Сергей Рахманинов. Всенощное бдение
Исполнитель: Государственный академический Русский хор, дирижёр Александр Свешников
«Всенощное бдение» Рахманинова в исполнении Русского хора под управлением Свешникова — двойной шедевр: композиторского и исполнительского искусства. «Всенощная» была окончена Рахманиновым в 1915 году, уже в зрелом возрасте. В основе песнопений — темы обихода, суровые, аскетичные знаменные распевы. Пожалуй, можно без преувеличения сказать, что это самое интересное произведение из духовной музыки, написанной к тому времени русскими композиторами.
Александр Свешников — замечательный хоровой дирижёр, начинавший свою деятельность регентом в храме. Наверное, поэтому запись «Всенощной» под его управлением оказалась эталонной. Звучание его хора потрясающе глубокое и прочувствованное, нежнейшие оттенки piano в «Богородице Дево, радуйся», энергия и искренность «Приидите поклонимся» навсегда остаются в памяти слушателя. Нельзя не сказать и о замечательных солистах, без излишнего вокального пафоса сдержанно выражающих смысл слова.
«Всенощная» настолько совершенна с точки зрения музыкальной, что, пожалуй, под неё сложно молиться, но отдельные песнопения исполняются в качестве концерта на литургии, что располагает к созерцанию, которое, в свою очередь, настраивает на молитву.
Пётр Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром
Исполнитель: Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина, солист Давид Ойстрах
Почти как послание будущим поколениям звучат слова Петра Ильича: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору». И действительно, музыка Чайковского способна говорить о волнующем и сокровенном. Концерт для скрипки с оркестром — одно из самых светлых и жизнеутверждающих произведений Петра Ильича. Его чарующий мелодизм — главное сокровище этого произведения. В этой музыке всё — упоение жизнью и радостью бытия, восхищение этим миром и надежда. Голос скрипки звучит здесь задушевно и просто, и в то же время аристократически благородно. Энергия стихии и одновременно тихая лирика сочетаются в этом произведении.
Если слушать скрипичный концерт в записи, то стоит обратить внимание на одну из лучших записей в истории — с Давидом Ойстрахом, пожалуй, самым ярким скрипачом советской эпохи, и маэстро Кириллом Кондрашиным.
Фредерик Шопен. Баллады
Исполнитель: Маурицио Поллини
Музыка Фредерика Шопена стала воплощением романтического идеала. Почти все его сочинения были написаны для одного инструмента — фортепиано. Казалось бы, камерный жанр, но именно в нём выразилась вся многогранность мировоззрения эпохи романтизма.
У всех на слуху знаменитые шопеновские ноктюрны, этюды и вальсы. Хотелось бы обратить внимание читателя на баллады, которые занимают особое место в наследии польского композитора. Шопен вошёл в историю музыки не только как сочинитель, пианист-виртуоз, но и как автор нового жанра — инструментальной баллады. Для патриота Польши этот жанр имел особый смысл. Именно в польской литературе XIX века баллада стала квинтэссенцией народных надежд на освобождение. Вечная тоска по истерзанной родине давала вдохновение композитору.
В репертуаре многих выдающихся пианистов есть произведения Шопена, но особое прочтение можно услышать в записях итальянского пианиста Маурицио Поллини. В восемнадцать лет он стал победителем Международного конкурса пианистов имени Шопена, а позже не раз покорял публику своей игрой. О его исполнении критики говорили: «...может быть, и можно было играть Шопена романтичнее, красочнее, значительнее, но трудно представить себе эти сочинения исполненными более одухотворённо».
Георг Фридрих Гендель. Concerti Grossi
Исполнитель: Мюнхенский баховский оркестр, дирижёр Карл Рихтер
Жизнь и творчество Генделя навсегда связаны с двумя государствами, и до сих пор ведутся споры: Гендель — английский композитор или всё-таки немецкий. Он родился в Германии в том же году, что и Иоганн Себастьян Бах, но, в отличие, от Баха, стал знаменитым и почитаемым композитором ещё при жизни. Родители мечтали, что сын станет юристом, а он в четыре года самостоятельно научился играть на клавесине, и никакие запреты не могли помешать его неистовой увлечённости. Он не мог не играть, не мог не писать музыку. Судьба была явно благосклонна к маленькому музыканту, в семилетнем возрасте он пленял своей игрой слушателей из аристократических кругов и с тех пор навсегда попал под покровительство особ высшего света.
Гендель прожил долгую жизнь и написал множество произведений, исполненных торжеством света; ветхозаветные и евангельские сюжеты были одними из основных тем в его операх. Оратория «Мессия» стала вершиной его творчества, сам композитор делился ощущением особого вдохновения во время сочинения оратории: «Я думал, что открылось небо и я вижу Творца».
Знакомство с музыкой Генделя можно начать, прослушав шедевр барочной музыки Concerti Grossi в исполнении Мюнхенского баховского оркестра.
Николай, не будьте мартышкой из басни Крылова… А лучше послушайте - http://www.youtube.com/watch?v=rWKA7i_JJ2M