Победить. Зачем?

Именно в юности особенно желанно и особенно полезно читать книги о людях целеустремлённых, многого достигших. Литература о тех, кто способен победить себя, отрадна «обдумывающим житьё», мечтающим, «сделать бы жизнь с кого». Но прежде, чем начать разговор о таких книгах, нам надо уточнить тему, отмежеваться от пошлейших стереотипных историй обогащения. Письменные руководства, телевизионные повествования, истерики на собраниях финансовых пирамид и тренинги на эту тему пропитывают современную жизнь, как выхлопные газы — воздух мегаполисов.

Мы будем говорить о других победах.


Для сегодняшнего разговора выберем две книги: одну очень хорошую и одну очень плохую (хоть и не в указанном выше смысле). Очень хорошая — «Мартин Иден» Джека Лондона. Очень плохая — «Чайка Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Начнём с плохой, хотя говорить о ней не хочется вообще. Но говорить приходится, потому что она не теряет популярности и даже пробралась в школьную программу.

Книга эта была первой оккультной книгой, напечатанной в СССР, в журнале «Иностранная литература» в 1974 году. Люди, прочитавшие её в те годы, в большинстве своём не замечали её оккультности. Её воспринимали как некую разновидность повести о настоящем человеке.

Что же это за книга, если читать её сегодня? Берусь утверждать, что она опасна и безвкусна. Ричард Бах отлично вписывается в идеологию либерализма. Он проповедует некую абсолютную свободу от всего. Открытое декларативное отрицание христианства в этой книге тоже есть. Есть унылая сосредоточенность на себе как на высшей и последней ценности, есть некая льстивая иллюзия всемогущества. Вот несколько цитат:

«Каждая птица имеет право летать, свобода есть сущность каждого, и потому всё, что её ограничивает, должно быть отметено прочь, будь то традиция, суеверие или любое другое ограничение в какой угодно форме. Единственный объективно существующий закон — тот, что даёт освобождение. Других законов нет».

«— В стае говорят, что ты либо сам сын Великой Чайки, либо опередил своё время на тысячу лет, — сообщил однажды Джонатану Флетчер после утренней отработки скоростных полётов.

Джонатан вздохнул. Вот она — цена непонимания. Либо Бог, либо дьявол».

«Я больше не нужен тебе. Просто продолжай искать себя и находить. Каждый день поближе узнавать свою истинную природу — настоящего чайку Флетчера. Он (то есть ты сам, — И. Г.) — твой учитель. Нужно только понять его и тренироваться, чтоб им быть».

Самоотверженные тренировки Чайки Джонатана Ливингстона представляют собой спортивные упражнения, но этому спорту придаётся магический смысл. Даже если принять эту историю как притчу и воспринять его действия как некие сверхусилия вообще, то это сверхусилия, которые ведут к всемогуществу. Пойди путём чайки Джонатана — и ты станешь одним из тех, которому подчиняются время и пространство. Кроме этой вот иллюзии всемогущества, обращённой к магическому сознанию, в «Чайке Джонатан Ливингстон» есть аватары, телепортация, реинкарнация и прочее, удовлетворяющее желание интересненького, которое кто нибудь с удовольствием примет за некую удобную «духовность».

Болтливая напыщенная пафосность, прикрывающая отсутствие смысла, роднит Ричарда Баха с Коэльо: «Безответственность?! — воскликнул он — Да что вы, братья?! Какая же тут безответственность — понять, в чём смысл жизни, и открыть пути достижения высшей цели бытия? Ведь что мы знали до сих пор — тысячелетия свар из за рыбьих голов... Теперь у нас появилась возможность понять первопричину — постичь, ради чего мы живём. Открытие, осознание, освобождение!»

Если то, что Джонатан научился делать «бочку» и пикировать на большой скорости, можно с натяжкой назвать открытием, то об осознании чего и освобождении от чего идёт речь? Если мы отрешимся от гипноза этого лозунгового текста и обратимся к аналогиям, то всё станет понятнее: освоение фигур высшего пилотажа, мастерское фуэте или успехи в водном поло — вещи хорошие, но к «смыслу жизни», «высшей цели бытия» и «постижению первопричины» они всё таки отношения не имеют.

Даже блестящие иллюстрации Ерко ничего не могут прибавить к пошлости и пустоте повести. А забавным мне показалось то, что, перечитывая биографию Ричарда Баха в Интернете, я наткнулась на статью о нём из какого то дамского журнала. Фоном белых букв был ковёр из розочек. Читать неудобно, но весьма символично. Любая Барби может полистать Ричарда Баха с удовольствием.

 

А теперь о книге блистательной. О «Мартине Идене» Джека Лондона.

Эта повесть автобиографична во многом. Она рассказывает историю простого матроса, который в двадцать один год попал в буржуазный дом, счёл красоту обстановки и изящество манер проявлением внутреннего богатства, влюбился в девушку не своего круга и ценой необычайных, увлекательно и заразительно описанных усилий могучей натуры в три года превзошёл в знаниях тех, кто его поначалу потряс, стал знаменитым писателем и... На этом пока остановимся.

При всём том, что Мартину привалили известность и баснословные гонорары, эта книга американского автора вовсе не об «американской мечте». Кроме того, что разбогатевший Мартин Иден способен подарить своей почти нищей квартирной хозяйке вожделенную для неё молочную ферму, а другу купить собственную прачечную, герой даже в начале своего пути осмысленно отвергает путь строгой экономии, усидчивости и старательности ради денег, путь, который ему назидательно указывает его избранница.

Невероятно сильный физически и выносливый, на редкость способный к систематическому умственному труду и имеющий огромный писательский талант, Мартин всех своих свершений достигает ради любви, движимый любовью, окрылённый и вдохновлённый любовью. Интересно, что атеист Джек Лондон для описания чувства атеиста Мартина Идена вынужден прикоснуться к вере, заговорить её языком: «Никакой жизни „там“, говорил он себе, нет и быть не может; вся жизнь здесь, а дальше вечный мрак. Но то, что он увидел в её глазах, была именно душа, бессмертная душа, которая не может умереть. Ни один мужчина, ни одна женщина не внушали ему прежде мыслей о бессмертии. А она внушала!» «Религиозное настроение овладело им. Но как всякий грешник, каясь и скобя о своих прегрешениях, прозревает будущее блаженство, так и он видел впереди то счастье, которое даст ему обладание ею». «Это было какое то духовное обладание, освобождённое от всего грубого, вольное содружество душ, которое он никак не мог осмыслить до конца».

Человек не может удовлетвориться одной землёю и в лучшие минуты своей жизни хотя бы неосознанно прозревает свет вечности. Думается, об этом, а не о кумиротворении, идёт здесь речь.

Когда Мартин достаточно узнаёт, чтобы увидеть поверхностность, узость и ограниченность взглядов своей возлюбленной, он продолжает её любить так же пылко: ему хватает великодушия. И только когда она сама от него отказывается, не веря в него и следуя уязвлённому самолюбию, шокированная тем, как Мартина оболгал в газете недобросовестный писака, — любовь уходит, а вместе с ней — и смысл жизни, и радость, и желание жить. Стоит уточнить, что глобальное разочарование Мартина не сводится к тому, что он потерял возлюбленную. Он её именно разлюбил, потерял любовь — самое религиозное и надмирное из всего, что у него было.

И вот тут то на Мартина, пребывающего в глубочайшем унынии, обрушивается успех, и в голове его начинает неотвязно крутиться мысль, что славу и деньги ему принесли те рассказы, повести и статьи, которые он написал, когда был никому не нужен. Почему же он теперь вдруг стал нужен всем? Кого же они тогда любят и почитают? Его? Нет, его успех.

«Мартин Иден» — парадоксальная книга в том отношении, что она о преуспевшем человеке, но при этом она не воспевает, а яростно развенчивает культ успеха. Мартину хочется видеть в людях не поклонение тому, что общепризнано, а самостоятельность, широту мыслей и сердечное участие друг в друге.

 

Мартин Иден покончил с собой, выбравшись через иллюминатор из каюты первого класса роскошного парохода. Он плыл в ночной темноте за тысячи миль от берега, а потом глубоко нырнул, чтобы задохнуться прежде, чем выплывет.

Я сталкивалась многократно с недоумением старшеклассников по поводу финала романа. Вот уже читатель нашёл идеал, вот уже примерил на себя подвиги и взлёт Мартина Идена, а эти подвиги и взлёт оказались не дорогой к счастью, а дорогой к самоубийству. Почему? Столько осуществлённой решимости — и вдруг что за странный конец?

Конец этот ещё и печально пророческий. Признанный, знаменитый и осыпанный гонорарами Джек Лондон умер при невыясненных обстоятельствах от передозировки морфия, прописанного ему из за болезни. Умер случайно или хотел умереть? Этого не знает никто.

Думается, что главная проблема романа не в том, что нам кажется главным. Мы, как за детективным сюжетом, следим за успехами Мартина. Для нас главное — сможет или не сможет? Победит или не победит? Для автора с размахом Джека Лондона, наделившего своего героя силой собственной личности, победа почти сама собой разумеется. Главная проблема романа — в том, ради чего смочь, хотя такого вопроса не задают ни автор, ни его герой.

По декларируемым им самим убеждениям, Мартин — последователь Спенсера, материалист, живущий идеями эволюции и прогресса. Он ницшеанец. Хочется сказать, непоследовательный ницшеанец. Он провозглашает первенство сильных в теории — и разочарован тем, что люди поклоняются успеху. Он разглагольствует о том, что власть слабых ведёт к регрессу, но при этом он отзывчив и сострадателен, не гнушается на первые полученные гроши накупить подарков и отвести в кондитерскую полуголодных ребятишек своей квартирной хозяйки.

Почему же Мартин заканчивает самоубийством?

На ум приходит эпизод из жизни митрополита Антония (Блума), который так всем существом мучительно искал в юности смысл жизни, что был близок к самоубийству. Отвечая на вопросы о своей жизни, он рассказывал, что его испугало: а вдруг «нет никакой глубины, нет никакой вечности, никакого будущего, что вся жизнь в плену двух измерений: времени и пространства, а глубины в ней нет. И представилось, что если жизнь так бессмысленна, как вдруг показалось, — то я не согласен жить».

Думается, что Мартин Иден (надо полагать, как и сам Джек Лондон) — такие же могучие личности, как владыка Антоний. Но разница между ними в том, что Мартин Иден ничего не искал, уверенный, что искать нечего. Как может Господь ответить тому, кто не задаёт вопросов?

Джек Лондон замечательно описал, рассказывая нам о Руфи, присущую людям узость взглядов и то, как при этом человек бывает уверен именно в широте своих взглядов. В Мартине Идене автор этой черты не заметил, очевидно, потому, что наделил его собственным мировоззрением. А герой его не прав в том, что ни разу не усомнился в истинности своих атеистических, эволюционистских, ницшеанских убеждений.

 

А есть ли литературные произведения о преуспевших решительных благородных людях без безысходного конца? И чтобы в произведениях этих не было измышлений на потребу дня?

Есть, и великое множество. Это жития святых. Эти блаженные люди не ошиблись в выборе смысла жизни и при этом проявили решимость, не были слабы и теплохладны. Помните? Преподобный Серафим Саровский говорил, что между погибающим грешником и спасающимся святым разница только в одном: в решимости.

Для преподобного Серафима Саровского и его собеседников смысл жизни был более чем очевиден, эта тема даже не затрагивается в разговоре, речь идёт только о пути к цели. Джек Лондон же в романе «Мартин Иден» самим отчаянием ответил на незаданный вопрос: любой подвиг тщетен, если оставляет человека барахтаться наедине со своей гордыней, если подвиг не ведёт его ко Христу.

Счастливым людям, которые, подобно святым, не ошиблись в выборе, можно учиться решимости, расшевеливая свою теплохладность, и у этих великих проигравших — Джека Лондона и его героя.

Ранее опубликовано: № 2 (62) Дата публикации на сайте: 01 April 2013

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Победить. Зачем?

Победить. Зачем?

Ирина Гончаренко
Журнал «Отрок.ua»
Я сталкивалась многократно с недоумением старшеклассников по поводу финала романа. Вот уже читатель нашёл идеал, вот уже примерил на себя подвиги и взлёт Мартина Идена, а эти подвиги и взлёт оказались не дорогой к счастью, а дорогой к самоубийству. Почему? Столько осуществлённой решимости — и вдруг что за странный конец?
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 11 из 11
23:49 26.06.2017 | Ольга
Очень прошу меня простить, но эта статья у автора худшая. Голословно, бездарно, предвзято, притянуто за уши. «Чайка» же — повесть прежде всего о том, как Личность — с большой буквы — избавляется от давления общества, от всего, что заставляет деградировать, и стремится совершенствоваться. Спортивные упражнения — это и есть путь саморазвития для птицы, чьё единственное предназначение —летать. Это её цель. Птица для этого и создана, разве нет? Долго спорить не стану, у меня своё мнение, которое я оставлю при себе. Всего хорошего.
11:08 16.05.2013 | Анна
Максиму.
............
"По-моему, Чайка - это просто повесть о чайке, птице, и всё! )) "
Нет, конечно, это не просто повесть. Я читала и другие книги Баха. Знаете что там ключевое: "сними с себя тяжелый крест, расслабься и воспари духом", это ведь реальная возможность полета. "Сними суждения о том что такое хорошо, что такое плохо, доспехи из догматов, разорви связь с ближними - и лети!" Иллюзии Ричарда Баха - это иллюзии. Но ведь далеко не все люди в состоянии устоять от такого искушения. Пока я падаю, я все-таки лечу. Ведь и ощущения волшебные и ветер волосы развевает...а когда полет кончится...у всех ли достанет сил молиться о спасении?...в месте, где написано: "оставь надежду всяк сюда входящий"
21:30 07.05.2013 | Ирина
Уважаемая Ирина!
Спасибо большое за Ваши статьи!
Ради них я нашла сайт в Интернете.
К сожалению, не умею хорошо выразить свою благодарность, но Вы даете ответы на вопросы, которые были задвинуты на задний план в связи с воцерковлением.
И совсем не к месту:
можно Вас попросить составить (в связи с наступившим летом) составить список литературы для чтения детям (моему 7 лет), потому что многие книги, которые мы берем в библиотеке, приходится ему не давать.
Помогите, пожалуйста!
Заранее благодарю за участие!
17:00 03.05.2013 | Оксана
00:24 16.04.2013 | Максим
Вам отдельно спасибо за цитату из Пушкина)
00:24 16.04.2013 | Максим
И я том же, АННА, изначально неверное сравнение книг. Сравнив Лондона и Достоевского приходим к выводу, что уже "Мартин Иден" - "пошлая и пустая повесть" (с). У меня есть друзья, которые делают вот такие выводы из этой книги: "Для начала нужно заработать много денег. День и ночь идти к цели по зарабатыванию денег!" ТАКИ ДА! именно этим Мартин и занимается полкниги! Неверные выводы можна сделать даже из слов Христа, что наглядно и показывали его ученики. Зачем искать Христа, там где Его нет... По-моему, Чайка - это просто повесть о чайке, птице, и всё! )) Спаси, Господи.
А в целом любое сравнение книг, бесполезно (именно сравнение, а не высказывание своих мыслей по поводу той или другой книги), потому что любая из книг, проигрывает Единственной. "Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни... Сия книга называется Евангелием, - и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие" (А.С.Пушкин)
09:58 15.04.2013 | Анна
Максиму.
Вы правы в том, что Мартина Идена обязательно утешить свечой. Я помню свои детские впечатления: тяжело, где-то даже тоскливо.
Помню свои впечатления о Чайке, когда в период острого кризиса духовного мне подкинули эту книгу. Взрыв света, полет, радость, надежда, кайф...
..............
Прошли годы, пришлось пройти через ад (чайка туда почему-то привела)
Теперь вот...оставим Мартина Идена с его дезертирством, вернемся к Достоевскому. Трудная, страшная, местами тоскливая....реальная жизнь - это возможно кровавый, но путь к свету.
А вот игрушечные крылья, фантастически красивые иллюзии - это то, что легко перепутать со светом и попасть в такую беду, что самому злому врагу не пожелаешь никогда.
Вот так...
...............
И вот еще что. Общаюсь много с людьми, которые благодаря песням Гребенщикова, книгам Баха и Коэльо пришли в церковь...и с грустью вынуждена констатировать: правы Святые отцы. Многие искатели пребывают в иллюзии благодати, они даже Христа как-то особенно воспринимают. Он у них на Чайку Джонатана похож.
Говорят что когда придет антихрист, отличить его от Христа будет очень трудно.
23:31 03.04.2013 | Анна
Трудно, очень трудно выбраться из состояния прелести. Самая большая трудность: захотеть выбраться из мира прелестных иллюзий...там же так легко, так крылато...
Вот и яд "Чайки Джонатан" тоже такой....слааадкий. Плоды? Да те кто приходит всерьез ко Христу, с кровью станут отрывать от себя потом эти липкие фантазии. Лучше без них.
................
Кстати, далеко не все кто называет себя православным таковыми являются. В православии спасительное понимание есть о состоянии "прелести". Нигде такого нет, а значит везде легко потеряться.
............
Ирина, спасибо! Я давно ждала Вашей рецензии на книгу "Чайка Джонатан"...жаль только что очарованные ею люди, как правило категорически отказываются всерьез прислушиваться к критике...знаю по себе(
13:30 03.04.2013 | максим
Интересно, куда ведет лестница, с первой ступеньки которой одноклассники кажутся "серыми"?
10:17 03.04.2013 | juli
чайка- свежий ветер в окно, это новый взгляд на мир, на серых однокласников, на на непонятное будущее горбачёвских лет.. это первая ступень к церкви, наконец. автор очень очень стар душой
10:17 02.04.2013 | максим
Человека в это жизни подстерегают две страшные опасности: первая - сомнения, вторая - отсутствие сомнений.
00:07 02.04.2013 | Максим
Спорно, конечно, очень спорно.
Вот Вы ссылаетесь на то, что "Чайка Д. Л." пробралась в школьную программу... Не знаю, есть ли в обязательной школьной программе "Мартин Иден", но уверен что его там быть не должно! Духовно невоспитанных старшеклассников, выводы, которые они сделают из этой книги, могут завести куда угодно... Обязательно нужен педагог, либо родитель, который сможет разъяснить почему финал книги столь безысходен и где (в Ком!) искать выход в такой ситуации. И, возможно, "Чайка Д. Л." как раз и обратит внимание школьника от бесполезного планшета с играми на возможность полета души, на красоту мира вне мирской суеты, вызовет больше душевных переживаний, так необходимых "зомбированным" старшеклассникам.
Я не являюсь ярым поклонником Баха и его "Чайки". Да, на каком-то этапе своего духовного поиска я ее прочел, в школьном возрасте, выводы свои уже не вспомню, но раз я пришел к Христу, значит всё не просто так. На определенном этапе эта книга может и поможет кому-то, нельзя так категорично относиться и тем более называть повесть пошлой и пустой. "Духовно продвинутым" конечно она таковой может показаться (и я тоже не рискну её перечитать, просто понимаю, что мне это незачем), но ищущим она всё же будет полезна даже своей краткостью (многих просто отпугивают книги больше 100 страниц А5), - всё же отвлечет человека от телевизора.
"Мартин Иден" книга бесспорно сильная, вызывающая много правильных, необходимых человеку для осознания своего существования вопросов... но сравнивать ее с "Чайкой" как-то не солидно... Почему бы не потягаться "Мартину" с "Братьями Карамазовыми", например ))
Спаси, Господи.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: