Отрок.ua

This page can found at: https://otrok-ua.ru/sections/art/show/belaja_vorona.html

«Белая ворона»

Ольга Плаксюк

Дорогая редакция!

Прошло четыре месяца после моего неожиданного воцерковления. Жизнь приобрела долгожданный смысл. Пустота вечеринок сменилась красотой богослужений. Из дома перестало манить в поисках общения и новых ощущений, я открыл для себя мир Евангелия и святоотеческой литературы. Но вместе с этим пришло и беспокойство. Друзья всё чаще не понимают моего нежелания покидать дом, когда «все уже собрались», и похоже, скоро окончательно сделают вывод, что я «свихнулся». На улице весна, и все однокурсники уже давно встречаются с кем-то, а для меня создание семьи становится какой-то призрачной мечтой. Катастрофически теряю контакт с друзьями, однокурсниками, «тусовкой». Такое ощущение, что мы живём в параллельных мирах, а параллельные линии не пересекаются. Вопрос о том, во что верить, я для себя решил. А вот как жить — я, честно говоря, не представляю.

Андрей, студент I курса

На письмо Андрея отвечает Ольга Плаксюк, его ровесница, студентка экономического вуза.


Часто в жизни бывает, что нас окружают люди, чуждые нам по духу. Особенно остро это ощущаешь, когда только начинаешь жить церковной жизнью, а близкие и друзья не понимают твоего образа мысли. На тебя обрушиваются насмешки: «Ты что, верующий, что ли?» Слышишь недоуменное: «Странно… и без веры, без Церкви можно быть порядочным человеком». Накатывает одиночество: «А вдруг не встречу новых друзей, вдруг всегда буду один?!»

Думаю, каждый, кто из греховного мира делает шаг к новой жизни, переживал подобное. Есть ли какие-то «рецепты» в этой ситуации или остаётся одно: замкнуться, отгородиться от всех, кто считает тебя «странным»? Предлагаю порассуждать об этом вместе.

Жизнь по заповедям, стяжание Духа Святого — вот то, к чему стремятся православные христиане. Если человек живёт, а не прячется от жизни, он должен двигаться вперёд, преодолевая искушения и страх быть непонятым. Ему следует не изолироваться от мира, а идти в мир, к людям. Скорее всего, человек, только «распробовавший» вкус духовной жизни, пылая решимостью сразу и навсегда порвать с грехом — своим и чужим, — возразит, что мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19). Но вспомним слова: всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5, 21). По мере углубления в церковную жизнь мы учимся определять для себя, «что такое хорошо и что такое плохо» в окружающем нас мире, в повседневном общении, в классической и современной культуре. Наша задача — научиться дистанцироваться от зла, но не отгораживаться от тех, кто от этого зла страдает, пусть даже они не близки нам по духу. Святые отцы призывали нас ненавидеть грех и любить грешника одновременно. Церковь никогда не призывала к замыканию в себе. «Отречение от мира» — это отказ от мыслей, желаний, дел, враждебных Христу. Но никак не от наших ближних. Если люди замыкаются, то и они, и общество, членами которого они являются, становятся всё более и более глухи к чужой боли, к чужой радости.

Если близкие не понимают тебя, не суди их. Заботься о них, общайся с ними, чтобы примером своей любви пробудить в них интерес к вере. За нас должны свидетельствовать добрые дела, а не агитация, не пропаганда своей веры.

«Держись проще и веселее», — такой совет даёт о. Александр Ельчанинов. Умей улыбаться людям, поддержи разговор, будь радостным! Вверенные тебе Господом таланты старайся, приумножая, дарить людям. Не живи мечтами. Надо учиться пользоваться каждым днём насыщенно и полно. Не «брать от жизни всё», а стараться проживать каждый день так, словно он — последний в твоей жизни: любить людей, делать добро, не откладывая на «потом».

Словом, жить следует так, чтобы принести плод Богу — свою взращённую, преображённую душу. Воспитывай в себе ясное и доброе отношение к жизни. И ты обретёшь друзей и встретишь свою любовь. Но начинать надо с себя, с работы над собой, над своим характером.

Наш мир после грехопадения Адама — как бы наклонная плоскость. И если мы стоим на месте, то мы на самом деле не стоим, а катимся вниз. Но Господь не оставляет людей, делающих к Нему шаг, пусть даже робкий и неуверенный. И ты неожиданно встречаешь нужных людей, которые поддержат и укрепят тебя.

Не бойся быть «белой вороной»! Это нелегко. Такой человек всегда обращает на себя внимание. Но «белая ворона» отличается от чёрной цветом радости и света. Ты не обманываешь, когда обманывают другие, ты не куришь, когда все этим повально увлекаются, ты не завидуешь, не превозносишься и помогаешь всем, кто рядом… Ты светишь другим, по слову Спасителя: вы — свет мира (Мф. 5, 14). Христианин должен быть лучшим, образцом для других. Рано или поздно ты почувствуешь, как люди за тобой тянутся к вере. Вот это и есть радость! Ты внутренним светом своей души, поведением осветил путь другим. И слава Богу!

Чувство «я не такой, как все» — верное, настоящее, и если это не чувство евангельского фарисея, его не надо стыдиться. Все мы отличаемся друг от друга, каждый из нас — индивидуальность. И в то же время мы — одно целое. Не нужно подкрашивать себя в тот или иной цвет, чтобы быть «как все». Не отторгай себя от сверстников, не осуждай их, но и не поступай так, как они.

Свою добродетель и целомудрие можно всегда отстаивать незаметно для других. Не выделяйся подчёркнуто (скажем, резким переходом на тёмную закрытую одежду), не веди себя демонстративно, но храни свою внутреннюю чистоту. Ты не останешься одиноким. Господь пошлёт того, кто нужен… Верь в это!

Нецерковные сверстники — тоже люди, и есть общечеловеческие ценности, которые доступны и тем, и другим. И в этом нужно искать смычку. Общие интересы могут быть и в спорте, и в культуре, и в политике, и в учёбе. Нужно использовать всё, что есть положительного в этом погрязшем в грехе мире. Что же это?

Это и музыка — она воспитывает и очищает душу. И хорошая литература. И природа (созерцать, умиляясь творению Божию, и действовать во благо природе). И совместная работа на радость людям, помощь, делание добра тем, кто рядом. И добрая шутка, и светлый смех. И бой с самим собой, и поиск смысла жизни, искания Бога — всё это наполнит твою жизнь не страхом одиночества или непонимания, а радостью обретения и веры, и друзей, и любимой, единственной на всю жизнь.

Православие — это наука счастья. И нам надо учиться быть счастливыми. Идеал этот труднодостижим. Потому что нам всегда хочется того, чего у нас нет. И редко мы на деле, а не на словах исполняем закон духовный: да будет воля Твоя. Счастье — в исполнении воли Божией, в том, что человеку удалось понять, в чём именно его предназначение в жизни. Касается это и главных жизненных решений: в выборе спутника жизни, профессии и работы, друзей, места проживания и т.д. Но иногда даже и в мелочах важно чувствовать, куда идти, что сказать, что сделать. Нужно верить, уповать на Бога и принимать Промысл Божий. И помнить, что жизнь — серьёзная штука. Сделаешь один шаг неправильно — и долгие годы могут пойти впустую. Потому и помнить надо предостережение Божие: человек, не вреди себе!

Я хочу пожелать тебе, Андрей, и всем нам ценить время, которое отпускается каждому из нас Господом. Уповай на Бога и живи с любовью. Пусть путеводной звездой в нашей жизни будут слова владыки Мануила (Лемешевского): «Если можешь помочь человеку делом — помоги, не можешь ничего сделать — скажи слово доброе. Если не можешь подобрать нужных слов, то хотя бы улыбнись человеку».

Ранее опубликовано: № 3 (22) Дата публикации на сайте: 10 Сентябрь 2007