Три совета

Извечный женский вопрос «Что надеть?» не теряет своей актуальности при наших сборах в церковь. И если для «опытных» прихожанок он решается в два счета, то для девчонок, только переступивших порог православного храма, возникает ряд затруднений. Мы привыкли дорожить своим имиджем, а здесь… Длинная юбка! Платок! Отказ от макияжа! Джинсам — бой! Недоумения юных прихожанок на эту тему, надеемся, разрешит диакон Андрей Кураев.

Начнем с того, что отношение к брюкам никак не является устоем Православной церкви и православной веры. Это не больше чем какая-то этикетная форма на сегодняшний день. Но когда-то за этим стояли две серьезные вещи.

Первое: в брюках в старые времена порядочные люди вообще не ходили, ни мужчины, ни женщины. Так было в Древнем Риме, так было в Палестине, так было в Византии. Люди ходили в туниках. А в брюках ходили варвары: они были кочевниками, все время на лошадях, и чтобы не натирать ноги о лошадь, они обматывали их тем, из чего потом получились брюки. Когда по Константинополю шел человек в брюках, то это, естественно, был варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм.

Когда варвары стали христианами, этот мотив ушел, но появился другой, связанный с карнавальными переодеваниями, которые когда-то имели религиозный смысл переворачивания всего наизнанку: мужчины в женской одежде, женщины в мужской, мирянин одевается монахом. Эти переодевания на Святки или Масленицу есть рудимент очень древних языческих ритуалов встречи Нового Года.

Приходит весна, начинается новый жизненный цикл. И хочется все плохое оставить в прошлом, избавиться от груза ошибок, как бы отменить историю, начать все с начала. А началом всего, первой страницей космической истории был хаос. Соответственно обновление жизни должно придти через погружение неудавшейся жизни, коррумпированной неудачами и грехами, в первобытный хаос.

Скоморошество, выворачивание всего наизнанку, смена социальных ролей, смешение мужского и женского, молодого и старого было разрушением социального космоса, устоявшихся социальных ролей, стереотипов. А, значит, суматоха Масленицы есть путь возвращения к докосмическому хаосу — возвращение на ту строительную площадку, на которой можно еще раз попробовать с нуля построить мир новый и, быть может, лучший. Поэтому переодевания мужчин в женщин и наоборот — это своего рода языческая форма покаяния, выражение желания жить по-другому. Но пришло христианство и принесло иные формы покаянного поведения: изменение не одежд, а сердца. Языческая лучинка на фоне евангельского солнца стала восприниматься не как источник слабенького, но света, а как источник вполне заметного чада…

Церковь очень хорошо понимала этот религиозный подтекст святочных или масленичных праздников. Скоморошество было альтернативой крещения и исповеди, ибо норовило обновить жизнь без покаяния просто хохмами и переодеваниями…

Память об этом некогда серьезном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к тому, что женщины надевают мужскую одежду

И, кстати, нет тут никакой дискриминации именно женщины. Неодобрение «переодеваний» касается всех — независимо от пола. Все мы знаем, что порой приходится выслушивать женщине, если она зашла в храм в «мужских» брюках. Но вы попробуйте представить себе, а что пришлось бы выслушать мужчине, решившему зайти в храм в юбке!

Что же касается косметики, то, во-первых, в Православии настороженное отношение вообще ко всему, что искусственно (то есть сверхприродно, но не благодатно). Даже электрический свет вместо естественного солнечно-свечного, парафиновые свечи вместо восковых, вазелиновое масло в лампадах вместо оливкового, концертное пение неверующих наемников вместо пения верующих прихожан — все это своего рода «косметика», от которой мы хотели бы избавиться… Церковным людям очень не нравятся даже усилители в храмах, усиливающие голос священника и звучание хора. Нетерпимы мертвые, искусственные цветы. Не должна звучать в храме магнитофонная запись церковного пения — пусть лучше звучит дряхлый голос старушки, чем лазерная копия какого-нибудь диска патриаршего хора. Все должно быть живым. Поэтому и косметика церковными людьми воспринимается как некая искусственная маска, штукатурка, налагаемая на лицо.

Во-вторых, храм — не место для лицедейства и лицемерия. Если человек пришел в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо стоять «голеньким».

В-третьих, женская косметика во все века была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу охоты на самцов. Но открывать в храме охотничий сезон на мужчин — это как-то нехорошо. К храму лучше отнестись как к «заказнику». Это место, где человек может быть просто человеком, а не сексуально зависимым существом. Храм дает свободу от сексуального гнета, от необходимости постоянно с кем-то заигрывать.

Ну вот, вынес я приговор столь же суровый, сколь и справедливый… А теперь начну его смягчать.

Снова во-первых. Во-первых, косметика Евангелием… предписывается: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6, 77). Считалось, что красивые волосы — это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это не косметический совет. Это совет духовный. Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с миром в конфликт. Не стоит слишком уж старательно подчеркивать нашу инаковость: ходить в черных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки, с выражением постоянного благочестивого ужаса короткими межхрамовыми перебежками передвигаться по улицам городов…

Значит, если в твоем окружении «принято» умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия (нормы) в той среде, где живет и работает христианин, то не стоит нарочито из нее выламываться. Кстати, св. страстотерпица императрица Александра Федоровна косметикой пользовалась…

Во-вторых, — мотив «окосмечивания». Да, церковь отрицательно относится к таким изменениям внешности, которые призваны делать человека более сексуально привлекательным. Но представьте себе обычную школьную учительницу. В школе у нее чисто женский коллектив. Есть один мужик, да и тот одноногий военрук… Ясное дело, не за ним она идет ухаживать и не его идет поражать своим внешним видом. И если эта учительница просыпается на полчаса раньше, чтобы помучиться при работе над своим образом, то она делает это отнюдь не ради своего удовольствия и не ради флирта. В ее среде так принято, и она просто не хочет выделяться.

Если мотив такой, то в этом нет греха. Она просто исполняет часть своего профессионального долга — ей нужно «быть в форме». Ничего греховного в этом случае в ее действиях нет.

Что же касается запахов… В древней житийной литературе есть выражение о подвижниках: «Уста их дышали постом». От людей высокой духовной жизни, даже если они давно были лишены возможности менять одежду и посещать баню, не исходило неприятных запахов. Так что можно надеяться на то, что если мы станем подражать им, нам тоже не понадобятся ни шампуни, ни зубные пасты. Но если мы еще не в той мере духовного возрастания, то лучше не отпугивать от себя людей.

В итоге у меня три совета на тему об одежде и косметике.

Первый обращен к женщине, которая просто проходит мимо храма. В ее утренних замыслах посещения храма не было. Но вот проходила мимо, и в сердце шевельнулось желание зайти. Одежда ее «нецерковная»… Что делать? — Зайти. Если женщина знает, что у нее такая одежда, что может вызвать нарекания прихожанок, и тем не менее заходит на минутку в храм ради молитвы о своих детях, то это своего рода исповедничество и юродство: готовность принять оскорбления и неприятности ради того, чтобы помолиться.

Второй совет к женщине, которая специально идет на службу. Ей я советую одеваться «по-церковному». Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто наше спасение от наших ближних, от того, какой мы оставляли след в их жизни. Ранили или исцелили. Открою тайну: молиться трудно. Несколько часов держать свой ум в состоянии постоянной молитвенной сосредоточенности — очень трудно. Конечно, человек отвлекается. Конечно, осуждает себя за эти отвлечения. И, конечно, ищет возможности оправдать себе хотя бы некоторые из них. И тут вы даете ему такой прекрасно-законный повод заняться чем-то другим помимо молитвы. Зачем давать повод ищущим повода? Зачем помогать входить во грех?

Третий мой совет — к самим прихожанам. Снова представим первую ситуацию: женщина случайно проходила мимо храма, и у нее появилась мысль о том, чтобы в него зайти. Но тут уже другая мысль остерегла ее: «Ты не так одета! Тебе туда нельзя!» Вопрос: «Какая из этих мыслей от Бога, а какая — от лукавого?» Так зачем нам-то становиться союзниками этого лукавого?

И еще нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: «Не мы терпим — нас терпят». Все мы в церкви только еле терпимы. Никто из нас не хозяин в храме. Домовладыка тут — Господь. Он позвал нас к Себе. Вспомним притчу о званых на царский пир (Мф. 22). Почетные гости не пришли. Царь тогда приказал позвать бомжей. Вот мы и есть эти бомжи. Так имею ли я право сказать на таком пиру при виде очередного гостя: «Да хтой-то там приперся! Государь, да ты глянь! Это же Гришка с Павелецкого вокзала! Да он же такой козел вонючий! Он мне вчера бычок не оставил! И вообще, он павелецкий, их в нашу приличную компанию брать нельзя, тут все только с Курского!» Так что не надо в церкви хозяйничать и изгонять из нее тех, кого позвал сам Владыка.

А вообще при разговоре о том, «како надлежит одеватися христианину», я вспоминаю ехидные слова христианского писателя третьего века Тертуллиана, которыми он начинает свой трактат «О плаще»: «Мужи карфагеняне! Я радуюсь, что вы столь процветаете во времена, когда имеется приятная возможность обращать внимание на одежду. Ибо это — досуг мира и благополучия».

Ранее опубликовано: № 6 (11) Дата публикации на сайте: 11 Сентябрь 2007

Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на  карточку Приватбанка 5457082237090555.

Код для блогов / сайтов
Три совета

Три совета

Андрей Кураев
Журнал «Отрок.ua»
Извечный женский вопрос «Что надеть?» не теряет своей актуальности при наших сборах в церковь. И если для «опытных» прихожанок он решается в два счета, то для девчонок, только переступивших порог православного храма, возникает ряд затруднений. Мы привыкли дорожить своим имиджем, а здесь… Длинная юбка! Платок! Отказ от макияжа! Джинсам — бой! Недоумения юных прихожанок на эту тему, надеемся, разрешит диакон Андрей Кураев.
Разместить анонс

Комментарии

Результаты с 1 по 25 из 29
17:59 14.03.2014 | Тропинин к
Статья явно не поспевает за временем. Почему? Срабатывает стереотип запретов на непонятное. Мужчина одевший юбку для нас либо сумасшедший либо извращенец. Третей категории не видит никто. В моде нарушился баланс, в женский гардероб ворвались женские брюки и сегодня я буду просто не понят толпой если выйду на улицу и увидев женщину в брюках закричу во всё горло - Ату её! Смотрите люди, вот идёт извращенка, она или больна или хочет стать мужчиной! Почему заимствование вещи из атрибутов другого пола для женщин считается нормой, а для мужчин недопустимым. Веками и те и другие носили всё что хотели, но вот пришел достаток, и на век полтора сформировался облик одежды наших полов и он был заключен в рамки созданные самим обществом. Хотя женский пол всё чаще протягивает руку и просто берёт для себя что хочет. При этом запрещая делать подобное мужчинам. В нас самих этот страх одеть желаемое и более удобное в неких условиях висит угрозой потерять свою мужественнось заключенную в штанах. Но если женщина одевающая брюки не становится мужчиной. то почему мы считем, что мужчина становится от этого женщиной? Он не будет от этого менее слабым? Для обдумывания этой проблемы в нужном и не извращенном направлении я могу посоветовать зайти на писательский сайт =прозаРУ= К АВТОРУ Чиполино НОВЫЙ пк. ЕСТЬ У НЕГО НАПИСАННЫХ НЕСКОЛЬКО ЧЕСТНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ПОДОБНУЮ ТЕМУ. ЕСТЬ И ДЕТСКОЕ И ВЗРОСЛОЕ. Советую прочесть. Не формата ради. а для общего развития.
10:35 12.04.2013 | Светлана
Кто в чем одет)) - исправляюсь -читать- "кто во что одет", великий русский язык)))
10:32 12.04.2013 | Светлана
"...я вспоминаю ехидные слова христианского писателя третьего века Тертуллиана, которыми он начинает свой трактат «О плаще»: «Мужи карфагеняне! Я радуюсь, что вы столь процветаете во времена, когда имеется приятная возможность обращать внимание на одежду. Ибо это — досуг мира и благополучия»."
Совершенно согласна, пустое это, кто в чем одет, если злоба в душе , то уж юбка на теле не спасет. Светлым человеком надо быть, и не важно в чем ты одет.
23:47 08.12.2012 | Анна
Я ходила несколько лет в юбке и без косметики,как раз по соображениям, чтобы не двоиться, привыкла к такому виду, хотя брюки все же нахожу более удобными. Не понимаю спор по поводу женской-не женской одежды, когда на них написано: "Женские". Но потом, как выяснилось, такой вид очень не нравился моему мужу,но он ничего не говорил... До поры, до времени. В итоге я вернулась к тому виду, который для него был более приемлем. Ну что поделаешь, на наших близких тоже влияют современные каноны красоты...Если ему так лучше... Бог не на внешность смотрит... Я не стала бы так категорично делить на черное и белое вопросы такого плана... Ситуации бывают разные...
00:08 02.12.2011 | Лариса
Слава Богу у нас в городе никаких проблем с формой одежды нет. Старенькие (пожилые) женщины и те приходят некоторые в брюках. Замечаний по этому поводу никогда ни от кого не слышала. Да и батюшка говорит: "Зима на дворе, какие юбки?"
22:15 16.10.2011 | Фотя
Соглашусь с предыдущими ораторами:в длинной юбке теплее чем в штанцах, а еще есть возможность одеть под нее колготки 100-150 den(плотные и теплые),если юбка короткая- сапожки на меху, с каблучком или без-красота и женственность!Брюки реально требуются редко-на санках с горки покататься, на лыжах.У нас на работе была форма-брючный костюм, я постепенно брюки сменила на юбку того же цвета-и никаких нареканий.Если что, можно сослаться на закон о свободе вероисповедания))
07:01 21.06.2011 | Елена
не те сейчас времена, чтобы придирками о внешнем виде изгонять тех, кто сознательно! взрослым человеком, имеет потребность туда прийти. правильно. что в др. религиях и кофессиях рады человеку вне зависимости о его вида. Рады, что человек пришел к Господу - а не показать, насколько он послушен правилам. брюки давно уже не только мужская одежда, в древности все поголовно носили туники, чего ж не ввели такую униформу всем верующим, а только священство носит подобную одежду? жиизнь светская и церковная - разные вещи, а Господь в сердце. что, я меньше верую от того, что у меня помада на губах? считаю лицерием помаду стирать, входя в храм, потому что бабушка на входе наорет. Когда хожу на службу на большие праздники, конечно, и волосы прикрывают и полный макияж не делаю, и шорты на себя н епялю - из уваждения к людям, потому что Господь меня наизнанку знает, вряд ли мои шмотки или краска Его обманут или смутят, извините за откровенность. Нужно сближать жизнь каждожневную и Церковь, чтобы религиозность стала ествественной, а не противопоставлялась обыденной жизни.
11:58 01.03.2011 | Olena
дорогие друзья- статья исчерпала этот вопрос.
бывают разные ситуации, проблемы ( со здоровьем,работа...)-главное,чтоб они не становились оправданием.

Возлюбим друг друга!
01:22 20.01.2011 | Софья
Всё-таки, если жить по-христиански - это во всём быть христианином. Почему-то многие оказываются христианами только в храме. Эдакие "тепленькие" христиане. Будь или горячим - т.е. всей душой к Богу, или уж не лукавь и оставайся холодным. Что ж мы за христианки, когда даже самый первый подвиг - внешний - совершить не можем?? Отречься от любимой безделушки и куска ткани для нас немыслимо? что ж говорить тогда о подвигах смирения и пр.? Странновато слышать, как женщины пытаются оправдать брюки морозами, рабочим коллективом и прочей ерундой. Юбки, платья - это самая что ни на есть женская одежда, женщины столетиями носили её! Не думается, что пятьсот лет назад зимы в наших широтах были теплее. Просто ум человеческий изворотлив, так и ищет лазеечку, чем бы оправдаться. А в юбке, между прочим, очень даже хорошо. Сама сознательно стала носить юбку с 13 лет, трудно поначалу было особенно в школе, потому что никто из моих одноклассниц так не ходил (а такой возраст - сами понимаете). Длинная скромная юбка спасла меня тогда от сомнительных друзей и компаний. Мне 25, себя в брюках не представляю и не хочу представлять. Да на эту тему многое можно писать, но хочется резюмировать: дорогие, будемте начинать с малого, будемте верны в малом, тогда и большее вверено нам будет. Иначе так и протопчемся на пороге, не пройдя в хоромы...
11:30 08.01.2011 | Алиса
"забавно" ехать в маршрутке и чтобы передать за проезд думать как обратиться "девушка" или "молодой человек"...действительно путаю часто.

Народ кидается в две крайности:

1-либо девушка похожа на парня,так что уже сомневаешься кто она на самом деле.это не только брюки-джинсы.это короткие стрижки,поведение и привычки.

2-либо когда девочка лет 12-13 она одевается секс-бомба.и красится и ведет себя так же.

вот так...а одеваюсь я в большинстве случаев в юбку и блузку с орнаментами венгерскими...все уже привыкли..но в начале смотрели подозрительно и спрашивали "ты что,украинка??"
13:17 18.12.2010 | Елена
Как-то был в моей жизни период... неофизма чтоли, носила исключительно юбки (на работу,на прогулку, в храм само собой) Зима была оочень холодная того года (-20 и ниже почти месяц)и я думала, что не выдержу в юбках все время, но оказалось что в юбке даже теплее. Это точно говорю, хотя раньше мне казалось, что не реально зимой юбку носить вообще. И, кстате, мне кажется я даже закалилась как-то, теперь могу даже тонкие колготки одевать зимой и не мерзну вообще)))
02:17 02.12.2010 | Марія
Дуже гарна стаття!Мені прикро, що я раніше ходила у храм користуючись косметикою-тепер у мене неприємності...Сумно, що пізно зрозуміла свою помилку((
15:10 21.08.2010 | Дорофея
большое спасибо за чудесную статью)))))
01:13 13.07.2010 | Лиза
вот в этом все православие... в католическую церковь можно в чем угодно прийти, и никто ничего не скажет)
23:19 20.02.2010 | Джая
1- У меня юбки нет никакой в принципе.
2- Никогда не хожу без косметики.
3- И меня мало интересует в каком виде и прикиде НАДО ходить в церковь.
4- Потому что в церковь должно ХОТЕТЬСЯ приходить. И если мне хочется- я иду такая как есть.Вот именно, без маскарада .
23:29 17.12.2009 | Света
Когда в храм идешь специально - в воскресенье и в субботу - тогда, конечно, юбка.. А вот как быть - ну едешь с работы... На работу в юбке - ну никак, больная потом (это ж и обувь нужна соответствующая, юбка и кроссовки не сочетаемы, увы). Большая спортивная сумка или рюкзак, кстати, тоже с юбкой не ахти... Так что - мимо храма всю неделю?(( обидно....
06:32 13.11.2009 | Ирен
Очень хорошая статья, спасибо Вам.
20:15 08.10.2009 | Полина
В юбке гораздо удобнее жить! Если честно, то в юбке шерстяной теплее, чем в брюках, так как ноги в юбке греют друг друга собственным теплом, а в брюках через ткань это тепло не проходит. И между прочим, в дореволюционное время на Руси женщины всегда ходили в юбках и ничего - по десять детей рожали! За все слава Богу. И правда ведь, не лукавьте! Так много лжи на свете, что надо быть хоть в малом верным себе и Богу. С малых дел - великое начинается. Простите, если что не так.
00:57 02.10.2009 | Марина
Читаю и удивляюсь - в чём вопрос? Если не чем обновить гардероб, или колгот достойных не имеется ( было и такое - а в штопанных далеко не каждая христианка сможет пойти, именно высокой степени юродства не достигнув)- можно и платком обернуться поверх брюк! Тоже мне, проблема.
Суть ведь, насколько я понимаю, в другом - сказано ведь, чтоб мужчины не носили женскую одежду, а женщины - мужскую! Вот, в чём смысл. И это только кажется второстепенным. На самом деле, этот "унисекс", это смешение и неразбериха - где мальчики, а где девочки - грозит многими проблемами. Женщина должна быть неагрессивно ЖЕНСТВЕННОЙ. А мужчина - достаточно мужественным. И НИКАК НЕ НАОБОРОТ.
17:33 15.09.2009 | таня
Юбка это символ женственности.
10:05 13.08.2009 | ОЛЯ
Думаю, Господу всё равно, в чём мы пришли, хоть и действительно голенькими (это, конечно, я утрирую). Если я пришла в брюках с работы (мой колледж в 2х минутах и 10ти метрах от храма) и бабки начинают меня донимать этим, я не обращаю внимания - я ведь не к ним пришла сюда.
18:34 22.07.2009 | Анна
а если температура не подымается выше 8-10 градусов, то тем более лучше одеть некороткую юбку, а под нее м-м-м... в зависимости от температуры. Под необтягивающую юбку можно одеться куда теплее, чем под принятые сейчас модели брюк. Да и ткань на юбку годится более плотная и теплая, чем на брюки.

И в транспорте ничуть ни неудобно. Главное, чтобы юбка была достаточной для широкого шага. А это далеко не солнце-клеш.
17:23 22.06.2009 | Цветик
трудно только, когда в Храм после работы.. ведь на работе почти всегда в брюках... по транспорту переполненному в юбке.... жуть.. и колготки жалко))
10:23 24.03.2009 | Ольга
Тогда для этого есть притеплые колготки и шортики, и юбки бывают из шерстяных тканей.
Сама раньше носила брюки, но ради Бога можно отказаться от этого, это совсем нетрудно.
23:45 19.03.2009 | Тамара
Очень благодарна о.Андрею за статью.Одна моя знакомая(православная) будучи в поездке по Франции и гуляя по Парижу увидела православный храм и зашла туда будучи одетой в брюки.При виде священника, она подошла к нему и испросила прощения за то, что она в брюках.На это священнослужитель ей ответил,главное-сердце в юбке.Главное - душа,а не юбка или брюки.

Добавить Ваш комментарий:

Ваш комментарий будет удален, если он содержит:

  1. Неуважительное отношение к авторам статей и комментариев.
  2. Высказывания не по теме, затронутой в статье. Суждения о личности автора публикации, выяснения отношений между комментаторами, а также любые иные формы перехода на личности.
  3. Выяснения отношений с модератором.
  4. Собственные или чьи-либо еще стихотворные или прозаические произведения, спам, флуд, рекламу и т.п.
*
*
*
Введите символы, изображенные на картинке * Загрузить другую картинку CAPTCHA image for SPAM prevention
 
Дорогие читатели Отрока! Сайт журнала крайне нуждается в вашей поддержке.
Желающим оказать помощь просьба перечислять средства на карточку Приватбанка 5457082237090555.
Отрок.ua в: