О чём молчат апокрифы?

Апокрифы оставлены за бортом спасительного церковного ковчега. Однако слово «апокриф» звучит маняще и волшебно. За ним мерещится некое «тайное знание», скрытое от многих и доступное избранным. Но, как правило, лишь до знакомства с текстом. Читателя, любящего Писание, творения святых отцов, такое чтение лишь разочарует. Как древние книги, так и современный апокрифический «фольклор» выглядят скудно и жалко в лучах евангельской правды, и контраст уж слишком очевиден. Но апокрифы живут столетиями, и фантазия сочинителей не иссякает. Кто же ест убогую похлёбку суеверия за дверями роскошного пира веры? Куда влекут апокрифы? Раскрывают ли они тайны церковной истории — или уводят в дебри религиозных фантазий?

Таинственные книги

Жизнь Церкви многообразна, и это многообразие только подчёркивает её единство во Христе. «Церковь, — как говорил К. Льюис, — это единство разностей». Каждый по-разному проявляет себя в Церкви, и в каждом по-разному являет себя благодать. Но всё же для всех христиан есть нечто общее. С одной стороны, это новая умиротворяющая душу радость, а с другой — неожиданное для самого же человека противление благодати. В каждом из нас живёт израильтянин, что с еврейского переводится как «богоборец». Переступив порог храма, он не может моментально со всем согласиться, кардинально измениться и покаяться. Как говорил мой друг, бывший баптистский активист: «Духовность в христианстве зиждется на покаянии, но покаяние не ставит точку, как внушил нам Запад. Покаяние — это лишь начало». Быстро может меняться лишь форма одежды и культурное пространство вокруг человека, но вот мысли, чувства, желания диктуют свои «догматы».

Именно из этого желания проникнуть во все смыслы и тайны учения Церкви рождаются апокрифы. Слово «апокриф» с греческого переводится как «тайный, сокровенный». За ширмой этой таинственности прячется некое исключительно правильное, исчерпывающее понимание истины. Такая исключительность в древние времена, как правило, подтверждалась авторитетом апостолов. Обычно именно их именами подписывались апокрифические произведения, например, «Евангелие от Фомы» или «Апокалипсис Петра».

Ныне безымянность — характерная черта для апокрифов. Иногда, чтобы подкупить внимание доверчивого слушателя, апокрифические сказания именуются преданием Церкви, и мы слышим: «Церковь учит...», «по преданию...» или «моя бабушка, которая всю жизнь ходила в церковь, говорила...», — но если после этих слов вы не услышите ссылки на общепризнанные авторитеты, то, скорее всего, вы слышите фантазии на евангельскую тему. «Нельзя оставаться в Предании, — пишет знаменитый православный богослов В. Лосский, — сохраняя как „отеческое предание“ всё то, что в силу привычки льстит „богомольной чувствительности“. Наоборот, подменяя такого рода „преданиями“ Предание живущего в Церкви Духа Святого, именно больше всего мы рискуем оказаться в конечном счёте вне Тела Христова».

Предание или апокриф?

Как же определить тут, где подлинное Предание, а где бабьи басни (1 Тим. 4, 7)? Критерий этот — водительство Духа Святого, Который наставляет нас на всякую истину (Ин. 16, 13). Но ведь те же христиане, которые создают и хранят апокрифы, убеждены, что именно ими и водительствует Дух Святой. Яркий тому пример в популярном нынче апокрифе о таинственном старце Антонии: «Сколько раз хранителями истины оказывались одиночки, в то время как высшее священноначалие — еретики?!» В Церкви существует определённая культура обращения с Преданием, в ней всегда были авторитеты, которым она доверяла выражать смысл Предания. Дары различны, но Дух один и тот же; Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом (1 Кор. 12, 4, 8). В этом смысле Предание — это авторская мысль о жизни во Христе, и оно выражается конкретными авторитетными людьми по конкретному поводу, на конкретных Соборах или в конкретных текстах. «Предание есть преемственность общения святых в истории», — писал отец Иоанн Мейендорф. Это не мёртвый отголосок фантастической древности, а вечная живая истина, которая выражается в новых изменяемых формах.

Чтобы понять, внимаете ли вы подлинной истине, одного сердца мало, необходимо ещё и рассуждение — кому именно можно доверять. Иными словами, вы должны услышать имя авторитетного автора.

Мир грез

Кроме внешних опознавательных знаков апокрифы имеют ещё и внутренние признаки фальши. «Христианское учение, — пишет священномученик Тихон (Беллавин), — всегда было чуждо духа мечтательности. Оно тем и отличается от разных утопических теорий, что ясно различает идеал и действительность и, указывая человеческим стремлениям конечную цель в идеале, никогда не теряет из виду и действительности». Апокрифы всегда говорят о чём-то абстрактном, не применимом в повседневности, лишнем. Предание же сосредоточено прежде всего на том, что важно для спасения человека как тысячи лет назад, так и уже здесь и сейчас, в окружающей нас действительности. То есть, главной темой Предания являются страсти и борьба с ними. И если Предание раскрывает глубины человеческого сердца, то апокрифы, наоборот, прячут его содержание в дымке мечтательности.

Доверяя апокрифам, человек находит альтернативу своему внутреннему противлению благодати. Здесь находят своё воплощение, скорее всего, обычные человеческие страсти. Хотя и облекаются они зачастую в образ святыни. Закрывая глаза на главное внутреннее содержание веры, апокрифы говорят о внешнем, о том, что не практично и не обязывает ничего менять в своей жизни. «Живит только то, что переделывает тебя», — писал де Сент-Экзюпери. А апокрифы — это придуманный безоблачный мир. В эту мистерию грёз человек убегает от реального дела, которое по силам каждому человеку, — от покаяния. Поэтому они ничего не могут рассказать о внутренней жизни человека, о сокровенной молитве сердца, чающей Утешителя, Духа Святого.

От Эдема до Голгофы

Классической иллюстрацией такого искажения самой сущности таинства покаяния может послужить древний апокриф, повествующий о трёхсоставном древе Креста Господнего. Это захватывающая приключенческая повесть о том, как дерево, выросшее из трёх семян, омываемых слезами Адама у райских врат, через тысячи лет скитаний по грешной земле оказалось на Голгофе. Слушая подобные истории, я всегда задаю себе один и тот же вопрос: «А какой здесь смысл? Неужели Господь пришёл для того, чтобы стать одним из любимых персонажей в фольклоре многих народов мира. Или, может быть, здесь вообще не о Христе идёт речь?» Но удивительнее всего не содержание, а живучесть этой истории. До сих пор народ церковный довольно часто и на многих приходах переживает праздник Воздвижения, находясь более под впечатлением от этой повести, чем от смысла литургических текстов, посвящённых празднику.

Казалось бы, на первый взгляд, совершенно невинное любопытство, возбуждённое вопросом о происхождении древа Креста Господня, но оно ставит совсем другие акценты. Оно побуждает искать ответы где-то в стороне, так как ни Священное Писание, ни святые отцы не акцентируют внимания на тех вопросах, которые находят своё разрешение в апокрифах. В самом Писании оно уводит взгляд в сторону от природы Христа к породе древа Креста, то есть от главного к мелочам. Попробуйте сместить акценты в «Лунной сонате» Бетховена, и это будет уже не Бетховен. «Христианство начинается не из формы, а из внутреннего содержания», — писал владыка Иларион (Троицкий). А здесь ничего не говорится о главном содержании христианства, о другом кресте, на который Господь взошёл, по слову митрополита Антония (Блюма), уже в день Своего Рождества. «Крест — это смирение», — писал преподобный Ефрем Сирин. В Христовом смирении исцелилась наша испорченная природа, а не в дереве, пропитанном слезами Адама.

Вера по росту души

Евангелие ничего не говорит нам о детских годах Христа. Но вот апокрифическое «Евангелие от Фомы» содержит просто сенсационные случаи из детства Спасителя. Не только в древние времена, но и сегодня вы можете услышать умилительные истории о том, как Он лепит птичек, которых заставляет летать, а потом жестоко мстит своим сверстникам, которые подняли руку на Его «создания». Эти тексты, которые не имеют никакого исторического основания и, по меткому замечанию знаменитого библеиста Б. Мецгера, «напоминают греко-римские романы, в которых обычные непристойности заменены нравоучениями». В контексте апокрифа эти непристойности обращаются в «святыню», потому что облекаются в образ Христа.

Такими же возвышенными непристойностями пропитаны практически все апокрифические сказания о загробном мире, хотя Церковь так и не сформулировала чёткого учения об этом предмете. Мало того, преподобный Ефрем Сирин говорит, что Господь промыслительно скрыл это из-за гордости человека. Церковь никогда не выходила за рамки того, о чём Христос молчал. Она, как художник, уводит в тень второстепенное для того, чтобы выделить главное. Но всё же яркие апокрифические триллеры о загробном мире имеют большой успех в церковной среде. В Древней Руси на эту тему существовал популярный апокриф «Хождение Богородицы по мукам». Или «Вознесение Еноха» — о том, как Енох был взят живым на небо и о его путешествиях по небесным сферам. Но эти сюжеты не исчерпали себя и сегодня. Существуют современные аналоги таких преданий. Один из самых нашумевших — это фильм «Встреча с вечностью». Некий раб Божий Андрей проведёт вам целый инструктаж по ориентированию на местности в загробном мире. А главным условием прохождения мытарств в современных версиях этих апокрифов является отсутствие ИНН и процедура покаяния перед царской семьёй. Ключевое кощунство этих вещей, мне кажется, в том, что человек сам определяет, кого Богу любить, а кого посылать в ад. Человек сам незаметно занимает место такого не понятного ему Бога, Которого исповедует Церковь Христова.

Апокрифы — это не плод мысли или глубокого переживания, а, скорее всего, плод воображения. Человек сам придумывает себе веру, сам создаёт себе тот образ Христа, который подходит ему как раз по росту души. В апокрифах обычно всё внутреннее содержание христианства упрощается до примитивизма и искажается до неузнаваемости.

Например, очень интересную версию спасения человечества вы можете услышать во многих храмах на Западной Украине в день Богоявления. Адам договаривается с дьяволом о распределении власти между живыми и мёртвыми. Праотец подписывает кровью договор, а дьявол прячет его в Иордане. А когда Господь крестился в Иордане, то встал именно на этот камень и «стёр рукописание грехов». И всего-то проблем было с первородным грехом! В этом сюжете спасение происходит как бы вне человека, вне его выбора, механически. Человек судорожно ищет причины всех своих проблем и, соответственно, способ их решения вне себя: просто нужно оказаться в нужном месте и в нужное время. Достоевский назвал эту лукавую привычку ума сладострастием безответственности.

В такой абсолютизации внешнего обряда заключается вся суть ложного религиозного опыта. То есть — когда спасение совершается автоматически в силу того, что я, к примеру, хожу в церковь, даю милостыню, или даже исповедуюсь и причащаюсь. А значит, это должно дать результат, независимо от того, стал я добрее или злее от этого. «Без самоотвержения человек не способен к вере, — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), — его падший разум противоборствует вере, требуя дерзостно отчёта у Бога в Его действиях и доказательств в открываемых Им человеку истинах».

Церковь без Христа?

Апокрифы, как вирусы, очень долго живут в теле Церкви. Несмотря на то что их никто, кроме специалистов, не читает и не переводит с греческого, старославянского или латыни. Просто эти фантазии свойственны природе человеческой. Но в самостоятельном взгляде человека на небо всё же есть много светлого, доброго, правильного. Поэтому Церковь не отвергла вовсе апокрифическое творчество. Такие апокрифы не искажали евангельский свет, но и сами не являлись источником этого света. Они просто отображали в себе этот свет.

Иногда эти зарисовки Церковь с благодарностью принимала и вплетала их в канву своего Предания как художественные поэтические произведения. При этом Церковь часто пренебрегала даже их исторической достоверностью ради того, чтобы передать внутреннее духовное содержание. Эти сюжеты сами по себе не выражали учения Церкви, а лишь дополняли Его. «Церковь умеет извлечь из апокрифов то, что может полнить и иллюстрировать события, о которых умалчивает Писание, — пишет В. Лосский, — но которые Предание считает достоверными». Таким образом, дополнения апокрифического происхождения придают окраску литургическим текстам и иконографии некоторых праздников. Древние иконописцы, например, никогда не изображали момент Воскресения Христова. Ведь это неописуемая тайна. Но сюжет иконы Сошествия Христа во ад взят из апокрифического «Евангелия от Никодима». И это, конечно же, не фотографическая констатация факта Воскресения, а символическая картина самой сути подвига Христа. Этот сюжет как бы дополнил веру Церкви в то, что Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3, 9).

Церковь — это откровение Христа в человеке. И апокрифы потому отвергаются Церковью, что они говорят о человеке без Христа. Апокрифический Христос является как бы расходным материалом для изображения человеческих страстей. «Это напоминает, — пишет святитель Ириней Лионский, — как если бы кто, разобрав мозаичное изображение царя и переставив камни, сделал изображение пса или лисицы и сказал: вот то самое прекрасное царское изображение!» И если священная история — это история о том, как Бог открывается человеку, то в апокрифах человек открывает для себя Бога сам. И иногда человек идёт в правильном направлении, но он ещё не знает, кому помолиться, чтобы вышли навстречу. Поэтому апокрифы — это совсем другая история, и явно не священная, потому что она молчит о Христе.

Ранее опубликовано: № 3 (39) Дата публикации на сайте: 30 Июль 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
О чём молчат апокрифы?

О чём молчат апокрифы?

Денис Таргонский
Журнал «Отрок.ua»
Апокрифы оставлены за бортом спасительного церковного ковчега. Однако слово «апокриф» звучит маняще и волшебно. За ним мерещится некое «тайное знание», скрытое от многих и доступное избранным. Но, как правило, лишь до знакомства с текстом. Читателя, любящего Писание, творения святых отцов, такое чтение лишь разочарует.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 25 из 25
13:28 25.01.2010 | Юра
А вообще, согласен с Ксенией. Вера без дел мертва. Спорами душу не спасешь. Главное беречься осуждения, ибо всякое осуждение от лукавого. Оставим отмщение Богу. На пути к вере и ее делам у каждого свои вопросы. Вот и нас заинтересовала тема Апокрифов, ничего страшного, со Христом прорвем и эту преграду на пути в делам веры.
13:18 25.01.2010 | Юра
Хорошая статья, очень понравилась.
Действительно, когда я попробовал почитать апокрифы, я был разочарован. Наполненные порой бессмысленными фразами, они не дают пищи для размышления, не опровергают, не подтверждаю вероучение. Есть на мой взгляд более менее безобидные апокрифы, не содержащие "ничего такого", а есть сумасбродные. ТАк гностическое "евангелие от Марии". Возможно, все дело в его крайне неточном переводе, но по имеещемуся тексту, похожему скорее на ребус вообще трудно что-то понять, кроме того, что между Марией и Апостолами произошла небольшая размолвка, которая вскоре, наверно, была забыта, если вообще была. Одним словом, апокрифы и правда разочаровывают, не имея ничего общего с красотой Библии, с ее духовной поэзией, такой как Псалтырь, с удивительно живым слогом канонических Новозаветных текстов.
22:07 03.09.2009 | Андрей
Благодарю братьев Паломника, Леонида, Yarika, что ответили за меня р.Б. Денису. Не хотелось вдаваться в бесплодную полемику с очень умным, начитанным человеком.
Одни мудрые, другие безумные. Что ж... И дело, конечно, не в апокрифах. Их никто не защищает. Проблема всё в тех же экуменизме, неообновленчестве и т. д, и т. п. А уважаемая Ксения права, с одним "но": дела нужно делать с точным Православным исповеданием веры в сердце. Спаси вас, Господи, и простите меня, Денис.
09:42 30.08.2009 | Паломник
Мне в связи со статьей вспомнились мудрые слова Патриарха Кирилла в Киеве. Когда автор политкорректно преклоняется перед всякими левыми философами больше, чем перед святыми отцами.
Патриарх Кирилл: "Либерализм - путь к апокалипсису".
http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=184241
00:18 25.08.2009 | Вікторія
Автор намагався висвітлити складну тему.Cтаття є цікавою і пізнавальною.Дякую!
21:37 24.08.2009 | Ксения
прочитала статью потом Ваши споры - ничего не поняла. Я понимаю все проще:делай добро и бросай его в воду, оно не пропадет добром к тебе вернется. А спорить - лучше полы вымыть пользы больше. Моя мама и слова такого не знает как "апокрифы" но все время кормит бездомных людей. И кто ближе к Богу. Дела нужно делать, а небеседы вести. мужики
00:37 20.08.2009 | Муравей
«Говорят, что словами истину не выразишь. Это, несомненно, истина. И это, несомненно, слова».
Л.Тираспольский
23:23 19.08.2009 | кондорю-юстас алексу
як сказав великий укаїно советський поет Мая-ковський;;;Светіть і никаких гваздей;;уважаемый денис доводим до вашего сведения что вы находитесь под покровительством чорносотенного братства города Ровно ,ЦАРЯ мы неуберегли но вас защитить сил надеемся хватит .пишите спокойно ,необращяйте внимание на компромитирующие коменты..душевный мир теряется ,а там и...
10:04 18.08.2009 | Леонид
Мир Вам, уважаемый Денис!
Простите, если своими словами досадил Вам!

Не будучи богословом, по малому своему разумению и узкой эрудиции, полагаю, все же, что правильно узрел суть Ваших размышлений:

1. Истинной Церковью является не только Православная Церковь, но и такие институции, купно именуемые ересями, как Римская кафедра и различные протестантские толки и течения.
2. Мнения еретиков и язычников, в том числе различного рода мирских философов, писателей и смехотворцев, способны «дополнить» Предание и подлинно одухотворить человека, замшелого в догматах Церкви.

Не пытаясь даже приступать к изложению духовной составляющей многовековой истории борьбы Церкви с ересями, перейду, пожалуй, сразу ко второму тезису, ответ на который был дан еще в Послании к Коринфянам: «Премудрость бо мiра сего буйство у Бога есть, писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их. И паки: Господь весть помышления человеческа, яко суть суетна» (1 Кор. 3.19).

Спаситель сказал: «Аз есмь свет мiру: ходяй по мне не имать ходити во тме, но
имать свет животный» (Ин., 8. 12).

Так чего стоит вся премудрость человеческая, и стоит ли рушить ограду, отделяющую внутренний, сокровенный мир человека от мира внешнего, культурного (от слова «культ», то есть почитание, поклонение!), таящегося во тьме?
20:33 17.08.2009 | денис
Если вы не знакомы с этими составными частями Предания Церкви, то потрудитесь ознакомиться, или обьясните как их и множество других источников Предания, в которых используется здравая но невоцерковленная мысль правильно понимать, или ознакомьте со своими предпосылками, а тогда уж делайте выводы о таких замечательных людях и христианских философах как Сент-Екзюпери, Льюис…. Или это грех любить их. А если вы кого-то любите, то обязательно поопытаетесь подражать ему в лучшем, как вот Григорий богослов в «Похвале философу Ирону»: "Вести образ жизни философа (philosophein) - как выше всего, так и труднее всего, и немногие способны к ней, а только те, кто призваны к этому великим Промыслом Божиим, который подает предызбранным руку помощи".Я мог бы вам привести ещё множество других источников, но это тема на целую книгу. Если хотите соберите иные драгоценные жемчужины Предания Церкви, в которых автора призывают ограждаться от внешнего культурного мира и на их основании раскройте свою позицию хотя бы в статье. Я благодарю за ваше критическое отношение к моей статье.
20:30 17.08.2009 | денис
Хороший но не церковный жизненный опыт не стоит отвергать его можно воцерковить. Вот например следующие слова отражают само жизненное кредо святителя Василия: «И мы, конечно, должны держаться той мысли, что нам предлежит подвиг, важнейший из всех подвигов, — подвиг, для которого все должны сделать, для приготовления к которому надобно трудиться по мере сил, беседовать и с стихотворцами, и с историками, ... и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе» («К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений).
20:28 17.08.2009 | денис
Вам придется подчистить Иустина Философа «Разговор с Трифоном», Иринея Лионского… У вас будет много работы с письмами блаженного Иеронима вот просто один пример из письма к Непоциану: «А теперь голова моя уже бела, лицо исчерчено морщинами, подбородок отвис, как у быков, и «кругом предсердий льется уже холодная кровь» (Вергилий. «Георгики», 22); ив другом месте тот же поэт говорил: «Все уносит время, уносит даже бодрость духа». И немного спустя: «Теперь забыто мною столько песней, и даже самый голос Maerin оставляет меня» (Вергилий. «Буколики», 8).Но чтобы не показалось, что я привожу свидетельства только из языческой литературы, узнай тайны Божественных книг».
20:26 17.08.2009 | денис
Мне остается думать, что исходной позицией вашей богословской аргументации является ваша личная точка зрения. Есть замечательная и иная точка зрения об этих не православных христианах в статье епископа Каллиста Уера «Можно ли считать Льюиса анонимным православным» или Кураева«Закон Божий и Хроники Нарнии».
Если отсеивать по избранной вами «методологии»из Предания Церкви всё лишнее. То вам придется начать с апостола Павла, который, будучи человеком не только богопросвещенным, но и образованным, использовал в своих посланиях цитаты даже не тех поэтов, которые выросли в ареале христианской культуры, а просто хороших язычников: «критяне всегда лжецы…» (Тит1,12) (Епименид 6 век до Р.Х.); «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"(Деян17,28) (Арат Киликиец 3 век до Р.Х.)
20:25 17.08.2009 | денис
Здравствуйте Леонид! Мне понятна ваша обеспокоенность моими статтями или наличием прелести в них, Да я действительно слишком груб,чтобы заметить всю тонкость паутины прелести,опутавшей меня.
Но мне совершенно не понятно на что вы опираетесь в своих утверждениях о наличии в моих статтях некоей сознательной цели внедрения в умы читателей «тлетворного семени сомнения». Насколько я понял вы претендуете на богословський стиль своей критики. Тогда потрудитесь обьяснить что за терминология такая «адепты ереси», которую вы позволили себе применить по отношению к людям, которых я и тысячи православних очень люблят и уважает
08:20 17.08.2009 | Леонид
Мир вам!

Создается впечатление, что тонкость прелестного подхода уважаемого автора к вопросу о допустимости ознакомления с апокрифами состоит не в попытке осмыслить их с точки зрения Церковного Предания или пытливого разума неофита.

Дело в том, что аргументация уважаемого Дениса представляет собою гремучую смесь, состоящую из цитат, как православных святителей, так и адептов различных ересей: англиканина Льюиса, некоего бывшего баптистского активиста, а также католика Сент-Экзюпери.

Иными словами, не есть ли заданная тема только предлог для того, чтобы заронить в умы читателей тлетворное семя сомнения в способности Православной Церкви самостоятельно (без помощи еретиков) хранить Предание, отсекая от него пустопорожнее и вредное.

Простите за мудрствование.
09:10 11.08.2009 | Yarick
Андрею:

подмена заключается хотя бы в том, что автор справедливо изобличая некоторые апокрифические скаазния, сам придерживается других "апокрифических сказаний", например: "Но сюжет иконы Сошествия Христа во ад взят из апокрифического «Евангелия от Никодима»." - очень похоже на апокрифический пассаж протестантсвующих богословов-модернистов.
09:07 10.08.2009 | Yarick
>>"Епископат - это лишь наделенный особой харизмой
орган Духа Святого, который и сохраняет истинну неповрежденной"

Да, при одном условии если решения принимаются не вопреки Писанию и Преданию. А то если, извините, это воспринимать буквально то неясно получается как так епископат Латинской Церкви увлек ее в раскол и ересь, как в раскол ушли западеные области Украины, как в унию вошли литовские епископы, "по послушанию" затянув своию паству в унию.

Да, послушание должно быть и Собор Епископов - Слово Духа Святаго, но все надо принимать с рассуждением, ведь как говорил тот же Св. Иларион Троицкий "На «законном» основании можно и антихриста принять...»".

17:40 07.08.2009 | денис
Возможно вы как-то иначе видите проблему на мой взгляд существующую, или я не правильно понимаю суть поднятой темы.Но вот как видел её Дмитрий Ростовский: "Церковь же непорочная сущи невеста Христова, должна никаковых же баснословных умствований и самовымышленных толкований приимати, но на самом Писании Божественном утверждатисяи толкования истиннаго великих вселенныя учитилей, а не простых бающих мужиков слушати" ("О кресте"). Не знаю, что вы понимаете под преданием, но вот его источник вполне точно сформулирован святыми отцами:"Епископат - это лишь наделенный особой харизмой
орган Духа Святого, который и сохраняет истинну неповрежденной",- писал Священномученик Илларион Троицкий. Вообще на эту тему есть замечательная стаття В.Лосского "Предание и предания".
"Решения Соборов,Священного Синода, выступления Прелстоятеля Церкви по церковным вопросам- это оффициальная позиция Церкви, которая должна быть ориентиром для клириков, состоящих в её юрисдикции. Лица, имеющие иные мнения; по меньшей мере обязаны воздерживаться от публичного оглашения их".(Патриарх Алексий ІІ "Обращение к клируи приходским советам гю Москвы 16 декабря 1997г."). Спасибо.
17:18 07.08.2009 | денис
Здравствуйте Андрей.так как я человек не утонченный, то прошу поточнее сформулировать в чём заключается подмена.Позволю себе заметить, что наверное вы не многих святых отцов читали или невниамтельно. Из той крупицы, что я успел за жизнь прочитать мало кто об этом не писал, начиная от апостола Павла "бабьи басни" (1 Тим 4,7)Иринея Лионского "Против ересей",Иоанна Дамаскина "О ересях вкратце".... заканчивая св. Илларионом Троицким. Думаю, вполне понятно, что канон Евангелия был составлен путем отбрасывания лишнего-апокрифов. Почитайте об этом процессе у Б. Мецгера.
23:33 06.08.2009 | Андрей
Какая-то есть тонкая подмена в этой статье. Вроде-бы мало с чем можно поспорить, но я что-то не встречал у Святых Отцов, что-бы они боролись с апокрифами. По-моему, те предания, о которых говорит автор, совершенно безобидны. Народ Божий, хранитель Веры Православной, всегда ими расцвечивает свою жизнь. А апокрифические "Евангелия" и пр. мало кто читает. А вот если это попытки умалить Священное Предание вообще и роль Народа Божия в Церкви-то это плохо. Не высокоумие угодно Христу, а простота.
19:15 31.07.2009 | Yarick
Не знаю, миф или нет, но в Почаевской Лавре я ТАКИХ листовочек набрался что ай-ай-ай, хотя, конечно же доля истині у них есть, но такими запугиваниями, а не трезвіми обїяснениями чем страшен "Электронный концлагерь" только наносится вред самому движению против ИНН и, что самое главное, вносится разделение в Церковь через противопоставление.

По поводу пещеры, я говорил лишь о себе и даю честное слово вас не подразумевал, хотя надо признать что таки есть стремление вспомнить пещеры извне, например напоминая кому-нить что блуд-зло, можно услышать "Так мы же не в пещерах живем"

>>>Лубочные "фундаменталисты" и либеральные "суперэкуменисты" - пальцы одной руки.
Полностью согласен с вами, в "Письмах отца Серафима(Роуза)" читал что что сверхревность, что полный либерализм - две стороны одной медали.

Если хотите продолжит разговор - можете написать на адрес beeengine@narod.ru, т.к. здесь наша дискусия входит в орпределение ОФФТОП. Только признаюсь сразу и честно - у меня есть ИНН, печатью Антихриста я ее не считаю, считаю что нумерация всех подряд как овечек - это плохо.
17:46 31.07.2009 | Паломник
Уважаемый Yarick, царебожники-инн-щики таки миф. Точнее, есть ничтожное количество незнающих людей, ИЗ КОТОРЫХ ЛИБЕРАЛЬНЫЕ околоцерковные сми раздули грозную силу. Вот и у Вас сразу рефлекс: раз я отругал номера, значит хочу зарыться в пресдлвутую пензенскую пещеру.Хотя я всего лишь согласился с мнением Синода и Рады о необъодимости иметь альтернативную систему учета. Кстати, есть данные, что организаторы пещеры получали гранты. Есть совершенно достоверные данные о том, что редактор продиомидовского "Голоса христианина" имеет мужа - либерального "правозащитника", известного грантоеда. Лубочные "фундаменталисты" и либеральные "суперэкуменисты" - пальцы одной руки.
12:54 31.07.2009 | Yarick
Уважаемый ПАЛОМНИК, позвольте с вами не согласиться, существуют две крайности:
1. Цареборцы, ИНН-щики, котрые таки есть и среди них есть и такие которы не прочь закопаться, подобно "пензенцам"
2. Либералы, предлагающие поискать Бога в Гарри Поттере

Но это две крайности, которые к сожалению есть. Я не поддерживаю ни одних ни других, стараюсь идти посрдине, правда не всегда получается.

Да, я не испытываю особенного счатья что мое имя дл Большого Дяди заменено номеро, но я и не собираюсь закапываться куда то. Так же Гарри Поттера воцерковлять - слишком, но это не повод вообще отказаться от литературы, не настолько я еще "духовный" и "возвышенный".

Наверное вы меня неправильно поняли, я ни в коей мере не собирался обвинить автора в либерализме, мне понравилась его статья, но я выразил свои возражения о том что саттья слишком однобока - вспоминает одну крайность - "вправо" и забывает другую - "влево". Почти под каждым предложением я готов расписаться, кроме указанных мною ниже
10:25 31.07.2009 | Паломник
Сам патерналистсткий тон статьи смущает.Опять борьба с мифическими "инн-щиками" и "царебожниками". Как это все скучно. кАжется Синод УПЦ давно поставил точку в этих нападках, обратившись к Верховной Раде с просьбой дав возможность каждому жить без номера, обратив внимание на подготовку технической базы ко всеобщему элуктронному концлагерю. Депутаты согласились. Автор изобрел миф о заговоре церковных мракобесов и успешно с ним борется. На сегодня в УПЦ есть проблема небольшого количества маловменяемых молодых людей, которые считают себя лучшими христианами, при этом забив себе головушки мифами о том, что удачным обрядом голосования они якобы могут подвинуть Украину в современный рай - в ЕС. Периодически их сгоняют на площади кричать за политиков-погромщиков Церкви,потом они снова потчуют себя суевериями о том, что их не надули - нет, они "стояли не за Х", они стояли за демократию... Их поведение было гениальным, не могут же надуть столь "разумных" молодых людей.Надо больше думать о своем спасении и исправлении от суеверий, а не о спасении "злых церковных бабок". "Церковь так и не сформулировала чёткого учения об этом предмете (загробном мире)". Давно сформулировала. вот, например, иеромонах Серафим (Роуз), "Душа после смерти".http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad.htm
09:37 31.07.2009 | Yarick
Полностью согласен с автором и благодарен за чудесную статью, но не надо выплескивать ребенка вместе с водой.

>>>апокрифе о таинственном старце Антонии: «Сколько раз хранителями истины оказывались одиночки, в то >>>время как высшее священноначалие — еретики?!»
Хотя я тоже сомневаюсь в подлинности сей книги но...
Чем вам эта фраза не понравилась? Не политкорректно? Так, извините, иконопочитание монахи отстояли, а большинство иерархии в ересь иконоборчества упали. Исидор, митрополит русский, поддавшийся на унию, тоже митрополитом был. Да и о Марке Эфесском почитайте - единственный не поддавшийся унии иерарх. Да, кстати, Иоанна Златоуста тоже священноначалие осудило.

"Да не сотвори себе кумира" - в т.ч. из Священноначалия.

>>>>Такими же возвышенными непристойностями пропитаны практически все апокрифические сказания о
>>>>загробном мире, хотя Церковь так и не сформулировала чёткого учения об этом предмете.
Читайте жития святых, там найдете про загробную жизнь и про мытарства

>>>>Но сюжет иконы Сошествия Христа во ад взят из апокрифического «Евангелия от Никодима».
А может наоборт, сначал икона, а потом это "евангелие"?

Кстати, интерестно отметить что статья не совсем полная - нет упоминания о Соловьевско-Булгаковских апокрифах о Софии, нет упоминания о апокрифах Александра Меня, например "СКАЗКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА «УРОД»". Нет современных апокрифистов, утверждающих о спасении всех, о спасении язычников (Осипов, Антоний Блюм и т.д.). Не все апокрифы и сейчас без автора....

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: