушка приехать в гости к молодому человеку первой по причине того, что живут они друг от друга далеко и у молодого человека больна мама, а он не может ее оставить. или все-таки девушка должна подождать?!
11:59 27.06.2008 | Bayard
Душеспасительные ответы на поставленные вопросы.
Большое спасибо!
16:27 13.04.2008 | наталья
Прекрасный рассказ, я даже жениха своего бросила, только потому, что жертвенность в наших отношениях лежала полностью на моих плечах, спасибо за пояснения, хоть убедилась, что не любовь то была, а так привычка...
11:29 01.04.2008 | Дарья
Сердечно благодарю!
15:04 28.03.2008 | свящ. Алексан
Вы знаете, я думаю, что одни из наиболее сложных вопросов, это те которые начинаются со слов « если бы, да кабы». Верю, что Ваш вопрос вызван реально существующей проблемой, иначе ответить на него практически не возможно. Будут возникать всё новые и новые «если». Для того, чтобы разрешить Вашу ситуацию, крайне не достаточно просто обсудить её на форуме, необходимо живое общение с духовником. Если человеку необходим категорический ответ, опирающийся на Евангельский максимализм, то в таком случае достаточно открыть Книгу правил или Кормчую и прочесть соответствующее правило. Но если ответ необходим очень личный, со знанием всех перипетий жизни, причинами возникшей ситуации, с учётом Ваших душевных и духовных особенностей, тогда лучшее – это глубокое общение со своим духовным отцом. И более того, даже он не вправе заставить Вас принимать то или иное решение. Он может только подсказать, направить, но выбор за Вами. Господь сделал нам величайший дар – свободу. Что касается конкретно Вашего вопроса, то возможно необходимо немного веры, ведь Господь исполняет желания боящихся Его. Или может необходимо найти способ примирения с родителями? А может родители и не были настроены категорически против? Видите, на каждое «если» найдётся «возможно». Мой совет, простите, найдите духовнику.
00:06 21.03.2008 | Дарья
Огромная благодарность за Ваш ответ! Мы действительно в нем очень нуждались.

То есть, если любовь действительно крепка и жезнеспособна, не следует зацикливаться на материальном и все же вступать в брак? А как же быть, если молодая пара материально не жизнеспособна? Если молодые не могут сами себя обеспечить всем необходимым и нужна помощь родителей?
16:21 11.03.2008 | свящ. Алексан
По просьбе редакции на вопрос Дарьи отвечает священник Александр Мирошниченко, Запорожье:
Простите, Дарья, после таких прекрасных слов отца Андрея сложно добавить что-нибудь. Ситуация, о которой Вы говорите, к сожалению, стала настолько типичной, что многие молодые люди не считают это чем-то выходящим за рамки. То, о чём я хочу сказать, касается любого греха, которые, увы, мы, люди, совершаем. Необходимо помнить, что нет такого греха, который не может быть прощён. Покаяние не имеет границ и хороший советчик здесь - наша совесть. Если она болит, значит, пришло время покаяния. Помните: несмотря на все лукавые подсказки, жизнь на этом не остановилась. Хорошо учит прп. Амвросий Оптинский: Живи как колесо, только земли коснулся - тут же поднимайся вверх. А насчёт родителей вопрос посложнее будет. Для начала необходимо хорошо проверить свои отношения и чувства, а также посоветоваться с духовником, если же такого нет, то с любым священником. Когда убедитесь, что чувства искренни и жизнеспособны, постарайтесь понять, что в браке вы будете жить не с родителями, а друг с другом.
02:58 10.03.2008 | Даша
Скажите, пожалуйста, а как быть молодым людям, которые допустили интимные отношения?
И что делать, если родители препятствуют браку?..

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: