Трагедия Маленького Принца

Дети — это ровесники Бога, бескорыстно стреляющие из рогатки.

Мы вынуждены любить детство издалека и мучиться безвозвратностью его ощущений. Стремительно и глупо проживая свою жизнь, мы удивляемся тому, как долго тянулись наши детские дни. Трудно понять, куда это все подевалось и зачем. Тайна детского времени ушла от нас вместе с молочными зубами, и нечем ее раскусить.

Встреча школьных друзей — поучительное, жуткое зрелище. Здесь невольно задаешься вопросом: за что и по какому праву любознательные, храбрые, умные мальчики превратились в трусливых, спившихся, плешивых дураков? Почему кокетливые, неутомимые фантазерки теперь смотрят куда-то в тарелку… А ведь прошло всего пятнадцать лет! Только в одном или двух еще можно заметить остатки озорной доблести и признак неувядающей жизни. Глядя на это, понимаешь, что все мы — умершие дети и воскреснуть уже нельзя. Валяясь в прокисшем салате, трудно вспомнить тот безумный запах весны, которым упивался в детстве задолго до первой капели.

Ничего не поделаешь: отупение взрослого человека продиктовано естественными физиологическими процессами. Завершение физического развития приводит к резкому снижению интенсивности ассоциативного мышления. Ассоциации взрослых людей надуманны, плоски и закостенелы. Сферу, им недоступную, они называют сферой фантазий.

У ребенка скорость психических процессов так высока, что за единицу времени он способен во много раз больше заметить, осознать и спрогнозировать. Его внешнее непостоянство и переменчивость свидетельствуют о нашем замедленном восприятии. Пока мы пытаемся продумать очередную детскую реакцию, ребенок уже успевает ее прожить и теряет интерес к прожитому. Он считает, что его всегда должны понимать с полуслова. Своих ровесников ребенок не раздражает: они существуют в одинаковом ритме.

Школа с ее длительными заседаниями в классе — это насилие над природой ребенка. Даже в самом умном учителе он видит неповоротливого, глупого слона, который мешает ему нормально жить.

Наше сознание в детстве было самодостаточным и позволяло одухотворять любую абстрактную форму. Мы хорошо понимали условность всего реального и реальность всего условного. В нашем сердце проживал неугомонный, вечный творец, который создавал сущее согласно собственной воле. Мы никогда не строили планов, у нас была только ясная перспектива и уверенность в ее свершении. Каждый ребенок в душе космонавт. Мы не ждали государственных комиссий и давно вернулись из полета.

В детстве не бывает неудачников. Мы успели пережить славу величайших цезарей, истратили богатства сотен монте-кристо. Сила и длительность наших чувств многократно превосходили все возможности взрослой жизни. Время от завтрака до обеда протекало подобно целой эпохе. Мы успевали поднять паруса, сделать великие открытия, преодолеть бесчисленные лишения и вернуться домой.

Сделавшись взрослыми, люди перестают создавать действительность внутри себя, начинают воспринимать только внешнюю реальность… На смену больших красивых перспектив приходят мелкие простые планы. Вера в реальность всего задуманного сменяется надеждами на механическое будущее. Мы перестаем жениться на принцессах и начинаем искать кухарок. Нас ограничивают надуманные циклы. Мы живем от понедельника до пятницы, от зарплаты до зарплаты, от бутылки до бутылки, от презентации до юбилея. То есть мы заранее знаем, что должно произойти. Распланировав будущее, мы практически его прожили. Как живые мертвецы, мы автоматически продвигаемся в направлении давно завершенного и уже не существующего.

Ребенок ежесекундно и правдоподобно переживает новые великие роли, а взрослые пребывают в качестве вечных статистов на плохой сцене в дурном спектакле.

Когда психологи объясняют природу наших комплексов, выясняется, что абсолютное их большинство сформировалось в детстве. Можно сказать, что наша взрослая суетная деятельность — это медленное пережевывание крошечных осколков огромной детской судьбы, в которой все уже было. Нам нечем дополнить свое детство, разве что ностальгической истерикой, дарующей собственных детей. Продолжение рода — это жажда нового детства. Мы умиляемся этим новым существам и восторгаемся их качеством. Нас повергает в изумление детская мудрость, ясность мышления, одухотворенность их облика. Гении — это люди с затянувшимся детством, которым нескучно играть. Они увлеченно создают новую реальность и увлекают за собой толпы старых ослепших манкуртов.

В этот мир стоит приходить только ради детства. Остальное уже неважно, ведь там было все: колоссальные взлеты, неслыханная жестокость, святое великодушие и сатанинская жадность. Плотность детского времени пропорциональна многим столетиям взрослой жизни. Бог не обманывает нас. Его теория относительности абсолютно справедлива.

Антуан Экзюпери создал образ Маленького Принца как некий обобщенный символ идеального детского бытия с чистым божественным разумом. Посещая планеты взрослых маразмов, Маленький Принц поражает глубиной своего восприятия и лаконичностью детских умозаключений. Он еще не знает, что все увиденное — это его будущее. Рано или поздно он вернется на планету алкоголика и составит ему компанию. Потому что красиво чувствующий принц может быть только маленьким, и в этом его трагедия.

Ранее опубликовано: № 5 (16) Дата публикации на сайте: 11 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов

Трагедия Маленького Принца

Густав Водичка
Журнал «Отрок.ua»
Мы вынуждены любить детство издалека и мучиться безвозвратностью его ощущений. Стремительно и глупо проживая свою жизнь, мы удивляемся тому, как долго тянулись наши детские дни. Трудно понять, куда это все подевалось и зачем. Тайна детского времени ушла от нас вместе с молочными зубами, и нечем ее раскусить. 
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 5 из 5
12:46 01.07.2013 | Берт
"Он еще не знает, что все увиденное — это его будущее"
Почему-то Экзюпери не стал старым маразматиком, э? И не сказать чтоб был сильно молод к моменту смерти..
15:21 01.12.2010 | Nina
Спасибо за статью, цепляет :) Заставляет остановиться и задуматься.
Просто мы также должны помнить, что дети – это те, какими мы пришли в этот мир – чистыми, открытыми, наивными, чувствующими и т.д. А взрослые – это те, в кого мы выросли. И только мы сами ответственны за то, что в нашей душе и нашей жизни (а возможно, и за то, что мы совершили в прошлых жизнях). Только каждый человек отвечает за себя! Не бойтесь реакций того ребёнка, что живёт в вас. Это взрослые подменяют чувства эмоциями, и поэтому запутываются в очевидных вещах (заметьте, дети уходят от плохих людей, не станут есть испорченную еду и т.д.). Взрослейте, мудрейте, но смотрите на мир любознательными глазами ребёнка.
10:12 16.06.2010 | Катерина
"Будьте как дети",сказал Христос, "будьте как дети" вторили ему Андерсон и Оскар Уайльд
блудный сын для своего отца всегда сын
Конфуций в 70 лет (кажется) приходил играть в детские игры перед своими родителями.

И в конце концов, дети тоже бывают разные.

Но с последней фразой полностью согласна. Прекраснодушие не способствует выживанию.
23:36 20.02.2010 | Катя Синица
"В этот мир стоит приходить только ради детства."

Ну что Вы! Не все же люди одинаковы, в конце концов. Для кого-то детство - самая горькая пора в его жизни, для кого-то - лишь "подготовительное" состояние перед такой прекрасной, такой удивительной и интересной Жизнью.

И вот еще что. Сохранив в своей душе лучшие детские качества: доверчивую нежную наивность, радостное удивление, умение видеть чудеса и т.д., разве человек будет вести существование "живого мертвеца"?
22:50 10.01.2009 | Александр
Все так! Но ведь возвращение к Богу даже престарелого человека и есть возвращение назад к новому детству ("...надлежит вам родиться свыше..."), усыновление, а в конечном итоге - возвращение домой, где не будет больше утрат и перемен.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: