Интермеццо № 3 (75)

Борис Лятошинский. Симфония № 3

Исполнители: Национальный симфонический оркестр Украины, дирижёр Теодор Кучар

Впервые Симфония № 3 си минор Лятошинского прозвучала в Киеве на концерте пленума Правления Союза композиторов Украины. Случилось это 23 октября 1951 года. Как вспоминают современники, публика аплодировала стоя. Однако вскорости после премьеры произведение признали «антинародным» — из-за его антивоенной направленности. Композитора обвинили в «буржуазном пацифизме».

Под давлением номенклатуры Лятошинскому пришлось переписать финал симфонии: из мрачного и трагического он превратился в оптимистический и победный. После исполнения произведения в новой редакции в Ленинграде отношение к нему советской критики изменилось на противоположное. Безусловно, свою роль сыграл и авторитет известного дирижёра Е. Мравинского, который управлял оркестром. Симфонию провозгласили этапной для всей украинской музыки.

Надо сказать, что даже «оптимистичность» нового финала не перекрыла присущего симфонии острого драматизма. Российский композитор Д. Кабалевский справедливо заметил, что радость, появившаяся в произведении, была «радостью измученного человека».

Почти полстолетия симфония звучала только в одобренном номенклатурой варианте. Одним из первых эту традицию сломил Национальный симфонический оркестр Украины под управлением дирижёра Теодора Кучара, чью запись «Отрок» и рекомендует своим читателям.

Генрик Гурецкий. Симфония № 3

Исполнители: Дон Апшоу (сопрано), камерный оркестр «London Sinfonietta», дирижёр Дэвид Зинман.

Польский композитор Генрик Гурецкий наряду с эстонцем Арво Пяртом и англичанином Джоном Тавенером считается одним из столпов направления «сакрального минимализма». Третья симфония Гурецкого, известная также как «Симфония скорбных песнопений», — самое известное его творение.

Случилось так, что широкая публика узнала о симфонии через целых шестнадцать лет после её написания — в 1992 году, после выхода диска фирмы Elektra Nonesuch, в записи которого приняли участие малоизвестный тогда дирижёр Дэвид Зинман и известная певица-сопрано Дон Апшоу. Запись получила просто невероятную популярность, заняв первое место в хит-параде классической музыки журнала Gramophone и войдя в десятку симфонических «бестселлеров». Британская радиостанция Classic FM была вынуждена постоянно крутить фрагменты симфонии: заявки поступали даже от водителей-дальнобойщиков.

Такой ажиотаж — довольно странный, поскольку «Симфония скорбных песнопений» — название неслучайное. Текстом её первой части стала средневековая Ламентация Девы Марии из Свентокшиского монастыря, где Мать оплакивает страдания и смерть Своего Сына. Библейская трагедия перекликается с трагедией военной: во второй части симфонии звучат слова 18-летней Хелены Ванды Блажусяк, выцарапанные на стене гестаповской тюрьмы: «Мама, не плачь, не надо. Непорочная Царица Небесная, поддержи меня».

...Голос постепенно вплетается в угнетающе-монотонную музыкальную ткань. Пронизывающе трагические моменты смешиваются с мягкими и светлыми... Третья симфония Гурецкого — это музыка, говорящая о Надежде: Надежде, которая живёт, невзирая ни на что: боль, страдания и даже смерть.

Альфред Шнитке. Хоровой концерт

Исполнители: Государственный Камерный хор СССР, дирижёр Валерий Полянский

«Встреча гениев», «Глубина в глубине» — к рассказу о Хоровом концерте Шнитке можно подобрать много пафосных заголовков. Однако обо всем по порядку.

Идею написать чисто хоровое произведение композитору подал дирижёр Валерий Полянский. Впрочем, Шнитке «созрел» не сразу. Толчком к созданию концерта стали тексты средневекового монаха Григора Нарекаци (951–1003), найденные в 1984 году в книге «Армянская средневековая лирика». Позже композитор говорил, что «написал ту музыку, которую вызвал этот текст, а не ту, которую хотел сам». В то же время, «фирменный стиль» Шнитке достигает в Хоровом концерте своих вершин: обыгрывая (или, скорее, проживая) стихи Нарекаци, Альфред Гарриевич доводит драму до максимального напряжения, не скатываюсь при этом в дешёвый пафос. Звучание концерта, при всей глубине и разнообразии, остаётся аскетическим: хвала Богу не стает розово-сладковатой, а покаянный плач не переходит в самобичевание нарцисса.

И наконец: известный музыковед Валентина Холопова обращает внимание на то, что Шнитке удалось органично «сплавить» разные страны и эпохи: «получился овеянный архаикой универсальный стиль духовной музыки». Так стихи, гениальный автор которых стремился достучаться «до христиан во всех краях земли», призывая их посмотреть в глубину, получили новое — универсальное воплощение в шедевре ещё одного гения.

Георгий Свиридов. «Песнопения и молитвы»

Исполнители: хор Государственной Третьяковской галереи, дирижёр Алексей Пузаков; хор Московского Сретенского монастыря, регент Никон Жила

Родившиеся в СССР слышали музыку Георгия Свиридова каждый вечер: мощный отрывок из его сюиты «Время, вперёд!» открывал программу новостей на Центральном телевидении. Сейчас композитора в основном знают по вальсу «Метель» — тому самому, который вконтакте постоянно размещают под именами то Вивальди, то Шопена, то ещё кого-то из ископаемых классиков.

К сожалению, значительно меньшую популярность получили хоровые произведения Свиридова — хотя они составляют не только самую объёмную, но и самую характерную часть его творчества. Особое место среди его хоров занимает цикл «Песнопения и молитвы».

Интересно, что эти произведения с самого начала не предназначены для богослужебного использования. Во-первых, автор довольно свободно работает с каноническими текстами, внося в них изменения и сокращения; во-вторых, эмоциональная нагрузка «Песнопений и молитв» больше подходит к исполнению со сцены, чем с клироса. Невзирая на это, Свиридов сохраняет глубинную связь с традициями богослужебного пения — выражая таким образом своё стремление к объединению в искусстве светского и церковного начал. Неотъемлемым остаётся и глубоко национальный характер музыки композитора.

«Отрок» предлагает читателям послушать «Песнопения и молитвы» в исполнении хоров Государственной Третьяковской галереи (дирижёр Алексей Пузаков) и Московского Сретенского монастыря (регент Никон Жила).

Ранее опубликовано: № 3 (75) Дата публикации на сайте: 25 Июнь 2015

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Интермеццо № 3 (75)

Сергей Турович
Журнал «Отрок.ua»
Борис Лятошинский. Симфония № 3. Генрик Гурецкий. Симфония № 3. Альфред Шнитке. Хоровой концерт. Георгий Свиридов. «Песнопения и молитвы».
Разместить анонс

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: