Интермеццо № 3 (69)

Георг Фридрих Гендель Оратория «Мессия»

Исполнитель: Лондонский филармонический оркестр, хор Джона Олдиса, дирижёр Карл Рихтер

Наверное, самая знаменитая музыка, написанная Генделем, это фрагмент оратории «Мессия» — хор «Аллилуйя». В Великобритании его положено слушать стоя, как чтение Евангелия в храме. Эта оратория, посвященная жизни Спасителя, содержит тексты Ветхого и Нового Завета: фрагменты Евангелий от Матфея, Луки и Иоанна, Апокалипсиса и послания апостола Павла к Коринфянам.

Когда Гендель сочинял своё пасхальное приношение, его слуга нередко замечал хозяина плачущим над партитурой — настолько композитора впечатляло величие сочинённой им музыки. Интересна история исполнения этого произведения. Впервые оратория прозвучала весной 1742 года в Дублине под управлением автора, и этот концерт был благотворительным. С тех пор установилась добрая традиция исполнения «Мессии» в пользу нуждающихся. Оратория звучала не раз под управлением Генделя в пользу Лондонского приюта для сирот. Все доходы от концертов шли исключительно на нужды детей.

Настоящую популярность оратория обрела только после смерти композитора, тогда текст её был переведён с английского, и она зазвучала ещё и на итальянском и немецком языках во всей Европе.

Дмитрий Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская»

Исполнитель: Симфонический оркестр Московской филармонии, дирижёр Кирилл Кондрашин

Когда-то о совсем ещё юном Дмитрии Шостаковиче ректор ленинградской консерватории Александр Глазунов сказал: ему принадлежит будущее. Шостакович действительно стал классиком XX века, а его музыка — символом советской эпохи.

Композитору суждено было стать свидетелем Второй мировой войны и страшного сталинского террора. И эти впечатления, несомненно, легли в основу будущей симфонии. Ещё до начала Великой Отечественной войны, Дмитрий Дмитриевич рассказывал друзьям, что хочет написать пассакалию, напоминающую «Болеро» Мориса Равеля. Как знать, если бы не трагические события войны, возможно, Седьмая симфония прозвучала бы иначе… Он писал её в блокадном Ленинграде, а закончил в эвакуации в Куйбышеве в декабре 1941 года, где через несколько месяцев и состоялась премьера.

Но, наверное, настоящей премьерой можно назвать исполнение симфонии в августе 1942 года в осаждённом Ленинграде. Чтобы собрать большой оркестр, музыкантов отзывали из военных частей, некоторых перед началом репетиций пришлось положить в больницу — лечить и откармливать. В день исполнения симфонии 9 августа все артиллерийские силы города были брошены на подавление огня противника. И знаменитый вечер состоялся: белоколонный зал филармонии был полон. Бледные, истощённые ленинградцы пришли услышать музыку, посвящённую их подвигу. Немцы тоже слушали радиотрансляцию и были потрясены тем, что этот город до сих пор жив. Один из них вспоминал тот день так: «Мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».

Николай Римский-Корсаков Увертюра «Светлый праздник» («Пасхальная увертюра»)

Исполнитель: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов

Римский-Корсаков родился в старинном Тихвине, в родительском доме прямо напротив Успенского монастыря. Колокольным звоном и богослужебными песнопениями пронизаны все его детские воспоминания: «В женском монастыре пели неважно, а в мужском, сколько помню, порядочно. Я любил некоторые “Херувимские” и другие пьесы Бортнянского; также его концерт “Слава в вышних” и из простого пения “Благослови, душе моя”, “Кресту Твоему”, “Свете тихий” за всенощной. Церковное пение при красивой обстановке архимандритского богослужения делало на меня большее впечатление, чем светская музыка». Богослужебная музыка не раз была вплетена в знаменитые оперные темы в «Псковитянке», «Садко», «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Вот и увертюра «Светлый праздник» написана на темы из Обихода и пасхальных напевов. О своём замысле Римский-Корсаков подробно рассказал в «Летописи моей музыкальной жизни»: «Чтобы хоть сколько-нибудь оценить мою увертюру, необходимо, чтобы слушатель хоть раз в жизни побывал у Христовой заутрени, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает, а слушателям иных исповеданий и подавно».

Сергей Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (видео)

Исполнители: фортепиано — Ван Клиберн; Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижёр Кирилл Кондрашин

Это шедевр, которому суждено было стать одним из музыкальных символов России. Известен факт, что Второй фортепианный концерт Рахманинова хотя бы раз исполнялся на каждом рояле, существующем на планете Земля. После провала своей Первой симфонии Рахманинов погрузился в сильнейшую депрессию. В течение нескольких лет он почти ничего не написал. А вернулся к сочинению во многом благодаря лечению у известного врача Николая Даля, которому и посвятил свой концерт. Финал Второго концерта стал апофеозом радости и любви к жизни.

Пожалуй, после исполнения самим автором поистине эпохальным стало выступление американского пианиста Вана Клиберна в СССР. В детстве ему посчастливилось присутствовать на одном из последних концертов композитора. С тех пор Рахманинов навсегда стал кумиром юного музыканта. Когда Ван Клиберн узнал о конкурсе Чайковского, то сразу же загорелся идеей поехать в Москву: «Мне очень хотелось увидеть церковь Василия Блаженного. Это была мечта всей моей жизни с шести лет, когда родители подарили мне детскую книжку с картинками по истории».

Искусство молодого американского пианиста, воспитанника русской фортепианной школы, оказалось необычайно близко и созвучно сердцам советских меломанов своей искренностью и непосредственностью. Его блистательная победа на конкурсе и всенародная любовь к нему сыграла немалую роль в годы Холодной войны. Ван Клиберн стал символом триумфа искусства, которое победоносно возвышается над политикой.

Ранее опубликовано: № 3 (69) Дата публикации на сайте: 26 Июнь 2014

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Интермеццо № 3 (69)

Варвара Шуваликова
Журнал «Отрок.ua»
Георг Фридрих Гендель Оратория «Мессия». Симфония № 7 «Ленинградская». Увертюра «Светлый праздник» («Пасхальная увертюра»). Концерт для фортепиано с оркестром № 2.
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: