Как быть?

Прочла в интернете, что сегодня в разработку помады с голографическим эффектом вкладывается больше средств, чем в освоение космоса. Если журналисты и преувеличивают, вряд ли вызывает сомнения тот факт, что, поглощённые вещами и досугом, мы всё меньше смотрим в небо.

«У меня есть» или «я есть»?

«Быть или не быть?» — вопрошал принц Датский. Возьму на себя смелость сказать, что до этого вопроса ещё нужно дорасти. За нашим колебанием между косметическими технологиями и космическими далями стоит философский вопрос-провокация: «иметь или быть?» Обладание и бытие — это два кардинально различных мировоззрения, способа существования, две различных сути человека. Соотнесённость человека с одной из этих категорий определяет его мысли, чувства, поведение — а в итоге и судьбу.

Решив строить рай на земле, человечество выбрало «иметь». Рай земной и сейчас представляется нам местом изобилия, похожим на иллюстрацию из сектантского буклета. Но в Граде Небесном главное — быть, и Господь наш есть Сущий — Тот, Кто есть.

Есть замечательная пословица: «Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть». Сейчас всё чаще мы хотим «иметь». «Хочу ребёнка» — вместо «хочу быть матерью», «хочу иметь мужа» — вместо «хочу быть женой» и т. п. За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни, его девиз: или — я для кого-то, или — кто-то для меня.

Сказка по-новому: принц-потребитель

Человек, живущий категорией «быть», счастлив, созерцая красоту природы, чувствуя себя её хозяином, неся за неё ответственность. Цветок на поляне будет его цветком, даже если он растёт за сотни километров от дома. Маленький Принц любил Розу, называл своей, но не стал сушить её для гербария, чтобы завладеть ею. Любить и дружить для него значило заботиться и нести ответственность.

Попробуем сочинить сказку, где Принц будет жить категорией «иметь». Её герой — такой себе среднестатистический потребитель. Отправляясь в далёкие странствия на поиски благ и развлечений, обозлённый на Розу за её вечные упрёки, он срывает цветок недрогнувшей рукой: «чтоб другим не досталась». Прилетев на Землю, Принц-потребитель видит клумбу с сотнями роз. Озадаченный открытием, что его роза — не единственная, он, припоминая былые обиды, недовольно разглядывает морщины на её лепестках, затем бросает прочь: зачем ему смятый цветок, когда кругом такая красота? А после с нескрываемым удовольствием рвёт свежие ароматные бутоны... Те, в свою очередь, тоже завянут, но это не беда — на планете Земля чего только нет!

Цель героя — поглощение: знаний, впечатлений, пейзажей, чужих сердец... Ему нет дела до сути вещей и явлений; главное — обладание ими. У банкира он научится банковскому делу, с пьяницей выпьет на брудершафт, от географа, короля и честолюбца постарается взять «что-нибудь полезное». Лиса он если и встретит, то пройдёт мимо: ему некогда слушать шаги рыжего безумца. Он первый купит пилюли от жажды, чтобы не тратить время на поиск родников. Героя не мучают вопросы: отчего пьёт пьяница, зачем король казнит и милует крысу, зачем фонарщику его закон, а честолюбцу — похвалы?

В своём желании иметь мы ломаем жизни, разбиваем сердца — и страдаем от одиночества. Того, что цветок просто есть в мире, нам становится мало, даже если он растёт под нашим окном. Эрих Фромм, известный философ, в своей книге «Иметь или быть» пишет следующее: «При существовании по принципу обладания моё отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения и обладания, в стремлении превратить всё и всех, в том числе и самого себя, в свою собственность». Возможно, так мы перестаём видеть образ Божий в человеке и сами перестаём быть Божиими, становясь своими собственными.

«Маловато будет»

«Человеку обладающему» всегда будет мало того, что есть. Мало денег, мало власти, мало одной жены, мало друзей, мало веселья, мало самого себя. Потребитель, не имея собственной сути, состоит из того, чем он обладает. В таком случае естественно желание расширить просторы своего владения.

С одной стороны, потребление ослабляет исконное чувство тревоги, присущее каждому как ответ на существование. С другой стороны, потребности потребителя всё возрастают. Эту адаптацию к получаемым удовольствиям учёные называют гедоническим привыканием. Чтобы сохранить остроту ощущений, глянец советует чередовать виды удовольствия: шопинг, путешествия, экстрим, косметические салоны, клубы и т. п. При смене развлечений человеку не будет скучно, он будет активен и счастлив. Тем не менее, неврозы, вызванные ощущением пустоты и бессмысленности существования, сегодня занимают первое место среди всех прочих.

Оппозиция

Сейчас на Западе входит в силу движение «Отказ от потребления». Молодая пара, пресытившаяся благами цивилизации, объявила миру, что человек может жить, имея не более ста вещей. Они продали всё, что имели, оставив минимум необходимых вещей, переехали в однокомнатную квартиру. Возможно, люди думают, что так ведут борьбу с потреблением, но мне в этом видится всё то же знакомое «иметь», только со знаком минус. Просто теперь вместо обилия вещей эта пара имеет популярность, славу, собственный способ жизни и философию, а также деньги, которые тратят в тех же количествах, но на другие «игрушки».

Так как же быть?

В кризисных ситуациях, на войне, перед лицом смерти человек вынужденно сталкивается с категорией «быть». Хотя, увы, сейчас и это случается всё реже. «Когда меня в 25 лет сбила машина, я остро осознала, что любой день может стать последним и новый день может не настать. Так что смысла копить нет никакого, не говоря о том, что это неприятно и тяжело. Также накопление противоречит молитве „Отче наш“, в которой чётко сказано „хлеб наш насущный даждь нам днесь“ — то есть сегодня, а завтра подумаем про завтра. Это моя потребительская философия, которая безответственна. Я люблю пускать деньги на ветер в прямом смысле»...

Неужели об этом говорится в Господней молитве? Не кощунство ли использовать слова Христа для оправдания своих прихотей? Не плод ли это философии потребительства — вытягивать из молитв нужные слова и использовать, как вздумается, игнорируя суть сказанного? Философия эта часто оперирует понятиями «легко», «приятно» и «комфортно», внушая нам, что таковой должна быть сама жизнь.

Как же научиться быть? Вряд ли можно, однажды избрав для себя путь — быть, — никогда с этого пути не сбиться. «Иметь или быть?» — извечное распутье, на котором мы ежедневно совершаем свой выбор. Иногда ошибаемся. Но у нас есть право исправить свою ошибку, пока мы живы.

Ранее опубликовано: № 5 (53) Дата публикации на сайте: 22 Сентябрь 2011

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Как быть?

Как быть?

