Отрок.ua

This page can found at: https://otrok-ua.ru/sections/art/show/kinokhroniki_No_3_27.html

Кинохроники № 3 (27)

Валерия Ефанова

Живой (2006)

Солдат-контрактник Кир (Андрей Чадов) возвращается из Чечни. Друзья буквально вытащили его «с того света», но остались там сами: тела в землю, дела — в папку «выбывшие по смерти»… Выписавшись из лазарета, Кир сталкивается с циничным начальником финчасти, наживающемся как на живых, так и на мертвых. Несправедливость взывает ко мщению.

На дороге Кира сбивает машина, а когда он приходит в себя, к его костру подсаживаются боевые товарищи, отдавшие за него свои жизни — Игорь и Никич (Владимир Епифанцев, Максим Лагашкин).

Военная драма — жанр, не терпящий легковесности и фальши. Для советского человека она была одной из наиболее адекватных возможностей разговора о вечном, о смысле бытия. Следует этой традиции и «Живой», но здесь, пожалуй, впервые делается попытка посмотреть на войну и мир, на жизнь с другой стороны.

Фильм Александра Велединского — удивительно яркий, шокирующий, полемичный. Герои не стесняются в выражениях и за словом в карман не лезут. Девиз фильма — «Чувствуешь, значит „Живой“». И режиссер всеми возможными способами, вплоть до провокации пытается заставить зрителя чувствовать.

Создателям «Живого» удалось запечатлеть пронзительный образ нашей эпохи, сформулировать послание, способное достичь души современного человека. Удалось выписать реалистичный, далекий от сусального идеала образ священника, и, самое главное, избежать морализаторства и снисходительно-наставительной интонации. Зрителям дан шанс взглянуть на чужую жизнь (а в идеале и на свою) с точки зрения вечности и вспомнить о Воскресении и вечной жизни, о Том, Кто Своей смертью победил смерть и сокрушил врата ада.

Лабиринт Фавна (2006)

«Лабиринт Фавна» мексиканского режиссера Гильермо дель Торо — самая настоящая волшебная сказка. Однако глубоко ошибется тот, кто решится искать в ней пасторальное развлечение: картина слишком жестока и натуралистична. Но она завораживающе прекрасна, это глубокое и многоуровневое повествование, предельно насыщенное символами и событиями.

Испания Франко, 1944 год. Десятилетняя Офелия вместе с матерью, которая вот-вот должна разрешиться от бремени, приезжает в командную ставку к своему отчиму капитану Видалю, фашистскому офицеру, ведущему бой с засевшим в лесу отрядом партизан. Здесь Офелия находит древний каменный лабиринт, в котором встречает Фавна. Девочка узнает, что на самом деле является принцессой Моанной — дочерью повелителя подземного царства. Чтобы вернуться в волшебный мир, до наступления полнолуния она должна пройти три испытания.

Безусловное достоинство «Лабиринта» заключено в том богатстве интерпретаций, которое может позволить себе зритель этой ленты. Для одних это «борьба против сил зла», для других — грезы девочки, пытающейся сбежать в выдуманный мир от кошмара действительности.

Пропавшая принцесса в сказочной традиции — аллегория души, спустившейся в грубый материальный мир и забывшей о своем небесном предназначении. Чтобы вернуться в золотое царство своего отца, ей нужно не только отказаться от привычной реальности, но и пожертвовать чем-то необычайно важным.

Над мистериальным культом Великого Пана торжествует идея самопожертвования — идея, которой неоткуда взяться в мире, пронизанном магией, пока его не преобразит Христианство.

Отец солдата (1964)

И полвека спустя после своего создания фильм «Отец солдата» напоминает о столь забытых ныне чести, мужестве и доброте.

События фильма разворачиваются в годы Великой Отечественной войны. Старый грузинский крестьянин Георгий Махарашвили едет повидать сына-танкиста, попавшего в госпиталь. Но, добравшись до лазарета, узнает, что тот уже выздоровел и отбыл на фронт. Пытаясь встретиться с сыном, старик сам становится солдатом и, пройдя множество испытаний, победителем вступает в Берлин. 14 апреля 1945 года долгожданная встреча отца и сына состоится, но, увы, будет недолгой.

Имя Георгия Махарашвили для многих поколений стало синонимом слову отец. Это тот самый отец, отправившийся на взыскание сына, ушедшего в далекую страну.

Недаром названный Георгием — земледельцем, он с трепетом и благоговением относится к земле и ее плодам, он сам — крепкая ветвь древнего древа его отцов, о которых он рассказывает однополчанину. Увидев выросшую на чужой земле виноградную лозу, старик радуется ей как родной. Крепкая крестьянская натура и защищает душу главного героя от озлобления, от желания мстить во что бы то ни стало.

Картина, впервые показанная 9 мая 1965 года в Тбилиси, имела успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом, получила несколько наград, в том числе и премию «Капитолийский Юпитер» (Рим, 1967 г.). В родном городе Махарашвили — Гурджаани — даже поставили памятник Отцу солдата.

Режиссер картины Резо Давидович Чхеидзе, отметивший в 2006 г. 80-летие, не собирается отдыхать, а намерен снимать новые ленты. Фильм с рабочим названием «Свеча, зажженная у Гроба Господня» уже практически завершен. В нем рассказывается о людях, реставрирующих в горах старинный православный храм. Одну из главных ролей сыграла Лидия Федосеева-Шукшина.

Сталкер (1979)

Действие ленты Андрея Тарковского, снятой по мотивам повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине», происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, исполняющая самые заветные желания. К ней, каждый по своим причинам, отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор, ведомые проводником — Сталкером.

Трое путешественников перемещаются по запутанному маршруту в месте, существующем одновременно везде и нигде, не поддающемся локализации. Пространство «Сталкера» — внутренний пейзаж человеческой души, и путь героев можно описать как схождение разума в сердце: это мучительное погружение в глубину самих себя, путь, ведущий к познанию, потере и преображению.

Отсюда, как предупреждает своих спутников Сталкер, никто не возвращается тем же путем, каким пришел сюда, что исключает и обратное движение во времени: пройдя через Зону, нельзя остаться таким же, каким был до встречи с ней.

В «Сталкере» Тарковского отражается и время, и вечность: социальные надежды конца 70-х, и предчувствие глобальных катастроф (лента снята еще до трагедии на Чернобыльской АЭС) и апокалиптическое ожидание конца всех времен.

Завораживающий, тонкий и невероятно красивый, «Сталкер» является одной из самых глубоких лент отечественного кинематографа, ценность которой не увядает и спустя десятилетия.

Ранее опубликовано: № 3 (27) Дата публикации на сайте: 05 Ноябрь 2007