После рок-н-ролла

Слова «протест» и «субкультура» многих настораживают. Но есть люди, связавшие с молодёжными движениями немалую часть своей жизни...

Молодости свойственно искать и расти. Тот, кто пришёл в рок-н-ролл в процессе поиска и роста, однажды неизбежно упрётся в потолок. И встанет перед вопросом: а что же дальше?


Человек, прошедший через «неформализм» (и, по сути, ещё не до конца вышедший из него), никогда не сможет рассуждать об этом явлении непредвзято, без определённой доли симпатии. Тем не менее, вовлечённость в мир субкультур* освобождает от предвзятости иного рода — «не читал, но требую запретить».

* Слово «субкультура» может обозначать и панков, и хиппи, и таксистов, и криминальных авторитетов. Такой широкий спектр значений нам не нужен, поэтому слово «субкультура» будет использоваться в статье в смысле рок-н-ролльной субкультуры. Термин «контркультура» (субкультура, находящаяся в оппозиции к доминирующей культуре) мы тоже будем употреблять в связи с рок-н-роллом.
Кроме этого, важно уловить разницу между понятиями нонконформизма и антиконформизма. Если нонконформизм — это отрицание определённых групповых норм (при этом не исключается создание новых), то антиконформизм — это отрицание любых групповых норм в принципе.

Бесспорно, контркультура — это выражение молодёжного протеста. Но не стоит реагировать на само слово. Ведь протестовать можно против разных вещей. Отрицание общепринятых правил не является злом само по себе — некоторые общественные «нормы» предосудительны даже с христианской точки зрения: культ богатства, раболепие перед «высшими», лицемерие. Опасен не нонконформизм, а антиконформизм. Именно второй, а не первый является отрицанием установленного Богом порядка. Впрочем, едва ли не большая опасность исходит от конформизма без префиксов, когда человек, ни о чём не задумываясь, просто плывёт по течению.

Отрицание — это необходимый этап освобождения. Главное, чтобы он не стал единственным. Если вычистить рану и не зашить, она будет гнить дальше. Если её чистить и чистить без остановки, можно доковыряться до кости. А ещё можно ковыряться там, где никакой раны и в помине нет. К сожалению, в той или иной мере, «неформализму» присущи все три варианта. Критикуя общественные нормы, контркультура часто «перебарщивает», вместе с мусором отбрасывая необходимое; при этом она очень редко предлагает взамен какой-либо конструктив. Девиантное поведение из способа протеста против лицемерия и ханжества превращается в самостоятельную «ценность». Иногда доходит даже до сознательного культивирования психических отклонений.

Впрочем, не всё так страшно. Людям, сваливающим все субкультуры в кучу и верящим во все нелепые легенды о них, не мешало бы знать, например, о движении straight edge (sXe), участники которого идейно отказываются от любых изменяющих сознание веществ и беспорядочных половых связей. Самое интересное, что sXe вырос на почве панк-культуры, считающейся одной из наименее благонадёжных.

Тот, кто отрицает, — ищет, а кто ищет — найдёт, если только не проскочит сгоряча мимо своего сокровища. Человек, протестующий против этого мира с его мещанскими «идеалами», пытается найти что-то за его границами. Проблема в том, что и отрицание может быть пластмассовым.

Фото: Ольга МрачковскаяЕсть такое выражение: «коммерциализация бунтарства». Кажется, в особых объяснениях оно не нуждается. Достаточно вспомнить повальную моду на футболки/значки/банданы с Че Геварой, имевшую место несколько лет назад, когда известного революционера превратили в ещё более известную торговую марку.

Без сомнения, молодёжный протест, направленный в нужное русло, — отменный источник заработка. Сейчас всё большее количество музыкальных групп создаётся как продукт, разработанный в результате тщательного маркетингового исследования. Параллельно выпускается соответствующая линия одежды, и... всё схвачено. Масскультура всасывает бунт и продаёт его уже в безопасном, переваренном и красиво упакованном виде — вместе с кедами, браслетами и прочими аксессуарами. При этом окончательный вариант может быть совсем не похожим на «сырьё». Прекрасным примером коммерческой дегенерации — далеко не первым и не единственным, но на сегодняшний день самым ярким — является движение emo (имо). Кто бы сейчас сказал, что в конце 80 х это слово связывали с крепкими коротко стрижеными хардкор-парнями, большое количество из которых были sXe?..

Впрочем, как хорошо заметила канадский социолог Наоми Кляйн, «в атмосфере, где маркетинг, ориентированный на молодёжную культуру, подпитывает потребительскую лихорадку, любая субкультура вообще начинает создаваться на фундаменте такой лихорадки». Это означает, что чётко отделить «поддельное» движение от «настоящего» практически невозможно. Они — как сиамские близнецы с общими органами.

Альтернативой оккупированному крупными корпорациями музыкальному и околомузыкальному миру может считаться разве что так называемый D. I. Y. — do-it-yourself, или попросту «сделай сам». Исполнители (вместе со слушателями, которые очень тесно с ними связаны) самостоятельно, без посредничества больших звукозаписывающих компаний, записывают свою музыку и выпускают её, сами создают «мерч» и печатают самиздатовские журналы. Часто это делается на очень высоком, далеко не кустарном уровне.

Змеи — мудрые животные. Когда старая кожа становится слишком тесной, они её сбрасывают. Так же и с рок-н-роллом — рано или поздно его надо перерасти. Иначе можно стать одним из тех вечно пьяных сорока с-лишним-летних субъектов, которые навязчиво «просвещают» малолеток разговорами о том, какую марку сигарет курил некий ископаемый рок-идол или кто же всё-таки был настоящим основателем хеви.

Фото: Ольга МрачковскаяКонечно, существует определённый процент людей, нашедших настоящую альтернативу жизни по законам «нормального» общества — например, живущие за счёт автономного творческого труда или объединившиеся в хозяйственные общины. Думаю, они достойны уважения хотя бы за свою смелость. Но такие уникалы немногочисленны. Гораздо больше тех, кто по «антикапиталистическим» мотивам паразитирует на собственных родственниках и — получая пособие — на работающих людях вообще, чувствуя себя при этом неизмеримо выше «тупых обывателей», услуживающих корпорациям.

А ещё большему количеству вчерашних «неформалов» — не нашедших в себе сил по-настоящему вырваться из капиталистической системы и при этом не желающих или не имеющих возможности тунеядствовать — придётся идти на работу. Обычную работу для обычных людей. Как ни странно, здесь есть свой позитив — становится меньше поводов для того, чтобы чувствовать себя особенным. Круг общения расширяется, и начинаешь видеть в людях то хорошее, чего прежде не замечал. Можно, конечно, озлобиться и ещё более радикально отделить себя от «общей массы», всех вокруг презирая и ни с кем не общаясь, но это будет уже даже не гордыней, а банальной глупостью.

Из прошлого, конечно, всё равно что-то остаётся: музыкальные вкусы, элементы одежды, лексикона; иногда, чтобы узнать «своего», достаточно встретиться с ним взглядом. Но внешние признаки — далеко не основное. Даже если они исчезнут, быть «как все» уже никогда не получится. Внутренне ты никогда не сможешь снова стать полноценной частью этого мира — разве что ценой притворства и неоправданного насилия над самим собой. «Субкультурный» период нельзя просто так вырезать из жизни. Во-первых, искусственное разрывание связи между разными этапами развития чревато нарушением личной целостности. Во-вторых... надо ли человеку, который однажды стал на путь отрицания мира — возможно, и перегибая местами палку под влиянием юношеского максимализма — опять принимать его в себя? Может ли это вообще считаться развитием?

Присущая контркультуре модель взаимодействия с реальностью нуждается не в уничтожении, а в очищении и дополнении. Вместо того чтобы скатываться назад, отбирая у себя десять-...надцать лет жизни и объявляя их недействительными, нужно выйти на следующий уровень. Главное при этом — найти недостающее ядро. Вариантов много, но настоящим ядром личности может стать только Бог.

Когда узнаёшь нужное направление и делаешь к цели хотя бы несколько нетвёрдых шагов, от тебя по чуть-чуть начинает отваливаться старая шелуха: излишняя провокативность в одежде и поведении, предвзятое отношение к «чужим», тщеславие. Иногда, правда, приходится отрывать всё это вместе с кусками мяса.

Отрицание, усвоенное от субкультуры, в результате направляется против неё самой, против узости её кругозора, шифрующейся под «элитарность». Негоже ведь всю жизнь оставаться в детских штанишках...

Но тем более не стоит менять их на ползунки филистерского конформизма. Ведь настоящее движение — это движение вперёд.

Ранее опубликовано: № 2 (50) Дата публикации на сайте: 02 Июнь 2011

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
После рок-н-ролла

После рок-н-ролла

Сергей Турович
Журнал «Отрок.ua»
Тот, кто отрицает, — ищет, а кто ищет — найдёт, если только не проскочит сгоряча мимо своего сокровища. Человек, протестующий против этого мира с его мещанскими «идеалами», пытается найти что-то за его границами. Проблема в том, что и отрицание может быть пластмассовым. Достаточно вспомнить повальную моду на футболки/значки/банданы с Че Геварой...
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 25 из 29
10:14 25.06.2011 | Salabayko
надеюсь, курт и боб марли в раю, хотел сказать))
10:12 25.06.2011 | Salabayko
рок, это всего лишь * форма *. жанр. важно СОДЕРЖАНИЕ. поп музыка, арендби с пропагандой непонятно чего, ты меня нашел бой я буду с тобой и т.д. - вот где разложение. в люом жанре важна суть, и не такова, как слова. что слова?! в музыку человек влаживает себя. то, что чувствует. в музыку нужно верить. музыка, это язык, который не нужно изучать, чтоб понять. музыку нужно чувствовать.

рок метафоричен, зачастую образен и часто заставляет человека мыслить и что важнее ЧУВСТВОВАТЬ!

о жизни рокеров и том, какие они, можно говорить долго. например, некоторые говорят, что чайковский был нетрадиционной ориентации. а о любовных похождениях пушкина я вообще молчу.

важны не люди, а музыка.

Вот читаю у митрополита Антония Сурожского: "В момент, когда художник старается сделать из своего дела, мастерства иллюстрацию своей веры, это большей частью становится именно халтурой". кто умеет слышать, тот услышит.

з.ы.

я искренне надеюсь, что курт кобейн и боб марли, потому что их музыка сделала мир добрее.
14:33 21.06.2011 | Слава
Статья называется ПОСЛЕ рок-н-ролла. То есть, то что после - главнее, а остальное - путь. Музыканты тоже в пути, с некоторыми мы попутчики. Всем благополучия!
21:45 10.06.2011 | Василий
Давайте разберёмся! Христианство то как раз и стоит на устоявшихся традиционных нормах, и православное христианство как раз в особенности имеет очень древнюю и глубоко устоявшуюся традицию. Так зачем же нам музыка которая разрушает и разкрепощает традиционное.

А теперь по поводу классики. Думаю мы разобрались где и когда возникла рок-музыка( штаты, времена сексуальной революции, афроамериканская среда). А где возникла классика, кто её слушал, кто её писал?. Это довольно давняя музыкальная традиция возникшая среди образованого аристократического класса, интелигенции, имеющая этическую и эстетическую составную. Это музыка людей умных, музыка людей думающих,музыка людей с развитой душой. Не даром преподобные оптинские старцы отзывались о классической музыке позитивно. Позитивно относится к этой музыке и отец Рафаил, также отзывался о классике блаженнопочившый отец Серафим(Роуз).
И в завершение один, хоть и смешной на первый взгляд, но научно доказанный факт. Многим думаю известно что на фермах проводили эксперименты с музыкой, так вот результаты были очень интересные.:) Надои коров увеличивались при слушании классической музыки и падали при прослушивании другой(современной, в том числе рока). А это значит что даже коровы понимают что такое хорошая музыка, а что плохая. Вот бы и нам наконец понять, и хотя-бы не называть рок православным. А то у коров вкусы окажутся лутшими чем у христиан. Давайте не унижать и не позорить наше Православие.
21:45 10.06.2011 | Василий
О роке информация из Википедии(кратко о главном)
Рок — это,... рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречивых настроений, конфликта с общепринятыми нормами.

Рок-музыка как культурный феномен породила так называемый «рок-н-ролльный образ жизни», определённый стиль поведения и систему жизненных ценностей, своего рода философию. Рок-музыка обладает относительно большой захватывающей энергией (драйвом). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.

Название «рок-н-ролл» происходит из песен госпел-исполнителей 40-х годов и, являясь по сути призывом к танцу, представляет собой сексуальный эвфемизм.

Поначалу рок-н-ролл считался специфической музыкой, характерной только для афроамериканской аудитории.(с)

18:58 10.06.2011 | василий
Извинения принимаю, вы действительно что-то уж очень горячо стоите за рок:) Но дорогой Никита, вы тоже от моих ответов уклоняетсь, так нечестно самому уклонятся а от других требовать. Почему вы втянули в полемику митрополита
Антония Сурожского мне вообще не понятно. И эти его слова мне к чему? Да и вообще митрополит был неоднозначным богословом, так что читать его нужно очень осторожно.
22:36 09.06.2011 | Никита
Я уж не говорю о том, что сам термин "рок-музыка" охватывает огромное количество направлений и ответвлений, которые между собой могут быть никак не связаны, то есть понятие "рок" ну очень обширно.

Да, и простите меня, я что-то начал горячится.
22:19 09.06.2011 | Никита
В довершение всего повторюсь, что антихритианский рок очень даже существует. Но существует и христианский.
А вообще понятие "хритианский/антихристианский рок" считаю не очень уместным. Исполнитель может быть христианином, и это влияет на его творчество.
22:09 09.06.2011 | Никита

А касательно протеста и написания своего несогласия на страницах Нового Завета - писать, пожалуй, действительно не стоило. Так вы из-за этого считаете, что рок - это порождение сатаны? Потому, что некий один представитель написал ручкой на странице Библии?..

А вот что касается несогласия - почитайте размышления на этот счёт митрополита Сурожского Антония, он очень интересно об этом пишет. Или его тоже читать нельзя?

Он говорил, что если человек читает Евангелие, и сталкивается с тем, что ему непонятно, что не вмещается в его сознание и в его сердце, он должен сказать "Господи, я не понимаю, что ты тут хотел сказать, до меня не доходит, я не могу сейчас принять это". И это будет намного правильней, чем сказать "о, как великолепно" но сердцем остаться глухим. И если человек не согласен с чем-то - не надо ли ему сказать Богу: "вот тут я с Тобой не согласен. У меня не укладывается это в сознании, я не могу это принять. Помоги мне понять, что Ты имеешь в виду!"?
Это не конкретная цитата владыки Антония, но суть такова. В прочем, это уже другая тема.

P.S.

Этот Ваш знакомый православный? Напишите, пожалуйста, его имя.
22:08 09.06.2011 | Никита
В общем, Вы проигнорировали мой вопрос касательно того, каким образом вы делаете выводы о том, какая музыка христианская, а какая нет, и почему.

А вот сколько самоубийц дала холодность и чёрствость и жестокосердие христиан, знаете?

Я хочу получить ответ на вопрос: что именно в роке, как в жанре музыки, Вы считаете антихристианским? А романсы и баллады можно слушать? И считаете ли Вы антихристианской классическую музыку и почему?

А знаете ли Вы, что христианство в роке присутствовало чуть ли не сначала зарождения этого жанра? Известно ли Вам, что рок зародился из блюза и джаза, где было множество христиан? А знаете ли вы, сколько легендарных рокеров приняли христианство и в корне поменяли свою жизнь?
Я догадываюсь, каково ваше представление про рок: группа людей, издающих какофонию на сцене, вопящих в микрофон и беснующаяся толпа фанов. Я угадал? Увы, это лишь подтверждает мою гипотезу о вашей неосведомлённости и заштампованности :( Если нет, то опровергните.

Но скажите, делать выводы о том, о чём имеются лишь поверхностные, теоретические крупицы знаний, разве это правильно?
22:07 09.06.2011 | Никита
Во-первых, не надо приписывать мне то, чего я не говорил. Я не считаю себя просвещённым свыше и не считаю архимандрита Рафаила простаком. Но я считаю, что в роке он не разбирается, и его утверждения о нём стереотипны и не правильные. И ваши, увы, тоже :(

И про о.Кураева я ничего не писал, мне он, в общем то, тоже не очень нравится ;) Кстати, он как-то сказал, что к року он совершенно безразличен.

Во-вторых, что значит "сколько самоубийц, наркоманов и алкоголиков дал рок"? А скажите, сколько самоубийц дала литература, кино, живопись, наука? Я вам отвечу - нисколько. Всё это дают человеку страсти, которые он не душит в своём сердце, а не искусство в целом и не музыкальное направление в частности. Тут всё зависит от человека - если человек противится Богу - то для него всё в погибель.
21:11 09.06.2011 | василий
Извините пожалуйста Николай, всё что мною ниже написано, адресовано исключительно брату Никите.
20:59 09.06.2011 | василий
Я считаю что ни реп ни вся другая псевдомузыка не совместима с православным христианством. Отец Серафим Роуз, старец Паисий и многие другие, действительно подвижники, а не просто "видные богословы" писали об этом, и тоже так считали. Архимандрит Рафаил Карелин, которого я так понял вы считаете недалёким человеком, тоже так думает. Отца Рафаила читают и уважают во всём православном мире, а вы считаете что он заблуждающийся простяк. Ставите себя как бы выше его, как будто вы получили откровение свыше. Знаете, чтобы узнать что наркотики и алкоголь несут зло достаточно посмотреть вокруг, не обязательно употреблять, с роком то же самое, сколько самоубийц, наркоманов, алкоголиков дал рок, вы уж наверное должны знать?.
20:56 09.06.2011 | василий
Уважаемый Николай, даже не знаю с чего начать. Во-первых, кто для вас серьёзные богословы? Одного я наверное угадаю, это диакон Андрей Кураев, которого не впускали в Почаевскую Лавру и гнали из Молдавии, как вы думаете почему? Он праведник-страдалец, или модернист? Как писал святитель Василий Великий - "плохо делает тот кто вносит в церковь что-то новое". Дух модернизма проник увы повсюду.А мы пластмассовые христиане и рады этому, больше возможностей, меньше грехов. Вы говорите что я не знаком с роком совершенно, а это не так. Почему вы сначала не спросили? У меня есть друзья рокеры-христиане, один из них читая Библию(Новый завет) прямо на её страницах написал своё несогласие с одним местом Священного Писания примерно следующими словами "я считаю что это не правильно". Как вы думаете он хулил святыю или нет? Разве это не в духе протест-анта, православного?
15:24 09.06.2011 | Никита
Василий, ни Вы, ни, увы, архимандрит Рафаил, не разбираетесь в этом вопросе, так от чего же вы делаете столь смелые и категоричные заявления? Ведь вы никогда не увлекались роком, не интересовались его историей и ответвлениями, не читали биографию исполнителей, не ходили на концерты и проч.
Так с чего Вы взяли, что рок - музыка не совместима с православием?

Если расставить точки над i, то в рок-музыке в частности и в рок-субкультуре вообще, есть много нехристианских и атихристианских явлений.
Но они есть во всём этом падшем мире. "Мир лежит во зле" © Иоан Богослов.

Зло встречается абсолютно везде: есть антихристианские книги, картины, скульптуры, фильмы. Так что теперь?
В прочем, архимандрит Рафаил протестует и против всего искусства. Но это, скажем прямо, исключительно его личное мнение, которое не находит отклика у прочих серьёзных богословов.
Потому что христианство освятило искусство. Именно из искусства появилась иконопись, храмовая архитектура, хоровое песнопения и т.д. Да посмотрите на отношение к искусству хотя бы священномученика Илариона Троицкого.

А скажите, рэп совместим с православием? А поп-музыка? А электронная? А джаз, блюз? Совместимы они с православным христианством? И если нет, то почему? И что совместимо? Классическая музыка совместима? И если да, то почему? По каким критериям идёт оценка и выносятся приговоры?

Со стереотипами надо бороться, для духовной жизни они вредны, ведь если у человека предвзятое мнение к чему-то одному, то оно вполне может быть предвзято и ко всему остальному. Христос был с этим не согласен, Он боролся со стереотипами и предрассудками. Вот.
18:36 08.06.2011 | василий
простите я стараюсь. Просто я парень сельский, потому не будьте ко мне слишком требовательными:)
18:02 08.06.2011 | Николай
> если оно вам безразлично то зачем входить в дискуссию

А я с вами дискутирую не о роке, а о методах ведения дискуссии :)
19:06 07.06.2011 | василий
....наиболее распространенный подход - просто идти в ногу со временем: приспосабливаться к "рок-музыке", современным модам и вкусам и всему ритму нашей джазовой современной жизни. Часто более старомодные родители мало соприкасаются с этой жизнью и живут более или менее отдельно своей собственной жизнью, но они будут улыбаться, видя, как их дети следуют за новейшим безумством, и думать, что это нечто безвредное. Блаженной памяти о.Серафим Роуз
19:03 07.06.2011 | василий
)На всякий случай скажу, что я не рокер и симпатии к этой субкультуре не испытываю.- в таком случае получается что это вы меня поучаете. Вы говорите что вы не поклонник этого явления, если оно вам безразлично то зачем входить в дискуссию, я противник, есть симпатики, с ними и хочется вести диалог. Простите меня.
14:19 07.06.2011 | Николай
> Вы друзья на меня нападаете тогда как я выступаю против признания рока как полезного для церкви явления.

Лично я на вас не нападал, просто мне кажется, что надо либо говорить аргументированно, либо не говорить вовсе. Неужели сложно здесь тезисно изложить аргументацию вашего мнения? Привести пару коротких цитат, и т. д. Тогда это будет дискуссия, а так получается что вы пришли тут всех поучать менторским тоном. Это просто неконструктивно, вы этим ничего не добьетесь, никого не переубедите.

На всякий случай скажу, что я не рокер и симпатии к этой субкультуре не испытываю.
13:22 07.06.2011 | василий
Вы друзья на меня нападаете тогда как я выступаю против признания рока как полезного для церкви явления. Я и до знакомства с трудами отца Рафаила считал так, и если бы это было только моё личное мнение я бы его не оглашал. Я просто хочу чтобы те кто зайдёт на эту страничку знали что в церкви есть и другое мнение, на счет такой Американской субкультуры как "рок".
02:29 07.06.2011 | Николай
> Если хотите понять почему я так считаю, зайдите на сайт архимандрита Рафаила Карелина, и думаю там вы найдёте исчерпивающие обяснения.

Ну заявили вы, а бремя аргументации перекладываете на другого :) Надо нести ответственность за свои слова, ИМХО.
22:48 06.06.2011 | Никита
Мнение архимандрита Рафаила Карелина по очень многим вопросам - это его сугубо личное мнение, с которым, кстати, далеко не все видные деятели православной церкви согласны. Как и он не согласен с очень многими деятелями. Каждый имеет право на своё мнение. И святые не говорили хором, каждый имел свой, неповторимый, а порой и противоречащий другим взгляд. Но вот подгонять всё под одну планку - это просто примитивно, и вряд ли говорит о том, что человек разбирается в вопросе. Как написал тот же архимандрит Рафаил: "если ювелир заявляет, что все металлы одинаковы, то это говорит не о том, что у него широкий взгляд, а о том, что он профан".
21:44 06.06.2011 | василий
Простите Никита если вас обидел. Мои слова не голословие. Если хотите понять почему я так считаю, зайдите на сайт архимандрита Рафаила Карелина, и думаю там вы найдёте исчерпивающие обяснения.
12:26 06.06.2011 | Никита
Да, современный рок больше коммерциализирован. Но всё же есть и не продавшиеся коллективы с сильными текстами, да и старики еще могут тряхнуть стариной.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: