Звонкий всплеск в подземном водоеме. Призрачные отблески кристаллов в мерцающем свете карбидки. Шелест камешка, брошенного в новонайденную едва заметную «дыру в земле». Все это спелеология.
Вслушайтесь в округлое начало этого слова. И перед вашими глазами предстанут плавные натечные формы на стенах пещер. Вслушайтесь в жестковатое окончание этого слова, и вы увидите острия сталактитов и сталагмитов. Ландшафт, насыщенный пещерами, называется карст — и звучание этого слова тоже прекрасно передает изборожденную землю, воронки и каменистые выходы.
С каждым годом «пещерной братии» — спелеологов — становится все больше и больше. Правда, нынешний пещерный человек не носит звериных шкур и не ходит с копьем на мамонтов. У него на голове каска с карбидной свечечкой. Его тело опоясано хитросплетением ремешков и металлических приспособлений. Благодаря всему этому спелеолог превращается в одно целое с вертикально навешенным канатом, по которому запросто передвигается вверх-вниз — словно паук на своей паутине.
Любая полевая деятельность — стократное укрепление дружбы между людьми. Но особенно прохождение пещер, этот путь, «опасный, как военная тропа», сближает соратников. Вся группа спускается в узкий ход по одной и той же веревке; карбидка светит лишь на несколько метров вокруг тебя… Поэтому идущий впереди, обязательно окликает и помогает советами идущему сзади. И поэтому каждый исследователь пещер знает особые команды-пароли, призывающие к немедленным действиям.
Скажем, если спелеолог видит падение любого предмета, он мгновенно кричит: «Камень!» (чтобы находящиеся ниже успели приготовиться). А спелеолог, освободивший участок веревки, обязательно кричит вверх: «Свободно» — и только тогда спускающийся за ним продолжает путь. Неудивительно, что возникла шутка, чем отличается ненастоящий спелеолог от настоящего. Ненастоящий спелеолог, сорвавшись с веревки, будет кричать, скорее всего: «Ой! Мама! Помогите!». А вот настоящий спелеолог, сорвавшись, сначала крикнет вниз: «Камень» (предупредит, что падает тяжелое тело), а потом сообщит стоящим вверху на веревке: «Свободно!».
Шутки шутками, но забота о соратниках для спелеолога действительно превыше всего.
В каждой пещере человека посещает двойственное ощущение. С одной стороны, пещера — будто бы тюрьма, темница. Ее своды на время скрывают от нас свет мира. С другой стороны, в пещере тебя вдруг пронзает ощущение родного, родимого мира. Словно ты утолил какой-то голод, словно восполнил в себе нечто недостающее.
Еще бы, ведь все мы начали свою жизнь в пещере материнской утробы. И еще неспроста славянские слова пещера (печера) и печь (пещь) — однокоренные. Печь, она ведь кормилица, из пещеры печи получали питание тысячи поколений наших предков.
Другое возникающее в пещере ощущение — что в ней хранятся сокровища. Возможно даже несметные. В большинстве пиратских историй баснословные богатства были спрятаны в пещерах. И в сказках «Тысячи и одной ночи» вместилищем драгоценностей часто являлись пещеры. Причем вход в них открывался волшебным словом «сезам!» — то есть камень пещеры понимает человеческую речь!
История человечества начиналась в природных пещерах. И главные события истории этого мира тоже связаны с пещерами — Рождество Христово произошло в пещере Вифлеемской; а Воскресение Его связано с пещерой Гроба Господня. Первые христианские общины прятались в пещерах-катакомбах. Первые христианские обители были преимущественно пещерными. Да и впоследствии славнейшие монастыри Руси начинались с пещерных келий. А полукруглые апсиды всех православных церквей символически выражают пещеру Вифлеемскую.
Во все времена пещеры спасали от различных угроз мира сего. Например, без катакомб Одессы и Керчи невозможно представить партизанское движение времен Великой Отечественной войны.
Но пещера еще и двигатель прогресса. Без рукотворных пещер — шахт и штолен — не было бы угля и других полезных ископаемых. А значит, не было бы и бурного промышленного развития человечества. Без транспортных пещер — линий метро и подземных переходов — остановилась бы жизнь в большинстве мегаполисов мира. Да что говорить, даже рок-музыка вышла из «Пещеры». Наверное, неспроста именно так назывался ливерпульский клуб, в котором начиналась карьера «Битлз».
Про человека необщительного иногда можно услышать, что он «замкнулся в своей пещере», что он «ушел в свою пещеру и не вернулся». Это одностороннее понимание пещеры как тюрьмы спелелогу совсем не близко. Ведь спелеолог идет в пещеру именно для того, чтобы донести ее дух до наземного мира. Чтобы в своей душе, в своих научных работах, в своих рассказах и фотографиях передать хотя бы частицу этого сокровенного света, этого прекрасного зачарованного царства, этого универсального мирового символа, который называется пещера, cave, сaverne, коба, jaskinia, grott.