Кинохроники № 5 (29)

Полет над гнездом кукушки

1975 год

Чтобы избежать тюрьмы, мелкий хулиган МакМерфи (Джек Николсон), отлынивающий от работы, симулирует умопомешательство и попадает в сумасшедший дом. Унылая казарменная рутина и вечные жалобы пациентов на несправедливость выводят свободолюбивого бунтаря из себя, и он пытается изменить установленный порядок, становясь в оппозицию старшей медсестре Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер), хладнокровно и бескомпромиссно управляющей этим «кукушкиным гнездом» (что и означает на слэнге «дом сумасшедших»). По результатам опроса Американского института кино образ медсестры-надзирателя попал на пятое место в списке главных кинозлодеев ХХ века.

Поставленный по признанному бестселлеру Кена Кизи, фильм «Полет над гнездом кукушки» получил все пять «Оскаров» 1975 года: лучший фильм, лучший режиссер, лучший актер, лучшая актриса и лучший сценарий.

Основой для романа стали воспоминания Кена Кизи о его работе в госпитале для ветеранов в Калифорнии. Поклонники фильма и книги до сих пор спорят о достоинствах и недостатках экранизации, сам Кен Кизи остался ею недоволен и даже отказался смотреть, что не помешало картине стать одним из самых шокирующих и пронзительных фильмов прошлого столетия.

У режиссера не было денег на декорации, поэтому фильм снимали в реальном госпитале. Главный врач не только разрешил снимать, в том числе и настоящих пациентов, но и сам участвовал в съемках (именно он разговаривает с МакМерфи в начале фильма).

Это картина о поиске свободы, бунте против лживой, лицемерной и равнодушной системы. Огненный темперамент МакМерфи раз за разом разбивается о ледяное спокойствие Рэтчед, о неподъемную тяжесть страха соседей по палате, добровольно заточивших себя в госпитале, ведь внешняя свобода недостижима без внутреннего освобождения. И МакМерфи, стоящий уже на пороге свободы, из жалости к другим щедро, без раздумий и без надежды жертвует всем.

Финал открыт, вариант освобождения, предлагаемый зрителю, не может не повергнуть в шок. В фильме затронута горькая проблема экспериментов с человеческим сознанием, когда власть не останавливается ни перед одним, даже самым жестоким способом, ради получения послушной, легко управляемой марионетки.

Раз уж речь зашла о сумасшедших, хочется вспомнить о другом оскароносном, популярнейшем фильме 1994 года, во многом диаметрально противоположном «Полету над гнездом кукушки». Речь о «Форресте Гампе» Роберта Земескиса. В первом случае «нормальный» герой попадает в ненормальную обстановку, во втором все наоборот.

В фильме Формана нарочно нагнетается тяжелая, однообразная атмосфера. «Форрест Гамп» — завораживающий калейдоскоп событий и знаменитостей, через который пролегает путь маленького человека, живущего по своим правилам в огромном, сложном и непонимающем его мире. МакМерфи — острослов и забияка, не гнушающийся всеми земными радостями, Форрест — почти юродивый праведник, отстаивающий свою правду — ценность верной любви, патриотизма, честности и бескорыстия в вакханалии вседозволенности и пацифизма, охватившего его Родину в 70-е годы, а именно в это время разворачивается и действие романа Кена Кизи.

В «Полете над гнездом кукушки» есть одна сцена, которую режиссер первоначально не хотел включать в фильм, — это эпизод с рыбалкой на катере, самый светлый и умиротворяющий момент. Тот же катер сыграет немалую роль в «Форресте Гампе», и отсюда вектора этих лент разлетаются в диаметрально противоположные стороны. Вольному — воля, спасенному — рай.

Весна, лето, осень, зима… и снова весна

2003 год

«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» — тонкая, эстетически безупречная буддийская поэма о бесконечном круговороте жизни, созданная корейским режиссером Ким Ки-Дуком. Все действие фильма происходит в окрестностях священного озера, а пять эпизодов — времен года отделены друг от друга десятилетиями.

На плавучей пагоде живут монах-отшельник и его ученик. В самом начале фильма он еще ребенок, но жизненный путь его уже предначертан и открывается мудрецу в поступках и движениях мальчика. Жестокая игра оборачивается первым испытанием его души, уроком сострадания к боли других существ. Но уроки учителя выветриваются из головы юноши, увлеченного первой страстной любовью. Он покидает озеро, чтобы потом вернуться сюда снова уже другим человеком.

«Весна…» — незапланированный актерский дебют Ким Ки-Дука, режиссер сыграл роль монаха в зимних сценах фильма. Сам он так говорил об этом в одном из интервью: «Зима — это моя жизнь. В буддизме считается, что это период, когда человек оценивает свою жизнь перед смертью. Я ощущаю себя именно так и поэтому хочу вернуться к природе». До того как прийти в кинематограф, он работал на заводе, служил в морской пехоте, потом два года провел в церкви для незрячих, намереваясь стать священником. «Весна…» — неожиданная лента в ряду картин режиссера, не чурающегося откровенных сцен насилия и жестокости.

Незатейливая философия и простые истины этой картины растворены в утонченном изяществе запечатленной камерой природы, но религиозное ее содержание во многом ускользает от понимания, все-таки оно слишком иное для нас, наследников христианской культуры.

В истории кинематографа известно несколько фильмов под названием «Остров». Один из них, кстати, снял Ким Ки-Дук, другой — Павел Лунгин. В отечественной притче о монахе-старце есть что-то общее с корейской картиной. Во-первых, религиозная проблематика, во-вторых, прекрасная работа оператора, завораживающего взгляд неспешно сменяющимися под медитативную музыку видами. Во-вторых, фильмы роднит искреннее и долгое покаяние главных героев в грехе убийства. Затем, безымянный буддийский отшельник и старец Анатолий — избранники, один творит чудеса, второй наделен даром прозорливости, хотя, конечно, православный путь спасения коренным образом отличен от всего того, что предлагает мировая эзотерика.

Оставляя в стороне все, что уже сказано об «Острове» и его несомненных заслугах, хочется поговорить уже не о самом этом фильме, а о той реакции, которую и он, и «Весна…» вызывают в обществе.

Лишь малая часть зрителей отыскала слова критики для этих картин. Основная масса приняла обе ленты с восторгом и радостью. Секрет этого успеха кроется в красоте и спокойствии происходящего на экране, действующих на измотанных стрессами жителей мегаполисов как глоток свежей воды. Привыкший к пустоте обещаемого рекламой счастья, современный человек жаждет простоты, искренности и правды. «Остров» предложил зрителям наглядный, лишенный излишнего морализаторства образ Православия, совпадающий с их внутренними поисками и чаяниями. Возможно, покаяние старца Анатолия запомнится не столь ярко, как его «чудачества» и предсказания. Кино сполна утоляет главную человеческую жажду — жажду чуда, которого мы все считаем себя достойными прямо здесь и сейчас. Но возможно такое все-таки только в кино. А в жизни придется еще и самим потрудиться.

Ранее опубликовано: № 5 (29) Дата публикации на сайте: 13 Декабрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Кинохроники № 5 (29)

Валерия Ефанова
Журнал «Отрок.ua»
«Полет над гнездом кукушки». «Весна, лето, осень, зима… и снова весна».
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 3 из 3
23:06 31.10.2009 | Юлия
Посмотреть можно в Контакте. Это самый простой способ. Я так уже кучу фильмо посмотрела.
23:05 31.10.2009 | Юлия
"Чего я жду от жизни? Я жду ребёнка". И разве скажешь точнее?!
13:55 19.12.2007 | я
а где можно купить, посмотреть?

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: