Интермеццо № 6 (66)

Антонин Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром си минор

Исполнитель: Мстислав Ростропович, виолончель; оркестр Берлинской филармонии, дирижёр Герберт фон Караян, 1969

«Сколь бы малой ни была нация, она не погибнет, если будет иметь своё искусство», — эти слова принадлежат чешскому композитору Антонину Дворжаку. Всю жизнь он преклонялся перед творениями Бетховена, Вагнера, Брамса и Чайковского, но создал свои, неповторимые произведения, в которых отчётливо угадываются черты «славянской души».

Он родился в середине XIX века в маленькой деревне, в семье мясника. Родители считали, что Антонин должен продолжить дело нескольких поколений своей семьи. Но в шестнадцать лет он твёрдо решил, что будет заниматься музыкой, и уехал из деревни в Прагу, где поступил в школу органистов. Годы занятий и внимательного изучения работ великих мастеров дали свои плоды — юный музыкант начал сочинять, но даже без надежды на исполнение своей музыки — настолько он был застенчив и не уверен в своём даровании. Дворжаку было тридцать лет, когда его музыка впервые прозвучала публично.

Симфонические произведения Антонина Дворжака составляют золотой фонд чешской музыки. И одной из вершин его творчества можно назвать виолончельный концерт, который мы рекомендуем прослушать в исполнении великого музыканта Мстислава Ростроповича и оркестра Берлинской филармонии.

Людвиг ван Бетховен. Симфония № 6 фа мажор, Пасторальная

Исполнители: оркестр Филармония, дирижёр Отто Клемперер, 1958

Однажды юный Бетховен получил письмо от своего учителя Йозефа Гайдна, в котором в числе наставлений была ремарка: «Ваши вещи прекрасны, это даже чудесные вещи, но… в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта — это всегда он сам».

Если же кому-то вслед за наставником композитора может показаться, что музыка Бетховена мрачна, что ж, послушайте Пасторальную симфонию. Осмелюсь предположить, что Гайдн изменил бы своё мнение, если бы услышал это произведение. Эта симфония — признание в любви природе и бесконечное восхищение красотой мироздания.

Бетховен смолоду проводил лето в тихих австрийских деревушках, он бродил по лесам, слушал пение птиц, и в этом созерцании красоты природы рождались замыслы его сочинений. «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я. Деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека». Звуки деревенской волынки, пение соловья, крик перепела и голос кукушки, гром летней грозы и перекликания пастухов… Cтоит вспомнить, что эту симфонию Бетховен написал в то время, когда уже был тяжело болен и давно не слышал звуков этого мира, а только музыку, приходящую свыше.

Франц Шуберт. Квартет ре минор «Смерть и девушка»

Исполнитель: Амадеус-квартет, 1965

Франц Шуберт прожил на свете всего 31 год, но написал при этом невероятное количество музыки: несколько сотен песен, в том числе на стихи Шиллера, Гейне, Гёте, девять симфоний, мессы и многочисленные фортепианные произведения. Сегодня сложно отыскать человека, который не слышал бы его Ave Maria. Но при жизни композитора его имя и произведения были известны лишь узкому кругу друзей. Шуберт был скромнейшим человеком, погружённым в свою музыку. Его не интересовали деньги, слава и покровители. У него не было даже собственного инструмента, и его совершенно не заботило то, что его произведения никогда не исполняются публично. «Шубертиады» — камерные домашние вечера венской богемы, для которых он и писал, были его единственной сценой.

Единственный публичный концерт Шуберта состоялся в Вене в 1828 году. Вечер был посвящён памяти Бетховена, который годом ранее покинул этот мир. Имя молодого сочинителя никому не было известно, но когда застенчивый музыкант в неловко сидящем фраке исполнил несколько своих произведений, — публика разразилась восторженными овациями. Композитор получил столь высокий гонорар за концерт, что, наконец, смог купить рояль. Он успел сочинить за этим инструментом ещё немало произведений, но через полгода внезапно умер. Рояль продали, чтобы оплатить похороны нищего композитора и место на городском кладбище — рядом с могилой Бетховена.

Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23

Исполнитель: Мария Юдина, фортепиано; Большой симфонический оркестр Гостелерадио, дирижёр Александр Гаук, 1948

В воспоминаниях Дмитрия Шостаковича сохранилась интереснейшая история записи этой пластинки. 1948 год, Москва. Звонок в Радиокомитет, говорит товарищ Сталин: «Есть ли пластинка фортепианного концерта Моцарта номер двадцать три? Вчера передавали по радио, играла пианистка Юдина». Сталину отрапортовали, что, конечно же, есть. На самом деле никакой записи не было. Концерт передавали из студии, «вживую». Но Сталину не посмели сказать «нет».

Иосиф Виссарионович велел, чтобы пластинку с концертом Моцарта именно в этом исполнении доставили к нему на дачу. На радио паника. На ночную запись срочно вызывают Марию Юдину. Все тряслись от страха, кроме Юдиной. Сменились два дирижёра, и только третий смог довести запись до конца, не сбивая оркестр от волнения. Это уникальный случай в истории: три дирижёра в течение одной записи. На следующий день изготовили единственный экземпляр пластинки и отправили её заказчику.

Вскоре Мария Вениаминовна получила конверт из Кремля с солидной суммой. А через несколько дней она написала Сталину: «…Я буду о Вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы Он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви». Можно только догадываться, что грозило человеку, посмевшему отправить такое письмо, — но Юдину не тронули. Двадцать третий концерт Моцарта стал последней музыкой, которую слушал Сталин: именно эта пластинка стояла на патефоне, когда его нашли мёртвым.

Ранее опубликовано: № 6 (66) Дата публикации на сайте: 09 Январь 2014

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Интермеццо № 6 (66)

Варвара Шуваликова
Журнал «Отрок.ua»
Антонин Дворжак. Концерт для виолончели с оркестром си минор.
Людвиг ван Бетховен. Симфония № 6 фа мажор, Пасторальная.
Франц Шуберт. Квартет ре минор «Смерть и девушка».
Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 1 из 1
20:16 15.01.2014 | Александр
Спасибо! ...теперь нужно как-то оправдывать уровень, заданный Вашими рекомендациями послушать..

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: