Посреди холодных вод Белого моря, в окружении величественной северной природы находится одна из крупнейших православных обителей с богатейшей историей и уникальный памятник русского искусства — Соловецкий монастырь.
Первые люди появились на Соловках очень давно — на островах сохранилось большое количество археологических памятников, датируемых III…II тысячелетиями до н.э., в том числе знаменитые каменные лабиринты, назначение которых до сих пор неясно. В XII веке началась колонизация архипелага новгородцами, которые использовали его для рыбной ловли и охоты на морского зверя, однако постоянно здесь не жили.
Первый соловецкий отшельник — преподобный Савватий — появился на острове в 1429 году. Он был монахом Кирилло-Белозерского монастыря, однако, ища уединения, покинул многолюдную обитель и оправился на север, где познакомился с иноком Германом, ранее бывавшим на Соловках. Позднее именно со слов прп. Германа и были записаны жития первых соловецких подвижников — преподобных Зосимы и Савватия. Но не более шести лет преподобный Савватий подвизался на островах: в 1435 году, чуя скорую кончину и желая принять последнее причастие, он вернулся на материк, оставив по себе славу основателя Соловецкой обители.
Однако начало собственно монастыря положил другой соловецкий подвижник — преподобный Зосима, прибывший сюда через год после смерти преподобного Савватия. Именно он построил первую, ещё деревянную, церковь и кельи для быстро увеличивающейся братии. Преподобному Зосиме удалось добиться, чтобы власти Новгорода, которому принадлежал архипелаг, признали право монастыря на владения этой территорией. В это же время начинает развиваться и экономика обители, монахи активно занимаются соледобычей, земледелием и рыбной ловлей.
Блестящий расцвет Соловецкого монастыря начался в XVI веке, когда его настоятелем стал будущий Митрополит Московский Филипп (в миру Фёдор Колычёв). Святитель Филипп происходил из знатного рода, детство провёл при великокняжеском дворе в Москве. В возрасте тридцати лет он покидает двор и принимает постриг в монастыре, а в 1548 году становится его настоятелем. Благодаря его энергии и таланту бурно развивается монастырское хозяйство, увеличивается братия, появляются средства на строительство.
Именно при игумене Филиппе начал складываться великолепный архитектурный ансамбль монастыря. Первой каменной постройкой в обители стала сохранившаяся до наших дней трапезная Успенская церковь, возведённая в 1552…1557 гг. Необычайно интересна в архитектурном отношении огромная — около 500 кв.м. — трапезная палата с мощным столбом в центре. Через год после освящения церкви начинается строительство Спасо-Преображенского собора, ставшего одним из крупнейших архитектурных сооружений Древней Руси. Стены огромного здания заметно наклонены вовнутрь, а барабан центральной главы имеет пирамидальное очертание, что придаёт собору ещё большую монументальность.
Активная деятельность святого игумена Филиппа была замечена царём Иваном Грозным, и в 1566 году он был назначен — вопреки своей воле — московским митрополитом. Однако митрополичью кафедру он занимал недолго. Решительно отказавшись поддерживать жестокую и несправедливую политику царя, святитель скоро впал в опалу, был сослан в тверской Отрочь монастырь, где в декабре 1569 года принял мученическую смерть от рук Малюты Скуратова.
Во второй половине XVI и начале XVII века в монастыре продолжалась начатая святителем Филиппом строительная деятельность, в это время было сооружено множество жилых и хозяйственных построек, надвратная Благовещенская церковь, однако наиболее интересны грандиозные стены и башни, возведение которых началось в 1582 году. Уникальный памятник русского фортификационного искусства, они сложены из огромных гранитных валунов весом несколько тонн каждый. Стены эти настолько мощные, что уже в середине XVII века родилась легенда, будто преподобные Зосима и Савватий заставили строить стены бесов, явившихся их искушать. В это время монастырь имел особый статус «великой государевой крепости», которым кроме него обладали лишь Троице-Сергиева Лавра и Кирилло-Белозерский монастырь. В конце XVI века стены защищало 68 пушек. В 1668…1676 гг., во время «Соловецкого сидения», когда восставшие монахи отказались признать реформы патриарха Никона, монастырская крепость восемь лет выдерживала осаду царских войск. Поросшие мхом и лишайником стены и сейчас выглядят неприступными.
Строительная деятельность в монастыре продолжалась и в последующие столетия. В 1777 году появилась высокая колокольня, в 1798 — церковь преподобного Филиппа с больничным корпусом, а в 1834 — Никольский храм, сооружённый на месте старого, обветшалого. Формирование величественного монастырского ансамбля завершилось в 1862 году, когда к северо-востоку от Преображенского собора построили огромный Троице-Зосимо-Савватьевский собор, куда были перенесены мощи соловецких святых.
В 1694 и 1702 годах Соловки посещал Пётр I, о чём напоминает построенная по его приказу небольшая деревянная Андреевская церковь на Большом Заячьем острове.
Интересной страницей в истории монастыря стала добравшаяся и до этих северных широт Крымская война. В 1854 году к монастырю, где находился маленький военный гарнизон, подошла английская эскадра и потребовала сдаться. Получив отказ, англичане начали обстреливать обитель, выпустив по ней более 1800 снарядов. Однако валунные стены выдержали мощный обстрел, а монахи ответным огнём из старинных пушек смогли даже подбить английский фрегат. Слух о героизме иноков распространился по всей стране, добавив славы и без того знаменитой обители.
Подвижническая жизнь на Соловках велась не только в самом монастыре. На островах архипелага существовало множество скитов. Среди них — скит Савватиево, возникший на том месте, где впервые вступил на Соловецкую землю преподобный Савватий, Вознесенский скит на Секирной горе с единственной в России церковью с маяком в куполе, Иисусова пустынь, основанная святителем Филиппом недалеко от монастыря для молитвенного уединения, и другие. Наиболее крупные и интересные скиты находятся на острове Анзер, втором по величине в архипелаге. В начале XVII века преподобный Елеазар основывает здесь Троицкий скит, который начинает бурно развиваться благодаря царским пожертвованиям (преподобный Елеазар предсказал царице Марфе рождение наследника, будущего царя Алексея Михайловича). В 1636…1639 гг. здесь среди других монахов жил будущий патриарх Никон.
До настоящего времени сохранился архитектурный ансамбль скита, датируемый XVIII…XIX веками. Другой анзерский скит — Голгофо-Распятский — возник на самой высокой точке Соловков горе Голгофа в 1712 году. Его основал преподобный Иов (в схиме Иисус), бывший духовник Петра I, впавший в опалу и сосланный на Соловки. По сей день на вершине горы возвышается сооружённая в XIX веке стройная Распятская церковь, а у подножия горы сохранился маленький деревянный Воскресенский храм, построенный ещё при жизни преподобного Иова.
Помимо замечательных архитектурных памятников, в монастыре находилось огромное собрание икон, великолепная библиотека из нескольких тысяч старинных рукописных книг, собирать которые начали ещё при игуменстве святителя Филиппа, а также одна из крупнейших в России монастырская ризница — богатейшее собрание русского прикладного искусства. К счастью, большую часть этих сокровищ после революции удалось спасти, сейчас они находятся в собрании Оружейной палаты в Москве.
Монахи были рачительными хозяевами; благодаря их трудам суровая северная земля стала вполне удобной для жизни. Ещё при святителе Филиппе были построены садки — отгороженные дамбами участки моря, где разводилась рыба, а также вырыты каналы, соединившие многие соловецкие озёра (а их на архипелаге 516). В начале XIX века канальная система была усовершенствована — теперь она объединяла 127 озёр и могла использоваться для судоходства. Примерно в это же время строится уникальный сухой док для приёма крупных морских судов. В одном из скитов — Макарьевской пустыни — организовывается тепличное хозяйство, где росли арбузы, дыни, персики и другие южные растения. В 1912 году сооружается небольшая гидроэлектростанция, обеспечивавшая электричеством монастырь и посёлок. До настоящего времени сохранилась валунная дамба длиной более километра, построенная монахами между двумя крупными островами.
Трагическая страница истории Соловков открывается после Октябрьской революции. В 1920 году в закрытом монастыре была создана Соловецкая тюрьма особого назначения — СТОН, которая предназначалась в основном для заключения священников и монахов, обвинённых в «контрреволюционной деятельности», а также представителей интеллигенции — писателей, учёных и пр. Здесь содержалось несколько сотен представителей духовенства, в том числе 20 архиепископов и 47 епископов, большинство из которых приняло мученическую смерть.
В середине 1920-х годов возник так называемый «Собор соловецких епископов», объединявший оказавшихся в тюрьме авторитетных деятелей церкви. Их послания, первое из которых появилось в 1926 году, распространялись за пределами тюрьмы и оказывали большое влияние на религиозную жизнь в стране. Заключённые — высокообразованные и культурные люди — организовывали театральные постановки, издавали свой журнал, создали маленький музей, изучали историю соловецких архитектурных памятников.
Вплоть до 1929 года в монастыре оставалось небольшое количество монахов, которым изредка разрешалось проводить богослужения. В 1930-е годы порядки ужесточились, и Соловки заслужили печальную славу одной из самых страшных тюрем в СССР. На Секирной горе был организован штрафной изолятор, где приводились в исполнение смертные приговоры, а в Голгофо-Распятском скиту — медчасть, куда отправляли умирать измученных голодом и болезнями узников.
В 1939 году лагерь был закрыт, а монастырские постройки переданы учебному отряду Северного флота — знаменитой школе соловецких юнг. В 1974 году здесь возник музей-заповедник, началась реставрация архитектурных памятников обители. 25 октября 1990 года монастырь был передан Русской Православной Церкви, а спустя два года в обитель были возвращены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, после революции оказавшиеся в Александро-Невской лавре в Петербурге. Сейчас монашеская жизнь на Соловках постепенно возрождается. Возрождаются и замечательные памятники соловецкого зодчества, полуразрушенные за десятилетия безбожной власти.