Отрок.ua

This page can found at: https://otrok-ua.ru/ru/sections/art/show/kinokhroniki_No_3_63.html

Кинохроники № 3 (63)

Похитители велосипедов (1948)

Фильм Витторио де Сики «Похитители велосипедов» вошёл в историю как одно из первых открытий неореализма — течения в итальянском кинематографе, навсегда изменившего мировое кино. В то время как в Советском Союзе снимались картины, полные легкомысленного оптимизма, призванные развлечь рабочего человека, уставшего от тяжёлых будней стройки страны, неореализм обнажал и изучал человеческую душу. Режиссёры-неореалисты находят новый кинематографический язык и изображают жизнь максимально естественно и правдиво.

Эта история случилась в послевоенном Риме, где люди живут крайне бедно, и редко кому удаётся найти работу. Главному герою — Антонио Рикки — очень повезло: после долгого безденежья и отчаяния ему предлагают работу расклейщика афиш. Единственное условие для получения места — наличие велосипеда. В первый же день работы велосипед крадут. Вместе со своим маленьким сыном Антонио отправляется на поиски.

Этот простой, будничный сюжет даёт зрителю немало пищи для размышлений. Не будучи связанным сложными обстоятельствами и ответственностью, человек способен принять правильное решение. Но что может произойти, окажись он в других условиях?

Мама Рома (1962)

«Мама Рома» — безусловный шедевр мирового кинематографа. Фильм был снят Пьером Паоло Пазолини в 1962 году, и в нём ещё чувствуется дух неореализма. Это трагическая история матери, бесконечно и слепо любящей своего ребёнка и готовой пойти на всё ради его счастья. Мама Рома — бывшая проститутка, которая решила оставить свою «профессию» и скрыть от сына прошлое. Вместе с ним она переезжает в Рим в надежде начать новую жизнь. Средоточие её жизни — Этторе — беспечный, глуповатый и некрасивый юноша, который кажется ей самым замечательным и красивым ребёнком. Но обстоятельства неумолимо мешают воплотить мечты Мамы Ромы, и прошлое преследует её.

В настроении фильма присутствует фатализм, но главный лейтмотив — потрясающая сила и красота материнской любви, пусть даже слепой. Актрисе Анне Маньяни удалось создать неимоверный по силе выразительности образ матери, не имеющий равных в истории кино.

Творчество Пьера Паоло Пазолини очень неоднозначно. Ранние фильмы режиссёра, снятые до 1966 года включительно, занимают особое место в коллекции любого ценителя киноискусства. Вынуждены признать, что поздние картины мастера не стоит рекомендовать для просмотра нашим читателям.

Протодиакон Сергий Зуев

Джузеппе Москати — исцеляющая любовь (2007)

История Церкви знает немало святых врачей: евангелист Лука, великомученик Пантелеимон, преподобный Агапит Печерский… В последние годы нам выпало счастье молиться об исцелении и святителю Луке Крымскому.

В Католической церкви в ХХ веке тоже была одна интересная «медицинская» канонизация: в 1975 году к лику святых был причислен мирянин, выдающийся врач и учёный Джузеппе Москати. Его жизнь и кинематографическое повествование об этой жизни — настоящий «анти-Хаус». Безграничная доброта, полное отвержение себя и бескорыстие — кажется, сегодняшний мир уже и забыл, что гениальная диагностика может быть и такой. Врач, который во время извержения Везувия, рискуя собственной жизнью, руководит эвакуацией больницы; врач, который не берёт платы за лечение, сам помогает беднякам, вкладывая банкноты в выписанные рецепты; врач, который призывает больных участвовать в церковных таинствах, сам открыто исповедует себя христианином и ежедневно причащается… И всё это во времена, когда слова «учёный», «врач» и «атеист» практически стали синонимами.

Итальянцы сняли добрый фильм о добром человеке, и даже понимая особенности этого жанра, смотреть его стоит. Никогда не будет лишним узнавать о тех, чья любовь и милосердие меняли мир к лучшему.

Гаврил Кучеренко

Они шли на восток (1964)

Вторая мировая война — вот ещё одна тема, которая сблизила нас с итальянцами и продолжила диалог культур, хотя, казалось бы, наши народы оказались по разные стороны линии фронта. Итальянская армия, вступившая в войну как союзник нацистской Германии, мало общего имела с целеустремлёнными, жестокими солдатами вермахта. Радостные и миролюбивые по природе итальянцы никак не ассоциировались с их предками — легендарными древнеримскими легионерами. Немцы не скрывали своего презрения, и при любом удобном случае его демонстрировали.

Советстко-итальянская картина «Они шли на восток» рассказывает о судьбе итальянских солдат в этой страшной войне. Бескрайние просторы, заброшенные, осквернённые храмы (натурой для съёмок стал Спасо-Преображенский собор Мгарского монастыря) и народ, который невозможно сломить. Ещё один повод для нашего поколения осмыслить и понять события недавней истории.

Фильм «Они шли на восток» вдохновил и создателей картины «Сталинград» (1992, Германия), где есть реминисценции этого киношедевра.

Варвара Зуева

Ранее опубликовано: № 3 (63) Дата публикации на сайте: 02 Июль 2013