Спасаться нелегко каждому. Но для женщины спасаться — порой вдвойне трудно. Красота и привлекательность, слабость и беззащитность, подчиненность и впечатлительность — вот лишь некоторые качества, способные для их носительницы значительно затруднить путь к Богу. Неудивительно, что этот спасительный путь у Святых жен порой столь необычен…
В середине V века в Антиохии, главном городе византийской Сирии, жила очень привлекательная некрещеная девушка по имени Пелагия. Она одевалась изысканно и свободно, носила многочисленные украшения, всегда была окружена толпами поклонников и проводила время в нескромных развлечениях.
Однажды в Антиохии проходил церковный собор епископов, во время которого владыки на улице столкнулись с шумной толпой молодежи. Среди них особенно выделялась своей красотой девушка с обнаженными плечами, нескромно одетая. Она громко шутила и смеялась, а поклонники вились вокруг нее. Смущенные епископы потупили свои взоры, а святой Нонн, епископ Илиопольский, напротив, стал пристально всматриваться в Пелагию.
Когда шумная толпа удалилась, святитель спросил епископов: «Разве не понравилась вам красота этой женщины и ее наряд?» Они молчали. Тогда Нонн продолжал: «А я многому научился от нее. Она поставила низкую цель — нравиться людям, но как вы думаете, сколько часов употребила она на достижение своей цели? А мы, имеющие столь высокие цели, трудимся ли для их достижения, как она?»
Вернувшись в гостиницу, святой Нонн стал усердно молиться о Пелагии, об обретении ею спасительных целей жизни. И вскоре, когда владыка Нонн совершал Божественную Литургию, Пелагии «случайно» восхотелось зайти в храм. Богослужение и проповедь святителя о Страшном суде так потрясли ее, что она пришла в ужас от своей грешной жизни. Вскоре Пелагия крестилась, раздала свое имущество и, переодевшись в мужскую одежду, по благословению святителя Нонна удалилась из города.
Пошла она в Иерусалим и здесь приняла монашеский постриг в мужском монастыре, где ее приняли за юношу-евнуха. Спустя время «инок Пелагий» ушел в затвор, устроив себе келью на Елеонской горе над Иерусалимом. Там подвижница вела суровую монашескую жизнь в покаянии, посте и молитве. Лишь при погребении обнаружилась тайна почившей затворницы.
В том же V веке в другом византийском мегаполисе, Александрии Египетской, проживала юная, но уже замужняя христианка Феодора. В ее семье царили необыкновенная любовь и согласие. Но один богатый человек прельстился девичьей красотой Феодоры и начал всеми способами склонять ее ко греху. Долгое время он не имел успеха, но все же после различных ухищрений ему удалось склонить Феодору к измене.
Вскоре молодая женщина опомнилась и, осознав гнусность падения, возненавидела себя. Она тайно покинула семью и, переодевшись в мужской костюм, направилась в мужской монастырь, ибо боялась, что муж найдет ее в женской обители, которых было тогда совсем мало.
Спустя 8 лет труднейших подвигов в египетском Октодекатском монастыре подвижнице было послано особенное испытание. «Брат Феодор» был отправлен в Александрию за хлебом, и по пути, в гостинице, некая бесстыдная девушка пыталась соблазнить миловидного монаха. Получив отказ, эта развратная девица совершила грех с другим постояльцем и вскоре назвала виновником своей беременности октодекатского «монаха Феодора». Родившегося младенца вручили бывшему «монаху Феодору» и с бесчестьем выгнали «его» из монастыря.
Феодора смиренно покорилась новому испытанию, усматривая в нем искупление прежнего греха. Она поселилась с ребенком неподалеку от обители в шалаше и прожила там семь лет, питаясь одними травами и подаянием молока от окрестных пастухов. Со временем Феодоре разрешили вернуться в монастырь. Вскоре же «Феодор» стал известен как подвижник, творящий различные чудеса и пророчества.
Лишь при погребении обнаружилась тайна почившей затворницы — к вящему стыду тех, кто в свое время особенно осуждал «монаха-совратителя». Известие о святой подвижнице дошло до супруга преподобной Феодоры, который тоже принял постриг в монастыре, где спасалась его жена. А отрок, воспитанный преподобной, пошел по стопам своей приемной матери и впоследствии стал игуменом этого монастыря.
Эти истории произошли на заре христианства в Византии. Перенесемся теперь в недавнюю и близкую нам историю — в Россию 1730-х годов.
В те трудные для монашествующих послепетровские годы в Рязани жила дворянская дочь Дарья. В детстве она несколько лет воспитывалась в монастыре у иночествовавшей там своей родной бабушки. По возвращении в родительский дом Дарья не пожелала вести светскую дворянскую жизнь и подвизалась в благочестии. В 15 лет, опасаясь выдачи замуж и угасания стремления к Богу, Дарья тайно покинула родных.
Боясь быть разысканной и насильно возвращенной, подвижница взяла пример с византийских преподобных жен, подвизавшихся «в мужеском образе»: купила крестьянскую одежду, остригла волосы и назвалась беглым крепостным Досифеем. Низкий голос и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в «Досифее» девушку. Три года она трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Однажды в обитель приехали родные Дарьи и опознали беглянку, но последняя тут же скрылась и ушла в Киев. Тут, на Китаевской горе, подвижница выкопала для себя отдельную пещеру и поселилась в ней.
Суровое пустынножительство и пророчества «старца Досифея» (побеседовать с «подвижником» можно было через пещерное окошко) уже через несколько лет привлекли к нему внимание мира. В 1744 году «китаевского старца» посетила императрица Елизавета Петровна. После этого она несколько дней была под впечатлением, отказывалась от балов и молилась — при этом 35-летняя государыня не догадывалась, что этот просвет в духовной жизни даровала ей 23-летняя девушка. Еще через много лет именно от прп. Досифеи китаевской получил благословение идти в Саровскую обитель будущий великий старец прп. Серафим.
«Старец Досифей» завещал предать свое тело земле без омовения, что китаевская братия и исполнила. Лишь через несколько лет благодаря стараниям и поискам сестры преподобной Досифеи, которая всю жизнь продолжала искать пропавшую Дарью, все узнали тайну подвижницы.
И это лишь немногие жемчужины из глубокого необъятного духовного моря — житий Святых жен. Но даже и малые крупицы показывают необычность и драгоценность этой духовной сокровищницы.