Лицо мира меняется, и не скажешь, что к лучшему. Вместо гордых римлян по улицам Вечного города спешат на работу крикливые итальянцы. Нынешние греки мало похожи на прекрасных благородных эллинов. Вглядываясь в образы египтян, невольно ищешь сходства со знаменитыми фаюмскими портретами...
Временами кажется, что пески пустынь и века исламских завоеваний погребли под собой мощь и славу Древнего Египта, великого и далёкого. Вот камни, но где же люди?
И всё же древнему народу Египта повезло больше других. Среди сглаженных и типичных арабских черт промелькнёт вдруг знакомый «фараонский» профиль, пугающий загробным совершенством. Меж арабизированного мусульманского населения Египта и сегодня живут копты — потомки фараонов, наследники древнеегипетской цивилизации.
Слово «копт» происходит от арабского «кубт» — так арабы исказили греческое название Египта — Айгюптос, восходящее к древнему культовому наименованию города Мемфиса — «Ха-Ка-Птах».
Копты — христиане. К этому мощному древу росток Евангелия был привит апостолом Марком. Стояние за Истину несмотря на вековые гонения — лучшая путёвка в бессмертие. К нему стремились самые могущественные фараоны, но бессмертие выбрало мучеников за Христа.
Помимо пирамид и сокровищ Луксора коптам есть чем похвалиться перед человечеством. Все первые пустынники — Антоний, Павел, Паисий, Пахомий и сотни других — были коптами. Антоний Великий даже не знал греческого языка, говорил только на коптском. Язык коптов сохранил элементы языка фараонов. В начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменилось греческими буквами, а язык стали называть коптским. Сегодня эта речь звучит только на богослужениях. Народ древнейших благородных кровей говорит на наречии диких кочевых племён-завоевателей. За 13 столетий копты постепенно забыли родную речь, но, к счастью, её помнит церковь. Мурашки бегут по спине, когда медленно, по слогам читаешь «Отче наш» на языке, корни которого уходят во мглу тысячелетий.
Слово «копт» обозначает и этническую, и религиозную принадлежность. В 451 году произошло трагическое отпадение коптов от Православия: они не признали постановлений Халкидонского Собора. Слишком буквально понимая учение святителя Кирилла, Александрийская Церковь увидела в православном определении Собора о наличии двух природ во Христе предательство учения святителя. Для обозначения веры не принявших Халкидон возник термин «монофизитство» (от греч. «монос» — один, «фисис» — природа). В отказе признать во Христе наличие человеческой природы православные небезосновательно увидели угрозу надежде на спасение. Получается, если человеческой природы во Христе нет, то она осталась не исцелённой от греха.
Кроме богословских расхождений, были и внешние причины непонимания: и усиливавшееся давление Византийской империи, в состав которой входил Египет, и человеческий фактор. Попытки склонить коптов к согласию с решениями Собора привели лишь к большему сопротивлению. И если в первое время в Александрии была одна кафедра, на которой сменяли друг друга православные и монофизитствующие патриархи, то давление привело к окончательному расколу и образованию отдельной Коптской церкви.
Копты (вместе с частью сирийцев, армянами и эфиопами) входят в семью дохалкидонских церквей. Между ними и Православными Церквами с 1985 года ведётся официальный богословский диалог, который прояснил ряд недоразумений, ранее казавшихся неразрешимыми. И хотя догматическое и евхаристическое единство не достигнуто, Православие с уважением относится к Коптской церкви-исповеднице, восхищается её стойкостью перед многовековым исламским давлением и верностью заветам древнего монашества.
Коптскую церковь справедливо называют церковью мучеников. Хотя в VII веке копты встретили арабов как освободителей от имперского ига, очень вскоре стало понятно, что лучше не будет. Поначалу, пока ислам считался лишь религией арабов, завоеватели были лояльны. Но уже век спустя, при власти Аббасидов (749–1258 гг.), началась дискриминация коптов. Помимо налогов, им запретили принимать монашеский постриг; количество оставшихся монахов держалось под контролем, каждый из них должен был носить железную цепь на руке. Неповиновавшимся вырывали глаз или язык. Следующая мера обязала христиан принять ислам либо покинуть страну. Менялись династии правителей, оттепели сменялись новыми репрессиями. Многие копты гибли, исламизировались, спасались бегством. Если во времена завоевания коптов было девять миллионов, то к 1900 году численность их упала до 700 тысяч.
Ещё в VII веке власти Египта запретили христианам нательные кресты. С тех пор копты носят крест на внутренней стороне запястья правой руки: в детстве им делают татуировки с изображением креста. Некоторые наши соотечественники, не будучи в силах преодолеть «очарование» определённых субкультур, желают «наколоть» себе крест и в качестве оправдания своей затеи ссылаются на коптскую практику. Помнят ли они, что в своём окружении копты живут как исповедники, ежедневно рискуя поплатиться жизнью за свою «наколку»? В истории есть сотни примеров, как мусульмане из обычных соседей превращаются в разъярённую толпу, способную на любые зверства по отношению к «неверным». Свежие свидетельства — христианские погромы, потрясшие Египет в конце ноября 2009 года. Самый незначительный повод подстёгивает экстремистов к нападениям на коптские монастыри, к поджогу храмов и убийству христиан. «Политкорректная» египетская пресса об этом умалчивает.
Копты образуют крупнейшую на Ближнем Востоке христианскую общину. Однако к руководству страной христиане не допускаются: из 20 ти членов Кабинета министров Египта всего двое — копты. Составляя всего десять процентов от населения Египта, копты владеют третью национального богатства страны. Несмотря на преграды с получением образования, среди коптов много интеллигенции — врачей, учителей, инженеров. Эти профессии для населения Египта с его уровнем жизни — просто предел мечтаний. Немало коптов трудится в сфере высоких технологий. Копта легко встретить и в одной из бесконечных сувенирных лавок.
Есть и неприглядные стороны социальной жизни коптов. Наверное, многие слышали о «Городе мусорщиков» — районе Каира, куда свозится мусор со всего 18 миллионного мегаполиса. Его сбором и ручной сортировкой занимаются коптские христиане. Мусорщиков называют «заббалины». В Египте пищевыми отходами кормят свиней, поэтому мусульмане считают такую деятельность для себя нечистой. Крыши домов, улицы и помещения буквально завалены зловонными горами. Население квартала составляет более 40 тысяч человек, жизнь здесь идёт своим чередом: работают кафе, магазины, на мусорных кучах играют дети, рядом работают женщины... Журналистам здесь не рады.
Отношение властей и сложность жизни на родине привели к эмиграции более миллиона коптов. Самая крупная коптская община образовалось в США. Аналитики считают, что с помощью лобби в Конгрессе копты умудряются даже влиять на внешнюю политику Америки.
Говорят, человеку свойственно ценить лишь то, что он теряет. Когда каждый день есть шанс из-за веры расстаться с жизнью, вера и жизнь становятся одним целым. Без этой веры — и жизнь немыслима.
Все, кто бывал в Египте и общался с коптами, замечают: вера их — особенная. Они верят, как дети — и относятся к вере с последней, предельной серьёзностью. Архитектура их храмов, лики святых на их иконах отмечены печатью чистой евангельской простоты. Такая вера учит главному христианскому искусству — всегда радоваться, за всё благодарить.
Когды мы последний раз видели живую Богородицу? А копты - недавно. Имеем ли право о них говорить как об отступниках, если Матерь Божья с ними?
Все ли осведомлены о чуде в Зейтуне, периодически повторяемом в Каире?