Анна Лелик
Журнал «Отрок.ua»
Есть замечательная пословица: «Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть». Сейчас всё чаще мы хотим «иметь». «Хочу ребёнка» — вместо «хочу быть матерью», «хочу иметь мужа» — вместо «хочу быть женой» и т. п. За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни, его девиз: или — я для кого-то, или — кто-то для меня.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 18 из 18
22:45 13.07.2016 | Костя
Как-то интересно всё представлено. Вы говорите, что Принц как-бы "потребляет" знания от банкира, короля, пьяницы. Но ведь это естественная потребность человека - разбираться во всём вокруг, развиваться, не быть ограниченным. Адам и Ева согрешили, когда сорвали яблоко познания с дерева, но теперь этот процесс не остановить. Слишком много людей умерли от рака, чтобы другие ждали Божьей милости исцеления. В этом мире есть богатые и есть бедные, но нельзя взять и просто отдать всё богатство бедным. Каждая кухарка не может просто "научиться" управлять государством. Для определённых должностей подходят только особые люди, которых нельзя заменить кем попало. И английская королева не просто женщина, которая живёт в роскоши и тратит на свои прихоти народные деньги, она живой "символ" нации. У каждого свой крест. Да, все ошибаются, могут исправлять ошибки или нет, каждый следует своему пути. Можно лишь сделать его лучше или хуже. Маленькому принцу - принцево, а слесарю - слесарево.
21:49 30.01.2015 | Оксана
п.Анно, чула ваші відповіді-поради по радіо.Бог через вас промовляв у ті моменти і до мене, тому дуже хотіла б поспілкуватись з вами. Хочу більше пізнати себе, потребую допомоги християнського психолога. Чи надаєте ви такі консультації? Дякую. Рада буду, якщо надасте мені свої координати.
13:58 13.01.2012 | Aleks
Спасибо большое, Аня!
09:59 25.10.2011 | анна
Вечная тема "священники на дорогих машинах")))
а если на свое бревно посмотреть?))
живу ли я так? стремлюсь? да! всеми силами, стремлюсь жить так. но поучается ли? увы, тянет, как апостол говорил, на то что не полезно.
думаю в тот момент, когда я смогу пройти тысячу раз мимо магазина с надписью "распродажа" и даже не посмотрев в ту сторону, а потом меня не будут преследовать сожаления что прошла мимо, а потом я еще и все что есть раздам нищим, а сама предпочту ходить в старых обгосках, совершенно не парясь по этому поводу... возможно тогда, уже стоит обратить внимание на машины священнослужителей.
а пока остается только развести руками(((
21:37 22.10.2011 | Вадим
Остаться в миру и желать спастись-это одно и тоже, что стоять в огне и желать не сгореть"
16:36 22.10.2011 | Николай
Agnia, статью вообще-то не священник написал, а обычная мирянка
18:47 20.10.2011 | Agnia
Без обид, господа, но все большему числу именно священнослужителей стоит жить по пропагандируемому автором статьи принципу. Вот проходила недавно возле православного храма, а на автостоянке в его дворе (которую, кстати, построили, вырубив чудесный фруктовый сад) стоят роскошные иномарки, ну прямо элитный автосалон! А не правильней было бы священнику купить машинку попроще, а оставшиеся деньги (я ведь не спрашиваю: откуда они) потратить, скажем, на благотворительность, на операцию ребенку, да мало ли ... ??? Этично ли батюшке щеголять дорогущим транспортом, когда на паперти полно нищих??? Прежде чем поучать мирян, разберитесь с собственной внутренней организацией. Пусть духовенство само подаст пример аскетизма и проч. и проч.
22:52 03.10.2011 | Олександр
Спасибі Аню за цю статтю сьогодні їхав в метро і якраз думав про цю тему,,,
22:01 30.09.2011 | Наталья
Спасибо, Анна! быть живой очень не просто... Господи, дай Нам Всем сил...
15:29 26.09.2011 | bloodclot
2 Максим
щодо нової ніші - чітко підмічено:)
11:49 26.09.2011 | Максим
"Человек может жить, имея не более 100 вещей" - а ведь это новая рыночная ниша. "Только наши 100 вещей", "Именно эти 100 вещей" и т.д. Само по себе ограничение потребления - хорошо, но недостаточно. Потому что Бога не сможет заменить ни потребление, ни его ограничение. "Ищите прежде Царствия Божия и правды его".
11:31 26.09.2011 | bloodclot
хороша стаття. на такі речі варто частіше звертати увагу публіки. ну і свою також:)
щодо "опозиції". пара, про яку ви пишете - явище далеко не унікальне. просто вона опинилася "на прапорі". "популярность, славу, собственный способ жизни и философию" мають і деякі навколоцерковні двіжухи...
01:30 26.09.2011 | Дарья
Очень важная и своевременная статья. Спасибо большое автору Анне! К сожалению, иногда сталкиваюсь именно с людьми типа "иметь", все точь-в-точь, как вы и описали в главе "маловато будет".
01:30 26.09.2011 | Дарья
Очень важная и своевременная статья. Спасибо большое автору Анне! К сожалению, иногда сталкиваюсь именно с людьми типа "иметь", все точь-в-точь, как вы и описали в главе "маловато будет".
01:59 24.09.2011 | Дмитрий
Спасибо Аня.
22:16 23.09.2011 | Тамара
Думаю, иметь надо того и/или то, в отношении кого и/или чего можешь быть. (И наоборот:) При этом иметь - не имея, т.е. осознавать и помнить, что на земле всё Божье, кроме нашей воли и грехов.
09:16 23.09.2011 | Ксения
Спаси Господи за нужные слова! Очень важная статья.
07:24 23.09.2011 | Татьяна
очень глубоко. Спасибо. Нужно обдумать.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: