Записки на полях души. №8 (19)

В поисках старцев

Если Бог посчитает, что твой духовный недуг уврачует лишь старец — Он пошлет тебе старца. Но ведь ты можешь и не заметить его, как не заметил честного немудрёного батюшку на ближайшем к дому приходе или в монастыре. И даже не подумал о том, что и этого батюшку послал тебе Тот Самый Бог.

И сегодня есть старцы. Только ведь не ходят они с транспарантами «Я старец! Все ко мне! Каю, прозорливлю, епитимлю!». Это, скорее, «визитная карточка» младостарцев.

Да, действительно, после «разрешения веры» в 1988 г. куча неофитов надела епитрахили и кинулась играть в «старчество». Так о проблеме «младостарчества» и прочих «поповских чудачествах» Патриарх говорил! И не просто говорил, а предупреждал о канонических прещениях. И не просто предупреждал, а порекомендовал правящим архиереям налагать на таковых прещения.

Кроме того, не доверяйте слухам. Даже имена великих, прославленных ныне во святых старцев при жизни порой бывали окружены клеветой от зависти диавольской. Это абсолютно нормальное течение духовной жизни. Бог попускает эту клевету, чтобы оградить душу старца от порой невыносимого бремени славы человеческой. Именно из-за этой клеветы старец избегает встреч с людьми, желающими «поглазеть» на него, как на диковинку. Ведь бывает, что и «великие» падают! И это тоже знакомо из Житий Святых.

…Если бы сегодня у нас не было подвижников духа, то здесь бы не осталось камня на камне.

Дорога

А у нас вся жизнь протекает между роддомом и кладбищем. Хорошо, если по дороге попадается храм Божий…

Святость и мы

Порою подлинная Святость попросту не помещается в «прокрустово ложе» наших представлений о ней.

Хобби

Один человек очень любил мастерить кораблики. Просто так, для себя, для души. Иногда его спрашивали, не хочет ли он делать их на продажу и с этого жить. Но он отвечал, что на базаре всё завалено занзибарскими корабликами. Хотя сделаны они чуть похуже, чем у него, но и стоят гораздо дешевле. Так что конкуренции ему не выдержать. И еще удивлялся, как могут в Занзибаре делать кораблики столь дёшево.

Времени на кораблики ему постоянно не хватало. Лишь урывками, после работы мог он позволить себе покрасить очередную маленькую палубу. Ах, как он просил Бога, чтобы Тот дал ему время на кораблики. Но Бог не отвечал. Тогда человек рассердился и попросил об этом диавола. И диавол по-своему «помог» человеку, отправив его в Занзибар, на разведку. Там человека поймали как шпиона и посадили на десять лет в тюрьму. Оказалось, что именно в занзибарской тюрьме делают знаменитые кораблики. Очень они обрадовались, заполучив такого мастера. Десять лет пришлось ему, не отвлекаясь ни на что, заниматься «любимым делом». За это он получал похлёбку и тумаки. Он даже научился делать кораблики красиво и очень быстро. Только вернувшись из Занзибара, больше не смог смастерить ни одного.

Усатый нянь

Меня как-то сравнили с героем Евгения Леонова из «Джентльменов удачи». Скорее всего, так оно и есть. Я «воспитатель детского садика», периодически надевающий маску «страшного злодея».

«Воспитателем» быть нелегко. Дети часто пачкают свои штанишки. И мне приходится это мыть и разгребать. Малыши гадят чаще, но меньше. Старшие — реже, но «по-взрослому». Когда их моешь, они, как правило, недовольно бурчат и плачут.

Я не мешаю им играться. Стараюсь лишь, чтобы игры были полезными и обучающими. Вести длинные уроки у них невозможно — они схватывают на лету, но быстро забывают по причине отсутствия практического опыта. Я часто прошу их поверить мне на слово, что буква «А» — это именно «А»! А они хитро улыбаются и спрашивают: «А почему?» Когда они дерутся и ссорятся, мне приходится их мирить. Я не могу их застраховать от всех ошибок. Но пристально слежу за тем, чтобы не совершали фатальных.

Проходят годы, и мои «малыши» вырастают. Они уходят к новым, более опытным учителям. Я не ревную — это жизнь. И «второгодники» — это скорее неудача, чем победа. Некоторые вспоминают меня по большим праздникам. Некоторые помнят лишь мое имя. А я помню их всех.

Неужели время летит так быстро? Недавно мои повзрослевшие малыши привели ко мне своих детей.

«Свобода, равенство и… эмансипация»?

Почему-то борцы за «свободу, равенство, братство» с таким усердием оспаривают бытие Божие? Очевидно, с таким же рвением они будут оспаривать существование, к примеру, Антарктиды. Они ведь там ни разу не были — следовательно, никакого представления о ней иметь не могут! А то, что вычитали в учебнике географии — отбросьте смело! Эту «глупую книжку лживые люди писали»!

Попробуйте еще раз открыть Америку. Не сомневаюсь, у Вас получится гораздо лучше, чем у Христофора Колумба. Может, конкисты (исп. conquista — завоевание) не будет. И коренное население не пострадает. И вообще, США будут «розовыми, пушистыми лучшими друзьями»! Попробуйте непременно!

Или хотя бы велосипед изобретите на досуге. Освойте сталелитейное и прокатное дело. Резиновую промышленность изобретите для сооружения колес! Уверен, ваши изобретения будут поражать завсегдатаев велогонок. Прежде всего, своей неповторимой кустарностью.

Так что сначала полярная экспедиция, Америка и велосипед. А уж потом «свобода, равенство и братство».

Как правило, началом разговора о том, что «кто-то кого-то гнобит», служит чьё-то уязвленное самолюбие, помноженное на амбиции.

Мне показалось, что у некоторых сложилось неправильное суждение о месте женщины в христианстве. Скоропалительные выводы основаны именно на непонимании или незнании.

Мужчины и женщины имеют целый ряд существенных отличий. Большинство из них нам дано осознать еще в детстве. Бог сотворил их такими друг для друга. И каждому из полов дал свои, индивидуальные особенности. И не только внешние. В то же время, и М, и Ж — человеки! Того, что сходно в них, вполне достаточно для этого единства. К чему вы призываете? К полной нивелировке различий между ними? К «мужеподобию тёть и женоподобию дядь»? Вы уже знаете, что ничего хорошего из этого не выходит! И не верю, что вы сами к этому стремитесь. Хотя «унисекс» становится популярен не только как стиль одежды…

Эмансипация? По-моему высшей формой эмансипации женщин служит вид «оранжевых женщин-шпалоукладчиц»! Рискуя навлечь на себя гнев прекрасной половины читателей, заявлю: не женское это дело, киркой махать и кувалдой костыли в шпалы вгонять!

Женщины-бизнесмены, политики, пилоты… А я не против! Только всегда остается та личная для каждой мера, превышать которую не стоит. Иначе начинается внутреннее перерождение в «self-made», женщину-самоделку. Карьера убила в ней женское начало, потенциал материнства. Эти железные бизнес-леди втайне хотят вновь стать трепетными и беззащитными девчонками, нуждающимися в сильном мужском плече рядом. Обычно это приходит после тридцати пяти, когда многое уже не вернешь. Они плачут у психотерапевтов или отрываются в безумных оргиях с одноразовыми юнцами. Поверьте, успешных среди них довольно много, а вот счастливые — редкость.

Ну а когда разговор заходит о «женском священстве», то обнаруживается просто непонимание смысла и символики православного богослужения*. О протестантах речь не идет. Там «женское священство» вполне естественно — ведь у них и «мужского священства» в литургическом понимании нет.

* В православном богослужении священник являет собой образ Спасителя, Который и является Совершителем Таинств Церкви. Потому женщина никак не может представлять собой Христа.

Равенство? Да стоит вас лишь одеть всех одинаково, вы взвоете от тоски! Даже веточки на дереве все разные — и это гармония. А вот у пластмассовой елки — все иголки одинаковы. Только жизни в ней нет! Превратить Божию гармонию в бездушное однообразие машины? Есть такой замысел, я даже знаю у кого. И он непременно попробует это «смастерить». Впрочем, его мрачное царствование уже не за горами…

Какое равенство? Всем быть министрами? Или дворниками? Или лысыми и одного роста?

А ведь и Небеса очень иерархичны! Там тоже есть разница и у Ангелов, и у святых. Был, правда, такой, кто крикнул Богу: «Ну и Кто Ты Такой? Я — ничуть не уступаю Тебе!» Так появился диавол.

Так может, и у нас стремление к «свободе и равенству» порой основано исключительно на горделивом нежелании признать кого-то более умным, чистым, компетентным, достойным, чем ты?

Хочешь чего-либо достигнуть — достигай! Нужно бороться — борись! Ведь и Царство Божие силою берётся (Мф. 11, 12). Но прежде побори себя. Соответствуй тому месту, что для себя наметил. Определись, чего ты хочешь. И постарайся понять, хочет ли того же для тебя Бог. Иначе станешь «ходячим недоразумением».

Нелепо смотреть на веру в Бога лишь как на набор табу. Хотя некоторые запреты для верующего человека всё же существуют. А любителям «нарушать» рекомендую начать с нарушения общеизвестных «нелепых» запретов, типа: «Не стой под грузом и стрелой!», «Не заплывай за буйки!», «Не переходи улицу на красный свет!»

В принципе, и при нарушении духовных запретов результат сходен.

Ранее опубликовано: № 8 (19) Дата публикации на сайте: 10 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Записки на полях души. №8 (19)

Валериан (Головченко)
Журнал «Отрок.ua»
В поисках старцев. Дорога. Святость и мы. Хобби. Усатый нянь. «Свобода, равенство и… эмансипация»?
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 2 из 2
13:50 20.09.2011 | Антонина
Меня приятнула за уши фраза "За что, Господи? Я же хорошая". Спустя много лет я поняла за что и мой грех был настолько очевиден, что я ужаснулась. А потом был ещё один ужасный грех и ещё...крутись колесо. Пришла болезнь - пришло понимание "За всё"! Господь словно заранее знал мою жизнь...
23:04 30.12.2008 | Светлана
Достаточно точно написана последняя записка.
Законы физики и химии, Правила дорожного движения, свои права в Конституции и т.д. мы знаем. Но ведь есть еще законы духовного мира и как обидно, что об этом мы даже слышать не хотим. Поэтому и вопрос ставим ребром: "За что мне...?", вместо протого "Для чего?"

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: