После конца

Апокалипсис по-голливудски

Мы благополучно пережили конец света. Мы — единственные уцелевшие на этой планете, затопленной цунами, разрушенной землетрясениями, расколотой упавшим метеоритом, уничтоженной пришельцами из космоса. Мы — последние счастливчики, те, кого не выкосил смертельный вирус, вырвавшийся из недр секретных правительственных лабораторий. Мы обладаем двумя волшебными предметами, защищающими нас от древних проклятий: в левой руке у нас пакетик с попкорном, а в правой — пульт дистанционного управления. Вот они, наши держава и скипетр. С ними мы переживём любое нашествие и любое горе.


Обесцененная смерть

С каких пор европейская цивилизация всерьёз увлеклась борьбой со смертью? В эпоху Просвещения? После мировых революций? По?сле великих войн ХХ века? Сейчас уже сложно сказать точно, но одно можно утверждать с очевидностью: на этом пути она добилась немалых успехов.

Кладбища вынесены, вытеснены на окраины мегаполисов, на местах старых могил — лоснящиеся от изобилия товаров гипермаркеты и муравейники новых кварталов. Старики умирают в стерильно белых палатах под присмотром квалифицированных врачей: нынче уходить в мир иной из собственной постели просто неприлично. «Смерти нет», — всем своим видом пытается доказать небу современный город. Мы слишком заняты, чтобы умирать. Но как отвести от себя эту опасность?

Когда-то древние люди, намереваясь одержать победу над сильным противником, будь то человек или животное, исполняли ритуальный танец, в котором разыгрывали будущую победу, или мастерили фигурку, похожую на врага, и вымещали на ней всю свою злость. Мы, люди XXI века, усовершенствовали процесс. Всё, чего мы боимся или желаем, теперь происходит не с нами, а на плоскости экрана.

Мы — не актёры в драме бытия, а только сторонние наблюдатели. Зрители. Мы пережили Армагеддон, мы своими глазами видели, как гибнут народы и континенты. Значит, теперь нам лично ничто не угрожает.

Предсказания о конце

Когда наступит конец света? Это христианский по своей сути вопрос. Потому что только христианство уверено, что мир, сотворённый Богом, не вечен. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1, 3). Творение мира начинается с создания света, поэтому конец мира — конец света.

Философ или язычник вправе думать, что всё в мире возвращается на круги своя: как огонь разгорается и затухает, так и эпохи сменяют одна другую. На смену золотому веку грядёт век железный, но и это не вечно, и всё может повториться вновь. Для человека, думавшего так, земля была бесконечной, непознанной, загадочной.

Христианство, признанное государством, позволило человеку перестать обожествлять природу, стать её исследователем и покорителем. Благая весть стала распространяться от народа к народу. Века сменяли друг друга. При каждой смене времён и властей люди вздрагивали, вспоминая слова Апокалипсиса, но вскоре вновь успокаивались в бытовой суете.

В ХХ веке, когда сеть коммуникаций опоясала мир и далёкое стало близким, человечество впервые задумалось о том, насколько всё взаимосвязано и сколь хрупко равновесие.

Вторая мировая война и гонка вооружений эпохи противостояния СССР и Америки только усиливали панические настроения. Всеобщий конец мог быть очень близок. С тех пор прошло полвека, и теперь нам просто нравится кино, в котором обыгрывается конец всего сущего. Это наглядная демонстрация мощи изобразительных технологий: как правдоподобно, как страшно, как притягательно!

Кино-катастрофа

По сути, ни один из популярных фильмов, сюжеты которых крутятся вокруг конца света, не обращается к христианскому первоисточнику. Сценаристы упражняются в изобретении какой-то заковыристой причины гибели мира (комета? астероид? инопланетяне?) и сосредотачиваются на путях спасения горстки людей из самого пекла глобальной катастрофы. Ведь, по законам Голливуда, всё должно окончиться хэппи-эндом.

Кинофабрики с удовольствием заимствуют из мировой культуры всё, что так или иначе сгодится для раскрутки сюжета. Поэтому идея конца света, веками занимавшая человечество, вошла в обойму кинематографистов очень быстро. Но вчитываться в сложные образы книги Откровения Иоанна Богослова было особенно некогда — не терпелось предложить свои варианты. Так, все возможности апокалиптического кино доселе сведены в одну узкую область — это кино катастроф. Все эти «Столкновения с бездной», «Армагеддон», «Послезавтра» и им подобные строятся по очень простой схеме: герой и его верная команда спасают группу людей или всё человечество, преодолевая различные препятствия. Как в компьютерной игре.

Человек противостоит стихии. Своим упорством и настойчивостью он одолевает её и получает весь мир и поцелуй симпатичной девушки в придачу.

Спасти человечество может только оно само, вооружённое собственными умениями и технологиями. «Спасение» в данном контексте всегда означает воссоздание и продолжение той же жизни, которую человечество вело и до этого — возврат к цивилизации фастфуда и мегаполисов.

Апокалипсис в кино сегодня содержит три важнейших элемента, присутствующих и в Книге Откровения: временное торжество стихии или злых сил, приводящее к всеобщей разрухе и запустению, решающая битва и торжество «добра».

Из этой истории полностью исключено главное — Страшный Суд, ожидающий человечество. Результаты этого Суда вполне предсказуемы, поэтому так хочется отсрочить его, забыть о нём, вычеркнуть его из памяти.

О том, как относится кино катастроф к христианской традиции, можно судить по двум примерам. В картине 2004 года «Послезавтра» Америку ждёт резкое падение температуры. Ожидающая спасения группа людей находит прибежище в Национальной библиотеке и начинает сжигать все книги, чтобы согреться. Когда речь заходит о Библии, один человек протестует: «Я не верю в Бога. Но эта книга представляет собой историческую ценность, поэтому она неприкосновенна». В фильме «28 дней спустя» по недосмотру учёных люди оказываются инфицированы страшным вирусом, превращающим их в вампиров. В первых кадрах мы видим церковь, переполненную трупами, а на героя набрасывается превратившийся в чудовище священник — послание режиссёра читается более чем ясно: «Бог не смог защитить никого».

Нечисть вообще очень часто становится действующей силой апокалиптического кино: зомби, мутанты, вампиры, люди, превратившиеся в нечто ужасное, — ассортимент велик. Подсознание режиссёров и сценаристов продолжает выдавать страшные образы, за которыми отчётливо просматривается тот, кто посылает в мир всю эту негативную волну ужаса. Но наши современники и по сей день так же наивны, как и усевшиеся на скамейке на Патриарших прудах Берлиоз и поэт Бездомный в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Из «свеженького» упомянем фильм «Я — легенда» и пойдём дальше.

Вкус супермаркета

Героям, попавшим в переделку, можно только позавидовать. Допекавшая их кучей дел и проблем цивилизация исчезла, оставив в распоряжении наших гипотетических Джона и Джейн все свои достижения: автомобили с полными баками бензина, супермаркеты, ломящиеся от продовольствия... Этот момент особенно любят создатели фильмов: герой катит по огромному пустому залу тележку, безнаказанно хватая с полок всё, что душе угодно: платить всё равно не придётся.

Фильмы о конце света в определённом роде пародируют знаменитого «Робинзона Крузо», только теперь в образе необитаемого острова выступает весь мир.

Глобальная катастрофа — только фон для демонстрации навыков выживания и степени «крутизны» главного героя. Если для философов, размышляющих на эту тему, важнее, каким образом возможно сохранить для потенциального будущего главное интеллектуальное наследие человеческой цивилизации, её научные и гуманитарные архивы, то воображение художника по декорациям, напротив, находит наслаждение в разрушении знаковых памятников архитектуры и культуры (показателен эпизод с музейными ценностями в фильме «Дитя человеческое»; последнее хранилище раритетов даже названо в этом фильме «Ковчегом искусств», по аналогии с Ноевым ковчегом).

Неважно, что происходит с человечеством — поражено ли оно бесплодием («Дитя человеческое»), порабощено ли компьютерами («Матрица») или роботами («Терминатор»), главный герой всегда будет сражаться и одерживать победу за победой.

Всё время на экране будет отдано действию: погоням и перестрелкам. Кстати, самый апокалиптический по названию фильм — «Апокалипто» Мела Гибсона, — по признанию автора, так и задумывался — как одна длинная и яркая погоня. Эта картина Гибсона, на первый взгляд, выбивается из предложенного нами ряда «технологических апокалипсисов», но она заслуживает упоминания. Во-первых, из-за красноречивого названия и исторических параллелей с пожирающей себя самоё цивилизацией, во-вторых, из простой любви к Мелу Гибсону, однажды рискнувшему снять настоящее кино по Евангелию.

В целом, пейзаж и ландшафт апокалиптических фильмов сер и безрадостен — таковым ему и положено быть. Таким предстаёт мир после Апокалипсиса. Таким его видят люди, создающие игры и пишущие книги в жанре, который уже получил своё знаковое имя — постапокалиптика.

Смерть — это игра

Постапокалиптика — жанр научной фантастики, в котором действия развиваются в мире после какой либо глобальной катастрофы: войны, восстания машин или бунта искусственного разума, появления доисторических чудовищ, уничтожающих всё живое (как драконы во «Власти огня»).

Постапокалиптической называют также стилистику, несущую настроение ужаса и одиночества, использующую образы запустения, постаревшей и покинутой техники и зданий.

Идея эта свойственна не только нашему времени — она во всей красе расцвела ещё в произведениях Герберта Уэллса.

Удивительно другое: насколько востребован этот образ современной цивилизацией. В сети, например, легко найти сайты, целиком посвящённые постапокалиптической тематике, в этом же духе создана популярная серия компьютерных игр Fallout и многие другие.

Страх ядерного апокалипсиса ХХ века выродился в затянувшуюся агонию на экранах и в головах: предсказаниям о конце света вроде бы никто не верит, но стоит объявиться новому лжепророку, как находится паства, готовая внимать его предсказаниям.

Всё это говорит только об одном: страх Суда и Апокалипсиса в европейском сознании не изжит, его пытаются преодолеть с помощью символического переноса на экран и уничтожения, с помощью отрицания, с помощью утверждения, что он уже произошёл и мы от него свободны... На самом деле, все эти утверждения движимы именно им — подсознательным страхом Суда и осознанием его неизбежности.

Ранее опубликовано: № 2 (38) Дата публикации на сайте: 17 Июнь 2009

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
После конца

После конца

Валерия Ефанова
Журнал «Отрок.ua»
Мы благополучно пережили конец света. Мы — единственные уцелевшие на этой планете, затопленной цунами, разрушенной землетрясениями, расколотой упавшим метеоритом, уничтоженной пришельцами из космоса. Мы — последние счастливчики, те, кого не выкосил смертельный вирус, вырвавшийся из недр секретных правительственных лабораторий. Мы обладаем двумя волшебными предметами, защищающими нас от древних проклятий: в левой руке у нас пакетик с попкорном, а в правой — пульт дистанционного управления.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 12 из 12
16:50 25.12.2009 | Рафаил
"Всё это говорит только об одном: страх Суда и Апокалипсиса в европейском сознании не изжит, его пытаются преодолеть с помощью символического переноса на экран и уничтожения, с помощью отрицания, с помощью утверждения, что он уже произошёл и мы от него свободны..."
Целиком согласен с автором.
Во время просмотра этих фильмов мой ветхий человек радовался. Радовался уничтожению и разрушению, радовался тому что я такой сильный и крутой вместе с главным героем оказался достойным пережить глобальную катастрофу, радовался свободе от следствий моих действий (таких как грабеж и убийство, в том числе человека)... все в совокупности можно назвать свободой от совести, словно всё дозволено и ничего за это не будет. Как говорит профессор МДА Осипов "Разнуздать чтобы взнуздать".
После фильма ощущение такое словно самое ужасное что могло в жизни произойти уже было, поэтому ничего страшного если я что-то сделаю не так, ничего страшного если я как актеры в фильме "возьму" что-то в супермаркете и не заплачу; и призывы со стороны друзей/знакомых поступать так-же легче будут восприняты мною. А если смотреть такие фильмы регулярно, начиная с подросткового возраста, то получим человека которому очень тяжело принять постулат, что за все поступки, и даже за каждое слово человек будет нести ответ перед Богом. Даже несмотря на то что Бог есть Любовь.
00:33 31.07.2009 | В.А.С.
Простите за дерзость. У меня сейчас период "эмоциональной неразберихи...". Но прошу ответьте...
:- Молчание - знак согласия на коментарий?. Или просто - :- всё равно... (высокомерие, или боязнь потерять свою позицию, боязнь признать что своё - (может быть) не на 100% верно?( а другого - пока нету...))?
P.S. Нужен диалог...
22:15 09.07.2009 | В.А.С.
Да статейка вышла "бомбезная", прямо сказать "шоковая".
Интересно, почему своё мнение и своё отношение к вещам нужно воздвигать на опощлении созданного другими? Почему нужно
прикрываться православием для обличения и осуждения чьей-то работы? Зачем влаживать какойто "навязанныей" смысл картинам, мыслям режисёра и т.п? Почему бы не пойти другим путём:-" вот моя работа - я снял, что скажете, чесно?, правдиво?, православно?, хорошо?".
Сколько негатива сколько клеветы и негодования, какого-то больного нервного возмущения к этим картинам, которые относятся к фантастике...
Автор статьи, а как вы видите тот самый роковой момент, какой фильм вы сняли, как показали те самые чувства, какая в вашем фильме развязка?
Да, прискорбно видеть "праведное негодование" на кино. Я вижу стало входить в привычку опорчить то, что не может сопротивляться: работу, картину, рассказ, фильм, стихи, автора (который умер, или ещё не умер). Так сказать, натолкнуть читателя: вот это плохо, очень плохо; а - это, это хорошо, очень хорошо, гуд!.
18:32 26.06.2009 | Аня З
По-моему автор ещё раз напоминает, что действовать нужно прямо сейчас, не откладывать. Спасаться
15:42 26.06.2009 | Алексей
Припозднился я со своим комментарием.
Никогда не смотрел на апокалиптические голливуднички в таком фокусе. Задумался, спасибо автору.
Пока читал, все думал какие эти фильмы плохие и какие плохие те, кто их любит.. пока не дочитал до fallout... Тут задумался, потому как это моя самая любимая игра. И как горячий поклонник этой игры хочу сказать следующее. Фол - игра постапокалиптическая, а не апокалиптическая. Отличие на первый взгляд маленькое, но принципиальное. Чем больше в этой жизни понимаешь и узнаешь, тем душнее становится жить - сгнившая и враждебная к гражданам Система, забвение вечных ценностей и пропаганда мерзостей на государственном уровне. И этого не избежать - нельзя не ходит на работу, не отдавать детей в школу и не контактировать с окружающей действительностью. Кто-то от отчаяния кричит, что уедет за границу. Смешно, честное слово - там все еще хуже. От этого тошно, тесно. А в мире Фоллаута все это зло сгорело в ядерном огне, а немногочисленные выжившие отданы на распоряжение сами себе, нет ни законов, ни правительств. Есть простые человеческие отношения и свобода выбора. Бескрайняя свобода, потому что строится новый мир... И тут действительно чувствуешь себя Робинзоном Крузо, но не в смысле потребительства, а в смысле внезапной свободы и ответственности за будущее.
17:06 24.06.2009 | Yarick
То Артур:
Бог есть Свет, но Бог не есть мир, мы христиане не являемся пантеистами.

По английски конец света будет(End of the world)
14:05 24.06.2009 | Артур
"Когда наступит конец света? Это христианский по своей сути вопрос. Потому что только христианство уверено, что мир, сотворённый Богом, не вечен.".. Как то я не совсем согласен с Этим высказыванием, А Какже " Бог есть Свет, и нет в нем ни какой тьмы"?.. А если Бог есть Свет, то конца света быть не может..!!!
12:13 23.06.2009 | Yarick
То julcin:

Старой бабушке будет полезнее, если ей рассказывать о похоронах а не о крестинах да свадьбах "чтобы не огорчить". Т. к. смотря что друзья молодости уходят бабушка задумается о том что и ей ТУДА скоро, а слушая одно хорошее получится "попрыгунья стрекоза, лето целое пропела оглянуться не успела как зима пришла".
12:09 23.06.2009 | Yarick
То Алексей:
Читайте Евангелие внимательно иподряд и увидите, например:

"Придет же день Господень, как тать ночью" (2 Пет. 3, 10)."

"Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня." Мф. 25.

Так что, извините, в Евангелии говорится правда и только правда в том числе и обличающая и "сюсюканья" и "супремисиионерства" там нет. Не хочет человек - отворачивает голову, хочет - идет за Христом третьего варианта нет.
20:03 19.06.2009 | julcin
меня эти псевдо-ужастики не
пугают, а вызывают скуку-если
случайно в гостях увижу. за- чем же эту чушь одинаковую смотреть, тем более- она Вам
не нравится? мы ведь правос-
лавные, давайте ждать не только Апокалипсис, но и Воскресение!
08:48 18.06.2009 | Алексей
Кажется, такую статью мог бы написать и иеговист, и мормон. Где здесь Православие, в чем выражено? В критике фильмов, видеоигр, европейского сознания? Критиковать легко. Надо еще и указать, что делать.

Статья очень мрачная, человек сторонний прочитает, плюнет и напьется (если примет близко к сердцу). Этого добивались?

Христос и апостолы никого не запугивали страшилками, а указывали правильный путь духовной жизни.

Никого не хотел обидеть.
01:48 18.06.2009 | Андрей
Это кино- промывание мозгов, которое имеет ясную цель: профанацию Христианских истин. Им необходимо полностью отбить страх Божий. А когда человечество окончательно станет относиться к пророчествам о Конце мира как к сказке, и почти никто уже не будет ждать Антихриста (а сейчас ещё ждут), вот тогда он и придет! Об этом очень доступно рассказал о.Андрей. Жаль, что, судя по комментариям к тому материалу, многие не поняли и нашли у батюшки некое покушение на свою свободу. Спаси их, Господи! Простите.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: