Отрок.ua

This page can found at: https://otrok-ua.ru/sections/art/show/paskha_ehto_razgovor_o_budushchem.html

Пасха — это разговор о будущем

Денис Таргонский, Екатерина Ткачёва

Отец Андрей, почему Пасха — главный праздник христиан?

Просто потому, что Пасха — это Праздник, обращенный к нашему будущему. Другие праздники — это воспоминания о прошлом, а Пасха — это разговор о будущем, причем о нашем личном будущем — каждого из нас. Потому что Христос вышел из Своей могилы для того, чтобы мы в своих не оставались никогда. И потому, что мы заглядываем в то будущее, которое мы хотели бы увидеть для самих себя. В этом наша радость и состоит. Такой вот здоровый мистический эгоизм…

Есть ли связь между Воскресением Христовым и нашей повседневной жизнью?

Ну, на правилах дорожного движения это не сказывается, прямо скажем. Связь только та, что человек может быть оторван от растворения в своей повседневной жизни через Пасху, не растворяться в ней всецело, а значит, в его жизни есть другой смысл, другое измерение. Пасха дает нам повод воздержаться от самоубийства, от тоски.

Что означают слова «каждое воскресение — это малая Пасха?»

Христиане так любят Пасху, что нам скучно ждать ее целый год. Это день рождения бывает только раз в году. Мы договорились с календарем, что наш главный Праздник будет чаще. Даже чаще, чем каждое воскресенье. Потому что на самом деле каждый раз, когда священник служит литургию, он совершает Пасху. И читает пасхальные молитвы, между прочим.

То есть у нас такая волюнтаристская система жизни: там, где мы хотим, происходит то, что мы хотим. Для меня пример свободы во Христе — поведение прислужников Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Там есть часовня Голгофы, есть собственно алтарь Воскресения Господня и есть Голгофа. И вот по центру расстояния между Голгофой и местом Воскресения Христа стоит такой муляж Пупа Земли — розовый камень, как раз Пуп Земли, центр событий… Главные события нашей христианской истории — Смерть Христа и Его Воскресение, — и между ними, аккуратно — Пуп Земли. Но когда в храме совершаются большие службы, и нужно много пространства свободного для прохождения крестных ходов, то греки берут и передвигают этот Пуп Земли в угол.

По-моему, совершенно замечательная свобода. Там, где двое или трое собираются во имя Мое, там — Христос, там — Пуп Земли. Когда мы хотим прославить Христа, значит, там бывает и Пасха, там — Пуп календаря.

В обществе бытует довольно устойчивое мнение о том, что на Пасху нужно обязательно что-то «святить». Подготовка к Празднику для хозяек — дело хлопотное. Как найти баланс между радостью Марфы и радостью Марии?

Пасхальный стол не требует никаких горячих блюд, поэтому совершенно необязательно пасхальную ночь проводить у печки. Пасхи замешивают и ставят еще в четверг, куличики тоже испекают раньше. Ну и яйца сварить — большого труда не требуется. Вот и все, что нужно на пасхальном разговении.

Нельзя сказать, что календарь церковных яств требует от тебя таких сверхусилий, что нет времени для пасхальной молитвы. Конечно, в пасхальную ночь надо быть в храме. Желающие могут, отоспавшись, начать колдовать у плиты — но это все потом.

На многих приходах не принято причащать на Пасху. С чем это связано и как Вы к этому относитесь?

Неосудительно отношусь. Я очень это осуждал, когда сам не был священнослужителем, сейчас у меня отношение к этому несколько иное. Почему не было в советские времена традиции причащать на Пасху, почему она отмерла? Во-первых, потому что храмы были битком набиты, притом людьми малоцерковными. Для того чтобы люди могли причащаться, должно быть минимум пространства свободного для маневра, чтоб люди могли подходить к Чаше, отходить и т.д. Во-вторых, люди должны быть церковные. В наших больших городах есть храмы, где слишком много таких незнаемых людей, которые шли за компанию, готовы были и причаститься тоже…

Но мне кажется, что сейчас есть и другой акцент. Для прихожанина праздник — это радость, для священнослужителя — день особо тяжкого труда. В течение всего года священники живут ради людей. И вот два раза в году духовенство устраивает праздники и для самих себя — на Рождество и на Пасху. Тогда можно забыть о наших грехах, не принимать исповеди, а просто стоять перед Престолом и ощущать себя священником Христовым.

Служба долгая, ночная, тяжелая, непривычная. Затягивать ее не хочется, потому что если какой-то человек не выдержит, вынужден будет под тяжестью усталости, домашних забот, памяти о малышах, которые дома остались, уйти раньше из храма — у него будет нехороший осадок на душе, что он не дождался конца пасхальной службы, ушел. Может, поэтому в некоторым храмах пытаются таким путем сократить длительность пасхальной службы.

В каждом храме своя традиция: где-то причащают на Пасху, где-то нет. Но если и не причащают — об этом можно заранее узнать, и тот, кто хочет причаститься, может пойти в другой храм или монастырь. И не нужно осуждать священников тех храмов, где не причащают. Значит, причастят утром, на поздней литургии.

Есть ли смысл приходить в храм, если ты туда приходишь всего раз в год, на Пасху, «посвятить» яйца-куличи?

Есть, конечно. Лучше что-нибудь, чем ничего. Другое дело, что ожидать многого от такого рода малоцерковности своей — не стоит. Если вера твоя такая хилая и слабая, значит, ты будешь ее тащить, а не она будет тебя поддерживать. От такой твоей веры пасхально-яичной ты на самом деле ничего не получишь даже здесь, сейчас — я не говорю уже о загробной жизни. Не будет радостной уверенности — того, что могут получить христиане верующие.

Какое значение имеет для нас, современных христиан, пасхальное богослужение? Ведь пасхальная служба была написана для новокрещенных христиан, которые за пасхальным богослужением впервые причащались.

Все смыслы сохраняются. Пасха — это повод испытывать радость даже друг от друга. Это, может быть, самый необычный акцент пасхальной службы, который почти отсутствует в других богослужениях. В другие дни мы все время смотрим вверх, на Бога, а в пасхальных богослужениях нам постоянно предлагается посмотреть по сторонам. «Радостию друг друга обымем!» Вот в этом, может быть, и заключается необычность пасхального ощущения.

Беседовали Денис Таргонский и Екатерина Ткачева

Ранее опубликовано: № 3 (27) Дата публикации на сайте: 05 Ноябрь 2007