Интермеццо № 2 (74)

Сергей Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин»

Исполнитель: Московский государственный камерный хор, Российский национальный оркестр, дирижёр Михаил Плетнёв

Известный педагог и пианист, воспитавший знаменитых учеников, среди которых Скрябин и Рахманинов, в русском музыкальном наследии известен как автор кантат. До Танеева мало кто работал в этом жанре, ни у кого из русских авторов сочинение произведений для хора, а именно кантат, не занимало столь значительного места в творчестве.

В 1881 году Москва прощалась со знаменитым пианистом и основателем столичной консерватории Николаем Рубинштейном. Это печальное событие послужило вдохновением для Сергея Танеева — ученика Рубинштейна. Он сочинил кантату «Иоанн Дамаскин», которую позже слушатели и критики прозвали русским реквиемом. Фрагмент из одноимённой поэмы Алексея Толстого стал основным текстом для этого произведения. «Иду в неведомый мне путь / Иду меж страха и надежды», — с этих строк начинается хоровое пение. Автор размышляет от лица души умершего о смерти, о жизни вечной. Собственно, поэт Толстой был вдохновлён произведениями самого преподобного Иоанна, тоже поэта-гимнографа, — стихирами и канонами, сохранившимися в православном богослужении до сих пор.

В этой кантате можно услышать и хорошо знакомое основное песнопение панихиды —"Со святыми упокой«, которое погружает слушателя в размышления о мире ином.

Иоганн Себастьян Бах. Хорошо темперированный клавир

Исполнитель: Святослав Рихтер

Сорок восемь прелюдий и фуг Баха составляют два тома «Хорошо темперированного клавира». Это произведение считается своеобразной энциклопедией баховских образов. Антон Рубинштейн говорил: «Вы услышите фуги религиозного, героического, меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального, драматического характера; в одном только они все схожи — в красоте...». Сам же композитор определил назначение своих произведений куда прозаичнее. «Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодёжи», — именно такую надпись сделал Бах на партитуре. Кроме использования всех тональностей, ХТК известен большим количеством нововведений по части техники и выразительных средств. Ни один композитор, кроме Баха, не смог создать столь живые и яркие произведения в форме фуг, и многие композиторы последующих эпох равнялись на это хрестоматийное произведение немецкого классика.

Однажды Шарль Гуно решил подсчитать, сколько тем и мелодий можно отыскать внутри одной прелюдии, если делать разные акценты... Насчитал он около десяти тысяч, на том и остановился, потому что продолжать можно было бесконечно. Кстати, из этого эксперимента родилась знаменитая мелодия молитвы «Ave Maria» Баха-Гуно.

Распевы Супрасльского монастыря

Исполнители: Хор Московского патриархата «Древнерусский распев», регент Анатолий Гринденко

Монастырь на реке Супрасль в Польше был основан в 1498 году. Первыми насельниками его были монахи Киево-Печерской лавры, которые перенесли в новую обитель свои церковные обряды и традиции пения. К XVII веку монастырь стал крупным центром православия. Он был известен своей библиотекой, типографией, рукописной мастерской и особой красоты и строгости пением. Церковный хор состоял из монахов и постоянно пополнялся вольнонаёмными певцами с выдающимися голосами. Супрасльские мастера певческого дела были известны далеко за пределами обители.

На этом диске звучат песнопения из рукописного памятника древнерусского певческого искусства — Супрасльского Ирмология. Эта певческая книга древнейших распевов была создана 400 лет назад, рукопись написана линейной нотацией, а не крюковой, и это даёт возможность современным певчим с полной достоверностью исполнить содержащиеся в ней песнопения. Вы услышите произведения из основного круга богослужебных песнопений в своеобразной практике их исполнения.

Йозеф Гайдн. Симфония № 45 («Прощальная»)

Исполнитель: Камерный оркестр Литовской государственной филармонии, дирижёр Сондецкис Саулюс

Тот редкий случай, когда на концерте симфонического оркестра необходимо не только слушать, но и непременно смотреть на происходящее. Своеобразный музыкальный перформанс был создан Йозефом Гайдном в 1772 году. Есть несколько версий причин, побудивших композитора написать симфонию именно такой, какой её услышали и увидели в капелле князя Эстерхази. Богатый венгерский аристократ и меломан, Эстерхази держал в своём загородном поместье музыкантов капеллы почти как крепостных. Никто из оркестрантов не имел права покидать место работы, пока хозяин был в поместье, дабы услаждать его слух музыкой по первому требованию. Несчастные музыканты истосковались по своим семьям и упросили своего капельмейстера — Гайдна — сочинить такое произведение, которое послужило бы намёком для деспотичного хозяина, — музыкантам пора по домам на отдых. Благодаря остроумной находке композитора, в процессе исполнения симфонии музыканты поочерёдно покидают сцену по завершении своей партии. Есть ещё одна версия: уходящие оркестранты символизируют прощание с жизнью, угасание и тихую печаль. Последним сцену должен покинуть скрипач, завершив адажио и символично затушив свечу.

Ранее опубликовано: № 2 (74) Дата публикации на сайте: 27 Апрель 2015

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Интермеццо № 2 (74)

Варвара Шуваликова
Журнал «Отрок.ua»
Сергей Танеев. Кантата «Иоанн Дамаскин». Иоганн Себастьян Бах. Хорошо темперированный клавир. Распевы Супрасльского монастыря. Йозеф Гайдн. Симфония № 45 («Прощальная»).
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: