Христиане-протестанты учат, что для спасения необходима и достаточна одна лишь вера в Спасителя. Поверил — и всё готово само собой, без всяких усилий. Наблюдая за повседневной реальностью, невольно задаёшь вопрос: а не уподобляемся ли и мы протестантам? Мало того, дела и поступки иных протестантов подчас подводят к мысли о том, кто же — мы или они — более православны.
Около трёх лет назад довелось мне увидеть документальную ленту студии «Роскосмос» под названием «Космос как послушание». Практически впервые за много десятилетий воплощалось в реальность то, о чём в советские времена нельзя было и помыслить — непримиримые противники становились сотрудниками. Раньше «духовная» жизнь в космической сфере присутствовала разве что в виде суеверий: к примеру, С. П. Королёв всегда переносил дату старта с понедельника на другой день недели, на Байконуре был «счастливый оператор» стартовой кнопки, перед посадкой в ракету космонавты мочились на колесо автобуса...
Теперь ни одна ракета не стартует без благословения; кто-то из космонавтов принял Крещение незадолго до полёта... В 1999 году утвердилась традиция освящения ракеты перед стартом. Именно тогда на Байконуре построили храм великомученика Георгия Победоносца. Казалось бы, этому можно только радоваться, но последующие аварии и проблемы в космической отрасли вызвали поток издевательств и насмешек среди далёких от Церкви и веры обывателей. При случае непременно вспоминали, что первой из освящённых подлодок был затонувший впоследствии «Курск». Громко рассуждали о том, нужен ли батюшка в штате космодрома и сколько следует жертвовать за освящение ракеты-носителя... А вывод следовал всегда один: не лезть церковникам в науку.
На первый взгляд может казаться, что это очередная атака безбожников — они ведь всегда готовы атаковать, а повод найдётся. Но, как известно, дыма без огня не бывает. Приходится задумываться, не мы ли сами даём повод для подобных нападок? Не из-за нас ли имя Божие хулится у язычников (Рим. 2, 24)?
Время от времени встречаем людей, которые являются или, по крайней мере, позиционируют себя православными. Но почему-то они считают, что одной только веры или веры и духовных трудов достаточно и для спасения, и для материальной жизни, и для помощи ближнему. То есть они помолятся — и всё будет, будто бы само собой. Господь за них сделает всё. Другой вариант — батюшка помолится, и всё устроится. А они вроде как и не должны вообще ничего делать.
Несколько примеров из жизни.
Недавно пришлось наблюдать в поликлинике такую картину. В огромной, на несколько часов, очереди передо мной стояли две женщины — пожилая и молодая. Молодая и, кажется, неверующая, мучилась от боли, врач должен был ей помочь. Спустя какое-то время между женщинами завязалась беседа. Старшая учила молодую, как нужно правильно верить, посещать богослужения, подавать записки, читать молитвы. Молодая её слова воспринимала, как казалось, с пониманием, разговор продолжался. Понимание сошло на нет, когда молодая несколько раз вежливо попросила пожилую пропустить её перед собой в очереди, но каждый раз ей под различными благовидными предлогами было отказано. Развязка наступила неожиданно: молодую больную в кабинет вне очереди пригласил сам врач...
Другая история. В одной небольшой православной церковной организации работали люди как верующие, так и неверующие. Рабочий день начинался в 9 утра. Среди верующих сотрудников были двое, регулярно опаздывавшие на работу на 2—3—4 часа. При этом каждый раз они находили опозданию благочестивое объяснение: служба, молебен, ночная молитва или просто стандартное — «искушение». Попытки руководства как-то повлиять на них (к примеру, денежным штрафом) всегда воспринимались негативно: «Как же можно? Это я, выходит, за веру страдать буду?..»
Ещё ситуация. Одна благочестивая сестра собралась в заграничное паломничество. Она приобрела паломнический тур, в который, однако, не входил авиаперелёт. В организации «добрые люди» её заверили, что о ней позаботятся и что всё будет хорошо. Когда же наступило время выкупать авиабилеты, оказалось, что нужный рейс бывает не ежедневно, и в нужный день его как раз нет. На вопрос, почему её не предупредили о таком нюансе, паломница получила чёткий и очень «духовный» ответ. Оказалось, что причиной неудачи была она сама! Она, наверное, не взяла у священника благословение на паломничество, либо же ей просто нет Божией воли на это, либо же она очень грешная или что-то скрыла на исповеди, да мало ли что... Так хитро и коварно халатность организаторов была списана на бездуховность паломницы.
Опять типичный случай. Один знакомый специалист пообещал моему товарищу серьёзную консультацию в своей сфере. У товарища был выбор: посетить аналогичную консультацию у другого специалиста неизвестного вероисповедания или обратиться по моей рекомендации. Выбрали православного. Договорились о встрече. Товарищ пришёл в назначенное время в назначенное место, долго ждал. Не дождался. Об отмене встречи никто не предупреждал. Попытки позвонить и выяснить причины того, почему встреча не состоялась и состоится ли она в другой раз, ни к чему не привели. Позже специалист без каких-либо извинений объяснил, что во время встречи он был на молебне, а потому встреча просто не состоялась. Ну не состоялась, и всё...
Иногда доходит до абсурда: некоторые из верующих считают, что каждый из их деловых партнёров должен моментально проникнуться их верой... Заказчица из церковной организации хочет разместить в городской типографии заказ на печать тиража духовной литературы. Все попытки получить скидку от представителя типографии терпят фиаско. Последняя отчаянная попытка формулируется в виде призыва: «Ну, хотя бы проявите любовь к Богу!» — и заканчивается ещё более решительным отказом: «А я вообще атеист...»
Что же говорит Священное Писание и православное вероучение о соотношении веры и дела, слова и дела, Божиего и человеческого?
Они учат нас тому, что вера является хотя и необходимым, но всё же недостаточным условием спасения. Каждому человеку для того, чтобы исполнить своё предназначение на земле и получить вечное спасение, нужно познавать Бога, правильно верить в Него и жить по этой вере — то есть любить Бога и людей и творить добрые дела.
Вера без дел мертва (Иак. 2, 26), — говорит апостол Иаков. Это означает, что вера без дел как бы недействительна, недейственна.
Апостол Павел во втором послании к Фессалоникийцам предостерегает от лени и безделья тех христиан, которые со дня на день ждали пришествия Господа, и призывает всех добросовестно трудиться и жить праведно.
В Своём правосудии Господь воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2, 6, 11).
Согласно Священному Писанию, люди будут судиться по книгам, где будут записаны их дела, и каждого оценят по делам его (см.: Откр. 20, 12–13; Дан. 7, 10). И святые отцы учат, что дело нашего спасения строится Божией благодатью и нашими усилиями.
Так, святой Иоанн Кассиан Римлянин в своём труде «О Божественной благодати и свободном произволении» сравнивает дело спасения с делом крестьянина, который хоть и много потрудился, но не может ждать хорошего результата, если не будет дождя и благоприятной погоды. Господь не даёт плода ленивым земледельцам, но и трудолюбивые ничего не достигнут без Божественного содействия.
Далее святой спрашивает, что является первичным — благодать Бога или наше доброе желание. И отвечает, что, как показывает опыт, первичным бывает и то, и другое. Савл и Матфей изъявили желание не сами, но были призваны. Но Закхей и разбойник на кресте своим желанием опередили дело благодати. То есть когда Бог видит, что мы хотим приклониться к добру, Он направляет и укрепляет нашу готовность. А когда же мы не хотим доброго, подаёт нам спасительные вдохновения, через которые добрые намерения обновляются.
Таким образом, благодать Божия всегда направляет нашу волю в сторону добра так, что и от нас требует или ожидает соответствующих усилий.
И вот здесь мы возвращаемся к вопросу о том, почему, несмотря на увеличение количества молитв и священнодействий, количество неудачных стартов космических кораблей увеличивается. На первый взгляд, должно быть наоборот. Внимательное же рассмотрение показывает, что в большинстве случаев во всех наших бедах виноваты мы сами.
И Священное Писание, и народная мудрость говорит о том, что не следует свои обязанности перекладывать на Бога, а самим ждать, что Он всё сделает и за Себя, и за нас. Проклят, кто дело Господне делает небрежно! — говорит пророк Иеремия (Иер. 48, 10). Подобно и пословица напоминает: «На Бога надейся, а сам не плошай».