Экскурс в античную философию
Тем, кто уже крепко держится за Христа верой и молитвой, светская философия скучна как худшее в сравнении с лучшим. Тем, кто еще спорит о вере с самим собой либо миссионерствует, философия необходима. Тропы, переулки, тупики человеческой мысли нужно знать тому, кто хочет помочь найти Путь, Истину и Жизнь. Тот, кто ведет через лес, должен знать, где болото, где бурелом, где дубрава. Тот, кто уже, по выражению Льюиса, «настигнут радостью», о которой невозможно рассказать, может, во всяком случае, объяснить, почему не стоит искать радости ни в болоте, ни в овраге. Пожалуй, стоит начать предельно облегченный, не претендующий ни в малейшей мере на полноту картины разговор об истории человеческой мысли.
Миф об Эдипе
В школьном курсе отсутствует история философии, и вдруг в одиннадцатом классе требуется знать о влиянии на литературу Ницше. Класть кирпич на непостроенную стену — то же, что просто бросить его на голову.
Попробуем строить с античного мира.
До сих пор бытует представление, что это «счастливое детство человечества», и, разумеется, это радостный контраст «мрачному средневековью». Попробуем проверить фактами это утверждение.
Мы называем «роковыми» или «фатальными» те обстоятельства жизни, которые не можем одолеть. По представлениям греков, над всеми: и людьми, и богами — царствует неумолимый Рок (Фатум у римлян). Три его служанки Мойры (они же Парки) заняты таким делом: одна прядет нить жизни, другая ее перерезает, а третья записывает судьбу в свиток — и ничего изменить нельзя.
Зевс велел терзать Прометея не столько за огонь, сколько для того, чтобы провидец Прометей открыл ему, сын от какой богини может свергнуть его с престола, как он когда-то своего отца.
Самый страшный пример безысходности и отсутствия свободы — Фиванский цикл мифов, мифы об Эдипе. Отцу злосчастного Эдипа было предсказано, что сын убьет его, и отец постарался избавиться от младенца. Эдип выжил, вырос, ненароком убил замахнувшегося на него из колесницы старика (это и был его отец), спас Фивы от Сфинкса, стал добрым и мудрым правителем Фив и в полном неведении женился на собственной матери. Из-за кровосмесителя в городе начинается мор. Эдип пытается узнать, кто вызвал гнев богов, а прорицатель Тересий не хочет сказать правду: ему жалко Эдипа, который мудр и добр, но, независимо от всех его достоинств, свершается воля неумолимого Рока. Первой узнала правду его мать-жена и повесилась в ужасе, а Эдип, в отчаянии выколов себе глаза пряжками повесившейся Иокасты, покидает город, в котором начнутся распри и войны между его детьми.
Софисты и Сократ
На фоне такого (радостного ли?) представления о мире в античности существовало множество философских школ и направлений. Поговорим о тех из них, которые вошли в нашу речь в виде слов и афоризмов, которые напрямую касаются нашей жизни, несмотря на удаленность во времени в две с половиной тысячи лет.
В пятом веке до нашей эры очень многие афиняне желали добиться продвижения по служебной лестнице, уметь управлять государством, быть хорошими адвокатами. Словом, массовое желание шагать в юристы и менеджеры уже наблюдалось двадцать пять веков назад. Тогда-то и появились в Афинах люди, называвшие себя софистами, — так на греческом звучит слово «мудрец».
В нашем языке слово «софист» имеет негативное значение. Софизм — ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным. Например: если наполовину пустой и наполовину полный стакан одинаковы, то пустой и полный стакан одинаковы. Софистика — применение в доказательствах словесных ухищрений, вводящих в заблуждение.
Тогда, в Афинах, поначалу это слово негативного значения не имело. Софист — это мудрец, бравшийся научить человека профессии, которую тот хотел иметь. Однако часто софисты брались за деньги обучать людей противоположным взглядам.
Представьте, что вы хотите победить в суде своего соседа, а я софист. Вы приходите ко мне, платите — я учу вас быть убедительно правым. А затем ко мне приходит ваш сосед, который платит не хуже, и я не могу отказать ему в помощи — учу, как доказать, что совершенно прав именно он.
Философскую, мировоззренческую основу под софистику подвел Протагор. Он доказывал, что все истинно, а человек есть мера всех вещей. Иными словами, что кому кажется, то и истина; кажется дальтонику красное зеленым — так оно и есть. Каждый считает истиной то, что ему удобно. Есть такой философский термин «релятивизм» (от латинского слова «относительный»), он обозначает представление об относительности условности и субъективности истины.
А теперь я перескажу замечательную историю, приключившуюся с Протагором, на основании которой уважаемый читатель сам будет судить о том, возможна ли жизнь человека и общества на основе релятивизма.
Протагор учил будущего адвоката. Он заключил со своим учеником договор, что тот заплатит ему за учение после того, как выиграет судебный процесс. Однако ученик, видимо, имел средства, был ленив и идти работать не торопился. Тогда Протагор пригрозил, что в любом случае получит с него деньги, подав на него в суд.
— Если я выиграю, ты отдашь мне деньги по решению суда, а если выиграешь ты — отдашь мне деньги по нашему уговору, — говорил Протагор.
Но ученик его был хорошим, настоящим учеником софиста.
— Денег ты в любом случае не получишь, — отвечал он Протагору. — Если я выиграю, я не буду платить тебе по решению суда, а если я проиграю, я не буду платить тебе по нашему уговору.
Афинянин Сократ (469-399 — годы его жизни) всю свою жизнь и всей своей жизнью спорил с софистами. Сократ утверждал, что существует объективное благо, с которым человек должен сообразовывать свою жизнь и свои размышления.
Сократ ничего не писал, он пропадал на Агоре (афинской рыночной площади), беседуя с людьми. Сократ не изрекал нравоучений. Любой разговор он начинал с того, что признавался в своем незнании и просил собеседника его научить. Всякий радостно брался учить Сократа, а Сократ задавал вопросы — и выяснялось, что собеседник тоже ничего не знает. Сократ очищал собеседника от мнимого знания и вопросами же помогал ему самому найти правильный ответ. Этот метод впоследствии назвали сократической беседой или иронией Сократа. Сократ часто иронизирует и над собой, и над своим собеседником, и эта ирония часто выводила из себя тех, кому он доказывал их собственное незнание. Сократу принадлежат знаменитые слова «Я знаю, что я ничего не знаю», «Познай самого себя». Мне на душу ложится замечание Сократа: «Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы придать им подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня». Философия Сократа не болото, а роща, его не зря называют иногда христианином до Христа.
Уверенность в существовании объективной, не зависящей от человека истины делала его злейшим врагом софистов, и они поняли, что его нужно казнить. Софисты Анит, Милет и другие обвинили Сократа в том, что он развращает юношей, учит, что нет богов, и подали на него в суд. Сократ был приговорен к смертной казни. Он должен был выпить чашу с ядом — цикутой. Преданный ученик подкупил стражников и предложил бежать из темницы. Сократ отказался это сделать. Поскольку он всю жизнь учил добру, а соблюдать законы подобает добропорядочному гражданину, бегством своим он перечеркнул бы свою жизнь.
— Ты умираешь безвинно, — говорила ему жена, когда его обрекли на смерть.
— А ты хочешь, чтобы я умирал заслуженно? — ответил Сократ.
Циники и скептики
Оставив в стороне самых знаменитых философов античности Платона и Аристотеля, коснемся еще тех философских школ, названия которых живут в нашем языке как имена нарицательные.
Недалеко от Афин располагалась школа киников (в латинской транскрипции — циников). Самый знаменитый ее представитель — Диоген. Даже далекие от интереса к философии люди знают, что он жил в глиняной бочке. Остается добавить, что при этом он претворял в жизнь основное положение кинической философии: необходимо отказаться от всех общих понятий, от общепринятых норм жизни и следовать тем понятиям, которые находятся в твоей собственной душе. Слово «цинизм» в нашей речи обозначает бесстыдство, наглость, вызывающе презрительное отношение к нормам нравственности и морали. Лучший пример дистиллированного циника в литературе — лорд Генри из повести Уайльда «Портрет Дориана Грея».
А вот скептик близок цинику, но суть его мировоззрения — сомнение, вечная критическая недоверчивость ко всему на свете. Основатель античного скептицизма — философ Пиррон. Скептицизм — это прежде всего сомнение в познаваемости истины. Скептиков упрекали в том, что с их философией невозможно существовать. Чтобы жить, надо хоть что-то принимать за истину. Как говорил Аристотель, чтобы прийти в город, надо для начала быть уверенным, что город есть.
Еще раз скажем, зачем эти экскурсы в далекую историю. Это помогает не поддаваться гипнозу моды, которая охватывает не только штаны, но и образ мыслей. Если кому-то кажется, что он современен тем, что не имеет в душе ничего святого, ему стоит рассказать, что его скепсис и цинизм припал пылью тысячелетий, и только невежду или полузнайку можно с легкостью переключить с «хорошо — плохо» на «современно — несовременно».
Эпикур и стоики
Не обойтись нам и без упоминания о двух до сих пор популярных материалистических философиях: без эпикуреизма и стоицизма.
Материалист Эпикур не признавал ничего сверхъестественного и никакого посмертного бытия (как Берлиоз Булгакова). Вывод из этого постулата у Эпикура безупречно логичен: смысл жизни в том, чтобы избегать страданий и получать наслаждения. И хотя сам Эпикур считал, что нельзя жить приятно, не живя разумно, умеренно и справедливо, слова «эпикуреизм», «эпикуреец» о другом: об изнеженной жизни и чувственных удовольствиях. Есть очень близкое понятие — «гедонизм». Слово это происходит от греческого слова «наслаждение». Еще одна древнегреческая философская школа провозгласила целью и высшим благом наслаждение, а злом все, что несет страдание.
Нашу цивилизацию называют гедонистической. Как оценочное понятие, как магическое заклинание повторяется слово «Европа». Вот, к примеру, недавний эпизод. Молодые рабочие на Крещатике в Киеве возводят помост к празднованию Дня Европы.
— Вы хотите, чтобы Украина была европейской страной? — спрашивает журналист.
— Хотим, — отвечают.
— А что для вас Европа?
— Много зарабатывать и хорошо питаться.
А как же иначе? А можно ли другого желать? — спросят девяносто из ста, разукрасив, вероятно, эту простую схему «самореализацией», «стильностью», «возможностью видеть мир».
Да, можно желать другого: как Нис и Эвриал в «Энеиде» Вергилия, жаждать подвига и умереть за друга; можно служить Богу, королю и прекрасной даме, как рыцари; можно за веру православную сложить свою чубатую голову, как казаки.
Даже внутри своей гедонистической цивилизации в глубине души мы ценим и любим вовсе не сытое благополучие. Стал бы культовым фильм о том, как Фродо и Сэм едят омаров под пальмой, Гендальф любуется своим аккуратно подстриженным газоном, а Арагорн выбирает галстуки в бутике?
Необходимо обмолвиться еще и о философии стоиков. Интерес к стоической философии был распространен с четвертого века до нашей эры до третьего века нашей эры. Представители стоицизма были и среди рабов, и среди императоров. Стоический мудрец — человек, который постиг смысл, характер провидения, рока. Каким образом в мире, где правит судьба, должен вести себя человек? Есть ли у человека свобода и свобода воли? Судьба ведет любого человека; отличие мудреца от глупца в том, что судьба умного ведет, а глупого — тащит. Свобода — это познанная и осознанная необходимость. Этот взгляд на мир повторился впоследствии в философии марксизма. В современном языке слово «стоик» означает человека, который терпеливо и мужественно переносит жизненные испытания.
Человек в наши дни удивительно не любит додумывать мысль до конца. Люди массово играют в астрологию, охотно толкуют о предопределении, карме и не замечают, что законопачивают себя внутри безысходности, меняют подаренную христианством свободу на участь царя Эдипа. Правда, если верить в расположение звезд или рок, сразу будешь ни в чем не виноват: нет свободы — нет и ответственности. Так человеку, замурованному в подвале, не грозят солнечные ожоги.