Оазис во времени

С тобой, с такой красавицей,
стихам не захромать!
Стремглав они бросаются
в разрыв твоих громад.
Они, тобой расцвечены,
скользят по кручам троп -
твой, шрамами иссеченный,
губами тронуть лоб.

 

Николай Асеев «Абхазия»

Белые полосы: православие. Зеленые полосы: ислам. Раскрытая ладонь: дружеское приветствие. И еще семь звездочек по числу областей страны. Это флаг Абхазии — маленькой державы на Кавказе. Редкий случай: условный государственный символ действительно передает основные особенности страны. Две веры, семь краев, гостеприимство.

Еще символичнее герб абхазского государства. Богатырь на летящем коне целится из лука в небо. А над всадником и рядом с ним — три восьмиконечных звезды с пламенеющими лучами. Комментировать этот образ не будем: каждый волен сам придумать собственное толкование.

Но главное даже не это. Мне показалось, что рука и звезды на абхазском флаге вызывают еще одну ассоциацию — случайную, но очень загадочную. «Десница, держащая семь звезд». Помните, какая книга начинается такой аллегорией?

Нерукотворные храмы

В Абхазии есть две совершенно разные — но обе замечательные — новоафонские пещеры. Вообще пещер в здешних горах тысячи; и даже самая глубокая карстовая полость в мире находится здесь. Но именно две пещеры в городке Новый Афон являются изюминками, придающими Абхазии совершенно особенный вкус.

Первая из них — грот апостола Симона Зилота, которого здесь чаще называют Кананитом. Да, здесь жил тот самый сын Иосифа Обручника, воспитанный вместе со Спасителем. Тот самый, на чьем браке в Кане Галилейской Господь сотворил Свое первое чудо. Именно он, брат Господень Симон Кананит, стал апостолом северокавказского Причерноморья, здесь и погиб. Его мощи хранятся под спудом под древним византийским храмом святого Симона в Новом Афоне. Кстати, в Абхазии так много сохранившихся церквей V-Х веков, что возраст 1000 лет для храма не считается удивительным.

И вот в горах над новоафонским храмом Симона Зилота в густом лесу мы подходим к одной из здешних пещер. Она не очень привлекательна на первый взгляд. Неглубокий грот, уходящий в недра горы вверх, в нем выдолблен десяток ступеней, над которыми видна маленькая келия неровных очертаний.

Но до чего благодатный дух стоит здесь. Невероятно трогательное место. И некое полумифическое чутье археолога во мне четко дает знать: это точно первый век нашей эры. Не подделка. Хотя есть еще одно место на Кавказе, оспаривающее честь быть пристанищем апостола, но сердце явственно реагирует именно в Новом Афоне.

…Вокруг висит несколько икон, столик со свечками и брошюрки с акафистом святому Симону Кананиту. Приходящие паломники и паломницы раскрывают брошюрки и тихонечко поют. На душу наворачиваются теплые слезы…

А вторая Новоафонская Пещера больше первой раз в тысячу. В ней даже есть свое метро. Маленький, словно игрушечный, поезд неторопливо везет туристов в глубь Кавказа, в студеные подземные залы невероятных объемов и красоты.

Да, если на абхазском море нет никого, то в несколько туристических объектов (Новоафонская Пещера, озеро Рица, сухумский дендропарк) каждый летний день приезжает сотня автобусов с отдыхающими из Сочи. Впрочем, пространства в пещере такие, что даже толпы экскурсантов теряются в огромных нерукотворных храмах. И тут тоже своя музыка: звучат записи абхазских хоральных песнопений, а если повезет, то можно застать и живое выступление абхазского хора.

Не хочется повторять штампы из рекламных буклетов, но музыка здесь действительно во всем. Музыка камня, музыка полутьмы и скромной подсветки натечных форм (и еще фотовспышек), всплески редких капель. Тихие несуетливые восточные мелодии…

О мирном и бедном Кавказе

Абхазия очень бедная страна: это видно по количеству нищих. Не подумайте, что их много. Их здесь вовсе нет. Просить особо не у кого: трудновато всем.

Это особенно поражает людей старшего поколения, бывавших в Гагре или Пицунде двадцать и более лет назад. Тогда на Кавказе люди зарабатывали намного больше средней советской зарплаты. Райский климат, красота и плодородие этого края обогащали всех проживавших здесь. Теперь же — одно слово: бедность.

Зато на прекрасных чистых абхазских пляжах нет почти никого. Рядом в российском Адлере от пляжников ступить некуда, от автопробок стоит смог, хоть топор вешай — а через двадцать километров в абхазской Гагре и людей, и машин совсем чутьчуть. Море без праздных людей — до чего это здорово!

Собственно, когда за Адлером проезжаешь российскоабхазскую границу, меняется вообще все. Горы вдруг оказываются ближе и выше, климат влажнее, сады кудрявее. А самое замечательное, что на смену редким сочинским пальмовым аллеям в Абхазии приходит настоящее буйство пальм. Какието совершенно африканские пальмовые джунгли!

Посреди этих пальм и кипарисов иногда прячутся уютные древние церквибазилики. Впрочем, даже и относительно молодые храмы на фоне такой растительности, южных гор и моря вызывают ассоциации с ранним христианством, подвижниками первых веков. Когда же на литургии некоторые песнопения звучат поабхазски, некоторые порусски, а некоторые погречески, сменяя друг друга — как будто сам переносишься в Византию, в эпоху вселенской просветительской миссии ранней Церкви.

Вот, например, Каманский монастырь, основанный на месте смерти святого Иоанна Златоуста. В нем находится и гробница, в которой честные мощи святителя лежали до их прославления. А в пещере рядом с монастырем некогда совершилось третье обретение главы св. Иоанна Крестителя. Сама обитель в Каманах — настоящая пустынь, вокруг которой теперь уже нет жилых поселений. Через горные речки тут нет даже проезда для транспорта. Бедность жизни в монастыре баснословная… И вдруг понимаешь, что такая же обстановка была здесь и 1100 лет назад при третьем обретении честной главы Предтечи, и 1600 лет назад в последние часы земной жизни другого великого святого Иоанна…

Еще одно резкое отличие нынешней Абхазии от окружающих земель — ее послевоенность. Повсюду полуразрушенные дома, живые памятники недавних боев. Природа и культура Абхазии — это райский сад после войны в нем. То есть райского все равно больше, чем военного. Запустение есть, но мерзости в нем нет: здешнее запустение величественно и меланхолично. И потому Абхазия — идеальная страна, чтобы найти себя человеку, жаждущему подвига. Всеобщая бедность, отсутствие пошлой суеты, военная собранность. Помоему, такая обстановка в наше время — просто мечта христианина.

Самоназвание этой страны поабхазски звучит Апсны. Буквальное значение этого слова: Страна Души. Собственно, к этому, скажем так, правдивому определению даже добавить нечего. Хотите побывать в стране, где жизнь души человеческой и в наше время для всех жителей важнее жизни тела и ума? Если хотите — просто поезжайте в Абхазию.

Ранее опубликовано: № 5 (24) Дата публикации на сайте: 02 Октябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Оазис во времени

Оазис во времени

Олег Кочевых
Журнал «Отрок.ua»
Абхазия очень бедная страна: это видно по количеству нищих. Не подумайте, что их много. Их здесь вовсе нет. Просить особо не у кого: трудновато всем. Это особенно поражает людей старшего поколения, бывавших в Гагре или Пицунде двадцать и более лет назад. Тогда на Кавказе люди зарабатывали намного больше средней советской зарплаты. Теперь же — одно слово: бедность.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 3 из 3
09:23 06.12.2010 | Таня
очень интересный журнал
19:31 01.04.2008 | Ирина
Спасибо за удивительно точное совпадение восприятия "страны души". Из огромного количества текстов об Абхазии, лишь Вы, Олег, смогли выразить то, что чувствую я, бывая в Абхазии.
Я люблю тебя, "страна души"!
12:02 11.02.2008 | Елена
Олег, спасибо вам за ваш рассказ. Вы очень хорошо прочувствовали эту необыкновенную атмосферу Апсны. Абхазия это "потерянный рай", это святая земля, там нет времени, там живёшь душой.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: