Пётр Ильич Чайковский. Спящая красавица, DVD
Исполнители: Светлана Захарова, Дэвид Холберг; оркестр Большого театра, дирижёр Василий Синайский
Новый год логично начать с музыки Петра Ильича Чайковского, — в этом году будет праздноваться его 175-летний юбилей. Старая добрая сказка Шарля Перро оживёт на сцене Большого театра. Роскошная постановка, созданная к открытию основной сцены Большого после многолетней реставрации, — итог содружества итальянцев и русских. Художники по костюмам, декораторы и сценографы — итальянские мастера, музыканты и лучшая в мире балетная труппа — Большой театр.
Идея создания этого балета возникла у директора императорских театров Ивана Всеволожского ещё в 1886 году. Ему хотелось удивить столичную публику: создать пышный спектакль в стиле балетов при дворе Людовика XIV. Всеволожский писал Петру Ильичу: «...тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо... Если мысль Вам по нутру, отчего не взяться Вам за сочинение музыки? В последнем действии нужна кадриль всех сказок Перро — тут должны быть и кот в сапогах, и мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода». Сценарий этой феерии был написан Всеволожским в тесном содружестве с хореографом Мариусом Петипа.
Постановка 2011 года уникальна тем, что в роли принца Дезире выступил американец Дэвид Холберг — первый в истории иностранец, приглашенный в состав труппы, — идеальное воплощение благородного, сказочной красоты балетного принца.
Густав Малер. Симфония № 4
Исполнители: Королевский оркестр Консертгебау, дирижёр Леонард Бернстайн
Коротко рассказать о Густаве Малере сложно, наверно, потому, что это один из мистиков в музыке, творчество которого трудно разложить на составляющие. При жизни он был больше известен как великий дирижёр Венского филармонического оркестра. Его сочинения смогли осмыслить и полюбить лишь потомки. Малер — ученик Венской консерватории, брал уроки композиции у Брукнера, в это же время увлечённо слушал лекции по истории и философии. Его музыка для конца XIX века была не просто новаторской: своей эклектичностью и кажущейся несвязностью она нарушала все устоявшиеся представления о прекрасном.
Четвертая симфония Малера, в которой мир увиден детскими глазами, удивила слушателей не свойственной Малеру прежде уравновешенностью, стилизованным, неоклассическим обликом и, казалось, безоблачной идилличностью музыки. «Писать симфонию — значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь ещё страдает другое существо», — так говорил композитор о своём творчестве. В основу идеи симфонии легла детская песенка о небесных радостях, в которой рай представляется местом, где вкусно кормят, где все танцуют и веселятся, но и в этой наивной мечте угадывается надломленность и обречённость.
Арканджело Корелли. Op. 6. № 8. «Christmas Concerto»
Исполнитель: ансамбль Hungarian Chamber Orchestra Pécs, дирижёр Татраи Вильмош
Творчество выдающегося итальянского композитора и скрипача Арканджело Корелли оказало огромное влияние на европейскую инструментальную музыку конца XVII — первой половины XVIII века. Он по праву считается основоположником итальянской скрипичной школы. Трудно назвать другого композитора, творчество которого получило бы столь безоговорочное и единодушное признание при жизни. Вероятно, это объясняется не только его талантом и трудолюбием, но и несравненным артистическим обаянием. Корелли достиг в своём творчестве совершенства, выступая как скрипач, руководя лучшими капеллами, сочиняя для скрипки и обучая игре на этом инструменте. Корелли-композитор неотделим от Корелли-исполнителя. По свидетельству его учеников и современников, исполнительский стиль Корелли отличался исключительной выразительностью и благородством. Он умел быть лиричным, задумчивым и сосредоточенным, и одновременно — взволнованным, патетичным и стремительным.
Последний опус Корелли — двенадцать Больших концертов (Concerto grosso), в наше время они и стали самым исполняемым произведением. Внимаю читателей «Отрок» рекомендует Christmas Concerto из цикла Concerto grosso, произведение, сочинённое в рождественскую ночь.
Альфред Шнитке. Concerto grosso № 1
Исполнители: Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, Юрий Смирнов, Камерный оркестр Европы, дирижёр Генрих Шифф
«Он будто вывел музыку за границы времени и пространства», — так говорят об Альфреде Шнитке его современники. Представитель советского музыкального авангарда — автор опер, балетов, симфоний, сюит и ораторий, музыки для кино и театра. В сфере его интересов были теория музыки, религия и философия. Среди многих композиторов Шнитке выделяется тем, что он был настоящим философом. Его сочинения были надолго запрещены к исполнению в Советском Союзе, почти до конца 70-х годов широкая аудитория знала его исключительно как автора мелодий ко многим фильмам. Шнитке называли диссидентом советской культуры, однако положение относительно власти его интересовало меньше всего. Он пытался осознать, какую роль в современном мире играет художник. Когда Шнитке задали вопрос, идентична ли музыка религии, он ответил так: «Нет, она как человек. И из неё есть выход и в высшее, и в низшее».
«Отрок» рекомендует одно из самых известных произведений композитора Кончерто гроссо № 1. В этом сочинении представлена панорама музыки разных стилей и жанров. Шнитке использовал приём полистилистики как способ выражения конфликта классической гармонии мироощущения и какофонии современной жизни.