Интермеццо № 1 (73)

Пётр Ильич Чайковский. Спящая красавица, DVD

Исполнители: Светлана Захарова, Дэвид Холберг; оркестр Большого театра, дирижёр Василий Синайский

Новый год логично начать с музыки Петра Ильича Чайковского, — в этом году будет праздноваться его 175-летний юбилей. Старая добрая сказка Шарля Перро оживёт на сцене Большого театра. Роскошная постановка, созданная к открытию основной сцены Большого после многолетней реставрации, — итог содружества итальянцев и русских. Художники по костюмам, декораторы и сценографы — итальянские мастера, музыканты и лучшая в мире балетная труппа — Большой театр.

Идея создания этого балета возникла у директора императорских театров Ивана Всеволожского ещё в 1886 году. Ему хотелось удивить столичную публику: создать пышный спектакль в стиле балетов при дворе Людовика XIV. Всеволожский писал Петру Ильичу: «...тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо... Если мысль Вам по нутру, отчего не взяться Вам за сочинение музыки? В последнем действии нужна кадриль всех сказок Перро — тут должны быть и кот в сапогах, и мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода». Сценарий этой феерии был написан Всеволожским в тесном содружестве с хореографом Мариусом Петипа.

Постановка 2011 года уникальна тем, что в роли принца Дезире выступил американец Дэвид Холберг — первый в истории иностранец, приглашенный в состав труппы, — идеальное воплощение благородного, сказочной красоты балетного принца.

Густав Малер. Симфония № 4

Исполнители: Королевский оркестр Консертгебау, дирижёр Леонард Бернстайн

Коротко рассказать о Густаве Малере сложно, наверно, потому, что это один из мистиков в музыке, творчество которого трудно разложить на составляющие. При жизни он был больше известен как великий дирижёр Венского филармонического оркестра. Его сочинения смогли осмыслить и полюбить лишь потомки. Малер — ученик Венской консерватории, брал уроки композиции у Брукнера, в это же время увлечённо слушал лекции по истории и философии. Его музыка для конца XIX века была не просто новаторской: своей эклектичностью и кажущейся несвязностью она нарушала все устоявшиеся представления о прекрасном.

Четвертая симфония Малера, в которой мир увиден детскими глазами, удивила слушателей не свойственной Малеру прежде уравновешенностью, стилизованным, неоклассическим обликом и, казалось, безоблачной идилличностью музыки. «Писать симфонию — значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь ещё страдает другое существо», — так говорил композитор о своём творчестве. В основу идеи симфонии легла детская песенка о небесных радостях, в которой рай представляется местом, где вкусно кормят, где все танцуют и веселятся, но и в этой наивной мечте угадывается надломленность и обречённость.

Арканджело Корелли. Op. 6. № 8. «Christmas Concerto»

Исполнитель: ансамбль Hungarian Chamber Orchestra Pécs, дирижёр Татраи Вильмош

Творчество выдающегося итальянского композитора и скрипача Арканджело Корелли оказало огромное влияние на европейскую инструментальную музыку конца XVII — первой половины XVIII века. Он по праву считается основоположником итальянской скрипичной школы. Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его талантом и трудолюбием, но и несравненным артистическим обаянием. Корелли достиг в своём творчестве совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте. Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и одновременно — взволнованным, патетичным и стремительным.

Последний опус Корелли — двенадцать Больших концертов (Concerto grosso), в наше время они и стали самым исполняемым произведением. Внимаю читателей «Отрок» рекомендует Christmas Concerto из цикла Concerto grosso, произведение, сочинённое в рождественскую ночь.

Альфред Шнитке. Concerto grosso № 1

Исполнители: Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, Юрий Смирнов, Камерный оркестр Европы, дирижёр Генрих Шифф

«Он будто вывел музыку за границы времени и пространства», — так говорят об Альфреде Шнитке его современники. Представитель советского музыкального авангарда — автор опер, балетов, симфоний, сюит и ораторий, музыки для кино и театра. В сфере его интересов были теория музыки, религия и философия. Среди многих композиторов Шнитке выделяется тем, что он был настоящим философом. Его сочинения были надолго запрещены к исполнению в Советском Союзе, почти до конца 70-х годов широкая аудитория знала его исключительно как автора мелодий ко многим фильмам. Шнитке называли диссидентом советской культуры, однако положение относительно власти его интересовало меньше всего. Он пытался осознать, какую роль в современном мире играет художник. Когда Шнитке задали вопрос, идентична ли музыка религии, он ответил так: «Нет, она как человек. И из неё есть выход и в высшее, и в низшее».

«Отрок» рекомендует одно из самых известных произведений композитора Кончерто гроссо № 1. В этом сочинении представлена панорама музыки разных стилей и жанров. Шнитке использовал приём полистилистики как способ выражения конфликта классической гармонии мироощущения и какофонии современной жизни.

Ранее опубликовано: № 1 (73) Дата публикации на сайте: 05 Февраль 2015

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Интермеццо № 1 (73)

Варвара Шуваликова
Журнал «Отрок.ua»
Пётр Ильич Чайковский. Спящая красавица. Густав Малер. Симфония № 4. Арканджело Корелли. Op. 6. №8. «Christmas Concerto». Альфред Шнитке. Concerto grosso № 1.
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: