Клод Дебюсси. «Море». Три симфонических эскиза
Исполнитель: Монреальский симфонический оркестр, дирижёр Шарль Дютуа
В этом номере рубрика «Интермеццо» знакомит читателя с произведениями, которые можно было бы обозначить как воспоминания о путешествиях, летних впечатлениях композиторов Франции, Испании, Германии и Чехии.
Французский композитор Клод Дебюсси, вошедший в историю как основоположник импрессионизма, однажды сказал, что из всех искусств музыка ближе всего к природе: «Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».
Сам композитор впервые встретился с морем ещё в детстве на Лазурном берегу. Возможно, ещё тот первый детский восторг вспоминал Дебюсси, когда сочинял своё «Море». В конце лета 1903 года в письмах друзьям композитор упоминает, что работает над симфоническими эскизами, посвящёнными морской стихии. «Море — это всё, что есть наиболее музыкального». На обложке партитуры Дебюсси помещает «Волну» Хокусая — дань взаимным ассоциациям между живописью и музыкой. Кстати, и термин «эскиз» он употребил, чтобы подчеркнуть живописность своего полотна.
Сам композитор почему-то не любил, когда его именовали «основоположником импрессионизма», и отвечал на это: «Я лишь пытаюсь найти новые реальности».
Антонин Дворжак. «Славянские танцы»
Исполнитель: Симфонический оркестр Баварского радио, дирижёр Рафаэль Кубелик
В 1874 году ещё никому не известный и крайне нуждающийся в деньгах Антонин Дворжак получил от Иоганнеса Брамса совет написать популярную музыку. Брамс обещал использовать свои связи и влияния и помочь с изданием будущего произведения, если оно будет удачным. В XIX веке домашнее музицирование было в моде. Особенно публика любила произведения для игры в четыре руки. Даже Чайковский взялся за сочинение произведений для любителей — так появились на свет «Времена года». Откровенно говоря, Брамс предложил молодому композитору тот же приём, которым воспользовался сам много лет назад, — написал «Венгерские танцы» для фортепиано и только спустя несколько лет оркестровал их. Это был проверенный способ представить себя широкой аудитории.
«Славянские танцы» принесли Дворжаку европейскую славу. Его вдохновением стали неповторимые мелодии родной Моравии. Кроме чешских мотивов, «Славянские танцы» объединили в себе народный характер украинской, сербской и польской музыки. Как бы пафосно это ни прозвучало, но Дворжаку удалось выразить идею единства славянской духовной и музыкальной культуры. Получилось весьма убедительно.
Рихард Штраус. «Альпийская симфония»
Исполнитель: Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Герберт фон Караян
«Альпийская симфония» была написана Штраусом в 1915 году в перерыве между работой над сложнейшими операми. После изматывающего труда над монументальными полотнами работу над симфонией можно было воспринимать как отдых. Комментарий композитора во время сочинения её был таков: «Я возымел желание хоть раз сочинить музыку так же просто, как корова даёт молоко». «Альпийская симфония» — это описание прогулки по горным тропинкам, так сказать, «дневник наблюдения за природой». Впервые идея изобразить в музыке восхождение в горы пришла Штраусу ещё в юности. Первая попытка, по признанию самого композитора, оказалась неудачной. Через сорок лет Рихард Штраус, уже признанный мэтр, автор нескольких опер, возвращается к теме Альп.
Журчание ручьёв, пастушьи рожки, шум водопадов, туман и грозы — вся палитра альпийских звуков воспроизведена симфоническим оркестром. Описание красоты горных хребтов Баварских Альп, пронизанных солнцем, полных радости жизни, — всё это роднит музыку симфонии с «Пасторальной» Бетховена.
Хоакин Родриго. «Аранхуэсский концерт» для гитары с оркестром
Исполнитель: оркестр «Академия святого Мартина в полях», солист Пепе Ромеро, дирижёр Невилл Марринер
Хоакин Родриго — прославленный испанский композитор. Ещё в детстве он полностью потерял зрение, но это нисколько не помешало ему сочинять и стать теоретиком-музыковедом. Ведущая тема адажио из «Аранхуэсского концерта» стала одной из самых популярных мелодий XX века. А прототипом для этой музыки послужили андалузские литургические песнопения.
Хоакин Родриго написал концерт под впечатлением от королевских садов в Аранхуэсе, где он провёл счастливые месяцы вдвоём с супругой. Исполнить это произведение считали за честь лучшие гитаристы XX века. Например, Пако де Лусиа рассказывал, что не умел читать ноты до того, как ему было предложено сыграть концерт. Пришлось подписывать названия нот в партитуре и таким образом разбирать свою партию. Для адажио «Аранхуэсского концерта» было сделано несколько аранжировок, в том числе и Майлз Дэвис — знаменитый джазовый композитор и исполнитель — записал свой вариант. В воспоминаниях он делился впечатлением от работы с испанской музыкой: «Эта мелодия настолько мощная, что чем мягче её играешь, тем мощнее она получается, и чем мощнее её играешь, тем слабее она получается».