Отрок.ua

This page can found at: https://otrok-ua.ru/sections/art/show/skazochniki.html

Сказочники

Елена Каретник

Что творится в голове у режиссёра, как рождаются сценарии, от чего зависит кинокарьера, и можно ли в нашей стране снимать кассовое кино — «Отрок» знает, кто может ответить на все эти вопросы.

Собеседник «Отрока» — Елена Каретник, украинский кинорежиссёр, сценарист. Создатель более 70 фильмов на христианскую тематику (среди них «Пасха», «Пятое Евангелие», «Сокровища царицы Елены», «Галилеянин», «Рождество» и другие). С 2016 года возглавляет собственную кинокомпанию «Kazka Production», в рамках которой по заказу Министерства культуры Украины и Госкино работает над полнометражным художественным детским фильмом-фэнтэзи «Только Чудо» (выход в прокат ожидается в 2019 году).

С чего начинается сказка

Я не люблю фильмы про современность. Вот это точно не моё. В кино хочется смотреть на то, чего нельзя увидеть в собственное окно. Коллеги-режиссёры иногда обижаются, что не хожу к ним на премьеры. Недавно вышел «Герой моего времени». Да, прекрасный режиссёр и отзывы прекрасные. Но это — о Киеве сегодняшнего дня с его толпами, переполненным метро, очередями. Я не хочу такое на экране видеть, потому что и так в этом живу.

Мне интересен «тот мир» — придуманный. Если бы можно было, я бы от него вообще не отрывалась. Действие нашего фильма-фэнтэзи «Только Чудо» происходит в XVII веке, и на протяжении всего периода работы над картиной я себя там, в том столетии, и ощущаю. Но как только поднимаю голову, вспоминаю, где нахожусь и какой век на дворе, сразу чувствую себя некомфортно. Хочется туда, назад, в нашу сказку.

Мой рабочий день начинается с того, что я захожу в костюмерную, пересматриваю и перебираю созданные специально для нас роскошные платья ручной работы от Айны Гассе — все эти кружева, кринолины, мантии, шелка. Всегда любила фильмы про принцесс, про волшебство. Поэтому и два следующих моих сценария — тоже сказки.

То, каким будет кино, полностью зависит от внутреннего мира человека, который это кино делает, от того, чем он живёт и что любит. Что бы ты ни создавал, вокруг собираются близкие по духу люди. Они пройдут с тобой все этапы — и огонь, и воду.

Ребята, мои единомышленники, любят постоянно креативить, что то создавать. Себя мы называем «сказочниками». У нас в офисе сказочный чай, который мы пьём из сказочных чашек, ходят сказочные деньги. В зале для совещаний — круглый стол, как у короля Артура. Мы специально его поставили, чтобы собираться за ним и придумывать нашу сказку. Взрослые люди, но нам это очень нравится.

Так, по крупицам, деталь за деталью, над которыми мы думаем вместе, всё и рождается.

Хелпер, гаффер, фокус-пуллер

Если раньше говорили, что успех фильма — это три «С»: сценарий, сценарий и ещё раз сценарий, то теперь правила изменились. Что такое нынешний фильм? — Спецэффекты, спецэффекты и ещё раз спецэффекты. В киноиндустрию пришла молодёжь, которая работает над их созданием. Она по другому мыслит, живёт в мире игр и виртуальной реальности. Соответственно, появились новые профессии, и кино получило мощный толчок. Верю, что и украинский кинематограф в этом отношении будет развиваться.

У нас на проекте задействованы около 500 человек — в большинстве своём молодые люди, которые не боятся экспериментировать, берутся за любую работу. Кино вообще — это труд, и труд огромный. Но к нам ребята устраивались не просто чтобы подзаработать на хлеб насущный, но и окунуться в волшебный мир, побыть на съёмочной площадке. В итоге некоторые из них решили сменить профессию: пойти не на юриста, скажем, а попробовать себя в качестве супервайзера, или помощника костюмера, или гримёра, или в какой то другой интересной профессии, связанной с кино.

Кстати, насчёт профессий. Бóльшую часть фильма мы снимали в Карпатах, в Ивано-Франковской области. Когда киногруппа, состоящая более чем из 100 человек, оформлялась при заселении в отель, местные не понимали название профессий, терялись от обилия незнакомых для себя слов. Хелпер, гаффер, фокус-пуллер, супервайзер, бекстейдж, флешбэк... «Гаффер — это фамилия такая или что?!» — спрашивали они. А это художник по свету. Всякие возникали комические ситуации.

Чистить снег и пилить лёд

Чтобы работать в кино, можно, конечно, получить специальное образование, но на самом деле многому в этой сфере обучаешься по ходу. Если есть желание попробовать свои силы, посмотреть, твой ли это мир, нужно просто прийти на съёмочную площадку, закатать рукава и поработать.

К нам приходили местные ребята, из прикарпатских сёл, и спрашивали: хотим попасть в кино, что нужно делать? А мы два месяца день и ночь снимаем в снегах, и я отвечаю: «Как что? Брать лопату и чистить снег!». Те недоумевают: «Просто чистить снег? Так это же работа...» — «Чья, — спрашиваю, — это работа?» Снега за ночь насыпáло столько, что мы все, вне зависимости от должности или возраста, выходили и с утра расчищали съёмочную площадку.

Всё, что человеку удаётся достичь в жизни, даётся большим трудом. Но если есть желание, всё получится. Для молодежи кино — это огромный пласт новых профессий. Можно быть и мастером по свету, можно заниматься компьютерным дизайном. У нас только над одними спецэффектами работают около 100 человек. Подумать только — целый цех!

А ещё есть музыка, работа со звуком — тоже огромное поле деятельности. Например, для нашего фильма требуется столько шумов... Поскольку в кадре зима, и все на коньках, то и звучать должно соответственно. Так звукорежиссёры притащили в звукостудию глыбы льда и пилят теперь его с помощниками прямо там, чтобы озвучить скольжение коньков, шаги по глубокому снегу, хлюпанье ног в воде. Когда надо для дела, приходится специально есть, пить... Озвучивать всё это очень весело, с одной стороны. С другой — труд, причём колоссальный.

Как попасть в кино

Одна из самых интересных, конечно, — работа актёров. С чем столкнулась я, так это с желанием многих непременно попасть в кадр. Люди об этом мечтают и даже не представляют себе, что такое кино на самом деле.

В нашей команде не было никакого разделения, к актёрам из детской группы мы относились очень уважительно, у них были такие же условия, как и у взрослых. Никто не говорил: «Так, а теперь на горшок и спать». Дети всегда находились с нами. Даже в перерывах между их съёмочными днями мы старались давать им какие то задания, чтобы и они чувствовали себя задействованными в процессе. Конечно, в выходные они ходили гулять в горы, но в остальное время им поручалось, например, раздавать рации, помогать на площадке, следить за порядком. А детям это страшно интересно — быть наравне со всеми.

Мне кажется, сейчас вообще время неограниченных возможностей, опять таки для молодёжи. Тысячи кастингов проходит. Очень многие режиссёры находятся в постоянном поиске новых и свежих лиц. Поэтому если видишь объявление «Снимается кино», и приглашают на кастинг — можно смело идти.

К нам приходило 200, 300, 400 детей... Поскольку снимали в Западной Украине, то везти из Киева детей-актёров для массовых сцен было нереально. Ведь ребёнок не сам едет, надо брать папу, маму, всех селить, кормить, а это затраты дополнительные. Поэтому мы объявили кастинг в Ивано-Франковской области. Люди приезжали на кинопробы из далёких и близлежащих сёл, из малюсеньких посёлков, и получали даже главные роли. Так, мальчик из села Татаров был утверждён на одну из главных ролей. И хотя ребёнок никогда прежде не снимался, но пришёл, попробовался и, поскольку очень талантливый, попал в кино.

И заработать реально. Хотя, смотря что понимать под словом «заработать». Украина в принципе не Голливуд, и с размерами гонораров у нас сложно. При этом есть возможность получать достойную зарплату, если ты, скажем так, готов «хелперить» — то есть помогать. Если же думать, что можно приехать, сняться в кино и уже завтра ездить на белом мерседесе, то — нет. Но если просто хорошо выполнять свою работу — даже чистить снег, то всё оплачивается.

...И ёлочка светится

Наш фильм «Только Чудо» — рождественский, новогодний, тёплый. Думаю, хотя бы раз в году даже самому зловредному поганцу хочется украсить ёлочку, ощутить новогоднее настроение, почувствовать себя комфортно, по семейному, по домашнему. Людям обязательно это нужно. По крайней мере, мы надеемся, что так, и что какой то процент населения всё же в здравой памяти. Что не у всех «поехала крыша», и не всем хочется смотреть, как распиливают человека бензопилой или про нападения мертвецов.

Вообще меня удивляет, что сейчас снимают режиссёры. Иногда думаешь: откуда он вытащил на свет такую гадость? Как так мозг сработал, что человек взял и захотел всё это в себе взращивать? В киноинституте у нас был предмет «Психология творчества» — так вот даже она, наука, не отвечает на эти вопросы. Почему кому то хочется пилить, четвертовать, мучить? Ведь можно просто показать историю убийства, а можно её разложить на первое, второе, третье и растянуть в подробностях на два часа.

Про наше кино «Только Чудо» мы говорим, что это «изысканная зимняя фантазия с ароматом мандаринов и рождественского пудинга». Мы хотим поделиться волной своей любви, душевного комфорта. Когда смотришь фильм, и так хорошо... Как чашка имбирного чая или глинтвейна — возвращался домой по морозу, промёрз, а тут — хоп! — налил себе чего нибудь горяченького, завернулся в плед и смотришь доброе кино. И ёлочка у тебя светится...

Это если не разбирать наш фильм на скрытые мотивы, потому что на самом деле в нём заложено много глубоких смыслов.

Как там бабушка?

Ни много ни мало, а нашему проекту уже больше десяти лет. Сначала у меня просто возникла идея. Долгое время она жила в голове, потом «написался» сценарий.

Когда то мне попался в руки журнал «Санта Николас», который издавался в Америке в 1868 году. Там было много красочных историй, от которых веяло стариной, тем старинным Рождеством, какого сейчас не увидишь. И мне захотелось чего то подобного.

Многие вещи приходят из детства. Какая то деталь запала в голову, и ты её держишь в уме. Со временем она обрастает подробностями, визуальными образами. Меня всегда вдохновляли картины Брейгеля с изображением малого ледникового периода. Я заинтересовалась, что это такое — малый ледниковый период, неужели просто выдумка художника? Оказывается, нет. Было время, когда почти на двести лет в Европе всё замерзло. Я стала подробно изучать факты и поняла, что это довольно интересный фон, чтобы поместить туда главных героев. А где малый ледниковый период, там и коньки, и лыжи. Так всё постепенно собиралось в единое целое.

Но всё же любое произведение — это, в первую очередь, главная мысль, идея. Наша главная мысль — «почитай отца и мать». Фильм о любви. О том, как дети любят своих родителей и готовы ради них преодолевать трудности. Не скажу, что это религиозная история — в первую очередь, она о порядочности и человеческой морали. И вместе с тем наша сказка очень христианская. Много раз, подавая заявку на гранты, мы «пролетали» именно потому, что у нас в фильме находили «религиозную составляющую». «Что за „непонятные“ вещи такие — любовь к ближнему, какие то святые на экране. О чём вообще кино?..»

По большому счёту, вся наша сказочность — это флёр, внешние украшения, чтобы привлечь внимание современного зрителя. Самое главное в фильме — его наполнение, сверхзадача. Что ты хочешь сказать? В чём твой посыл? Что в итоге должен вынести человек, выйдя из кинотеатра — несмотря на то, что он будет громко жевать попкорн, запивая кока-колой, шелестеть, хрустеть и иногда посматривать в свой гаджет...

Всё очень просто. Как там раньше говорили? — «Позвони маме!» Очень хочется, чтобы на выходе из зала зритель подумал: «Как давно я бабушке не звонил! Как там, интересно, у неё дела?..». Вот чтобы после просмотра такие мысли появились — для нас, сказочников, в этом, пожалуй, сверхзадача и есть.

В оформлении использованы фотографии со съёмочной площадки фильма «Только Чудо».

Ранее опубликовано: № 5 (92) Дата публикации на сайте: 16 December 2019