День зависимости

Говоря о зависимости, мы обычно представляем себе алкоголиков или наркоманов, делим людей на «больных» и «здоровых». Себя, как правило, относим, к последним и не желаем иметь ничего общего с первыми. Однако зависимость — понятие гораздо более широкое, и мало кого из нас можно считать вполне свободным от неё. А подстерегает она нас в самых неожиданных местах — от спортзала до супермаркета...

«Хорошая» или «плохая» зависимость?

Очевидно, что алкоголизм и наркомания являются социально опасными и порицаемыми явлениями. При этом многие другие виды зависимости общество легко прощает, ведь ему, обществу, они не приносят вреда, а порой даже вызывают восхищение и восторг. Однако психологам всё труднее приходится с трудоголиками, шопоголиками, интернет-зависимыми, игроманами. А иногда доводится лечить от зависимости фанатов здорового образа жизни...

Может, зря специалисты бьют тревогу? Может, подобные зависимости безобидны и даже милы, как твердит реклама?

Страсть к приобретению новых вещей — шопоголизм — сейчас активно насаждается средствами массовой информации как некая невинная женская черта. Майки с надписями вроде I’m a shopaholic и I love shopping стали актуальным дополнением гардероба. Кому это выгодно — вопрос риторический. Шопоголик бессмысленно проходит километры торговых площадей и часто после совершённых «случайных» покупок чувствует себя уставшим, раздражённым и опустошённым. Однажды довелось услышать от девушки, подверженной этой модной страсти, что беготня по магазинам без возможности остановиться выматывает больше, чем трудовая неделя с недовольным начальником. И самое неприятное, что купленные вещи быстро разочаровывают и надоедают — зато появляется новый повод бежать за очередной обновой. Но, поскольку ничего дурного и аморального не сделано, ей и в голову не придёт назвать себя зависимой.

Другой пример — когда человек, зависимый от здорового образа жизни, впадает в депрессию от лишнего килограмма или от выступившей на лице аллергической реакции. Такой человек не в состоянии пожертвовать режимом ни ради встречи с другом, ни ради новых впечатлений.

Отдельная тема — болезненная зависимость от собственной внешности. Смех сквозь слёзы — иначе не охарактеризуешь все эти новоявленные комплексы и расстройства, от которых страдают люди, зацикленные на собственном «совершенстве». Многие диагнозы обязаны своими громкими именами кинозвёздам и литературным персонажам. Например, синдром Дориана Грея, которым страдают люди, гонящиеся за фантомом молодости и подверженные патологическому страху старения. Или синдром Шэрон Стоун. Несколько лет назад актриса довела себя до инсульта фанатичными тренировками в спортзале; теперь психологи ставят диагноз «Шэрон Стоун» людям, для которых фитнес превратился в главный приоритет, когда во главу угла поставлен процесс, а не результат. Эту зависимость объясняет выработка эндорфина — гормона счастья, который особенно интенсивно выделяется при беге. Биологическими причинами объясняют также и загароманию, которая превращает завсегдатая солярия в жареный апельсин, вопреки здравому смыслу, эстетике и всем медицинским показаниям. Ультрафиолет тоже является источником эндорфина, и «спрыгнуть» с него так же сложно, как с химического наркотика.

Подальше от реальности

Очень тонкая грань отделяет жертву зависимости от человека нормального, в меру озабоченного своим рационом, режимом или гардеробом. Если жизнь служит режиму, а не режим — жизни, если здравый смысл кладётся на алтарь идолу сбалансированного питания, то, как бы здраво ни звучали мотивы, здесь уже речь идёт о зависимости. Так же и с покупками: если страсть выходит из-под контроля, перестаёт подчиняться — то имеет место несвобода, или, другими словами, зависимость.

Возможна и ситуация, когда зависимость меняет своё лицо, но не прекращает владеть человеком. Пример: фанатичный спортсмен, чья жизнь сведена лишь к спортивным достижениям, сперва спивается, а затем «исцеляется» от зависимости и уходит верить в Кришну — ходить лысым в простыне по улице. Место для свободы в его жизни не предусмотрено.

Чем же опасна зависимость и каковы её признаки? С точки зрения духовного развития, зависимость опасна тем, что это всегда несвобода, и неважно, имеет она социально приемлемую форму или нет. Жизнь алкоголика выстроена вокруг его пагубной страсти, то же с жизнью игромана, шопоголика или интернет-зависимого. Любая зависимость — это уход от пугающей действительности, от тревоги, которая вошла в нас с первородным грехом. И чтобы заглушить эту тревогу собственной конечности, ограниченности и невсесильности, человек сужает свою реальность до тех размеров, в которых ему будет комфортно и безопасно не видеть весь пугающий огромный мир. Зависимость — это отказ от тех возможностей, которые даёт нам жизнь. Это снятие с себя ответственности за свои решения и выбранные пути. Возможно, именно поэтому любые зависимые — это самые сложные клиенты для психологов: они не спешат вылечиваться и входить в мир, который непрестанно ждёт от них «взаимности».

Два крыла

А зачем нам свобода? Реально ли достичь её? И от чего, собственно, нужно освободиться?

История христианства на протяжении двух тысяч лет даёт нам примеры, когда человек смог стать свободным настолько, насколько это возможно в этом мире. Свободным от чужого мнения и стереотипов, свободным от собственных страстей и греховных наклонностей, свободным просто быть и отдавать себя Богу. Стать свободным — значит стать хозяином и творцом собственной души и жизни. Зависимый человек не в состоянии творить, наоборот, в его жизни творцом является зависимость, которая диктует ему свои условия.

Философ и психолог Виктор Франкл говорил, что свобода и ответственность — словно два крыла самолёта. Самолёт без крыльев — это рабочая машина, которая, тем не менее, никогда не взлетит. Для человека важно принять на себя ответственность за собственную жизнь и всё, что в ней происходит. Найти свой уникальный смысл и предназначение, свой путь с миллионами решений и выборов. Это пугает — ведь для этого нужно стать сильным, взрослым, готовым к трудностям. И тут мы приходим к теме созависимости — к вопросу о том, откуда берутся зависимые люди.

«Бойтесь тех, кто знает, как надо»

Есть замечательная книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Её первая часть — словно хрестоматийная инструкция, как вырастить ребёнка зависимым. Бабушка героя, считающая своего внука «крестягой», который повесила ей на шею дочь-идиотка, до умопомрачения залечивает его от всех мыслимых и немыслимых болячек (которых сам внук не ощущает). Вся его жизнь сведена к исполнению бабушкиных указаний, а сам он — никто, пустое место. Впрочем, автору книги повезло: его жизнь успела измениться до того, как бабушкина «любовь» сломала в нём личность. Но останься мальчик под крылышком заботливой бабули, непременно бы настал момент, когда он стал бы заполнять пустоту, которой, по словам бабушки, он являлся. И наверняка нашлись бы подсказчики — чем её заполнить...

Властные, гиперопекающие родные, которые всегда знают, «как будет лучше», — это именно та среда, где зависимость сможет питаться и разрастись до огромных размеров. «Вот подрастёшь, тогда и будешь иметь своё мнение», — говорят они своему чаду. При этом упускают из виду один факт: свои дети навсегда остаются детьми, и вряд ли родители, которые никогда не считались с ними, вдруг станут ценить их «своё мнение».

Изменить установки таких родителей бывает сложнее, чем помочь их чаду. Вот родные тащат «непутёвого зависимого» к батюшке, приговаривая: «Делай, что я говорю! Я знаю, как тебе будет лучше». Казалось бы, что плохого — в церковь же привели? На первый взгляд, всё верно сделали. Но забыли о законе духовной жизни, который требует сначала принять свою вину и ответственность, смирить собственную гордыню и признать, что один Бог знает, «как надо». Знает — но никого никуда не тащит против воли. Золотые слова «спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» мы больше любим повторять, чем исполнять.

Поэтому зачастую родные негодуют, услышав от священника или психолога: «Сначала мы будем работать с вами, а ребёнка (мужа, брата) своего оставьте в покое». — «Я-то здоров, это он наркоман, ему помощь нужна!» Мы склонны не замечать своих страстей, своих «брёвен», принимаясь активно спасать не себя, а другого. Получается, что человек становится зависимым от своего желания спасать, даже если его об этом и не просят. Где уж тут место собственному покаянию, когда цель одна — во что бы то ни стало спасти грешника. На фоне его зависимости свои страсти кажутся незначительными и нестрашными, и постепенно въедается ощущение собственной безгрешности.

Самый ценный совет, который слышат родные зависимого, — отдать жизнь человека в его руки, позволить ему стать ответственным за свой выбор. Ведь ценность жизни можно понять только почувствовав, что это твоя жизнь, и ты в ней хозяин, который жнёт то, что посеял.

Известно, что лучшая проповедь — наши собственные дела. И если нас одолевает желание спасти ближнего от его пагубной страсти, возможно, полезнее будет присмотреться к своей собственной несвободе, пристальнее взглянуть на свои внутренние страхи, комплексы и всё то, что сковывает нас и порабощает. В то же время, важно всегда быть готовым подставить плечо, прийти на помощь, не осудив, а приняв человека с его зависимостью. И помнить, что пока мы служим греху и собственным страстям, разделение между нами — весьма условное.

Ранее опубликовано: № 3 (45) Дата публикации на сайте: 18 Октябрь 2010
Код для блогов / сайтов
День зависимости

День зависимости

Анна Лелик
Журнал «Отрок.ua»
Очень тонкая грань отделяет жертву зависимости от человека нормального, в меру озабоченного своим рационом, режимом или гардеробом. Если жизнь служит режиму, а не режим — жизни, если здравый смысл кладётся на алтарь идолу сбалансированного питания, то, как бы здраво ни звучали мотивы, здесь уже речь идёт о зависимости.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 26 по 50 из 52
19:45 19.10.2010 | Дима
Всё точно! Я сам тащил силой близкого человека на аркане в светлое будущее и казался себе от этого, если не безгрешным, то героем уж точно. Это на фоне того, что сам я в прошлом алкоголик и наркоман, который нашёл в себе силы встать на ноги, но присвоил себе право ставить на ноги других. Жизнь показала, что никакой не герой, а очень гордый и жестокий человек. За этой суетливой псевдопомощью, я совершенно перестал слышать голос совести и понимать, что сам, без милостивой поддержки любящего Отца, я не смог бы не только встать на ноги или кому-то там помочь, но даже и пальцем пошевелить. Только после осознания мной своей вины перед женщиной, котороую я винил во всех грехах и считал ограничивающим "якорем" в моём "светлом" стремлении совершать добрые дела, ситуация начала меняться. После того как я искренне попросил у неё прощения за то, что присвоил себе несуществующее право решать за неё, что для неё хорошо и правильно, за то что возвышался над ней с постоянным укором во взгляде, она смогла поверить в себя и захотела жить и меняться...
Спасибо за отличную статью, Аня.
19:20 19.10.2010 | Игнатий
О статье не буду. А вот о "Притче о времени" сказать хочется. Больно отдаёт от неё протестантским духом. Создаётся впечатление, что Вовик ошибся, назвав сайт, с которого она скачана православным. Я сам бывший исполняющий обязанности пастора пресвитерианской "церкви" и знаю, что говорю.
С уважением.
19:18 19.10.2010 | Никита
Ого, сколько комментариев

Интересно, а автор у себя какую-то зависимость наблюдает?
18:31 19.10.2010 | Вовик
Mr Ford -именно так как вы сказали)))Именно так!!!
18:21 19.10.2010 | Mr Ford
Вовик, адвокат только и может быть однобоким, двубоких и более боких адвокатов не бывает, это противоречит самой природе адвокатуры. Однобокий адвокат - это друг "стремительно падающего домкрата" и "шакала в виде змеи". Начните со словаря. Возможно, что Вы просто не понимаете значения слов, которые произносите сами или слышите от других :). Возможно, проблема именно в этом.
17:45 19.10.2010 | Вовик
Mr Ford - вы адвокат?если да - однобокий какой-то))))Вцепились-"зависть","напиши лучше"… Я по-моему написал, напишу ещё – писать нужно если есть талант к этому, а не «я хочу, значит талант есть»…как говорил киногерой; «..иди на кошках тренируйся»…делаете из Православного издания какой-то глянц…..
17:14 19.10.2010 | Mr Ford
Вовику: Клеймить бездарность бесполезно... Намного лучше демонстрировать свою даровитость, и пусть бездарности умирают от зависти... Когда же мы уже обзавидуемся, Вовик?
17:02 19.10.2010 | Вовик
Савве Иисуса нужно понять...
Не пойму, чем вы тешитесь - бездарностью,которой и так хватает у нас вокруг...
Статьи некоторых авторов - вот чем вызван интерес к вашему журналу.

16:51 19.10.2010 | Mr Ford
Иеродиакон Савва Вовику: "Напишите лучше, если сможете". Присоединяюсь. Очень хочется посмеяться.
16:35 19.10.2010 | Вовик
..просмотрел предыдущие публикации автора - также огрызается и отстаивает свой "талант"..
11:53 19.10.2010 | Вовик
Понял-понял, спасибо - разжевали, добрый вы человек)))
Не рассмотрел и не понял достоинства, простите.
Автору - извините, буду внимательным и думающим к вашим публикациям, но, наверное на "глубины" ваших мыслей не нырну... «лёгкие» не те...)))
11:44 19.10.2010 | Mr Ford
2 Вовик: не поняли Вы ни статьи, ни моих слов. Это комментарии так устроены: заходи, публикуй свое мнение и мысли. Именно поэтому я и предложил Вам попробовать что-либо написать и опубликовать в Отроке. Чтобы Вы поняли, какое это горнило - редакция Отрока. Но поверьте: достойная вещь через это горнило проходит. А в комментарии проходит все.
11:32 19.10.2010 | Вовик
Mr Ford, по-моему, я указал, с какой целью в данном интернет-издании. Вы так говорите, что складывается впечатление «открытых дверей» журнала – заходи, публикуй «своё мнение» и мысли))). Друзья, я ведь ничего, извините что «черню» талант…Не дорос(((((Тем более я обратил внимание на концовку статьи....
11:14 19.10.2010 | Mr Ford
2 Вовик: ну, напишите и Вы хоть что-нибудь, с "хоть маленьким чувством самооценки, знаний и опыта". Если у Вас получится, то и Вас напечатают. А мы прокомментируем. С любовью...
11:07 19.10.2010 | Вовик
Иеродиакон Савва, подумалось мне что редактор(если он работает) читает принесённый материал…И если автор так обидчив на критику то извините, скорее всего роста не будет.
А святитель Златоуст говорил очень грячо, правдиво и правильно. Читая его себя вижу, и представьте не обижаюсь, а стыжусь….А вы????
Ладно, всё.Спорить не буду.Комментирии закончил..)))))
10:38 19.10.2010 | Вовик
"И если папаша днями напролет обнимает диван.." - чем-то попахивает...А мамочка естественно всё тянет….)))
Извините, но нужно иметь хоть маленькое чувство самооценки, знаний и опыта, для публикации. И хочется читать мысли умных людей, умноженным на жизненном опыте и т.д..

09:40 19.10.2010 | Mr Ford
2 Вовик: все это уже сказано намного лучше и короче Митрополитом Сурожским Антонием: «мы живём бесконечным количеством вещей, которые слишком мелки даже для нашего человеческого сердца, даже для человеческого ума». А "кто печатается"... Ну, Вы напишите вы, Вас напечатают.
09:37 19.10.2010 | Вовик
Форум взрослых людей.
Недавно услышел из уст иерея,что он НЕ ПОНИМАЕТ,и НЕ ПРИНИМАЕТ большинство статей «Отрока»...Прочитав данную «статью» - я с ним согласен. Извините, но приходит на мысль – кто здесь печатается????? Не в счёт глубокоуважаемого о.Андрея и многих других, но, господа, - «..ложка дёгтя»…
Примите это за «моё мнение» - очень скверное и не стоящее внимания.

Комментарий редакции:
Вовик, мне кажется, если нам в жизни встретилось что-то непонятное или неприемлемое, не нужно сразу отвергать и чернить это. Мне, например, некоторые слова Христа непонятны, не чернить же из-за этого Евангелия. Может вы не попадаете в целевую аудиторию статьи. Может не доросли до нее. А может переросли. Может просто что-то не поняли. А если поняли и не согласны с автором - поспорьте по сути затронутой темы. Тем более, что автор читает комментарии и отвечает на них. Не хотите спорить или не знаете что сказать - обойдите стороной, поищите другую статью, которая будет "для Вас". А просто так чернить автора не нужно. Не все авторы Златоусты, не все святые. Так что, чернить автора за то, что он не Златоуст? Напишите лучше, если можете.
Иеродиакон Савва

09:27 19.10.2010 | Вовик
Скоро они будут работать, полагаясь на себя, жертвуя своим здоровьем и семьями ради очередного дела.

Это сработает! Это сработает!”

Это был отличный план! Бесы с радостью отправились на своё задание, заставляя христиан повсюду быть всё более занятыми и спешить туда и сюда oставляя мало времени для своего Бога и семей. Не имея времени рассказать другим о силе Иисуса, способной изменять жизни.
Вопрос в том, удался ли дьяволу его замысел? Вам судить! Передайте это другим, если Вы не очень ЗАНЯТЫ.
Извините,не получилось всё месте соединить.Потрудитесь.
09:26 19.10.2010 | Вовик
Это заблокирует их разумы и разрушит их единство со Христом.
Разложите на столах в кафе множество журналов и газет. Бомбардируйте их разумы новостями 24 часа в сутки. Пусть пo пути им бросается в глаза море рекламных щитов. Наполните их почтовые ящики рекламой, каталогами для заказа товаров пo почте, всевозможными иформационными бюллетенями и предложениями бесплатных товаров, услуг и ложных надежд. Показывайте в журналах и пo телевизору тощих, хорошеньких моделeй, так чтобы их мужья поверили, что внешняя красота - самое главное и стали бы недовольны своими женами.
Сделайте так, чтобы их жёны были слишком усталыми, чтобы любить своих мужей ночью. Дайте им к тому же головную боль! Если они не дадут своим мужьям любовь, в которой они нуждaютcя, мужья начнут искать её в других местах. Это быстро разрушит их семьи!
Отвлеките их Санта-Клаусом, чтобы они не учили своих детей истинному значению Рождества. Дайте им пасхального кролика, чтобы они не говорили о Его воскресении и власти над грехом и смертью.
Пусть даже отдыхая, они доходят до крайности. Пусть из отпуска они возвращаются измождёнными.
Сделайте так, чтобы они были слишком заняты, чтобы поехать на природу и полюбоваться Божьим творением. Вместо этого отправьте их в парки развлечений, на спортивные мероприятия, игры, концерты и кино. Пусть они будут заняты, заняты, заняты! А когда они встретятся для духовного общения, навяжите им сплетни и слухи, так чтобы они уходили в смущении. Наводните их жизни таким количеством хороших дел, чтобы у них не было времени искать силы у Иисуса.
09:24 19.10.2010 | Анна
Специально для Вовика:
Во-первых, как уже говорил автор статьи, воспитывают прежде всего собственным примером. И если папаша днями напролет обнимает диван, то вряд ли из его сына выйдет хороший студет и первоклассный специалист.
Во-вторых, ребенок - такая же свободная личность, как и взрослый. Старший может и должен руководить там, где ребенок не справится в силу возраста и отсутсвия опыта. Но есть и личное пространство ребенка - как башню из кубиков строить, с Васей дружить или с Дашей, на скрипке играть или в изостудию ходить. Тут он сам может и должен принимать решение. Если ему не дадут научиться действовать самостоятельно в простейших ситуациях, он не сможет войти во взрослую жизнь. По-моему это очевидно.

"Или я в вашей статье ничего не понял" - так и есть. Извините, но вы придираетесь к отдельм фразам и за деревьями леса не видите совершенно
09:23 19.10.2010 | Вовик
Было прочитано и "скачено" с одного из православных сайтов Украины.
"ПРИТЧА о ВРЕМЕНИ"
Сатана созвал вceмирный съезд бесов. В своей речи по поводу открытия он сказал:
“Мы не можем помешать христианам ходить в церковь. Мы не можем удержать их от чтения Библии. Мы даже не можем не позволить им сформировать близкие личные отношения с их Спасителем. Как только они устанавливают связь с Иисусом, мы лишаемся власти над ними.
Так пусть ходят в свои церкви, пусть устраивают дружеские встречи с обедами, но мы украдём их время, так что они не смогут развивать свои отношения с Иисусом Христом.”
“Вот что я хочу, чтобы вы сделали,” - сказал дьявол. “Помешайте им войти в общение с их Спасителем и поддерживать эту связь в течение дня.”
“Как нам это сделать?” - закричали демоны.
“Займите их пустяками и изобретите бесчисленное количество способов, чтобы занять их умы” - ответил он.
“Искушайте их тратить, тратить, тратить и брать, брать, брать в долг.
Убедите их жён задерживаться на работе, а мужей - работать б-7 дней в неделю, 10-12 часов вдень, чтобы им была пo карману их пустая жизнь.
Не давайте им проводить время со своими детьми.
Когда их семьи развалятся, а это будет скоро, их дома больше не будут убежищем от давления на работе.
Стимулируйте сверх меры их умы так, чтобы они не могли слышать этот тихий, спокойный Голос. Соблазните их включать радио и плейеры, куда бы они не ехали.
Сделайте так, чтобы телевизоры, видеомагнитофоны, CD-плeйepы и компьютеры в их домах работали постоянно, следите за тем, чтобы в каждом магазине и ресторане мира постоянно звучала не христианская музыка.
09:06 19.10.2010 | Вовик
Уважаемый автор, если вы упомянули «Своё мнение»,и тем более прикрепили его к ребёнку, не соизволите ли вкратце разъяснить смысл этих слов?
Может, не будем заставлять детей не только в церьковь насильно водить, но и в дет.садик, школу, институты, книжки читать и т.д. – это тетям, ой как не нравится…Если личным примером – то почему, позвольте узнать,70-ти летние дедули/бабули уступают место в транспорте соплякам по 5 лет а не наоборот, объясняя устами родителей почему именно так??? Или я в вашей статье ничего не понял, или концовка призывает совсем не к воспитанию ребёнка. Автор, так расскажите православному то люду, наконец, как воспитывать чад, а не заниматься насильством.
23:39 18.10.2010 | Елизавета
Очень правильная статья. Я недавно услышала от священника "Почему свободой нынче называется понятие: "Хочешь греши"? Когда истинная свобода - это свобода "Хочешь не греши", не поддавайся страстям." - неуверена что точно процитировала но смысл тот. "Сейчас все СМИ только и говорят упоминая гей-парады, всяческие извращения(сексуальные и не только) "свобода", "будь собой" и.т.д и.т.п. И самое забавное, что когда ты кому-то сообщаешь что такая "свобода" не для тебя, на тебя начинают не просто странно смотреть и хихикать с твоей "неправильности", "закомплексованности" и.т.д. Начинается просто давка, на психику, твою и твоих родственников, что ты не правильная и что тебя надо лечить. и.т.д и.т.д. Казалось бы, какое их дело до твоей души и твоего тела? Непонятно. Для меня всегда слово "Свобода" означало свободу выбора, кто ты? Спокойное общение с мусульманами и индусами. Когда никто не лезет ни в чью жизнь и тем более в постель чтобы диктовать свои правила. Странное дело что нынче слово "свобода" означает свободу для шопоголиков, для "гурманов" которые не пролазят в дверной проем, для геев, для наркоманов в выдаче им бесплатных шприцов и.т.д. Но слово "свобода" не распространяется на православных людей, на людей с другим мышлением(какому давлению была подвержена модель украинская которая высказалась о своем желаний сохранить девственность до брака, она сказала об этом походя, отвечая на "неудобный" вопрос журналистов, и все, началось. На сколько теле-программ ее приглашали, сколько ее высмеивали... )и это грустно. Очень.
22:27 18.10.2010 | Инесс
А ведь сейчас если по сторонам оглянуться, везде тонкая работа проделана. Телевизор, СМИ, все направлено на то чтобы стереть нас как индивидуальность, а сделать рабами чего-нибудь. И люди все усилия свои прикладывают, чтобы и не замечать этого. Надо быть похожими на какие-то эталоны- красоты, успешности, ума, а для нас самих места уже и не осталось.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Отрок.ua в: