Привычка к благодати

Один молодой монах спрашивал старца, как спастись. Старец в ответ попросил его вспомнить и рассказать свои ощущения при первом приходе в монастырь. Молодой ответил, что все было ему чудно и свято, все пленяло ум и восторгало сердце. В ответ старец сказал, что нужно до старости сохранять такое же чувство, не давать ему исчезнуть. Нужно служить всем, как меньший и низший, и всегда оставаться вновь поступившим в братство, а не обросшим со временем связями, самомнением, ложными мыслями.

Болезнь, о которой мы говорим, называется привычка к благодати. Священнику, простоявшему у престола несколько десятков лет, бывает трудно вспомнить о том, что он не совершитель Таинств, а служитель Таинств. Он служит, а совершает Господь. Если разницу в этих двух понятиях упустить, то и получится то, о чем с горечью говорил Тихон Задонский: стоят у престола по 30 лет — пора святыми становиться, а они еще хуже становятся.

Итак, первый совет воцерковленному человеку — не привыкать к благодати. Нужно искать и находить новые грани церковной жизни, которых, к счастью, множество. Тут уместны и паломничества, и посещения других приходов, и хорошие книги.

Второе, не менее важное — не нужно лезть в церковную политику. Людям часто кажется, что если они кого-то знают лично, куда-то ездили, с кем-то общались; что если они из первых рук узнают новости о назначении архиереев на кафедры, о кулуарных разговорах и закулисных интригах, то это говорит об их глубокой церковности. Это примитивная ложь и большая ошибка. В фильме «Волга, Волга» товарищ Бывалов везде и всюду спешил рассказать о том, что он «лично знает Шульберта». Этой фразой он расписывался в полном незнании музыки и одновременно в желании представиться ее знатоком. Такими же «знатоками» церковной жизни являются и наши «святоши», знающие что угодно о ком угодно, но только не то, что надо. Итак, второй принцип формулируется так: не лезть в кипучую деятельность, но, по апостолу Павлу, жить тихо и работать своими руками (1 Фес. 4, 11).

Людям нужно общаться. Брат от брата укрепляем, яко град тверд (Прит. 18, 19), и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется (Еккл. 4, 12). Нужны братья и сестры во Христе. Ну хотя бы брат и сестра, люди, имеющие духовный опыт, верные Православной Церкви, могущие выслушать, понять, подсказать, поделиться. Значит, третий принцип — внехрамовое общение с верующими людьми.

Самое же главное — это деятельное приближение к Богу через исполнение заповедей. Христос вечно молод. На фоне таких стариков, как Конфуций, Магомет, Моисей, воскресший Христос — это Юноша. Быть с Ним в общении и не напитываться от Него свежестью и новизной невозможно. Если вашу душу покрыла короста, если вы устали, сгорбатились в своем «христианском жительстве», то есть смысл пересмотреть свою жизнь. Может быть, она не вполне христианская. Ведь если Господь нам и обещает скорби, труды и подвиги, то скуки и усталости не обещает никогда. И вся жизнь наша — это длинная анфилада комнат, одна на другую не похожих. В каждой есть много интересного, но ни в одной из них нельзя оставаться надолго. Нужно пройти сквозь них, как нож сквозь масло, и достичь конечной цели — предстояния пред Сладчайшим Иисусом.

В общем, тем, кто уже успел устать от веры и кому кажется, что он все понял и ко всему привык, надо приготовиться к неслыханным переменам и к вечному обновлению. Ибо такова и только такова настоящая церковная жизнь.

Ранее опубликовано: № 5 (29) Дата публикации на сайте: 14 January 2008

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Привычка к благодати

Привычка к благодати

Андрей Ткачев
Журнал «Отрок.ua»
Болезнь, о которой мы говорим, называется привычка к благодати. Христос вечно молод. На фоне таких стариков, как Конфуций, Магомет, Моисей, воскресший Христос — это Юноша. Быть с Ним в общении и не напитываться от Него свежестью и новизной невозможно. Если вашу душу покрыла короста, если вы устали, сгорбатились в своем «христианском жительстве», то есть смысл пересмотреть свою жизнь. Может быть, она не вполне христианская.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 12 из 12
15:16 23.03.2010 | Мария
Один старец, когда видит, что по немощи духовной и маловерию впадаем в этот грех и совершаем послушание клиросное по привычке, рассеянно, без благоговения и страха Божия, говорит:" Забыли, перед кем стоим!.." И отрезвляет. Дай нам Бог НЕ ЗАБЫВАТЬ.
15:50 18.07.2009 | Михаил
"И вся жизнь наша — это длинная анфилада комнат, одна на другую не похожих. В каждой есть много интересного, но ни в одной из них нельзя оставаться надолго. Нужно пройти сквозь них, как нож сквозь масло, и достичь конечной цели — предстояния пред Сладчайшим Иисусом" - как хорошо сказано! Как страшно потерять благоговение к Святым Таинствам Церковным и получая их "как бы по привычке" просто ставить для себя галочку, не понимая, что таким образом благодать принимаешь не в очишение и спасение, а во грех и осуждение! Помоги нам, Господи смыть коросту с нашей души!
15:30 20.06.2009 | Ирина
Прошу прощения за опечатку: взглядом.
15:29 20.06.2009 | Ирина
Спасибо за нужную всем православным статью. Важно посмотреть на что-то свежим взглыдом.
Спаси вас всех Господь!
16:25 19.01.2009 | Р.Б.
Все правильно написано!
18:57 24.10.2008 | Евгения
Спасибо, как это верно - вспомни,когда ты в первый раз почувствовал присутствие Бога.Ведь Он всегда рядом, просто мы не всегда это чувствуем!
00:39 29.01.2008 | Юрий
Темой проповедей всё чаще становится политика,а вопросы деятельного приближения к Богу затрагиваются реже.
17:25 27.01.2008 | Инна
Вы считаете, что можно делать резкие перемены в своей жизни, если есть скука и усталость? Например, менять приход, или духовного отца? Или все же ждать каких-то знаков внешних для перемен?

Комментарий редакции:
Автор статьи, очевидно, имел в виду, что следует ожидать не "знаков внешних", а таки самих перемен. Одобрения своевольной смены прихода или духовного отца в статье отнюдь не наблюдается. Советы о.Андрея касаются только посещения других приходов, паломничеств и т.п. (Олег Кочевых)

23:09 24.01.2008 | Виталий
Христианин Церкви Христовой.
Во-первых, благодать не относится к нашим болезням,страданиям и немощам. Благодать пришла к нам через веру в Иисуса Христа. Она касается нашего спасения. И незаслуженной нами благости и милости Божьей по отношению к падшему человеку. Пусть Господь благословит вас, чтобы познать ее, а не привыкнуть к ней. (Ин 1:17;Еф 2:7-10)

Комментарий редакции:
Пусть Господь благословит, чтобы мы познавали благодать Его и в наших болезнях, страданиях и немощах (Олег Кочевых)

20:08 24.01.2008 | Анатолий
Я вполне согласен с автором этих строк!!!!!СПАСИБО
"Ведь если Господь нам и обещает скорби, труды и подвиги, то скуки и усталости не обещает никогда" - это очень воодушевляет.
Скука - самое страшное, и сколько интересного дает жизнь!
18:00 18.01.2008 | Александра
Спасибо!
"Ведь если Господь нам и обещает скорби, труды и подвиги, то скуки и усталости не обещает никогда" - это очень воодушевляет.
Скука - самое страшное, и сколько интересного дает жизнь!
15:36 17.01.2008 | Галия
Спасибо,очень своевременно.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: