Время течёт. Река утекает. Чтобы подчеркнуть сиюминутность бытия, люди часто сравнивают жизнь с водной стихией. «Утечёт, как в песок вода», «Дважды в одну реку не войдёшь» — такими пословицами и поговорками полны культурные закрома каждого народа, и неудивительно. Вода — это жизнь. Люди всегда селились рядом с реками, ручейками, источниками...
Правда, со временем такое соседство начинало людям мешать. То вода по весне разольётся и затопит засеянные поля, то дома начинают гнить от излишней сырости. А с развитием цивилизации многие реки становились для жителей мегаполиса просто обузой. Чтобы они не мешали активной застройке города, их заковывали в бетонные корсеты и пускали течь под землёй. Киев — не исключение. Под его асфальтом течёт 13 рек и скрывается около 60 водоёмов.
По Крещатику в лодках
Прогуливаясь сейчас по центральной улице Киева, многие и не догадываются, что всего лишь на глубине нескольких метров под ними течёт древний ручей. В XIX веке он доставлял столичным жителям множество хлопот. Ручей брал своё начало из Козьего болота, что в районе современной площади Независимости, и далее протекал прямо по Крещатику. В отличие от остальных рек города, ручей не был выпрямлен в канаву, а тёк по улице как попало. Нетрудно себе представить, во что превращалась центральная улица во время весенних паводков. Историк Николай Закревский в «Описании Киева» рассказывает, что 25 мая 1839 года после грозы вода на улице Крещатик поднялась на 3,5 аршин (это почти 2,5 метра!) и затопила 18 частных домов, что привело к человеческим жертвам, а на почтовой станции утонули четыре лошади.
Что и говорить, жители центра были совсем не в восторге от таких весенних происшествий. А если учесть, что в то время на Крещатике отсутствовала не только бытовая канализация, но и элементарная дождевая, то можно себе представить негодование горожан.
Вскоре городские власти приступили к строительству сточного канала. Сначала его соорудили в конце улицы, от Бессарабской площади до Троицкого базара (ныне — площадь перед НСК «Олимпийский»). Но осадков было слишком много, и труба часто засорялась. Поэтому зимой 1888 года было выделено 100 тысяч рублей на строительство капитальной трубы через весь Крещатик. Русло выровняли и упрятали в огромную кирпичную трубу, засыпав сверху землёй. Однако инженерные умы города ошиблись при расчётах, и во время состыковки нового коллектора со старым выяснилось, что уровень первого на полметра ниже второго. Пришлось горожанам ещё раз раскошелиться и выделить круглую сумму на устранение погрешностей. В 1889 году, к вящей радости жителей центральной улицы, труба была готова к введению в эксплуатацию.
Сейчас несколько экскурсионных бюро приглашают на необычную прогулку в подземной столетней трубе. Здесь всё так же тихо журчит Крещатик, а на стенах можно найти старинные клейма компаний, которые занимались строительством стока. Со времени своего открытия он несколько раз переделывался, но в отличие от других подземок имеет достаточно высокие потолки и широкие стены, так что экскурсия в нём вполне безопасна. Чего нельзя сказать о следующем подземелье.
Говорим «Клов», подразумеваем «вода»
С древнеславянского «Клов» переводится как «влага», «вода». Когда-то этот ручей брал своё начало от современной станции метро «Арсенальная», протекал через село Совское (часть нынешней Физкультурной улицы) и впадал в реку Лыбедь.
Теперь же он неспешно протекает под землёй. Впрочем, эта неспешность обманчива. Недалеко от бизнес-центра «Парус» Клов попадает в коллектор «Прозоровский» и соединяется с ручьями Крещатик и Кловица (последний берёт начало в районе улицы Банковой). При ясной погоде эти «три кита» мирно текут в направлении Лыбеди и никак не заявляют о себе на поверхности. Но при сильном ливне уровень воды в трубе мгновенно поднимается. Внезапное наводнение стало причиной гибели людей уже дважды: в 2003 и 2008 году.
Среди молодёжи есть особая субкультура диггеров (в переводе с английского «диггер» означает «копатель»). Эти авантюристы исследуют подземные коммуникации. Для некоторых из них приключения и опасность — синонимы. Даже при наличии определённого опыта и знания техники безопасности никто из экстремалов не застрахован от так называемой коллекторной волны. Речь идёт о резком повышении уровня воды и сильном увеличении скорости её течения в дренажном коллекторе. Самые распространённые причины появления волны — ливневые дожди, а также резкий сброс отработанной воды с ближайшей ТЭЦ, если её водосброс так или иначе соединяется с подземной системой. В этом случае у человека остаётся всего несколько минут, чтобы выбраться на поверхность. К сожалению, не все, кто спускается в подземный туннель, осознают всю опасность такой «прогулки».
Правда, большинство киевских диггеров старается не посещать Кловский туннель, когда есть хоть какая-то вероятность ливня. Многие из «копателей» тесно сотрудничают с городскими службами: сообщают о проблемных участках, помогают расчищать заваленные мусором проходы, участвуют в поисковых работах.
Самая грязная река Европы
Это о Лыбеди. Названная в честь прекрасной сестры основателей Киева, сегодня эта река течёт по канализационной трубе. Городские стоки начали сливать в реку ещё в 1872 году, когда была построена первая столичная канализация. Шанс на возвращение своего белоснежного лебединого названия появился у реки в 1972 году. Тогда, согласно генплану столицы, предусматривалось, что Лыбедь превратится в несколько озёр, которые украсят парки и скверы. Но речке не повезло. Городские власти решили сэкономить на строительстве канализационного коллектора. Реку пустили под землю, замуровали в бетон и туда же направили канализационные стоки.
В коллектор заключили даже истоки речки (район бульвара Лепсе). По сырому подземелью Лыбедь протекает до улицы Полевой, здесь она выходит на поверхность, а возле Воздухофлотского моста снова ныряет под землю и впадает в Днепр возле Южного моста.
В то время, когда древнюю речку наглым образом замуровывали в канализацию, никто и предположить не мог, что Киев превратится в настоящий мегаполис. Для современного города сточные стены достаточно узки, и во время сильных осадков река переполняется и затапливает центр города. Видимо, авторы фразы «Мы реки повернём вспять и построим моря» забывали добавить: «...но, что из этого получиться, мы ещё не знаем».
Вот такой глубины!
Наверняка река Глубочица для тех времён, когда получила своё название (а это эпоха Киевской Руси), и впрямь была широка и глубока. Во дни своей молодости Глубочица протекала через Кмитов яр (район Татарки) и далее — Подол. Сейчас она начинается в подземном коридоре возле метро «Лукьяновская». В XIX веке Глубочица не раз выручала киевлян. Дело в том, что раньше весь Подол был деревянный и, соответственно, часто загорался. Именно воды Глубочицы решили использовать в роли «живого» огнетушителя. С этой целью в 1811 году реку выпрямили в ровный канал и пустили до самого Днепра. При этом, опасаясь весенней высокой воды, по обеим сторонам от реки насыпали валы. Улицы на этом месте и сейчас так называются — Верхний Вал и Нижний Вал, а между ними, правда, уже на глубине 3–4 метра, протекает Глубочица. Как же случилось так, что река стала не нужна горожанам?
Поначалу жители Подола не могли налюбоваться на тихие воды Глубочицы и старались всяческие её приукрасить. Дно выложили брусчаткой, а небольшие берега засадили деревьями. Но реку погубили промышленные предприятия, расположенные вверх по течению. Управляющим компаний не пришло в голову ничего остроумнее, чем сливать в реку отходы своих производств. Что ж, век двадцатый не далеко ушёл от девятнадцатого! Конечно же, со временем никакое благоустройство уже не могло спасти реку от отвратительного запаха. Уставшие от постоянного смрада жители Подола не очень-то и возражали, когда в 1871 году реку упрятали в коллектор. Последние воспоминая о бывшей речке стёр с лица земли трамвай, пущенный на Подоле в 1910 году.
«...И стези Твои в водах многих»
А вот отыскать легендарную реку Почайну вам не удастся ни в наземной, ни в подземной части города. Историки утверждают, что именно в этой реке, на месте, где сейчас стоит памятник Магдебургскому праву, князь Владимир крестил киевлян. Почайна многократно упоминается в древних летописях. В некоторых источниках она даже называется «река Иорданская», что ещё раз подтверждает её несомненную причастность к историческому событию.
Почайна осталась и в литературе. Иван Нечуй-Левицкий, например, запечатлел её такой: «Сонце ховалось за межигірський бір, котрий од того став ще чорніший, а далекі озерця на оболоні під тим бором і річка Почайна горіли, наче розтоплене золото»...
А исчезла река с карт города по причине застройки. Отделённая от главной водной артерии Киева лишь песчаной косой Почайна тянулась от нынешней Оболони, впадая в Днепр в районе Почтовой площади. Именно застройка Оболони стёрла с лица земли древнюю Почайну. О её существовании сегодня напоминает лишь название улицы на Подоле и замечательное стихотворение Лины Костенко:
Мені відкрилась істина печальна:
життя зникає, як ріка Почайна.
Через віки, а то й через роки,
ріка вже стане спогадом ріки.
І тільки верби знатимуть старі:
киян хрестили в ній, а не в Дніпрі.