Воскресение Христово видевше...

Хлеб Адама оплачен пóтом (Быт. 3, 17), радость Пасхи предваряется тяжестью поста. Но человек хочет есть хлеб, не потея, и хочет войти в радость Господа своего, не умывшись и не переодевшись.

Чтобы пасхальное приветствие, эти два великих слова, вырвалось из груди, как птицы из клетки, а не сорвалось с безжизненных губ по привычке, нужно вначале пережить Страстную неделю. Таков порядок. Вначале «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а затем — «и Воскресению».

Умри со Спасителем, и тогда оживёшь в Нём. По крайней мере, содрогнись, услышав о Его страдании, и дай душе выплакаться в Великую Пятницу, и тогда ликуй на рассвете Восьмого дня!

«Господи, помилуй нас», — говорим мы привычно. «Господи, помилуй Себя», — сказал однажды Пётр и услышал в ответ: Отойди от Меня, сатана (Мф. 16, 22–23).

Для всех у Тебя, Иисусе, нашлось достаточно жалости. Даже Иуду в Гефсимании Ты назвал другом. Но жалость к Себе не была согласной с волей Отца, и Ты покорился этому. Своей покорностью Ты превратил добровольное страдание в неизбежное.

Если слово «Крест» синонимично слову «страдание», то был «крест» до Креста. Были тяжёлые и частые удары солдат в претории, было битьё «скорпионами», при котором плоть отделяется от костей. Из Тебя хотели сделать посмешище, переодевали, говорили: «Радуйся, Царь Иудейский», — преклоняли колени, водили от Пилата к Ироду и обратно.

Ребёнок может умереть от одного удара, предназначенного взрослому. И Безгрешный мог бы умереть от ничем не заслуженных издевательств, предназначенных самым гнусным злодеям. Но нельзя было умирать раньше Креста. Зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15). Крест стал тем «подсвечником», зажёгшись на котором, Христос до скончания века зовёт к Себе всех заблудившихся в ночи греха.

И было там, на Голгофе, воплощение Давидовых песен. 21-й псалом ожил так, словно был написан кем-то из стоявших под Крестом. Там — предсмертный крик «для чего Ты Меня оставил?» В этом крике — все слёзы земли, вся агония боли и все ужасы одиночества.

Там — насмешки тех, кто столпился под Крестом: «уповал на Господа; пусть избавит Его».

Там — слова о гвоздях и о разделённой солдатами одежде: «Пронзили руки Мои и ноги Мои. Можно было бы перечесть все кости Мои; а они смотрят и делают из Меня зрелище; делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий».

Когда всё уже совершилось, Господь попросил пить (см. Ин. 19, 28), и псалом 21-й передал эстафету 68-му. «В жажде Моей напоили Меня уксусом».

И вместо раздробления голеней был глубокий удар копья между рёбер. «Кость не сокрушилась» у пасхального Агнца, но два источника — крови и воды — истекли из тела Нового Адама. Ведь Еве нужно родиться из Адамовых рёбер. Отныне Церковь будет умываться в этой воде, как голуби при потоке, и будет питаться этой Кровью как питием бессмертия.

Вскоре наступила суббота. Был странен покой того великого дня. Мессия — в гробу!

Кажется, жизнь потеряла смысл и продолжается лишь по инерции.

В мире стало тихо. Продлись эта тишина ещё хотя бы на день, мир сошёл бы с ума.

Ученики перепуганы, буквально раздавлены происшедшим. Они возвращаются к прежним занятиям. Вы слышите, сколько грусти в словах Петра «иду рыбу ловить»?

Их глаза потухли, их души пусты. Но слава Богу! Потому, что пустой может наполниться, а у полного нет свободного места.

Кто-то из внимательных людей сказал, что и чаша, и кувшин полезны своей пустотой. Стены сосуда ограничивают ту «полезную пустоту», которая может быть наполнена водой, зерном, маслом...

На рассвете Восьмого дня весь мир был обрадован благословенной, ни с чем не сравнимой пустотой Господнего гроба. Гроб Иисуса пуст, а погребальные одежды аккуратно сложены. Не стыдно ли вам, слепые вожди слепцов, до сего дня (Мф. 28, 15) лгать, что ученики, придя ночью, украли Его? «Кто крадёт мертвеца, да ещё и нагого? — говорится в одной из воскресных служб. — Или Мёртвого отдайте, или Живому поклонитесь».

Пуст, пуст гроб Иисусов! Потому полны, полны радостью и благодатью души тех, кто любит Спасителя!

Для того чтобы твёрдым было всякое слово, нужно иметь двух или трёх свидетелей. Так говорит Закон. Но Воскресший Христос явился не двум и не трём. Он являл Себя в продолжение сорока дней со многими верными доказательствами (см. Деян. 1, 3). Его видели десять апостолов без Фомы; те же, но уже с Фомою; семь апостолов на озере Генисаретском; жёны мироносицы вместе и отдельно Мария Магдалина. Однажды Господь явился пятистам братий в одно время (1 Кор. 15, 6). И после Своего Вознесения Он не переставал являться отдельным людям, из которых наиболее известен апостол Павел.

Великие мученики, терпя страдания за Христа и изливая за Него кровь, иногда до последней капли, часто бывали утешены Его явлением.

Преподобные отцы и матери, бескровно страдая ради Христа в борьбе с грехом, также нередко видели Славу Воскресшего Господа.

Да и вся Вселенская Церковь, собираясь на воскресное богослужение и исповедуя общий опыт апостольской веры, поёт: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».

Ради пасхального света, ради теплоты и полноты благодатной веры надо было за время поста опустошиться, вымыться и очиститься от всего второстепенного.

Но и те, кто не успел, или те, у кого не получилось, пусть не скорбят и не унывают. Явилось общее Царство. От пасхальной трапезы да насладятся все!

А постов в Православии хватает.

Ранее опубликовано: № 3 (39) Дата публикации на сайте: 23 Апрель 2011

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Воскресение Христово видевше...

Воскресение Христово видевше...

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Чтобы пасхальное приветствие, эти два великих слова, вырвалось из груди, как птицы из клетки, а не сорвалось с безжизненных губ по привычке, нужно вначале пережить Страстную неделю. Таков порядок. Вначале «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а затем — «и Воскресению». Умри со Спасителем, и тогда оживёшь в Нём.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 11 из 11
11:49 28.04.2011 | Анна
Спасибо!
01:11 28.04.2011 | interesting
Из приведенной выдержки слов Феофана Затворника видно, что он уверен, что поклонятся надо кресту. А ведь крест-это орудие казни. А поклонятся надо, как сказал сам Иисус только Богу-его и нашему Отцу!(Луки 4:8).
Иисус принёс себя в жертву ради тех людей, которые проявят веру в него. Его смерть- это жертва за грех,который совершили Адам и Ева ослушавшись Бога(мы живущие унаследовали грех как болезнь). Воскрешение Иисуса показало, что Бог воскресит всех людей, которые уже умерли. Бог так любит людей, что не пожалел своего Сына, а Иисус проявив послушание и претерпев страдания ради нас пошёл на такую жертву. Мы, живущие должны осознавать это и ценить и делать всё возможное, чтобы своим поведением и образом жизни выражать благодарность Богу и Иисусу за такой подарок для нас,который они приготовили- возможность жить вечно на Земле, которую Бог для нас создал и вскоре очистит от всего зла и горя,которые сейчас происходят.
23:48 27.04.2011 | Тетяна
Розп'яття ж Христове - радість і відрада всіх грішників. Грішникові, що прийшов у відчуття своєї гріховності і всеправедної правди Божої, нікуди сховатися, окрім як під покров хреста. Тут приймає він свідчення, що йому немає пробачення, поки він один стоїть перед Богом зі своїми гріхами і навіть із сльозами про них. Один для нього порятунок - в хресній смерті Господа. На хресті рукописання всіх гріхів роздерте. І всякий, хто приймає це з повною вірою, робиться причетним цього таїнства помилування.
З дозріванням цієї віри дозріває і упевненість в помилуванні і разом відрада від відчуття вступу до стану помилування на всі століття. Хрест - джерело радості, тому що грішник вірою п'є з нього відраду помилування. В цьому відношенні хрест є свого роду архангел, який благовістить радість. (Феофан Затворник)

20:04 27.04.2011 | interesting
Максим,не Крест Господень победил смерть, а сам Иисус.
И не буквальный крест имел ввиду Иисус говоря эти слова,а пример его жизни- послушание Богу.
12:39 27.04.2011 | Максим
2 interesting: Архимандрит Тихон (Шевкунов), Слово на неделю Крестопоклонную: "Исполнение воли Божией в нашем мире, невзирая ни на какие препятствия, трудности, страдания и самою смерть, – это и есть крест в понимании Церкви.
Конечно, в первую очередь это относится к Кресту Господню – исполнению Христом Спасителем воли Его Небесного Отца. Крест Господень – это торжество исполнения закона Божиего, воли Божией и заповедей Божиих. Церковь победно возглашает: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению», – утверждая, что подвиг Креста Господня, который есть послушание воле Божией, и есть победа над последним врагом – смертью.
И для нас, христиан, тот крест, к которому призывает каждого из Своих учеников Спаситель: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34), – есть не что иное, как призыв к исполнению заповедей Божиих во всех обстоятельствах, в которых человек окажется в годы, отпущенные ему на земле. Тогда крест каждого из нас становится подобием Креста Христова."
12:13 27.04.2011 | Николай. донецк
Не успел, не успел...Да и не получилось в полной мере. Но буду стараться, о. Андрей.
Христос Воскресе!
16:09 26.04.2011 | Ирина
Христос Воскрес!
Во истину воскрес!
23:59 25.04.2011 | interesting
Не понимаю смысла фразы :*слава,Господи,Кресту Твоему Честному!* Кому слава? Кресту? На котором распяли Иисуса? Как можно благодарить орудие убийства?
А откуда взялся восьмой день? Их всего 7.
12:24 24.04.2011 | Феофано
о.Андрей, для меня важны стали Ваши слова одобрения "кто не успел, или те,у кого не получилось...". Благодарю :)
11:52 24.04.2011 | Лариса
Для меня очень важной была мысль о том, что чем менее мы смиренны, тем легче нас убить, мы хрупкостью своего незрелого духа даем себе легко и просто погибнуть от наименьшего страдания. Какова же была величина страдания Иисуса Христа до того момента, когда Он испустил дух, какими жестокими были истязания Его безгрешной и смиренной плоти...
10:32 24.04.2011 | Марина
Христос воскресе, отец Андрей!
Спасибо Вам за очередную светлую и радостную статью, за возможность "услышать" то, что "слушаем"!

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: