Если друг оказался вдруг...

Жизнь без разочарований так же невозможна, как без любви и верности. Но до чего же странное соседство: дружба — и обман, преданность — и предательство. Однажды каждому из нас приходится узнать это на собственном опыте. И как, спрашивается, жить дальше, если друг оказался вдруг... — ну вовсе и не друг?

Как пережить предательство? Можно ли ещё верить людям после горького разочарования?


Тому, кто обманут в своём доверии, трудно избежать мысли: не того, мол, называл я другом! Ошибся в выборе! Будто существуют некие критерии, такая ещё не открытая таблица подбора идеальных друзей, и только я дал маху...

Я, признаюсь, и сам немало сил и времени потратил на подобные переживания, пока не пришёл к выводу: критериев у дружбы нет. Точнее, критерий только один, об этом Христос рассказывает в притче о милосердном самарянине, а напоследок говорит: «Иди и ты поступай так же». Друзей имеет тот, кто готов полюбить, кто готов собою жертвовать — а не тот, кто умеет выбирать.

Но всё же... можно ли понять людей, которые на искренность отвечают ложью, на верность — предательством? Неужели и они после этого могут оставаться друзьями?

Остро, болезненно звучит неизбежный вопрос: почему? Почему меня предали? Почему люди так жестоки? Мы словно ищем объяснения поступку предавшего, и главное, что делает предательство настолько мучительным — это невозможность понять логику поведения другого.

Много раз, перечитывая Евангелие, я задумывался: как Христос, зная точно, кто Его предаст, не удаляет от Себя Иуду, но даже принимает его в число ближайших учеников? Может, Спаситель, Сердцеведец, имел ключ к пониманию предателя? Но если так, тогда почему Он и нам не объяснил, как понять (или оправдать) таких людей? Оказывается, объяснил, и даже более чем понятно! Христос сказал главное: «Не судите!» Оказывается, и пытаться-то понять не нужно. В эпизоде с блудницей, которую привели ко Христу на суд, — разве Господь пытался понять её поступок? Нет, Он просто... не судил!

Почему евангельский рецепт «не суди» столь суров и лаконичен? На этот вопрос отвечает апостол Павел, когда почти с возмущением пишет о себе: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7, 15).

Оказывается, мы не можем понять даже сами себя! Даже осознавая, что для нас полезно, а что опасно — всё равно будем делать то, что приятнее, проще. И если мы пристально проследим за собою, то во многих случаях сами не сможем себе ответить на вопрос — почему я сделал то, что сделал. Почему я завидую? Разве это так уж приятно — сохнуть от зависти? Почему я раздражаюсь? Ведь намного лучше было бы жить в мире со всеми. И сколько ещё таких недоумений могу я в себе открыть... А почему мучаю сам себя — не знаю!

И вот Христос, придя в мир, принёс глубочайшую мудрость, которая зиждется на совершенном знании человеческой природы — именно природы, не ума. Он открыл нам, что природа наша поражена грехом, и это постоянно влияет на наши поступки: грех подчиняет себе и волю, и разум. Христос указывает нам совершенно новый, не постижимый для рассудка путь: вместо обиды — благодарность, вместо мести — любовь. Здесь нет земной логики, вместо её законов — кроткая заповедь: не судить, простить.

Ещё раз Спаситель ломает наши понятия об отношении к предательству, когда отвечает на вопрос учеников: сколько раз прощать брату, до семи ли раз? Он говорит немыслимую вещь: Не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз (Мф. 18, 22), — то есть бесконечно! Таков ответ Того, Кто поистине знает нашу природу, — ведь бесконечное число раз может согрешить человек. Евангельское «простить» — не значит сделать одолжение кому-то, а значит узнать в предателе — себя.

Умению прощать можно поучиться у Алёши Карамазова. Не зря именно на этом его свойстве сосредоточил внимание гений Достоевского: «Он, казалось, всю жизнь жил совершенно веря в людей, а между тем никто и никогда не считал его ни простячком, ни наивным человеком. Что-то было в нём, что говорило и внушало, что он не хочет быть судьёй людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит. Казалось даже, что он всё допускал, ни мало не осуждая, хотя часто очень горько грустя. Мало того, в этом смысле он до того дошёл, что его никто не мог ни удивить, ни испугать, и это даже в самой ранней своей молодости».

И Антуан де Сент-Экзюпери утверждал: «Настоящий друг тот, кто не осудит!»

Не судить, не отрекаться, восставать вместе с павшим. Простить и снова поверить, без суда и разбирательств — вот путь дружбы и любви, закон жизни.

Ранее опубликовано: № 5 (59) Дата публикации на сайте: 15 Октябрь 2012

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Если друг оказался вдруг...

Если друг оказался вдруг...

Роман Савчук
Журнал «Отрок.ua»
Жизнь без разочарований так же невозможна, как без любви и верности. Но до чего же странное соседство: дружба — и обман, преданность — и предательство. Однажды каждому из нас приходится узнать это на собственном опыте. И как, спрашивается, жить дальше, если друг оказался вдруг... — ну вовсе и не друг? Как пережить предательство? Можно ли ещё верить людям после горького разочарования?
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 8 из 8
15:32 17.11.2012 | Анна
Роман, спасибо! Вы представить себе не можете скольким людям полегчало после Вашей статьи...)...ссылка гуляет по сети и многие задумываются всерьез. Все верно, именно осознание собственной беспомощности перед грехом помогает прощать других, таких же бедняг покалеченных как и ты сам.
ПИШИТЕ ЕЩЕ...) Дай Бог Вам вдохновения.
07:15 28.10.2012 | максим
2 Марина: Возможны варианты: "И долго тем любезен буду я народу, что ... милость к падшим призывал" (А. Пушкин). Или так: "Убить упрямую тварь, - шепнул Азазелло" (М. Булгаков)
23:05 19.10.2012 | Марина
"Не судить, не отрекаться, восставать вместе с павшим." А если павший не собирается восставать?
16:45 16.10.2012 | Максим
Ой, вот так правильно: "но важно не то, ЧЕМ отвечают, а то, на ЧТО отвечают"
16:44 16.10.2012 | Максим
Да, отвечают и ложью, и предательством, но важно не то, ЧЕМ отвечают, а на то, на ЧТО отвечают: "И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым."
10:44 16.10.2012 | Иулия
Впечатляет фраза: "Евангельское «простить» — не значит сделать одолжение кому-то, а значит узнать в предателе — себя."
Спаси Господи!
10:37 16.10.2012 | Анна
Спасибо.
23:18 15.10.2012 | Инна
Спасибо! Вот сидела и думала, что делать с обидой...и ответ нашла в вашей статье...чудеса :)

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: