Поверх барьеров

«Человек вошел в город», — вот простейшая фраза, казалось бы, не требующая толкований. Казалось бы… Но человек Средневековья входил в город через ворота, входил в огражденное стенами пространство. Если он не успевал войти в город до определенного времени, то ворота запирались, и на стены выходила стража. Сегодня же человек идет по асфальтированной дороге, проходит мимо бетонных букв, из которых складывается название города, и еще добрых полчаса идет до настоящего жилья. Он минует не стражников с алебардами, а промзону с серыми деревьями и пыльной травой. Его приход не привлекает ничье внимание, даже если одежда на госте необычная и говор нездешний.

Город изменился. Он даже изменил смысл своего имени, ведь теперь его ничто не ограждает. Изменилась и жизнь в нем. Современный город — это беременное чрево, в котором борются два младенца. Так было с Ревекой, внутри которой шла борьба за первородство между Иаковом и Исавом. Нынешний город под покровом удобств, сует и культурных приличий скрывает титаническую борьбу Христа и антихриста.

Все, что мы поспешно, исходя из готовых установок, скажем о городе, можно будет оспорить, ибо он двулик.

— Первый город построил Каин? — Да. — Значит, это безбожное явление? — Нет. — Почему? — Да потому, что грядущее Царство Божие изображено в виде города, сходящего свыше, — Иерусалима Небесного. — Разве идеальная жизнь не в согласии с природой, не в том, чтобы жить на ее лоне? — Нет. На лоне природы Каин убил брата. И только потом построил город. — Но ведь города — это клоаки. В них сосредоточены все пороки, там живут воры и ростовщики, блудницы и чародеи. Там тюрьмы и плахи. Там — толпы, жадные до дармового хлеба и зрелищ. — Да. Но ведь там и епископские кафедры, и кельи ученых, и больницы, и библиотеки. Там — средоточие всего того, чем обогатился человек, воюя с бедностью, слабостью, глупостью…

Сами города разные. Есть среди них такие, которые вышли за пределы конкретного исторического смысла и стали символами. Иерихон, Вавилон, Иерусалим, Рим, Москва. Это уже не просто географические точки. Это — символы, продолжающие жить даже после того, как на их руинах поселятся филины.

Иерусалим должен быть построен. Карфаген должен быть разрушен. Москва — третий Рим, и четвертому не быть. Пал, пал Вавилон… Киев — мать городов русских.

«Город» созвучен на латыни «миру». Город и мир рифмуются — urbi et orbi. Это потому, что город — слепок мира, космоса. Космос трехэтажен, и город тоже.

Дворцы, хижины, подвалы…

Небесные, земные, преисподние…

Власть, обыватели, бездомные нищие.

В любом городе можно совершить путешествие из рая в ад и обратно. Часть города спит днем, как блудница, а развлекается и работает ночью. Другая часть встает с петухами и ложится на закате.

Часть города считает гроши и затыкает ватой дыры в оконных рамах. Другая часть способна зажечь 100-долларовую банкноту, чтобы раскурить сигарету. В этом смысле Париж и Токио, Рим и Нью-Йорк одинаковы. Одинаковы в принципе и разнятся в пропорциях. Борьба пропорций — это движение города от грани к грани. Согласно блаженному Августину, есть два града — небесный и земной. В первом любят Бога — до ненависти к себе, во втором любят себя до ненависти к Богу. Оба града пытаются актуализироваться, воплотиться в любом мало-мальски большом городе. Смесь и борьба этих противоположностей делают их похожими на беременное чрево, в котором борется двойня.

Нынешний сельский житель стремится в город. Для молодежи там — вузы и дискотеки, а для стариков — больницы и скверы. Нынешний городской житель убегает из города. Убегает от дорожных пробок, толчеи, загазованности и шума. При малейшей возможности горожане покупают дачу или строят за городом дом, чтобы дышать свежим воздухом и жарить барбекю под открытым небом. Но в свой загородный рай горожане натаскивают бытовую технику, телефоны, компьютеры, автомобиль. Туда они тянут газ, свет, канализацию. Город, как воин, сидящий внутри троянского коня, проникает в сельский быт, завоевывает новые территории. Не тараны сокрушили стены, ранее окружавшие города. Сам город вылез из пеленок, разрушил границы и расползся, как клякса, желая заполнить весь мир. Он больше не тревожит птиц колокольным звоном. Клаксоны и фабричные гудки заняли место колоколов. Облака пролетают над городами и рвутся в клочья, цепляясь не за кресты соборов, а за трубы фабрик и антенны на крышах небоскребов.

Город! Ты — ловушка с крышкой, которая еще не захлопнулась. Сегодня по твоим площадям гуляют изнеженные женщины и в чреве твоих ночных баров сидят сытые, праздные мужчины, на чьих руках давно нет ни следа от мозолей. Но стоит перекрыть газ и выключить свет, стоит перестать привозить хлеб и увозить усопших, ты, город, превратишься в гниющую рану, в язву, в отхожее место, в вакханалию каннибализма и насилия. Не спорь со мной, город. Я вижу тебя насквозь.

Рим зовет всех помолиться Богу, и его храмы и его площади тому свидетели.

Нью-Йорк зовет всех к земному счастью, и французский подарок — металлическая баба в нью-йоркской бухте — тому подтверждение.

Рио-де-Жанейро зовет всех забыться под звуки самбы. Каждый город кого-то куда-то зовет. Чем больше город, тем голос его сильней. В ньютоновской физике более тяжелые объекты притягивают к себе менее тяжелые. Как скопища мошек на яркий фонарь, нас тянет к электрическому свету больших городов. О том, что там идет борьба за души, никто не думает.

Когда мы, обманутые и опустошенные, вдруг поймем это, быть может, бежать уже не получится. Человек, привыкший к горячей воде и кабельному телевидению, уже не сможет жить в пустыне. Да и пустынь вскоре может не остаться.

Ведь город, как клякса, расползается…

Ранее опубликовано: № 1 (31) Дата публикации на сайте: 06 March 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Поверх барьеров

Поверх барьеров

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Город! Ты — ловушка с крышкой, которая еще не захлопнулась. Сегодня по твоим площадям гуляют изнеженные женщины и в чреве твоих ночных баров сидят сытые, праздные мужчины, на чьих руках давно нет ни следа от мозолей. Но стоит перекрыть газ и выключить свет, стоит перестать привозить хлеб и увозить усопших, ты, город, превратишься в гниющую рану, в язву, в отхожее место, в вакханалию каннибализма и насилия…
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 16 из 16
20:59 18.09.2010 | Алина
Супер!
Андрей, Вы в точку на все 100. Меня хоть и крестили, но особо я в Бога не верую, в том классическом понимании. Хотя и знаю, что что-то сильнее нас есть. Вы - очень мудрый человек, так приятно в наше пустое время видеть таких людей
00:06 15.06.2008 | julio
Цитата: "Да и пустынь вскоре может не остаться."

В юности мне нравились большие города. Нравились тем, что будучи среди многих людей можно долго оставаться незамеченным. И "управлять" своими контактами...

Одиночество городского жителя, лишенного самого главного в человеческом общении - оно намного страшнее осознается, чем естественное одиночество в пустынном месте.
Город, даже не очень большой - сегодня он, всё чаще становится пустыней.
15:18 27.05.2008 | Анна
Мне кажется, смысл статьи не в том, что только города ужасны и из них надо бежать, просто это критический анализ именно городов. Отдельно можно было бы критиковать сёла и хутора. Правда, мне кажется, что в наш век урбанизации актуальнее именно тема жизни в городах. Кстати, горожане склонны идеализировать свою жизнь относительно других населённых пунктов, так что им иногда полезно читать и такие статьи.
02:51 16.05.2008 | Борис
АРХИМАНДРИТУ АВВАКУМУ: дело не в очках, а в стенах города. Речь, как мне кажется, идет о том, что цивилизация каинитов расползается по земле. Стена, забор, граница, межа и т.п. суть внешние эквиваленты закона, т.е. запрета (все позволено, что не запрещено!), который постоянно нарушается. Отец Андрей показывает как исподволь происходит разрушение, предостерегая от греха. Может стоит снять очки, которые мешают зреть, выводя человека не только из под благодати, но и закона?
17:31 24.03.2008 | Питер
Всё так...
Почему-то с годами приходит ощущение, что стареть хочется вместе с деревянными домами и умирать вместе с умирающими деревнями. Не приносят покоя в душу городские удобства и глаза пассажиров метро пугающе пусты. Мы испорчены своими любимыми городами и не можем вырваться из них. Нет ни сил, ни решимости. Одни безплодные мечтания.
14:27 17.03.2008 | Наталья
А Вы не пробовали просто посмотреть на город глазами любящего сердца. Я люблю свой родной город Киев, и мне жаль тех слепцов, которые не видят, как он прекрасен.
10:01 14.03.2008 | Брусиловский
В точку. Как и все, о чем пишет о. Андрей.

Радуюсь и грущу вместе с ним и обезвоженый и умерший припадаю к Спасителю, Единому и Благословенному.

Спаси Господи!

о. Андрей пишите, пишите...

Если будет свободная минута, напишите и нашим читателям пожалуйста - детям, мамам онкоотделений, волонтерам, ищущим и обретшим.

http://www.donor.org.ua

Поста приятного!
00:41 14.03.2008 | Allert
Уважаемая Юлианна, Питер не сравнить с Киевом, но возможно Вы правы...
Очень любопытно Ваше мнение по поводу Киева, напишите пожалуйсто ваши впечатления мне на mail, заранее благодарен...
Allert.ua@gmail.com
21:14 13.03.2008 | юлиана
как жаль, что Вы видите лишь
это! о.Андрей, то, о чём вы пишите, зовут унынием. мир
велик и прикрасен. по правде,
я тоже бываю в депресняке- но попав случайно в русское село. вид гниющих деревянных домов и пьяных стариков... но надо надеяться на лучьшее.
а Питер и Киев(собираюсь в
апреле) обажаю.
19:42 09.03.2008 | Allert
Очень хорошее произведение! Я сам только что вернулся из Киева... Сам живу в Большой Ялте, вблизи "Ласточкиного гнезда", и вы знаете, я не в восторге...
Не спорю: "Киев - мать городов Русских", но та картина которую я увидел меня огорчила... Они не живут, они просто проживают... Метро - люди "без глаз", а точнее с пустотой вместо глаз...
Но в тоже время - Лавра, печери, там непередаваемая благодать блогоря которой, возможно, ещё жив этот город. Вобщем я считаю автор прав:"В любом городе можно совершить путешествие из рая в ад и обратно"
Но нет ничего прекраснее чистой, девственной природы!
18:59 09.03.2008 | vit


Можно подумать, что за чертой города все тишь да гладь, а в селах не глушат водку.

Сковорода тоже думал, что надо бежать от мира. Но, как писали в Отроке, там его ждут помыслы, страсти, дьявол.
20:25 08.03.2008 | Виктор
Все-таки, не совсем понятна позиция автора: такое состояние, такое развитие земной цивилизации неизбежно или могло быть по другому? И что делать городскому человеку? И что делать человеку сельскому? И возможно ли человечеству вернуться к более гармоничному отношению с природой? Или человечество уже исчерпывает природыне ресурсы Земли и мы неумолимо движемся к иной жизни?
Вопросы, вопросы, вопросы...
12:35 08.03.2008 | Марина
как точно...
11:50 08.03.2008 | Станислав Мин
Замечательное литературное сочинение. Но и духовное - в первую очередь. Спаси Бог!
05:27 07.03.2008 | АРХИМАНДРИТ А
И все таки жизнь жительствует, и будет всеторжествующе житеьствовать даже тогда когда города будут занимать много пространства земли. падение, исчезновение древних городов предвозвещали древние пророки. Многие действительно исчезли. Это неумолимый закон. Но на их месте выросли новейшие и прекраснейшие. Так что отец Андрей на города, жилище человеческие надобно иногда посматривать не только в черные но и в розовые очки. А то философия брюзжащего пророка не жизнеутверждающа. с уважением Архм. Аввакум из Кременчуга
00:14 07.03.2008 | Dmitry
Спасибо за статью. Очень точно и художественно красиво. Теперь обязательно прочту произведение Августина о двух градах.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: