Отрок.ua

This page can found at: https://otrok-ua.ru/sections/art/show/den_radosti.html

День радости

Архиепископ Обуховский Иона, Екатерина Ткачёва

Радости становится больше, когда ею делишься. Особенно если эта радость — пасхальная. Ни с чем не сравнимая, ни на что не похожая, она не дружит со словами и передается от сердца — к сердцу.

Фото: Ольга Домбровская

Пасха — что это за праздник для Вас? В чем отличие Пасхи от Рождества?

Юрий Шевчук, «ДДТ»:

Пасха для меня, как для любого православного человека, — великий Праздник.

Рождество у меня всегда в деревне, с тех пор как я крестился. Я или с сыном, или один. На Рождество у меня внутренний диалог очень серьезный, всегда пишутся стихи. В этот раз написалось:

Сегодня ночью Рождество,
Звезда рассыплется на свечи,
И мы сольемся в Одного,
И Он возьмет, и Он ответит,
И поведет нас под венец,
У алтаря откроет тайну,
Что все на свете — неслучайно
И смерть для жизни — не конец…

Я отправил отцу Андрею Кураеву, он очень похвалил.

На Рождество — пишется… А вот на Пасху я всегда в храме. Куда судьба заносит, в самые разные города: был и Иерусалим (Пасха с сыном), был и Париж, был и Ростов, был и Киев, и Петербург, и Москва… И всегда праздник, всегда очень весело, легко на душе.

А Рождество… когда к Рождеству подхожу, растет такая сосредоточенность. Рождество — это такое «Единочество», есть у меня альбом такой. Меня прямо тащит в деревню, я туда уезжаю — один на один с Небом. А Пасха — это всегда храм, радость, народ… Христос воскрес! — веселье какое, праздник, праздник большой!

Олег Карамазов, «Братья Карамазовы»:

Я пришел в Церковь уже довольно-таки взрослым человеком. Здесь я испытываю переживания, которых не испытывал никогда и нигде, ни в каком другом месте на земле. Поэтому и церковные Таинства, и церковные праздники для меня — нечто трудно объяснимое словами. Наверное, эти переживания души так же трудно описать, как трудно описать благодать. Испытаешь ее — и охватывает ужас, когда это чувство тебя покидает. Ты его пытаешься ухватить, удержать, спрашиваешь себя, почему его потерял… Здесь, наверное, и начинается Путь: служить, верить, пытаться это чувство вернуть.

Вот так же мне трудно описать, что такое для меня Пасха, что такое Воскресение. Чем больше я думаю об этом, тем более понимаю, что мудрствовать тут не нужно. Нужно идти в церковь, нужно молиться, и это состояние души обязательно к тебе придет и станет результатом.

Пасха — величайший праздник, праздник Воскресения Спасителя. Господь пришел на землю, был распят, воскрес — и у меня в связи с этим появился смысл жизни. Наверное, это и есть Пасха — обретение некого смысла существования человечком, который здесь проживает свою жизнь.

Пасха и Рождество для меня очень взаимосвязаны. Когда мы посещали Святую Землю, сначала побывали в Иерусалиме — месте, больше связанном с Пасхой, а потом — в Вифлееме, где родился Спаситель. И так наглядно видна эта нить, эта связь, этот путь между Рождеством, смертью и Воскресением…

Помните ли Вы свою первую Пасху?

Юрий Шевчук:

Первая осознанная Пасха — это было в городе Петербурге. После крещения. Я был в Александро-Невской Лавре.

Хотя мы ведь и студентами бегали еще, некрещеные… Все равно было очень интересно, особенно при советской власти, когда молодежь из храмов гоняли, фотографировали… Ну мы были такие волосатые же, хипаны. Это было важно так — пойти туда, против власти: с Богом, но не с вами. Но там больше понтов было. А вот в Лавре — я помню уже и этот вход, и собор удивительный, могилки вокруг, и кладбище. Огни, народ радостный такой. Очень меня восхитила эта радость…

Интересная Пасха была в Париже, в храме Александра Невского, я как-то случайно попал…

Иисус воскрес, Иисус воскрес -

На этот раз в Париже,

На паперти народу лес,

Ему оттуда ближе…

Один раз — в Ростове-на-Дону. У нас на следующий день должен был быть концерт как раз, мы прилетели, и Пасха, и казачья церковь в пригороде Ростова, такая маленькая, хорошая… Давно это было, но так здорово! И крестный ход вокруг храма, и совершенно другая атмосфера, нежели в Петербурге.

Этот праздник я отмечаю в разных пространствах, отмечаю с миром.

Олег Карамазов:

Первые прикосновения к вере, первые воспоминания о Пасхе, увы, вызывают у меня чувство стыда. У меня была верующая бабушка. Я помню, как-то ее приезд совпал с информационным бумом по случаю первых полетов в космос. По телевизору показывали космонавтов, и я, мальчишка, следил за новостями. И когда бабушка читала вечернее правило, я подкрадывался сзади, пугал ее и задирал: «Бабуля, космонавты в космос летали и никого там, в облаках, не обнаружили! Пошли есть пироги, нечего тратить время на молитвы!» Сейчас, поминая бабушку в своих молитвах, я прошу у нее прощения за свой идиотизм детский…

И первая пасхальная история связана с неким раздвоением. Бабушки и дедушки, которых я очень любил и уважал, были верующими людьми, они шли в этот день в церковь. У меня, ребенка, это вызывало неприятие, я не мог понять их, мой ум выстраивал свои детские логические цепочки, связанные с космосом, с атеизмом… И все же внутри звучало: это — тайна, и в этой тайне что-то есть! Да, на какой-то глубине я понимал, что нечто необычное происходит в этот День, и чувство праздника все равно было, при полном неверии детского ума.

Потом, уже в более взрослом возрасте, был интерес: а что же ТАМ, в храме? Ведь даже во времена нашей социалистической державы на Пасху в церковь шли все, включая милиционеров. Я помню, что по телевизору специально крутили «мелодии и ритмы зарубежной эстрады», чтобы молодежь подольше посидела у телевизора. Какую-нибудь группу «Smokie», которую до этого не показывали никому и никогда. Именно на Пасху я впервые увидел в «ящике» группу «Eagles» с «Hotel California».

Ну а позже — более осознанные приходы, Ионинский монастырь — несколько лет я сюда приходил на Пасху. Позже была Феофания, сейчас — Голосеево. Уже вполне осознанные радостные моменты, когда всей семьей идешь на пасхальную службу.

Все пасхальные ночи разные по ощущению. Сейчас, кажется, я проживаю за год несколько лет. Это связано и с количеством книг, которые я читаю, в том числе из святоотеческой литературы, и с тем количеством духовных людей, которых я встречаю. Дается уже столько пищи, что каждый раз, приходя в церковь на Пасхальную заутреню, уже по-другому воспринимаешь все: больше у тебя информации, и вера другая, по-другому видишь и чувствуешь Праздник. Поэтому верится, что те деньки или года земные, которые отпущены мне, будут открывать смысл пасхальной радости — глубже и глубже.

А какой, на Ваш взгляд, должна быть пасхальная радость?

Юрий Шевчук:

Да, радости бывают разные! Бывает радость от большой зарплаты — это одно, а это все-таки другая радость. Сравнил бы ее с благодатью, не покривив душой. Эта радость — детская очень, другого слова не найду. Так тебе радостно, будто ты не грешил никогда. Пасхальная радость — детская, восторженная и в то же время умиротворенная.

Олег Карамазов:

Чтобы передать, что для меня означает Пасха, слово «радость» подходит наиболее: радость оттого, что у тебя есть смысл, радость оттого, что ты понимаешь, зачем ты здесь, и радость оттого, что у тебя есть надежда. Я прожил на земле сорок лет, и мне казалось, что игра на гитаре, составление слов, особенно в рифму, распевание с друзьями портвейна на солнышке, поездки по интересным местам, концерты и прочее — это то, что составляет весь интерес жизни. И вот наконец — не так давно — пришло понимание, что же действительно является главным, в чем же действительно смысл человеческой жизни. Вот она — радость.

Ранее опубликовано: № 3 (27) Дата публикации на сайте: 05 Ноябрь 2007